Уходить надо вовремя

 Недлинный человеческий путь. От момента рождения - до конца - всего - то миг. И никак не пройдёшь эту дорогу чужими ногами. И никак не избежишь ошибок, будь ты хоть о семи пядей во лбу.

 Но те, кто проходил эту дорогу осознанно, понимают - всему своё время. Гореть - и  остывать, разбрасывать камни - и собирать. А главное - понять, когда приходит время остановиться.

 Грустная история вспоминается мне. Цена этой истории - около тридцати загубленных судеб.

  В четвёртом классе у сына поменялась классная руководительница. Ею стала весьма пожилая женщина и заслуженный учитель. Она преподавала физику и математику уж и не знаю сколько лет. У неё учились и мои дочери, больше десяти лет назад.

 Сын в то время был толстым увальнем, на редкость спокойным и покладистым хорошистом. И вдруг - в один момент, отказался ходить в школу совсем.

 Долго я вытягивала из него причину. Оказалось всё просто - и очень страшно. Прямо от двери учительница кричала - " Я хочу, чтобы этот жирный ублюдок вообще не приходил на мои уроки!"

  Сначала я не поверила. Потом - пошла к директору. Было безобразное разбирательство, с очными ставками, свидетелями, отвратительное и по форме и по смыслу. Доставалось , оказывается, не только моему сыну - всему классу.
 Учительнице, которой на тот момент было уже за семьдесят,"поставили на вид".

 Директриса, которая тоже очень давно преподавала в этой школе ботанику и биологию, сказала мне - "Я не могу уволить человека, у которого училась сама. Тем более, что у неё онкозаболевание - а эта работа даёт ей стимул жить."

 Итог был закономерен. Половина класса в том числе и сын, осталась на второй год.
 Всё лето мы с ним изучали выданное на лето задание - с логарифмами для 8 - 9 класса - такое  классный руководитель поставила условие для пересдачи. А было сыну тогда - 11 лет...

 Прошёл ещё один кошмарный год. И на следующем собрании перед началом нового учебного года, директриса с горечью сказала - " Я вынуждена была уволить Н...  Простите меня. Надо было сделать это давно - класс загублен. Но мне было очень тяжело уволить человека, у которого я училась сама тридцать лет назад."

 С тех пор прошло 16 лет. И вот результат - две трети этого многострадального класса пошло по дурной дорожке. Наркотики, спиртное и тюрьма. Оставшейся трети этих ребят уже нет в живых.

 Вот цена человеческой жалости - и неумения и нежелания некоторых людей вовремя уйти. Когда уже нет сил и терпения и ума, чтоб нести ответственность за жизнь вверенных тебе детей.А когда тебе вверено целое государство - это важнее в тысячи раз.

 Первый признак старческого слабоумия - категорическое неприятие своего состояния и отказ уходить... И тогда - гибнет не класс - а целый народ.


Рецензии
Спасибо, Татьяна, за рассказ, в котором всё правдиво. К сожалению, у педагогов в школе со временем происходит профессиональная деформация личности. Они считают, что всегда правы. В институте были совсем другие преподаватели, они относились к нам, как к личностям.
Спасибо Вам за рецензии на мои произведения. Желаю творческих успехов!

Волкова Наталья Андреевна   06.05.2023 16:43     Заявить о нарушении
Это Вам спасибо! Всегда с нетерпением жду Ваших новых рассказов. Наташ, а Вы знаете что - нибудь про Шереметьевский лес и Костяев овраг? Ужасно любопытно...

Татьяна Вендер   06.05.2023 18:17   Заявить о нарушении
Добрый день, Татьяна!
К сожалению, про Шереметьевский лес и Костяев овраг я знаю только из Интернета, поэтому ничего нового добавить не могу.
Татьяна, Вы, кажется, в Лобне проживаете? Если так, Вы могли бы приезжать к нам в посёлок Лунёво, где я в ДК "Лунёво" провожу мероприятия на краеведческие темы.

Волкова Наталья Андреевна   07.05.2023 15:37   Заявить о нарушении
Спасибо. Воспользуюсь приглашением при возможности.

Татьяна Вендер   07.05.2023 16:13   Заявить о нарушении