Актёры, ушедшие рано Олег Даль Часть 10

                ЧАСТЬ ДЕСЯТАЯ

                ЧЕЛОВЕК - ХОЗЯИН СВОЕГО РАЗУМА

             ВЫСШИЕ РЕЖИССЁРСКИЕ КУРСЫ
             ****************************
             В январе 1976 года в дневнике Олега Даля появилась запись,
  свидетельствующая о его готовности к творческим переменам."Ухожу из театра и
  кино!Не потерять времени к 37 годам.Я кинорежиссёр,если всё образуется."

  Весной Олег Даль покинул "Современник",а 25 июня 1976 года написал заявление
  на имя директора Высших курсов сценаристов и режиссуры Ирины Кокоревой.В нём
  артист просил взять на двухгодичные курсы(в связи с осознанием необходимости
  полнее выразить моё существование в искусстве),и указал,что хотел бы учиться у
  Иосифа Хейфица.К заявлению прилагал два рекомендации - от Хейфица и директора
  студии "Ленфильм" Виктора Блинова.

  В течении полутора летних месяца дирекция курсов занималась поисками
  абитуриента Олега Даля,который уехав на съёмки,не сдал на творческий конкурс
  автобиографию,рецензию на кинофильм,и режиссёрскую разработку литературного
  производства.В августе 1976 года,когда часть необходимых документов всё - таки
  поступила в приёмную комиссию(производственная режиссёрская разработка по
  рассказу)Юрия Олеши "Лиомпа" за Олега Даля написала его жена Елизавета
  Апраксина.В личном деле кандидата Олега Даля появилась отметка "Сомнительно"
  поставленная специалистом курсов Т.Лихачёвой:"Считаю,что от такого хорошо,
  знающего производство абитуриента <...> можно было ожидать более интересных и
  обстоятельных работ."Тем не менее осенью Олег Даль успешно сдал письменный
  экзамен и согласно приказу Госкино СССР от 29 ноября был зачислен слушателем
  режиссёрского отделения.

  На курсах Олег Даль,по данным исследованиям Александра Иванова,посетил всего
  четыре занятия.В тот же период - в ноябре 1976 года - он приступил в качестве
  режиссёра к съёмкам ленфильмовской короткометражной ленты "Песня на дудке",но
  ушёл из киногруппы,не удовлетворённый сценарием.Далее был его уход со съёмок
  фильма Леонида Гайдая "Инкогнито из Петербурга",где Олег,утверждённый на роль
  Хлестакова начал репетировать с партнёрами.

  В феврале 1977 года вышел приказ Госкино об отчислении Олега Даля с Высших
  режиссёрских курсов;с документом - В связи с отсутствием студента - был
  ознакомлен мастер его курса Иосиф Хейфиц.По воспоминаниям Елизаветы
  Апраксиной,отчисление не стало для артиста драмой".(Ничего серьёзного эти
  курсы ему дать не могли);к тому же в ту пору Олег Даль вёл переговоры с
  Эфросом о переходе в театр на Малой Бронной,и новая работа казалась актёру
  перспективной.

  ОЛЕГ ДАЛЬ во ВГИКе
  ********************
  В 1980 году Александр Алов и Владимир Наумов предложили Олегу Далю работу
  преподавание актёрского мастерства во ВГИКе.По словам педагога киноинститута
  Георгия Склянского,к тому времени положение,которое к тому времени Олег Даль
  занимал "на актёрской иерархической лестнице" позволяло ему стать
  руководителем собственной творческой мастерской.Однако Олег Даль после
  раздумий решил попробовать свои силы в должности преподавателя в режиссёрской
  мастерской Алова и Наумова.Руководитель ВГИКа,как утверждал Склянский напрямую
  в работу Олега Даля не вмешивались и никак её не корректировали.,несмотря на
  допускаемые им методические ошибки.Так,во время одного из занятий Олег Даль,
  читая стихотворение внезапно остановился и после паузы начал заново.В рамках
  педагогической этики это было запрещённое упражнение,потому что во ВГИКе и в
  театральных вузах студентам с первого курса объясняют,что даже самую неудачную
  сцену нужно доиграть до конца:Нельзя остановиться и закрыть занавес посреди
  спектакля.
  Однако Олег Даль,не имевший продуманной системы взаимоотношений со студентами
  считал такой подход примером для работы над поэтическим текстом и одновременно
  проверкой реакции аудитории на тот или иной актёрский посыл.

  Олег по свидетельству Елизаветы Апраксиной тщательно готовился к занятиям:в
  его домашнем архиве сохранились многочисленные листки с планами и упражнениями
  по актёрскому мастерству.Первое занятие состоялось 23 октября 1980 года после
  возвращения студентов с курса с осенних сельскохозяйственных работ.Согласно 1-
  ого плана студенты должны были выполнить упражнение,которое в записях Олега
  обозначалось так:Тело.Движение.Хлопок.Посыл.Стул.Одиночество.Внутренний
  монолог.На практике,как рассказывает Валерий Пендраковский,студенты должны
  были по очереди входить в аудиторию заполненную однокурсниками,здороваться,
  представляться,затем садиться на стул и,хлопнув себя трижды по колену,
  некоторое время находиться в зоне молчания.Смысл упражнения сводился к умению
  артиста выдержать любую реакцию зала,оставаясь при этом органичным.Олег Даль
  во время этого урока показал десятки вариантов  поведения человека,
  оказавшегося в "публичном одиночестве".В целом Олег Даль,работав во ВГИКе
  успел провести не очень много занятий,один раз в неделю однако порой они
  продолжались даже на улице.
  По словам Склянского "Шли бесконечные прогулки,чуть ли не через полгорода" в
  которых продолжала развиваться,разрабатываться какая - то тема.

  Последнее занятие во ВГИКе Олег даль провёл 26 февраля 1981 года.Оно,как
  вспоминал Пендраковский,кардинально отличалось от прочих.По предварительному
  плану Олега,в этот день студенты должны были "придумать судилище в сумасшедшем
  доме над Гоголем,Булгаковым,Шекспиром,Достоевским.Однако живое общение - со
  сценками и этюдами - не получилось.Преподаватель в этот день выглядел
  отрешённым,внезапно заменил на лекцию - эссе о театральной жизни в стране.
  После лекции,не вступая с курсом в диалоги и не дожидаясь вопросов,он покинул
  аудиторию.

  ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСЕН в ТЕАТРЕ и КИНО
  **********************************
  Олег Даль не стремился к певческой карьере,несмотря на то,что в школьные годы
  занимался в хоровом кружке Центрального дома культуры железнодорожников.
  Руководителем этого коллектива был хормейстер Семён Дунаевский,который однажды
  пригласил на репетицию своего брата - композитора Исаака Дунаевского.Тот
  обнаружив у юного хориста Олега Даля абсолютный слух,поручил ему сольное
  исполнение некоторых песен.Впоследствии однако Олег отказывался использовать
  свои вокальные возможности вне театра и кино,отклонял предложения об участии в
  концертах и записях на радио.Во время творческих встреч со зрителем он
  говорил,что будучи драматическим артистом,поёт только голосом своих героев.

  Первую в свой сценической биографии главную роль Олег Даль получил в спектакле
  "Вкус черешни" благодаря умению петь.Изначально Олег не входил в число
  участников постановки,но накануне премьеры выяснил,что исполнитель главной
  роли Геннадий Фролов находится не в лучшей форме.Олег Даль за два дня выучил,
  включенный в спектакль песни Окуджавы и был срочно введён на премьеру.В фильме
  "Король лир" во время съёмок сцены у Гонерильи Олег,сымпровизировав,
  речитативом исполнил "песню шута",к которой композитор Дмитрий Шостакович
  позже написал музыкальное сопровождение.

  По словам Н.Галаджевой в сценах,где поёт Олег Даль,объединены три компонента -
  музыка,пластика,и поэзия.
  "Музыкальность заложена в основе движения,в его подчинении какой - то
  внутренней мелодии,которая слышна одному актёру,звучит внутри него.Она придаёт
  каждому жесту темп и ритм,интонацию и тембровую окраску."

  Кроме Шута,в число поющих киногероев Даля входят Солдат(Старая,старая сказка)
  Анатолий Барыгин - Амурский("Не может быть!"),Иванушка - Дурачок(Как Иванушка
  дурачок за чудом ходил")и другие.Два персонажа из фильмографии Олега Даля,
  которые поют не его голосом- это Крестовский из Земли Санникова"(там песни
  озвучил Олег Анофриев и Сеня из Первого троллейбуса",где Владимир Трошин
  исполнил вместо Олега Даля песню "За тобою вслед".

  В 1988 году звукозаписывающая фирма "Мелодия" выпустила грампластинку под 
  названием "Поёт Олег Даль",в которую были включены шестнадцать вокальных
  номеров из девяти экранных работ актёра.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ

                ************  ************

                16.03.2023


Рецензии