Метакод Святослава

1. Галопом по первоисточникам

Названный Карамзиным "Александром(Македонским) русской истории" князь Новгородский и великий князь Киевский  Святослав Игоревич (9(20-42) - 972 г.г.) удостоился ещё и "титула" самого любимого героя Нестора -летописца. Но кроме многих страниц  "Повести Временных Лет" легендарному князю посвящены труды  Льва Диакона("История"),Иоанна Скиллицы (“Обозрение Историй”) ,Ибн-Хаукаля (“Книга Путей и Стран”). Упоминал о Святославе в своих мемуарных трудах и его современник , византийский император Константин Багрянородный. Кроме Н. М. Карамзина писали о князе -воителе В. Н. Татищев( “История Российская”),С. М. Соловьёв (“История России”),И. А. Гагин( “Волжская Булгария”),А. Н. Сахаров (“Дипломатия Святослава”) и многие другие историки и беллетристы. Попытки воссоздать эпоху Святослава предпринимались  в художественном кинематографе и документалистике. Фильм "Легенда о княгине Ольге" Юрия Ильенко, множество появившихся в последнее время снятых в постановочно-"документальном" ключе роликов и видеолекций. Всё это углубляет и расширяет наши знания о периоде зарождения русской государственности.
Но всё же "белых пятен" на "карте" этого периода по -прежнему столь же много,как и уже открытых и обжитых "островов". Эти "пробелы" и влекут своими загадками. Побуждают к полемикам и выдвижению новых гипотез. Копают археологи. Прибегают к параллелям , сопоставляя первоисточники, историки. Как и в 60-е -оттепельные сегодня наблюдается прямо-таки бум исторической романистики(как и интернет-материалов) о Святославе. Пытаясь освоить эти тексты,вначале погружаешься в пересказы и цитирования летописей, затем начинает рябить в глазах от цветных обложек, но всё равно остаётся ощущение чего-то недосказанного.

Главная же "родовая травма" жанра исторического романа, отмечаемая , к примеру, Густавом Майринком и Умберто Эко, заключается в "переодевании" сегодняшней современности в одежды прошлого. У советских писателей по страницам их романов разгуливали "ряженные" в царей и воинов прошлого абсолютно безрелигиозные люди, мыслящие категориями "исторического материализма" , говорящие отнюдь не на древнерусском языке. Сегодняшние же "мастера бестселлера" , под давлением издателей , требующих писать на общедоступном языке, нередко вообще отказываются от каких либо стилизаторских (под древнерусский и церковнославянский ) изысков, которыми в своё время успешно пользовались -и классики жанра Лажечников, Мордовцев, Соловьёв,и их последователи -Алексей Толстой, Дмитрий Балашов, Валентин Иванов.

 2. Откуда есть пошла...

Поздние и как бы внезапные "роды" Руси с большим "отставанием по фазе"  от древней Греции,Карфагена и их продолжения - Римской империи и Византии -один из феноменов восточноевропейской истории по сей день определяющий мировые геополитические столкновения.Основная же интрига этих небезболезненных "родов" заключалась в том, что подобно тому, как деятельность Александра Македонского привела к исчезновению Персидской державы, так итогом завоеваний Святослава Игоревича стало уничтожение Хазарского каганата.

 Упомянутый А.С. Пушкиным Вещий Олег с его намерением "отмстить неразумным хазарам" тем самым деянием , как и перемещением вслед за Аскольдом и Диром из Новгорода в земли полян, послужил катализатором  "химической реакции" в реторте истории , в результате которой образовалась русская государственность.

 В раскопанных археологами могильниках Северокавказского предгорья (а копают не меньше, чем на  Алтае, что в своё время  вызвало у алтайцев протестные настроения)находят и воинов, и их коней, и сбрую тех коней, и оружие самих погребённых всадников, но там не отыскать фантазий  людей того времени.Будь они данники- вассалы , властители Хазарского каганата или "свои" -поляне, древляне, кривичи, радимичи, вятичи, или воины-наёмники половчане и печенеги  войска Святослава - о их религиозных представлениях мало что известно.
Попытки реконструкций по первоисточникам христианских авторов проблематичны потому, что христианские (как и мусульманские)авторы по вполне понятным причинам не могли отзываться лестно об язычниках. Не сильно проясняет ситуацию и сохранившееся  "Письмо царя Иосифа, сына Аарона, царя Тогармского, — да хранит его господь, творец его, — к Хасдаю, главе (ученого) собрания, сыну Исаака, сына Эзры..." в Кордову."  В этом "переданном через одного иудея" "увенчанном красотой речи",   письме сообщалось,"...что я живу у реки, по имени Итиль, в конце реки Г-р-гана. Начало (этой) реки обращено к востоку на протяжении 4 месяцев пути. У (этой) реки расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных (стенами) городах. Вот их имена: Бур-т-с, Бул-г-р, С-вар, Арису, Ц-р-мис, В-н-н-тит, С-в-р, С-л-виюн.  Каждый народ не поддается  (точному) расследованию и им нет числа. Все они мне служат и платят дань."
А вот что писал  другой древний автор,уже упомянутый мною ибн-Хукаль:"...И были в Самандаре мечети, церкви и синагоги, и совершили свои набег эти (русы) на всех, кто был на берегу Итиля из [числа] хазар, булгар и буртасов, и захватили их, и искал убежища народ Итиля на острове Баб-ал-Абваб и укрепился на нем, а часть их — на острове Сийах-Куих, живущие в страхе»
 
 Подобно тому, как Шлиман, принялся за раскопки Трои , начитавшись Гомера(и откопал несколько Трой и даже нашёл троянское золото, в подлинности которого , правда , сомневаются, как и в подлинности сокровищ гробницы Тутанхамона), наши археологи вдохновились и вышеприведённой перепиской и другими "уликами прошлого" -и вознамерились отыскать столицу Хазарии Итиль. Лев Николаевич Гумилёв с аквалангами, другие с помощи вертолётов и дайверов, поскольку место, где предположительно находился в дельте Волги крепость- столица Итиль, давно ушло под воду.
 
Но вот что всё же писал про Итиль, так и не нашедший свою Трою Лев Гумилёв, опираясь на письменные источники:"Согласно описаниям арабских и персидских географов и письму царя Иосифа , Итиль был большим городом, располагавшимся на длинном, узком острове и обоих берегах Волги. С правым берегом остров был соединен мостом, а на левый нужно было переправляться на лодке. Размеры города у разных авторов разные и довольно неопределенные. Однако все подчеркивают, что город был обширным и многолюдным, хотя кирпичных зданий, за исключением ханского дворца, не было. Указано, что в городе было много деревьев, а стену, окружавшую город, сравнивали даже со стеной Ургенча. С одной стороны, количество признаков и авторитетных свидетельств как будто вполне достаточно, но с другой — непонятно, как мог такой памятник остаться незамеченным, когда даже остатки деревень не могут укрыться от острого глаза археолога."
Или:"В самом деле, город Итиль поражал путешественников своими размерами. Расположенный на обоих берегах Ахтубы, Итиль раскинулся на 8-10 км вдоль левого берега и на прекрасном зеленом острове в пойме, где помещался дворец царя. Иудейское население города исчислялось в 4 тыс. мужей, а кроме того, там были хазары, исповедовавшие иудаизм, очевидно дети от смешанных браков. Прочие хазары были христианами, мусульманами или исповедовали веру отцов.

Синагоги, мечети, церкви, огромные базары, полные дешевой баранины, разнообразной рыбы, прекрасных арбузов, детей обоих полов, продаваемых в рабство, корабли, спускающиеся по Волге, и караваны, подходящие к городу с востока и запада, - все это производило сильное впечатление на очевидцев, а их описания умиляли историков XIX в."


3. Мёртвый Лев не кусается?

Классики хазароведения Михаил  Артамонов, Павел Коковцев,Бориса Заходера (двоюродного брата знаменитого поэта;переводчика)- славно потрудились на ниве просвещения.  Да и  сегодня и в вузовских, и в самодеятельных хазароведах нет недостатков. Историки и археологи роют  с энтузиазмом экскаваторов. Не отстают  со своими лопатами и металлоискателями  и"чёрные копатели" из любителей. Сталкиваются мнения оппонентов. Немало таковых и на "прозе.ру". Страсти кипят. И , сколь это ни странно(и даже дико),больше всёх достаётся Льву Николаевичу Гумилеву(чуть ли не первооткрывателю темы в советской историографии).Самый снисходительный эпитет по адресу харизматично учёного , затронувшего чувствительную тему, из слышанных и читанных -"краснобай". Другие даже и упоминать не хочется.При всем том, что со своей теорией "химер", по всюду пренепременно отыскивающий пассионарные всплески и их угасания,  Лев николаевич, быть может, в какой-то мере уподобился  Шлиману, обряжавшему в "золото Трои" свою жену, не преминув при этом устраивать ещё и фотосессии("Ах как похожа на Елену троянскую!"), он оказался абсолютно непревзойдённым популяризатором хазарской темы. А мог ли быть сын двух гениальных поэтов иным? Удивительно. Но его работы молниеносно расходились в самиздате.Изданные, они мгновенно становились бестселлерами.Вот ему и завидуют, сетуя на его не угасающую популярность, творцы тягомотных диссертаций.

4. Вопросы, вопросы...

Разглядывая фото руин Саркела, крепости понемногу разрушаемой Цимлянским водохранилищем, глядя на канавы, остающиеся на месте древних курганов от Алтайского Пазырыка до Причерноморья, понимаешь, что и от того, что дошло до нас от тех времён на поверхности земли и под землёй вскоре ничего не останется. Хазарская Троя "уйдёт под воду", как и её столица Итиль. А она -с её поликонфессиональностью, с уживавшимися в ней тенгрианством, иудаизмом,христианством, мусульманством, - наша история.

 Хазары-тюрки, со своими верованиями и представлениями о божественной сущности кагана,  пришли в предгорья Северного Кавказа и расселились по пойме Волги, как считают историки, откуда-то с Алтая. Они верили в верховное божество, небесного Тенгри, Ульгеня, Эрлика.Они зачем -то ставили посреди степи "каменных баб", называемых "бал-балами". Их жрецами были шаманы. Оказавшись на пересечении  торгового пути "из варяг в персы" и Великого шёлкового пути  их государственное новообразование быстро развивалось и просуществовало около 400 лет, успешно заслоняя собой прото-славянские народы от завоеваний с Юго-Востока. По своей поликонфессиональности( а при активных контактах с Византией шёл не только товарный , но и религиозный обмен с переселением с Запада -иудейских, христианских, с Востока-мусульманских общин )-Хазария была уникальна.Притекающее население вполне естественным образом "расселялось" по социальным этажам. Мусульмане -конники - становились воинами и стражниками, христиане, скорее всего, могли оказаться в любом из стратов, книжники и торговцы-иудеи - входили в сословие купцов и придворных. Хазары-тюрки , по всей вероятности, в большинстве своём сохраняли многоукладный образ жизни-воюя, кочуя со скотом, возделывая землю, занимаясь рыболовством и садоводством.

Так или иначе -альянс столь разнородных элементов просуществовал несколько столетий. И современные вульгарно-классовые и радикально-конфессиональные трактовки происходившего тогда вряд ли уместны.Хазария вполне могла трансформироваться в империю. Тем более, что пример Византии на Западе, Халифата и Китая был перед глазами. Положительная роль Хазарии в создании особых условий для зарождения прото-русского государства на торговом пути "из варяг в греки" -неоспорима.И на это указывал столь яростно очерняемый сегодня "хазарскими патриотами" Лев Гумилёв.Что называется-"салом по мусалу". Хазария, конечно же, отбивала натиск с Юго-Востока, оттягивала на себя печенегов и половцев, но и брала дань с полян, вятичей, радимичей. За это ли пошли русичи "отмстить неразумным"(каковыми они  по-византийски образованные, конечно же, не были) или катастрофичное  столкновение двух несхожих миров древности было неизбежно именно из-за их непохожести?-можно только гадать.Как и о том-что стало причиной поражения Хазарского каганата, выходцы из которого бывали уже и царицами Византии (выданная замуж за византийца хазарская принцесса Чечек )и даже императорами (Лев Хазарин).
 После разгрома Святославом Хазария превратилась в субстрат, на который наложились более поздние наслоения генезиса древнерусской государственности.Сложного и разновекторного.
Конструируя свою версию МЕТАКОДА СВЯТОСЛАВА в повести БЕРСЕРК, я,выдвигая свои гипотезы-метафоры, попробовал разобраться-как соотносятся религиозность викингов, полян, вятичей, поклонников Тенгри с другими верованиями и представлениями людей того времени, оказавшихся в одном котле этногенетической плавильни.

   И вот что из этого получилось:http://proza.ru/2023/01/25/624


Рецензии
Если бы..., но нет. Не случилось. А не разгроми хазар Святослав, глядишь и саранчи с Востока и не было бы.
Чем-то напоминает вечных неуёмных воителей-скитальцев, вроде Карла Двенадцатого.
Такие долго и счастливо не живут, а конец свой находят, как правило, в битве.
С почтением.

Гео Доссе   27.03.2023 14:35     Заявить о нарушении
Не знаю, как тебя зовут и в какой пещере ты прячешься, Полифем(я сейчас параллельно слушая "Пинк-Флойд" и "Энеиду" Вергилия "Аполлон моленья услышит...")В этом и отгадка гекзаметров...Но и "Пинк флойд" тоже...

Юрий Николаевич Горбачев 2   27.03.2023 14:42   Заявить о нарушении
Любимая группа. Был на двух концертах. Без Уотерса, правда. Шаманский голос Гилмора до сих пор помню. И перкуссию Гари Уоллеса не забуду никогда.

Гео Доссе   27.03.2023 14:51   Заявить о нарушении
ММММММММММММММММММММММММММММММММММММ!Теперь пора за Барриса Мангоре браться.Да и меня слухануть.

http://www.youtube.com/channel/UCQHfQNjkpsRxaq8ByMuFJAA

Юрий Николаевич Горбачев 2   27.03.2023 14:56   Заявить о нарушении
Вы бы коту рыжему из рыжей тыквы домик сделали. Гармонично получится.

Гео Доссе   27.03.2023 15:05   Заявить о нарушении
Он домашний. На даче только в песенке.

Юрий Николаевич Горбачев 2   27.03.2023 16:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.