Эта женщина

   
                ИРАИДОЧКА

Ираида Иосифовна,  женщина с изюминкой, небольшого роста не располневшая, фигуристая, постоянно следившая за современной модой, выглядела прекрасно, для своего возраста. Короткая стрижка, густые, вьющиеся волосы и лёгкий макияж придавали её образу всегда ухоженный вид. Никто не верил, что ей далеко за шестьдесят. Да и пятьдесят давали с натяжкой.
Но, ведь это не повод чтоб ей, раз она одинокая, предлагать «такое»!
Отключив телефон, она набирала полные лёгкие воздуха и медленно, собрав губы трубочкой выдыхала. Пытаясь успокоить себя, ходила по комнате, потирала руки и думала –  смеяться или негодовать?
Опять зазвонил телефон, она посмотрела, что звонит её приятельница Эльвира и нажала «ответить».
– Алло, Эллочка, как хорошо, что ты позвонила, я просто в замешательстве. Неужели обо мне ходят нехорошие слухи?
– Ираидочка, в чём дело? О каких слухах ты говоришь?
– Представляешь, в какую переделку я попала. Мне  позвонила Софа  Борисовна и предложила пойти «на халяву» в СПА салон. Говорит, что сеанс три с половиной тысячи на одно лицо, а мне бесплатно.  Там кроме сауны и русской бани, ещё турецкая, соляная комната. Несколько бассейнов: с подогревом, морской водой, водный массаж,  и  тайский,  и угощение.
Спрашиваю, а что нужно с собой брать?  Отвечает, особо ничего, купальник, ну, возьми шампунь, которым привыкла мыть голову. Там  выдают полотенце, халат,  тапочки, есть парикмахерская.
Хорошо говорю, а в котором часу нужно быть в этом СПА салоне и где он находится? Отвечает, в «Пальмира-Паласе», здание гостиницы на самом берегу моря, красотища! Это излюбленное место отдыха нашей элиты и звёзд шоу-бизнеса, как только будешь готова, позвони мне, за тобой приедет такси. Ничего себе сервис, говорю я. Спрашиваю её, а кто, кроме нас с тобой едет в СПА салон? Говорит: – нет, нет, я не еду, ты же знаешь, что с моими больными ногами, я передвигаюсь с палочкой, ну куда мне в бассейн и сауну? Поедешь ты, с Ашотом Альбертовичем. (Что?!).
Я чуть не грохнулась со стула. Хорошо, что стул стоял в простенке, с одной стороны столик, с другой стена.
Я в ужасе закричала:
 – Нет, нет, нет – я  в СПА салон  и за сто тысяч с Ашотом Альбертовичем не поеду. Извини меня, я думала, женская компания собирается. Я в сауне не была лет 10 и не умерла от этого, и теперь перетерплю, даже «халява» мня не прельщает!
Эллочка рассмеялась, да так заразительно, что Ираида Иосифовна тоже расхохоталась.
– Это ж надо, ты так котируешься в нашем городе. Молодых девочек не всегда приглашают в бани, а ты у нас нарасхват. А кто этот Ашот, и, каким боком вы с ним знакомы, что приглашает через Софу Борисовну.
–  Совершенно случайно, это даже не знакомство, а просто мы виделись на юбилее у Софочки. Гостей было, как всегда на её торжествах очень много и всех представляли, знакомили. Я не очень хорошо запомнила этого Ашота, среднего роста,  спортивная фигура, эдакий, седовласый армянский интеллигент, он был тамадой, определял очерёдность тостующих. Я до конца вечера не могла быть и убежала пораньше. Даже и не знаю, что ещё сказать я не очень его рассматривала. Как он запомнил меня? И что ему взбрело в голову предложить таким образом продолжить знакомство. Нет бы в кафе или ресторан пригласить? Так в СПА салон с сауной и прочими удовольствиями.
– Эх, не понимаете, Вы Ираидочка, всей прелести такого продолжения знакомства. Ваш кавалер захотел поставить все точки над i! Всё сразу рассмотреть, нет ли где изъяна. А в ресторане, кроме расходов, никакого обзора.
 – Я не понимаю, какие точки и куда Ашот Альбертович, по твоему мнению, хотел поставить, но мне давно уже не до точек и крестиков с ноликами. – Со смехом ответила Ираида Иосифовна.
– Возможно, что Софа сама меня ему навязала, а он ни сном, ни духом не ведает…
Эллочка продолжала иронизировать и смеяться.
– Ну конечно, никогда не поверю, что мужчине безразлично с кем идти в сауну. Если ещё раз, Вас  Ираидочка, будут приглашать в такие заведения смело давайте мой телефон. Я обожаю «халяву»!
– Милая моя, а Вы не думаете, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Голубушка Вы моложе меня на восемь лет, но от безрассудства, видно, не избавились. Наверно, очень мало в жизни Вашей было приключений. Но Ваше желание, Эллочка, я учту.

                АШОТ АЛЬБЕРТОВИЧ

Телефон зазвонил, когда Ашот уже сам хотел звонить Софочке.
– Ашотик, ты ещё в СПА салоне? Я не смогла уговорить Ираиду и нашла ей замену. Помнишь такую милую пышную шатенку Марину, ну, что анекдоты рассказывала и всё время смеялась? Так она с удовольствием согласилась и уже едет на своей машине, встречай.
Ашот  не успел ничего ответить, как Софа отключилась. Ничего не оставалось, как идти встречать. Чертыхаясь, он вышел из «Пальмира-Паласа», как раз когда подкатила на светлом Пежо Марина. Она улыбалась во весь рот, показывая крупные зубы  хищницы. Ашот нехотя помахал рукой. Марина достала с заднего сидения сумку и направилась к входу.
– Добрый день Ашот, как мило с твоей стороны пригласить, чтоб вместе провести выходной день.
Несколько замявшись, Ашот предложил помочь нести сумку. Марина, отдав сумку, взяла его под руку. Так они проследовали через холл, к ступеням, ведущим в СПА. Марина, не переставая восхищаться красотой убранства и растениями гостиницы, смеялась, заглядывая Ашоту в глаза, даже умудрилась несколько раз (якобы) оступиться, чтоб крепче вцепиться в руку. Всё это раздражало мужчину, но он пытался быть галантным и услужливым, а про себя, ругал, на чём свет стоит – Софу. На кой чёрт она, не посоветовавшись, навязала ему Марину, он сума сойдёт через час от общения с этой балаболкой, она пуста, как кувшин из-под вина.
– Марина, вам надо переодеться, я подожду Вас в бассейне.
– Конечно, конечно, я мигом.
Оставшись один, Ашот отошел от двери подальше и набрал номер телефона Софы.
– Ну, подруга, удружила ты мне с этой Мариной, что мне с ней делать?
– Да то же, что собирался делать с Ираидой! Развлекайся, она весёлая и без комплексов, я думаю, вы проведёте прекрасно время. – Хохотала Софа.
Ашот отключил трубку и пошел в раздевалку. Войдя в бассейн, он опешил, вода выплёскивалась через бортик, Марина пищала и смеялась, выражая восторг. Несколько человек, отдыхающих в шезлонгах, поднялись посмотреть на женщину, резвящуюся в голубоватой морской воде. «Да дорогие, теперь вы отдохнёте в полной мере!»  – подумал он.
Увидев Ашота Марина заверещала и эхо вторило её крику под высоким потолком помещения.
– Ах, какая прелестная вода, Ашот, скорее иди сюда!
Она веером брызг попыталась достать до него, но вода осталась на плитках пола, вызывая недовольство посетителей бассейна.
– И чего ворчите, получайте удовольствие от такой изумительной красоты и пользу от водных процедур. Чего валяться в шезлонгах, идите плавать! Давайте, ворчуны, утопите меня, кто недоволен моим хорошим настроением.
Эта её бравада вызвала улыбку не только у Ашота, грузный молодой мужчина поднялся с шезлонга и вошел в бассейн.
– А ведь я таки утоплю, Вас милочка.
В несколько саженок он был уже рядом, а Марина, визжа и хохоча, пыталась отплыть.
– Ашот, спасай меня! Он меня утопит! Ой, ай, мужчина хватает меня за ноги. Спасите!
Когда Ашот подплыл, мужчина был у другого края бассейна, а Марина продолжала смеяться.
– Я точно чуть не утонула, нахлебалась воды.
– Ладно, идёмте греться в сауну, сухой жар способствует расслаблению. Я с молодости увлекаюсь банями, очень люблю русскую парную с берёзовыми и дубовыми веничками, бывало после тренировок, мы всей сборной шли в парилку усталость снимать. Марина, а вы любите бани?
– Ой, я уж и не припомню, когда была в парилке. Может раз или два за всю жизнь. А зачем, дома все удобства, ванна, душ. Что ещё надо. Это Софа мне предложила пойти в СПА, сказала здесь  массаж, и всяческие удовольствия.
Если честно, я хотела поближе с тобой, Ашот, познакомиться. Может, после бани, пойдём, посидим в кафешке или ресторане? Поговорим о жизни. Вы где работаете?
– Ну да, а следующий вопрос: сколько получаете?
Марина рассмеялась и сказала, что это её не так интересует, как женат ли он.
Ашот искренне рассмеялся.
– Что же Ваша подруга не сообщила такую деталь, отправляя в СПА салон?
– Она сказала, что точно не знает. Но характеризовала, как очень порядочного, интеллигентного человека.
– А Вы Марина работаете или уже отдыхаете?
– Раньше работала в общепите, буфетчицей в ресторане. Потом была продавцом, зав складом. В общем интересная у меня работа была, всё время с людьми, а главное, всегда своя копейка была.
И Марина засмеялась, поправляя на плече лямочку купальника. Вышли из сауны, пошли в бассейн поплавали. И такая скука напала на Ашота, что он хотел бежать, куда глаза глядят. На его счастье зазвонил телефон, взяв трубку, он перекинулся несколькими фразами и громко, чтоб слышала Марина, сказал, что не раньше чем через полчаса будет. Извинившись и раскланявшись, сказал, что всё оплачено и Марина может находиться здесь до вечера, оставив квиток с оплатой, пошел одеваться.
Больше они не виделись.
Ашот прямиком поехал к Софе. Ему хотелось немедленно увидеть Ираиду и только это исправит его паршивое настроение. Неважно где она живёт, хоть на краю света, он готов мчаться туда.
На его звонок Софа открыла дверь. Такой он её ещё ни разу не видел, в стоптанных грязных тапках и не очень чистом халате, жиденькие волосёнки были собраны в хвостик, а те, что не попали под резинку,  торчали в разные стороны пышным прозрачным одуванчиком. Вся решимость Ашота моментально улетучилась.
– П-при-вет, я прошу тебя, дай мне адрес и телефон Ираиды, я хочу её видеть. Только не звони ей, я сам позвоню. Иначе поссоримся.
Ашот бессознательно боялся увидеть «другую  Ираиду»  в таких же тапочках и халате. В его воображении, до сих пор, она была обаятельной женщиной с изюминкой. Приятной наружности, а ещё её характеризовали, как умницу и очень начитанную, интеллигентную и талантливую творческую особу. Он ехал, едва замечая маршрут.
– Вот здесь нужно остановиться зайти купить цветы и к чаю сладости. Чуть не проехал, хорош бы я был, заявившись с пустыми руками, к женщине своей мечты. 
Он поймал себя на этой фразе «женщина моей мечты», так и есть. Амалия умерла восемь лет назад. Он  не задумывался над тем, что когда-нибудь радом с ним будет другая. Далеко не пуританин, Ашот имел короткие встречи с милыми женщинами намного моложе себя, но ни одну не привёл в их с Амалией дом. Для него это было недопустимо. До сих пор, он не верил в любовь с первого взгляда. Неужели взрослый рассудительный, умный и даже немного расчётливый мужчина способен на безрассудство и глупости. Он вполне самодостаточный обеспеченный человек, которому незачем было задумываться о том, где и как проводить время. Он жил в своё удовольствие, делал только то, к чему стремилась его душа. После того, как не стало Амалии, он охладел к дальним путешествиям, свой отдых проводил в санаториях, которые рекомендовали врачи.
Подъехав к воротам дома, Ашот припарковал машину и вошел в калитку. Дворик крохотный, ухоженный, домик небольшой двухэтажный. Он остановился перевести дыхание и собраться с мыслями. С чего начать? Может позвонить по телефону? Но тут же отверг эту мысль и решительно пошел к двери. На его звонок дверь распахнулась, Ираида в спортивном костюме и туфельках на небольшой танкетке стояла немного обескураженная от неожиданности.
– Вы! Как Вы здесь оказались? Я же сказала Софочке, что не поеду в СПА салон. Извините, но своё решение я не отменю.
– Ираида, здравствуйте. Извините меня за глупую идею назначить встречу в таком месте. Я приехал загладить свою вину, поговорить по душам за чашечкой чая, если Вы меня пригласите.
Ашот протянул цветы и пакет с восточными сладостями, коробкой конфет. Ираида покраснела, и невозможно было понять от негодования или смущения, она стояла в дверях, опустив голову. Как бы очнувшись, она сделала несколько шагов назад, позволяя  войти.
– Проходите, пожалуйста, Ашот Альбертович, я Вас угощу чаем и пирогом с капустой, сегодня утром испекла. – Засуетилась хозяйка, проходя в зал. Ашот шел следом и отмечал для себя, как со вкусом, уютно всё устроено в доме. Минимализм и вместе с тем какие-то милые безделушки, несколько картин. Стол у окна, несколько стульев два конусообразных кресла. Сейчас в основном стол покрывают клеёнкой, а здесь белая льняная, вышитая гладью скатерть. Маки не только на скатерти, но и столовый, и чайный сервиз в горке тоже с маками. Быстро и ловко Ираида накрыла на стол. Кроме пирога поставила вазочки с вареньем из айвы, инжира, мёд в одинаковых вазочках.
– Если Вы голодны, я разогрею борщ, а на вторе котлетки с картофельным пюре. В нашей семье принято, гостя, прежде всего – накормить. Моя мама всегда кормила даже мало знакомых людей и подавала всегда милостыню. Так что давайте без смущения, если голодны, не отказывайтесь от обеда, Ашот Альбертович. Разогрею Вам обед? Это быстро. А пока, чтоб не скучали, включите телевизор.
– Дорогая Ираида, я не за милостыней и не за обедом пришел. Я очень хотел Вас видеть. А как Вас в семье называли? Ирочка, Идочка? Иечка?
– Кто как. Мама – Ласочка, папа – Ирусик, бабуля цапелька, а дедушка – капелька, сестрёнка – Ия. А Вас наверно – Ашотик-котик? 
Смеялись искренне, как дети. Ираида разогревала обед, а Ашот был рядом.
– Я хочу признаться, что после той встречи на юбилее Софы, я мечтал о встрече. Вы так быстро убежали. Я всех спрашивал, где смогу Вас увидеть, но толком никто не мог сказать. Не спрашивайте, кто мне дал Ваш адрес и телефон, может, когда-нибудь позже я признаюсь, но пока не хочу подводить этого человека.
– Это не секрет ко мне многие приходят в гости, а раньше мы устраивали литературные посиделки здесь, так что адрес и телефон мог дать кто угодно. И я не сержусь. Но для меня полная неожиданность Ваш визит.
– Если Вы не откажите мне в любезности я приглашаю в ресторан в любое удобное время. Я люблю симфонические концерты и наш драматический театр, можно и на приезжих сходить. Я один не очень уютно себя чувствую в театре. Куда приятнее ходить вдвоём, а потом делиться впечатлениями. Ираида, а кого из писателей и поэтов Вы любите? Классиков и современников. А знаете, давайте после обеда устроим опрос-анкету. Напишем на листочках и сверим, сколько будет совпадений взглядов. Это говорит о совместимости наших характеров.
– Ашот Альбертович, Вы меня смущаете. Я принимаю предложение посещать театр, люблю симфонические концерты. Была моложе, мы с моей приятельницей не пропускали ни одного концерта, а её не стало и я крайне редко выбираюсь, как Вы говорите – не совсем уютно себя чувствую, когда  одна, поэтому с большим удовольствием составлю компанию. И я прошу Вас, не форсируйте события. Мы в таком возрасте, когда спешить вредно.
От двусмысленности этой фразы они расхохотались до слёз. Смотрели друг на друга и смеялись. Эту весёлость прервал телефонный звонок. Ираида ответила, продолжая смеяться.
– Да, Софочка, сейчас передам.
Она протянула мобильник Ашоту, тот выразил удивление на лице. Ираида, улыбаясь пожимала плечами развела руки в стороны.
–  Слушаю, ты зачем звонишь на телефон Ираиды, если тебе нужен я? С какой стати я должен ехать? Я никому ничего не должен. Я оплатил развлечение твоей подруге, а остальное, пожалуйста, устраивайте без меня, не перебивай! Софа, я не просил тебя присылать Марину. Мне не нужна была девочка по вызову. Ты прекрасно знаешь, что я хотел увидеть Ираиду. Спасибо! Ещё раз спасибо. Улаживай с Мариной сама. Я не желаю её видеть ни-ког-да! Всё, разговор окончен.
Возвращая телефон и обращаясь к Ираиде, он стал извиняться за неприятный момент, произошедший по его вине.
– Извини, пожалуйста. Что за день такой.  С самого начала Софа всё перекрутила, это ведь она надоумила организовать встречу в СПА салоне, а я, как мальчик повёлся, хотя самого коробило от этой затеи. А когда приехала Марина вместо тебя!... Я с первых минут впал в отчаяние. Я не оправдываюсь, просто не хочу, чтоб мы с тобой поссорились из-за этого.
Ашот не замечал, что перешел на – ТЫ, обращаясь к Ираиде.
– Ашот Альбертович, не расстраивайтесь. Я хорошо знаю нашу общую знакомую и была совершенно шокирована, когда она предложила посетить на «шару» СПА салон. Я думала, женское общество собирается, а когда узнала, что она сводничает, тут же отказалась. Всё, давайте забудем этот эпизод. И знаете, я собиралась после обеда пройтись по набережной. Если у Вас нет никаких планов, можете составить мне компанию.

Они шли по набережной, вспоминая какой она была в Советское время, во время перестройки. С возвращением Крыма в Россию много замечательных перемен произошло в Крыму и в их любимом городе за эти несколько лет. Многие сейчас даже не вспоминают всё то, что пришлось пережить за эти 20 – 30 лет.
20 октября 2015 года в Херсонской области были взорваны две опоры ЛЭП, и Крым погрузился во тьму. Кто сейчас вспоминает об этом. Тогда, особенно первое время, когда люди не были готовы на длительное время остаться без электричества: не было в запасе свечек, фонарей, керосиновых ламп, генераторов,  город ночью погружался в полную темноту. Ираида вспоминала в подробностях, что пришлось пережить. «Страшно было смотреть ночью в окно, огонёк возникал от проезжающей машины и тут же гас, когда машина скрывалась за поворотом. Постепенно в окнах стали появляться огоньки. Мы сначала зажгли лампадку, нашли свечи. Приспособили, на манер лампадки, масляные светильники. Садились за стол, и я читала книгу. Буквально через несколько дней из городов России прислали разной  мощности генераторы, свечи, фонари, светильники. Магазины стали работать в штатном режиме. Народ стал выходить вечером на улицы. На Набережной у главпочтамта повесили большой экран и транслировали новости 1-го канала ТВ. На следующий день, те, кто смотрели передачи,  делились с соседями и знакомыми новостями. На остановках можно было подзарядить мобильные телефоны. Было организовано бесплатное горячее питание в палатках и круглосуточное пользование кипятком. Все неприятности, возникшие в самом начале, обернулись сплочением горожан. Те, кто хотели разобщить нас, крупно просчитались. Всеобщая радость была, когда восстановили ЛЭП, и появилось электричество. Но и немного грустно стало от того, что опять все сидели по своим норкам и почти не общались друг с другом».
– И Вы думаете, что люди сожалели о том, что Крым стал российским? Мне несколько раз задавали этот вопрос. И я от имени всех крымчан говорила, что так долго мы ждали возвращения на Родину, что готовы терпеть всё, но только не разлуку с Родиной. «Ненька», никогда для нас не была матерью. Она отжимала всё, что можно было отжать. С годами всё приходило в ветхость, разрушались дороги, гибли уникальные парки, общественный транспорт тоже необходимо было обновлять, но Украина, которая считала Крым своей колонией, пользовалась благами, не вкладывая ничего в его инфраструктуру. В городе  уничтожили: рыбозавод, молокозавод, оранжереи, курортно-озеленительное хозяйство, и  многие городские предприятия. Сейчас – благодать! Крым преображается.

Ашот предложил зайти в ресторан, отдохнуть, послушать живую музыку, но Ираида отказалась, сославшись на то, что обычно в 20-00 ей звонит дочь по Viber и к этому времени ей нужно быть дома. Теперь, по желанию, они могут созваниваться и проводить вместе время. По берегу дошли до дома Ираиды и распрощались.
Оставшись один, Ашот был доволен, что исполнил свою мечту, и ещё больше был доволен, тем, что встреча с Ираидой его не разочаровала. Именно такой он представлял себе эту женщину. Завтра он обязательно позвонит ей и пригласит на прогулку, повезёт на машине в горы, они устроят пикник, как когда-то с Амалией любили вдвоём проводить время на природе. Амалия не любила букеты, её радовали живые цветы. Ашот на торжества дарил ей комнатные цветы в вазонах. Амалия, Амалия! Он всё чаще вспоминал о ней. Проводил ли параллель между этими женщинами? Пожалуй да… И, наверно, он всегда мечтал встретить именно такую женщину, которая напоминала бы Амалию. Вроде внешне Ираида совсем не похожа на его жену, разве что рост комплекция, многие жесты, манеры, даже её речь, напоминали Амалию. Возможно, он придумывал это, возможно ему хотелось, чтоб она была похожа на Амалию. Их опрос-анкеты на 70% были схожи. Особенно в литературной классике и музыке. Смех смехом, но по необъяснимой причине его с первого взгляда привлекла эта женщина и не разочаровала при общении. Что будет завтра, он пока не знал, но очень ждал, когда наступит утро.

                ОНИ

Слишком рано он не хотел звонить, чтоб не нарушать утренний распорядок женщины. Ашот был уверен, что Ираиде нужно время для зарядки,  привести себя в порядок. Да мало ли какие у неё могут быть дела. Да и своё нетерпение ему тоже не хотелось показывать. После 11- 00 он набрал номер телефона Ираиды. Она не сразу ответила на звонок. Запыхавшись, сказала с расстановкой: «Алло, я слушаю».
– Доброе утро, я не потревожил тебя, Ираидочка? Ты уже проснулась? Всё думал, что зря не спросил вчера, когда удобнее звонить. У меня тут программа выходного дня намечается, и я хочу тебя с ней ознакомить. Вроде ты не возражала проводить время вместе, конечно я не хочу ущемлять твои интересы. Как ты не против, провести вместе воскресный день?
– Доброе утро, Ашот Альбертович. У меня тут небольшая авария произошла, затеяла стирку и только включила машинку – отключился свет. Вот и не знаю, то ли это общее отключение или это замыкание. Сейчас соседке позвоню и узнаю – есть ли у них свет.
– Я сейчас приеду, вместе разберёмся.
Не успела Ираида возразить, как в телефоне раздались гудки. Узнав, что у соседей тоже нет света – она успокоилась, стала переживать о том, что сообщила Ашоту об аварии. Когда набрала его номер телефона, он ответил, что уже подъезжает и через 3-4 минуты будет. Ничего не оставалось, как думать о том, чем кормить гостя. Поставила чайник на плиту, а на столе менажница с орешками, курагой, изюмом и черносливом, в вазочках мёд, варенье, конфеты. В холодильнике с завтрака осталась сырная и мясная нарезка, огурчики, помидоры, зелень, творожная запеканка.
–  Доброе утро, прекрасный день, как по заказу. Я подумал, а не поехать ли нам в горы полюбоваться с высоты птичьего полёта на наш любимый город.
Давненько я не выбирался на Ай-Петри, там сейчас живописно. Солнышко прогрело земляничные поляны. А ты собирала землянику и грибы на платО?
– Не только землянику и грибы, мои родители сажали там картошку, а мы плели венки из полевых цветов, разыскивали перепелиные гнёзда, слушали жаворонков, рассказывали сказки друг другу. А Вы знаете, Ашот Альбертович, я много раз думала, сколько мудрости в наших сказках, а главная мудрость это то, что сказки детям читались и рассказывались практически с младенчества. Вот отсюда в подсознание закладывался клад дальнейшего поведения. Малыш, слушая сказку:  жалел, сопереживал, негодовал на несправедливость. Реагировал на услышанное. Ведь он не мог ещё анализировать и делать словесные умозаключения, хотя очень даже мог в словесной форме выразить своё отношение простейшим образом.
Однажды я наблюдала сцену поразившую меня. Моя невестка, укладывая грудного ребёнка, (моего первого внука), сидела у кроватки и читала вслух русские народные сказки. А зачем ты читаешь вслух?  Но ты же сама говорила, что ребёнок воспринимает речь матери ещё до своего рождения.
– Ираида, а мне говорили, что у Вас дочка вроде в Москве?
– А сын в Ленинграде, я не перестаю называть так Петербург. Пять внуков и это не предел… Думаю, ещё подарят мне внучку.
Ираида смеялась звонко, заразительно и невольно Ашот отзывался на её смех. Ираида чётко отметила для себя, что Ашот Альбертович перейдя, вроде бы, случайно на – ТЫ не вернулся к изначальному общению. Для Ираиды такое обращение могло быть только между очень близкими по духу людьми, не считая родственников. 
– А сколько раз Вы дедушка, Ашот Альбертович?
Наступила пауза, Ашот смотрел в небо, прищурив глаза, а потом чуть ли не с вызовом повысив голос сказал: «А нисколько! Нет у меня внуков, потому что и детей никогда не было. Знаешь, жена очень болела и не могла рожать, взять из детского дома тоже не могли по этой причине, и оставить её не мог, потому что любил нежно и страстно до самых её последних дней. Нет, наверно и не перестаю любить её до сих пор».
– Извините, так неловко получилось. Я ведь ничего не знаю о Вас. Простите!
– Ну что ты извиняешься? Моей Амалии уже восемь лет нет, а мне всё не верится. Сначала боялся просыпаться, а, проснувшись, заполнял дни непосильными нагрузками. Пить я никогда не умел, и не тянуло к рюмке, поэтому не спился. Уход Амалии для меня незаживающая рана. А для чего я сейчас тебе это говорю и сам не знаю. Но точно знаю, что не должен был тебе это говорить.
Работал на износ, а потом понял, что всех денег не заработаешь, а то, что уже есть, до конца моих дней хватит. Продал свой бизнес и живу, как настоящий пенсионер. По дому помогает женщина, ещё нанятая Амалией, она и обед, если надо, готовит. Но я предпочитаю готовить сам, и это у меня хорошо получается, особенно мясо и рыба. Обязательно приглашу на шашлык,  копчённую ставридку. У меня и коптильня имеется. Как ты на это смотришь?
– Вот когда пригласите, тогда и смотреть буду. – Засмеялась Ираида.
– А сейчас, я приглашаю тебя в театр, давай сегодня пойдём, совершенно неважно, что идёт. Я прямо сейчас позвоню и закажу билеты. Моя знакомая в кассах всегда из брони хорошие места в партере предлагает. Я так давно не был в театре. Ну, Ираида соглашайся.
Накрыв для пикника скатерть самобранку куда вошли, и собранные после завтрака нарезка и сладости, заваренное Ашотом кофе, соки, овощи и фрукты. Поели и отправились в обратный путь.
Ехали не спеша, с остановками, любовались замечательными местами, водопадом Учан-Су, часовней Курской Коренной Богородицы в бывшем имении Багреева, где в 20 годы прошлого столетия, за несколько месяцев было расстреляно несколько тысяч горожан разного сословия, и возрастов. Там горела лампадка, а дверца, сваренная из арматурных прутьев, была закрыта на замочек. Вокруг тишина. Ираида сначала тихо, а потом в полный голос стала читать стихотворение. Ашот смотрел на неё с удивлением и даже внутренней гордостью, что рядом с ним такая женщина, реагирующая на всё открытой душой. Он был уверен, что она читает своё стихотворение и уточнять не собирался. 
 Багреевка… Багрово мрачен лес,
 он изумрудно-алый на рассвете.
 И серых скал израненный отвес
 всё помнит о терроре и о смерти.
 Невинно убиенных слышу стон.
 Проклятье вашим предкам, душегубы!
 Вот ангелов небесных белый сонм.
 И в вышине звучат печально трубы.
 Изранена душа и вечна боль.
 Безвременно ушедших возвращаю.
 Есть память сердца – слёз глотаю соль.
 Но извергов, злодеев не прощаю.
 В лесу часовня – жертвам наша дань,
 «Знамение» Пречистой Девы свято,
 икона Курской Коренной, как длань
 сиянием Божественным объята.
 Багреевка. Здесь поминальных свеч
 огонь мне согревает сердце, душу.
 Грех непрощенья попытаюсь сжечь,
 молитвой силу я его разрушу.
 Здесь тишина. Светла теперь печаль…
 Багреевка… и память будет вечной!
 Осознаю, что извергов мне жаль.
 Ведь их настигла кара человечья.
 Багреевка… и светел нынче день.
 Мы помним всех. Не предали забвенью.
 Безвременно ушедших вечна тень.
 Жизнь гимном здесь звучит,  под леса сенью.

Вечером они сидели в партере и смотрели в постановке Севастопольского драматического театра «Три сестры».
– Человеческие ценности не меняются. Антон Павлович, когда-то говорил о том, что его произведения после его смерти будут читать  семь, семь с половиной лет, а потом забудут. Какое счастье, что этого не произошло. Чехова знают во всём мире и его произведения до сих пор читают и пьесы идут в театрах, не потеряв своей актуальности.

Вот и полгода их общения, как один день прошли незаметно. Скоро новогодние праздники. Ашот не планировал ничего, кроме того, что проведёт праздник с Ираидой, но ей не говорил, это считалось само собой разумеющееся. Когда за три дня до праздника он позвонил ей, телефон оказался отключен.  Приехав к Ираиде, он обнаружил на воротах и калитке замки. Это означало, что Ираида уехала надолго. Сначала он ужасно рассердился на неё, а потом понял, что виноват в том, что так произошло только сам. Она вольна распоряжаться своей жизнью, как не связанная никакими обязательствами женщина. Она мать и бабушка большой семьи.


Рецензии