Дом в книжном шкафу. Введение в методологию

Методика развития, воспитания и образования детей вместе с литературой
 
Литературный проект «Дом в книжном шкафу», Ксения Мира


Заметка

Введение в методику: о силе слова
 
Разрабатывая в рамках проекта и исследования универсальные методы, для литературного проекта развития вместе с литературой я стала также разрабатывать методологию и начала с концепции, и теперь пора осуществить введение в теорию методики, а потому прежде, чем заглянуть в «Дом в книжном шкафу», рассмотрим методы работы со словом - чтение, письмо и речь.

Большая часть информации обрабатывается нами с помощью речи, устной и письменной, и потому методы работы со словом, изустным и печатным, столь необходимы для эффективного обучения и ускорения познания в мире бесконечно растущей информации.

Из истории развития языка мы можем почерпнуть знания, каким способом информация о конкретном трансформировалась с помощью мышления. Это «музыкальный протоязык» (5), или язык музыки, музыка языка – чистая физика, а со словом сочетаемая с информатикой. Постарайтесь сами взглянуть на предмет – и первое впечатление – это знание, которое формируется и без слов, затем облекается словами, а одной из возможностей выражения является звук, также как и слово, являющийся еще одним оператором речи.

Как я уже отмечала в заметках об универсальных методах, один из методов усвоения текста, является скорочтение, и связанные с ним методы концентрации и запоминания. И один из комплексных, информативных и компактных к освоению подходов описал А.А. Гоман (1), подвигая не терять времени и упоминая то же промедление, о котором, к слову сказать, в отношении ко времени жизни сказал и один из литературных диккенсовских героев «Дэвида Копперфилда» - мистер Микобер: «procrastination is a thief of time – collar it!». Автор пишет и о приемах и методах мнемоники, запоминания нужной информации и тренировки памяти (метод римской комнаты, Айвазовского и др.), а также о развитии креативности как методы созидания нового.

Представляет интерес метод написания писем, так напоминающий школьные сочинения, но не ограниченный ни темой-содержанием, ни формой. В 1801 году миссис Chapone выпустила книгу «Letters on the improvement of the mind» (2), изданную в виде сборника писем своей племяннице на различные темы, напоминающие научные исследования определенных предметов, как религия, чувства, и в которых по сути заключен метод чтения письма и развития разума. И примечательно последнее письмо о чтении истории, в котором автор описывает различные формы фиксации хода истории, от поэзии и древних текстов до отдельных мыслителей и нашей памяти.
В современности этот метод трансформировался в ведение блогов и страниц в социальных сетях, переписке мессенджерах, но сократил саму форму, доведя изложение мыслей до краткости, тогда как наоборот искусственные нейронные сети создают тексты любой длины и быстро их осваивают.

И все же мы изъясняемся речью, в которой слово – ее мощнейший оператор, и со словом мы выражаем познанное и мысленное. Обороты речи и мышление, его острота, конкретика и образность, связаны словом. Н.Ф. Алефиренко подробно описал эту взаимосвязи в своем исследовании по когнитивной фразеологии (3), берущей начало от когнитивной лингвистики. И здесь мы сходимся во мнении о природе нашего мышления, которая основана на языке – мы мыслим словесно – это понятие ученый описывает как менталингвистику. Именно слова, фраземы помогают описать конкретный образ. Здесь сразу возникает проблема утраты части информации, а точнее – вследствие невозможности описать одним словом все качества образа в их полноте, но все же универсальный метод описания словом существует, как существует и сам предмет и информация о нем, а значит, и возможность описания. Фактически, если предполагать некий кодировщих и декодер восприятия и выражения, то это и будет слово.
Эту связь образа, фраземы и нашего мышления ученый описывает через механизмы работы нейронов и контекста или концепта, к которому относятся образ и слово запускающие, в свою очередь цепочку ассоциативного мышления и установления связей.

И весь этот механизм ментального языка объединяет все та же семантика, но уже относимая к сфере познания, ставшая динамичной, составившая метод. Речь идет о когнитивной семантике, о когнитивистике и языке. Как отмечает доктор филологических наук Т.Б. Радбиль (4), достоинства языка и слова в том, что им человек старается описать объект в целом. И ученые в данной области сходятся в одном: языковое мышления – это определенный концепт, способ восприятия мира и выражения этого концепта человеком.

И нет мощнее методики владения словом, чем речь и литература. Именно поэтому - проект развития детей вместе с литературой, художественной и научной, «Дом в книжном шкафу», девиз которого «растём вместе с книгой от нижней полки книжного шкафа и выше».

2017, 2023 © Ксения Мира, литературные проекты «1000 дней и ночей с Поэзией и Прозой» и «Дом в книжном шкафу»

Литература:

1. А. Гоман. Скорочтение и запоминание. Знания, которые не займут много места. – Москва: Эксмо, 2022. – 128 с. : ил. – (Теперь все ясно!).
2. Mrs. Chapone. Letters on the improvement of the mind. London, C. Whittingham, Dean street, Fetter Lane, 1801. - 211 p.
3. Алефиренко Н.Ф. Фразеология и когнитивистика в аспекте лингвистического постмодернизма: моногр. / НФ Алефиренко. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. – 152 с.С. 8
4. Т.Б. Когнитивистика: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2018. – 375 с.
5. Фитч У.Т. Эволюция языка / Пер. с англ. и науч. ред. Е.Н. Панова; послесл. Е.Н. Панова; послесл. А.Д. Кошелева. – М.: Языки славянской культуры, 2013. -768 с. – (Разумное поведение и язык. Language and Reasoning). С. 522.


Рецензии