Весна Сандро Боттичелли

ЧАСТЬ 1

Ах, Весна… Юная красавица… Как долго сердце ждало тебя, желая отогреться твоей нежностью и твоим теплом… Оно прошло сквозь суровую зиму, обжигающую своим холодом и леденящую долгим молчанием… Лишь скрип снега под ногами и колючие прикосновения ледяных кристаллов к душе… И вот ты — мое долгожданное счастье… Ты делаешь первые робкие шаги, ступая несмело и неуверенно, как маленькая девочка идет по земле и оглядывается вокруг, надеясь увидеть живое и трепетное — живые цветы, живые голоса, живое сердце… Вот она я… я здесь… Я слышу твои шаги… твое дыхание… И верю, что пройдет совсем немного времени — и зазвенит капель, отсчитывая последние мгновенья  зимы, зажурчат ручьи, искрясь и играя лучами солнца, расцветут сады, в которых будет петь соловей,  оживет душа, в которой проснется желание жить, любить и верить… ждать и надеяться — и даже мечтать… Шагай увереннее… Раскрась эту землю цветами, наполни радостными звуками, подари тепло и надежду, согрей нежностью и ласковым прикосновением… Весна, моя надежда и обещание счастья… Мое сердце идет за тобой… по твоим шагам… Потому что ты… Ты — моя Весна…

Наверное, такое же ощущение Весны испытывали люди много веков назад и будут испытывать через много веков вперед… Потому что Весна — это всегда Надежда… всегда Любовь и обязательно Красота… Почему-то в эти дни, в ожидании прихода нежной красавицы и обновления жизни, вспомнилась картина Сандро Боттичелли — итальянского художника эпохи Возрождения… Чудесное время, когда все только начинается, он поэтически воспел в своей картине «Весна», ставшей мировым шедевром… «Весна» — это гимн Природе и Человеку… Она наполнена поэзией, в ней звучит музыка, дышит жизнь, оживают цветы, рождается Любовь… и, конечно же, бьется сердце, веря каждому слову художника… Вот так прекрасная пора объединила мои порывы души и мои ожидания с  надеждами реальных людей, живших в 70-х годах 15 века… Свои мысли и ощущения они воплотили в восхитительных  полотнах, оставив их нам в наследие, как напоминание о счастье и обновлении жизни… Ах, Прекрасное Далеко… Ах, Талантливые наши Предшественники… Мы слышим вас…


«ВЕСНА» БОТТИЧЕЛЛИ. ИСКУССТВО ИТАЛИИ 15 ВЕКА. ВОЗРОЖДЕНИЕ

К свадьбе своего троюродного брата (по другим источникам, 17-летнего племянника) — Лоренцо ди Пьерфранческо, Лоренцо Медичи готовился заранее и точно знал, что подарит ему. В качестве свадебного презента должна стать картина, написанная кистью любимого художника семейства Медичи — Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи по прозвищу Сандро Боттичелли.

Предполагалось, что картина составит интерьер виллы Медичи в Кастелло, недалеко от Флоренции, которую  приобрели для пятнадцатилетнего Лоренцо. Юноша получал на то время серьезное образование, и дружеское участие в его воспитании принимал глава Платоновской академии — флорентийский философ Фичино. Марсилио Фичино, друг Лоренцо Великолепного, составил для Лоренцо ди Пьерфранческо философское наставление к будущей жизни.

Картина задумывалась для личных покоев будущего ренессансного знатока, которая будет не только услаждать зрение созерцателя, но и одновременно воздействовать на его душу — и станет иллюстрацией к виртуозно зашифрованному философскому напутствию будущему браку, призывом к гуманности как высшей добродетели, воплощенным в мифологическом сюжете.…

К тому же, по мысли Лоренцо Великолепного, задумавшего использовать родственника Лоренцо ди Пьерфранческо в своих политических затеях, такая оригинальная идея — ненавязчивое своеобразное наставление для молодого строптивого юноши, который должен был жениться на юной девушке из знатной и могущественной флорентийской семьи — Семирамиде д`Аппиани. Медичи желали видеть эту семью своей союзницей,  поэтому молодых людей решено было обвенчать, даже не спрашивая их мнения.

Медичи поручил Сандро Боттичелли воплотить свою идею в жизнь и написать картину-послание. И такая картина явилась миру… Сегодня её называют самой загадочной работой художника.
В начале 1482 (1478?) года Боттичелли написал свою восхитительную «Весну» (Primavera), немыслимую и невероятную...


НОВЫЕ ЧЕРТЫ ИСКУССТВА ВОЗРОЖДЕНИЯ, ВОПЛОЩЕННЫЕ В «ВЕСНЕ»

В ней все необычно, нестандартно, всё, словно вызов, нарушает правила и требования искусства… «Весна» — что это? Портрет? Икона? Религиозной сюжет? Нет… Это вымысел, фантазия, рожденная пылким воображением художника, посвященная исключительной, необыкновенной — возвышенной любви… Это новое светское искусство — тонкое, аристократичное, наполненное символами и аллегориями, музыкальное и поэтичное.


СПРАВКА:
Важно отметить, что расцвет творчества Сандро Боттичелли (1445-1510) пришелся на время, когда он сблизился с кружком гуманистов — поэтов, писателей, философов, художников — при дворе Медичи.

Братья Медичи — Лоренцо (правитель и вдохновитель города, банкир, меценат, поэт и философ) и его младший брат Джулиано (придворный, рыцарь, блестящий кавалер), были настоящими кумирами для современников. Они сплотили вокруг себя блестящее общество и окружили себя самыми выдающимися людьми своего времени. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи бывали философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: будущий учитель Рафаэля — Перуджино , будущий учитель Микеланджело — Гирландайо, учитель Леонардо — Андреа Верроккьо, Сандро Боттичелли…

Они любили античную культуру и создали вольное общество людей — «Платоновскую академию». «Неоплатоники» искали новую истину, поставив перед собой цель — создать универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Создавая новое время — эпоху Возрождения, они верили в человеческое могущество – силу и индивидуальность, мысль и талант, созидание и возможности, которые подобны божественному и повторяются самим человеком…
Создатель «Весны» сумел постичь самую суть эпохи Ренессанса, того времени, когда восхищались красотой человека и мира и высоко ценили творческие порывы художников.

Следуя усвоенным истинам философии флорентийских гуманистов и желанию новизны через разрушение устоявшихся правил, Боттичелли в одном полотне соединил воедино три различных, не связанных друг с другом стиля, но развивавшихся в единстве в искусстве 15 века — куртуазный,  античный,  христианский.

АНТИЧНЫЙ СТИЛЬ представлен персонажами и мотивами мифов Древней Греции.

На картине, справа, мы видим, как Зефир, теплый западный ветер, похищает Хлориду — греческую Нимфу полей и цветов… Она превращается, в изображенную тут же Флору — уже римскую Богиню, осыпающую землю цветами.
В левой части изображены три Грации, олицетворяющие Целомудрие, Любовь и Наслаждение.
Здесь же и Меркурий, разгоняющий облака. Он стоит под сенью апельсиновых деревьев, отсылает воображение зрителя к мифу о Парисе и его выборе прекраснейшей из богинь, которой он как победительнице вручил яблоко.
Эта богиня — Афродита, или Венера, мягко ступает по ковру из трав и цветов в центре картины. Над ее головой — Амур с луком, целящийся в одну из граций.

ХРИСТИАНСКИЙ стиль воплощает образ Мадонны (Афродиты), благословляющей всех персонажей своей рукой, а в Меркурии узнается святой Себастьян, христианский мученик.
Сама же Мадонна появилась на изображении неспроста. Ведь ее, как и других богинь, возвели к лику святых, и для христиан она — истинная богиня.
Кроме этого, в образах Зефира и Нимфы Хлорис также улавливаются ассоциации с религиозными мотивами, они  перекликаются со средневековым изображением дьявола, не пускающего душу в Рай.

В КУРТУАЗНОМ стиле в эпоху Ренессанса изображали возлюбленных.
Главная героиня,  действительно, напоминает Мадонну. В ней читается и культ «прекрасной дамы» — вдохновительницы художников и поэтов. Эти куртуазные настроения процветали в кружке Лоренцо Великолепного.
Венера напоминает лицом прекрасную Симонетту Веспуччи — возлюбленную одного из братьев, Джулиано Медичи, которая умерла в 23 года от туберкулеза. На самого же Джулиано походит Меркурий. Картина была написана вскоре после смерти прекрасной Симонетты.


ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАРТИНЫ

Не обращая внимания на то, что в картине смешались две веры — христианство и язычество, художник талантливо показывает, что разные эпохи искусства в своей основе не так уж и отличаются друг от друга; пройдя сквозь время, они просто постепенно преобразуются в новые образы и героев мифов и легенд. Таким образом художник упорно отстаивает право на существование различных направлений и взглядов. Не случайно, видимо, картина и названа не просто «Прима», а «ПримаВЕРА». 

«Весна» Сандро Боттичелли знаменовала собой важный поворот в живописи, не подчиненной никаким канонам. В ней видна уже не только душа художника, но и его воля (один из принципов Возрождения). Русский искусствовед Павел Муратов писал о Боттичелли: «Он первым встречал утренний туман нового и долгого дня в истории мира под единственным знаменем чистого искусства».

ПРОСТРАНСТВО

Избрав готическое направление раннего Средневековья, художник сумел создать сюжет без учета перспективы. Здесь нет второстепенного движения, нет глубины второго плана (хотя за стволами деревьев и виднеется небо), нет линий, уводящих мысль к иным размышлениям, кроме как самая важная необходимость — сосредоточиться именно и только на этом моменте… Абсолютно плоский фон, подобно декорации на сцене, создает ощущение театральной постановки  и делает Представление на картине нереальным и возвышенным,  словно сошедшим к нам из других неведомых миров — миров идеальных образов, где все есть Истина и Любовь…

«Весна» излучает какой-то волшебный свет… Глядя на полотно, ощущаешь дыхание Весны… чувствуешь необыкновенную гармонию и миролюбие, словно на тебя с картины льется теплота и струятся потоки любви — так Амуры посылают свои стрелы в сердца тех, кто с теплотой и вниманием относится к искусству. От картины невозможно оторваться, можно часами рассматривать каждый уголок, неустанно изучать каждую линию и деталь, любоваться каждым завитком волос и складкой на одеждах… Хочется долго, долго оставаться здесь… хочется стать ее частью — частью любви и совершенства...

ВРЕМЯ

Такого волшебного эффекта, такого воздействия на зрителя Боттичелли добился, словно специально исключив из картины категорию пространства… Но не только… Когда происходит диалог зрителя с полотном, не чувствуется время, о нем забываешь, словно художник исключил его тоже…  А это уже не Ренессанс, а следующая эпоха  — эпоха Классицизма (единство времени, места и действия), где все происходит здесь и сейчас… вне времени и пространства… Метаморфоза какая-то… Творческий парадокс… Опять у гениального художника нарушаются все правила, происходит соединение противоположностей… В «Весне» Сандро Боттичелли, оставаясь верным своему времени и создавая его, умудрился перешагнуть в будущее через несколько веков  — из 15 столетия прямо в 18…

МУЗЫКА

«Примавера» — это какой-то причудливо-волшебный сон… гипноз… растворение… Фигуры, погруженные в себя, едва касаются земли, легки и невесомы…

Персонажи замерли в неспешных плавных летящих позах, их  жесты грациозны и легки, полуулыбки чувственны и меланхоличны, со следами неизъяснимой грусти  — в этом угадывается мелодичность и гармония, которая слышна только в музыке, но она каким-то чудесным образом звучит именно в картине. И это одна из тайн этого удивительного сюжета…

Весну нельзя воспринять сразу, к ней надо прислушаться, в неё нужно всмотреться. Она завораживает, постепенно очаровывает взгляд и надолго приковывает к себе внимание. Мысль устремляется в таинственный мир музыки и сказки, где, скованный  предутренней прохладой, просыпается лес, преображенный появлением прекрасных существ. Дивные фигуры проходят неслышной походкой, едва касаясь тёмной травы и диковинных цветов.

Все персонажи, композиционно напоминая балет, размещены в пространстве между передней частью сцены и декорацией на заднем плане, представляющей апельсиновый сад с деревьями, усыпанными цветами и зрелыми плодами. Расположение фигур так же не случайно и создаёт некий своеобразный ритм, как в музыке, что в какой-то степени компенсирует отсутствие перспективы… Одна фигура — три фигуры — одна фигура — три фигуры ( (1) + (3) + (1) + (3) )… Словно 4 такта, состоящих из 3-х долей… Или 2 такта — из 4-х долей ( (1+3) + (1 + 3) ): длинная нота — три коротких, длинная нота — три коротких… Мне представляется это именно так…

Длительность звучания каждой ноты — наш акцент на персонаже, на котором мы останавливаем и задерживаем свой взгляд по степени значимости… Ноты различимы даже по высоте… Самая высокая и значимая нота — образ Мадонны, затем — Зефира, Меркурия, и вся эта история произошла благодаря чувству Любви – над всеми парит Амур… Взгляд скользит по полотну — и в душе складывается и звучит мелодия…
Тот, кто знаком с музыкальной грамотой, сразу видит, понимает и чувствуют это …

При этом персонажи распределены в строгой последовательности. Причем, каждая фигура или их группы размещены независимо друг от друга — даже в группе каждый персонаж индивидуален и не зависим от других, несет в себе смысловую и эмоциональную нагрузку, звучит, как отдельная нота, воздействуя на сознание, ум и сердце зрителя... «Весна» — это нежная мелодия… Здесь всё, всё — музыка… в которой ритм линий — поразительный, формы — изысканные, цвета — нежные. Всё это создает мечтательную, с легкой грустью, завораживающую атмосферу.

Мы слышим музыку везде — в чётком композиционном ритме расположения фигур, во вторящих им тёмных параллелях стволов деревьев, в гибких линиях контуров людей, в струящихся складках прозрачных одежд, в бесконечном разнообразии цветов на зелёном ковре, в неярких, изысканных, колористических сочетаниях.

И вот постепенно, шаг за шагом чарующая мелодия заполняет всю картину.

Звучит первый уверенный аккорд анимато (воодушевлённо) — полуобнажённая стройная фигура Меркурия в перекинутом через плечо малиновом покрывале замерла в изящной позе, его взгляд устремлён вверх, к высоко поднятому жезлу — как указание и призыв, как вера в Истину. Музыка звучит громко, торжественно, набирая силу.

А рядом льются нежные звуки тэнэрэцца кон грацья (нежно, с грацией) негромкой лиричной мелодии танца граций. Словно весенний ручеек, она струится светлым прозрачным потоком певучих линий, изгибами сплетённых рук, лёгким полётом складок прозрачных одежд. Она угадывается в мерном кружении танца, в мечтательных, задумчивых взорах девушек, в золотых волнах густых тяжёлых волос.

Но вот минорное звучание сменяет мелодия дечизо кон спирито (решительно, с воодушевлением) центральной фигуры. Прекрасная флорентийка в платье из тончайшей ткани, поддерживая левой рукой спадающее к ногам красное покрывало, остановилась, будто прислушиваясь к светлой гармонии звуков… сделав шаг и слегка склонив голову, она вторит их ритму мягким движением руки.

«Музыка нарастает, становится громче, смелее и, наконец, выплёскивается на полотно потоком серебристых, изумрудных, фиолетовых звуков, рассыпаясь цветами в складках волшебного платья Флоры, диссонируя в нарушенных ритмах линий бегущей Хлои и догоняющей её фантастической фигуры голубого Зефира».

Обратим внимание на руки, им отведена особая роль. Язык рук всегда значителен и важен у Боттичелли, способствует большей выразительности образов. Расположение рук в пространстве тоже не случайно, а продуманно-декоративно, их движение и пластика помогает тому впечатлению музыкальности, которое производит картина на зрителя.

«Весна» полна настроения грустной задумчивости, которую и создает скрытая музыкальность, неожиданно выступающая и звучащая с полотна,  именно чудесная мелодия делает «Весну» самой прекрасной, загадочной, исключительной, неповторимой  и непревзойденной картиной. «Примавера» — это чарующая красота в самом высоком смысле слова.



PS: Друзья, эта статья для любителей искусства и ценителей живописи.  Обязательно познакомьтесь с этим произведением! Этот мировой шедевр 15 века эпохи Возрождения — полный восторг и любовь с первого взгляда, он никого не оставит равнодушным!

Я работала над этими статьями две недели. Непросто было собрать, изучить и систематизировать весь материл. Перечитала кучу книг и статей в инете, но это того стоило — получила огромное удовольствие и массу впечатлений. Делюсь этими знаниями и с вами. Это только первая часть. Будет еще две. Но опубликую их завтра. Приятного чтения всем, кто неравнодушен к живописи.

Всем заинтересованным очень советую перейти на страницы Дзена этой статьи, там опубликованы фото картины и ее фрагментов, на которых можно рассмотреть все детали. Ссылку на Дзен вы найдется на моей главной странице, публикация находится  в рубрике "Графика и живопись". Так же ее можно найти и в ленте на главной страница канала «Фан-клуб"МаксМоро"».

Купалинка


Рецензии