Пушкин и самоубийство

Было ли содеянное А.С. Пушкиным в январе 1837-го самоубийством и было ли это самоубийство убийством?

«Биатанатос» - трактат о самоубийстве поэта 17 века Джона Донна объемом в 200 страниц.  Де Куинси («Writings») суммировал их таким образом: самоубийство – это одна из форм убийства; крючкотворы от правосудия различают убийство намеренное и вынужденное; рассуждая логически, это разграничение следовало бы применить и к самоубийству;  далеко не каждый совершающий убийство – убийца, далеко, не каждый самоубийца несет на себе печать смертного греха. Таков недвусмысленный тезис «Биатанатоса».

Эпиктет («Помни главное: дверь открыта») и Шопенгауэр («Чем монолог Гамлета не размышления преступника?») лаконично оправдали самоубийство. Донн рассчитывал увенчать самоубийством апологию самоубийства

Донн выводит, что не крестные муки убили Христа, но что в действительности он покончил с собой чудесным и сознательным излучением души.

Заявленная цель «Биатанатоса» – обличить самоубийство; главная – доказать, что Христос покончил с собой. Для христианина жизнь и смерть Христа – центральное событие мировой истории; предыдущие столетия готовили его, последующие – отражали. Еще из земного праха не был создан Адам, еще твердь не отделила воды от вод, а Отец уже знал, что Сын умрет на кресте. Вот он и создал землю и небо как декорацию для этой грядущей гибели. Христос, полагает Донн, умер по собственной воле; а это означает, что первостихии, и вселенная, и целые поколения людей, и Египет, и Рим, и Вавилония, и Иудея были извлечены на свет божий, дабы содействовать его смерти. Возможно также, что железо было создано ради гвоздей, шипы – ради тернового венца, а кровь и вода – ради раны. Идея Бога, возводящего универсум, как возводят эшафот.

По христологии вся история мира до н.э. – история строительства эшафота для казни Сына Его = ритуала жертвоприношения. Иешуа знал, что с ним сделает Отец. Сын – самоубийца и Отец – убийца.

***
Источник:
Хорхе Луис Борхес «Биатанатос»

Self – homicide is not so naturally Sin that it may never be otherwise

Самоубийство не является настолько естественным грехом, чтобы оно никогда не могло быть иным


Рецензии