067 Священный сенот, или Колодец смерти Чичен-Ица

К сожалению, новые материалы размещаю без фотографий, не могу пока читать тексты и отвечать на ваши отзывы и давать свои.

Раздел 4. Подземные феномены природы

В чем тайна природных подземных феноменов — огромных пещерных сетей, глубочайших воронок, таинственных туннелей? В состоянии ли человек разведывать их и покорять?

067 Священный сенот, или Колодец смерти Чичен-Ица (Мексика)

Священный сенот (Колодец смерти) — природный карстовый колодец диаметром 60 м и глубиной 34 м в древнем городе майя Чичен-Ица на севере полуострова Юкатан в Мексике. Расстояние от верхней кромки сенота до поверхности воды 21 м. Отвесные желтовато-белые стены из известняка покрыты ползучими растениями. Под 10-метровым слоем мутной темно-зеленой воды находится 3-метровая толща ила. По представлениям майя, внутри колодца жил бог молний, воды и дождя Юм-Чак, которому приносились человеческие жертвы. Вместе с жертвой бросали в колодец драгоценности, в т.ч. золото. Извлеченные из сенота в XX в. останки жертв, золотые изделия, утварь, одежда, инструменты и проч. артефакты доколумбовой цивилизации майя хранятся ныне в Музее археологии и этнологии Пибоди при Гарвардском университете в г. Кембридж, штат Массачусетс (США); Колодец смерти является популярным туристическим объектом.

65 млн лет назад на севере полуострова Юкатан упал гигантский метеорит Чикскулуб, сформировавший в земной коре разломы, трещины и пустоты, в которых со временем появились подземные реки и озера, а при обрушении сводов известняковых пещер, подмытых подземными водами, образовались колодцы-водостоки (сеноты), которые майя считали вратами в царство мертвых — Шибальбу. Юкатан сравнивают с дырчатым сыром, усыпанным дырами-сенотами. Пресноводные колодцы расположены по дуге вокруг метеоритного кратера, и, по оценкам, их не менее десяти тысяч. На безводном полуострове сеноты — единственные источники питья. Рядом с ними индейцы строили свои города. Так, в 455 г. возле двух больших колодцев майя заложили город Чичен-Ицу, чье название означало «место у колодца племени ица» (ица — одно из племен майя). В сеноте Игуана жители черпали пресную воду, а в Священном совершали жертвоприношения. Ученые полагают, что человеческие жертвы стали приносить с X в., когда Чичен-Ица оказался в руках захватчиков тольтеков, хотя не исключено, что это происходило и ранее. Через 200 лет тольтеков вытеснили ацтеки. В XIII в. Чичен-Ица опустел, превратившись в объект паломничества для майя, но Колодец смерти продолжал еще исполнять свою функцию. Считается, что последнюю жертву сенот принял перед приходом испанских конкистадоров в начале XVI в., после чего он был заброшен и зарос джунглями.

О жертвоприношениях в колодце сохранились предания индейцев и записи хронистов, изрядно приправленные в наши дни догадками исследователей и журналистов. Европейцам первым поведал о Священном сеноте в своей книге «Сообщение о делах в Юкатане» (1566 г.) испанский епископ-инквизитор Д. де Ланда: «У них (индейцев) был обычай… бросать в этот колодец живых людей в жертву богам во время засухи... Бросали также многие другие вещи из дорогих камней и предметы, которые они считали ценными. И если в эту страну попадало золото, большую часть его должен был получить этот колодец из-за благоговения, которое испытывали к нему индейцы… Когда (они) считали своих богов разгневанными…, совершали им жертвоприношения человеческих существ с такой лёгкостью, как если бы приносили в жертву птиц».

От главного здания Чичен-Ицы — ступенчатой Пирамиды Пернатого змея храма Кукулькана к колодцу вела «прекрасная широкая дорога, приблизительно на два броска камня». После утреннего богослужения в храме жертву вели по ней или несли на катафалке под музыку и пение, в сопровождении жрецов, знати, воинов и паломников. В святилище на платформе, нависшей над сенотом, жертва проходила обряд ритуального очищения, жрецы воскуряли благовония, напутствовали «посланца» советами как прилежнее молить бога дождя, чтобы тот даровал урожайный год, после чего жертву сбрасывали в колодец, иногда стукнув колотушкой по голове. Если человек сразу не тонул и до обеда держался на плаву, его поднимали веревками и выпытывали, что посулил Юм-Чак. Вытаскивать счастливца до обеда запрещалось. После такой фантастической удачи человек продолжал жить в племени, но если это была девушка, социальная участь ее была незавидной — ведь ею пренебрег Юм-Чак! К тому же, кто-то из членов ее семьи должен был взамен ее стать жертвой.

Источники несут противоречивую информацию. Одни утверждают, что в жертву приносились красавицы-девственницы, отчего сенот получил еще и название «Колодец девственниц»; другие говорят, что сбрасывали самых достойных людей (кроме жрецов, разумеется, и знати); третьи уверяют, что жертвами становились военнопленные и рабы, мужчины и женщины, а чаще всего дети. Но все авторы единодушно отмечают, что жертвы надевали лучшие свои одежды и украшения, а вслед им в колодец летели шарики благовонной смолы — копала, ценные вещи, нефритовые украшения, переломанные золотые диски и колокольчики с вырванными язычками — предметы должны были умереть, чтобы умилостивить бога. Встречаются описания «видений» индейцев, утверждавших, что во время церемонии они видели, как свирепый дракон-крокодил пожирал жертву.

Однажды сенот стал местом, где «помазали» на царство самозванца (об этом сохранилась запись в майяской книге пророчеств «Чилам-Балам»). В конце XII в. существовавший до того в течение 200 лет союз трех государств — Чичен-Ицы, Ушмаля и Исамаля (Майяпана) изжил себя. Между странами и внутри них начались интриги и борьба за власть. Правитель Майяпана Ах Меш Кук, опасаясь своего военачальника Хунак Кееля, отправил его в Чичен-Ицу в качестве жертвы. Хунак Кеель, не дожидаясь, когда его бросят в колодец, сам прыгнул в него. Вынырнув из воды, он прокричал, что боги повелели назначить его правителем Майяпана. Толпа бедняков шумно приветствовала избранника богов, а жрецам и сановникам пришлось смириться — противиться воле толпы во время этого ритуала было самоубийственно. Став правителем Майяпана, Хунак Кеель подчинил себе все три юкатанских государства, основал династию Кокомов, продержавшуюся 250 лет, а от Чичен-Ицы в 1194 г. оставил одни развалины.

Но вернемся к «Сообщению» епископа о золоте на дне колодца. Оно явно заинтересовало конкистадоров, правда, сведений о попытках извлечь сокровища не осталось. Клад тщетно пробовал достать в 1882 г. французский археолог Д. Шарнэ. Это удалось сделать консулу США Э. Томпсону в 1904—1910 гг., безоговорочно верившему испанским хроникам. «Шлиман Юкатана» заручился поддержкой спонсоров, выкупил асьенду Сан-Исидоро, на земле которой находился сенот, приобрел землечерпалку, водолазные костюмы, нанял двух греков и тридцать индейцев и занялся поисками сокровищ. Искатель десятки раз спускался в колодец, где рискуя жизнью, в кромешной тьме (свет фонаря не пробивал густую взвесь ила) руками ощупывал каждый предмет. Считают, что Томсон открыл в истории мировой спелеологии эру исследования затопленных пещер. Упрямство «отца подводной археологии» и его вера в удачу вознаградились сторицей. На поверхность были извлечены кусочки копала, оружие, обрывки одежды, кремневый жертвенный нож, украшения, вазы, нефритовые чаши, статуэтки и т.д. Особую ценность представляли изделия из золота — маска, корона, колокольчики, рельефные диски с эпизодами из жизни индейцев, кольца, фигурки скорпионов и лягушек, утварь, и, конечно же, многочисленные скелеты жертв. Всё это Томсон отправил в дар музею Пибоди, ученые которого определили, что предметы принадлежат народам, населявшим Новый Свет от Северной Мексики до Колумбии, с которыми майя активно торговали. Исследовавший останки 42 жертв антрополог Э. Хутон установил, что «13 черепов принадлежало взрослым мужчинам в возрасте от 18 до 55 лет, 8 — женщинам в возрасте от 18 до 54 лет и 21 — детям от 1 до 12 лет». Исследователь отметил также, что взрослые люди до принесения их в жертву имели переломы костей и увечья, т.е. явно не были сановниками и жрецами.

После Томсона к сеноту не заросла тропа исследователей. Среди них наибольшего успеха добился мексиканский археолог Д. Уртадо. Извлеченные им в 1961 и 1967 гг. вещи и скелеты обогатили наследие майяских артефактов, и лишний раз подтвердили правильность выводов Хутона.


Рецензии
Любимая с юности тема, спасибо)
"Правитель Майяпана Ах Меш Кук, опасаясь своего военачальника Хунак Кееля, отправил его в Чичен-Ицу в качестве жертвы. Хунак Кеель, не дожидаясь, когда его бросят в колодец, сам прыгнул в него. Вынырнув из воды, он прокричал, что боги повелели назначить его правителем Майяпана. Толпа бедняков шумно приветствовала избранника богов, а жрецам и сановникам пришлось смириться — противиться воле толпы во время этого ритуала было самоубийственно. Став правителем Майяпана, Хунак Кеель подчинил себе все три юкатанских государства, основал династию Кокомов, продержавшуюся 250 лет, а от Чичен-Ицы в 1194 г. оставил одни развалины..."

Читала об этом у чехословацкого этнографа Милослава Стингла...
Отличная работа, СПАСИБО ЕЩЕ РАЗ)))

Ольга Виноградова 3   19.03.2023 15:59     Заявить о нарушении