Монг. буьуьркен гутал и ав. буртинахьитал
Халха-монг. буьуьркен гутал "бурки", где гутал означает "обувь": ав. буртинахьитал "войлочная обувь (сапожки)", где хьитал (диал. хьатал) "обувь". Диал. формы: бут-хьатал, буртихьатал.
В староаварском языках буртинал "чеченцы", этот термин сохранился исключительно среди потомков ав. переселенцев в Османскую империю, а современным аварам Дагhестана он непонятен.
Халха-монг. БУЬРЭЭС "чехол, покрывало, обёртка, покров", БУЬРХЭЭС "чехол, крышка, покрывало",БУЬРЭХ "покрывать, обшивать, обтягивать, обивать (напр. кресло чехлами)",БУЬРХУУЛ "покров, покрытие, колпачок, оболочка", БУЬРХ "шляпа". С этой основой в монг. яз. связано понятие "пасмурный, облачный, хмурый" (буьркег). Джунгар. (ойрат. Синьцзяна) буьркехе "покрывать, накрывать, закрывать, заполнять"
Ав. БУРТИНА "войлок, бурка",БУРТIИН "большой палец руки" (на который надевалось войлочное кольцо для стрельбы из лука).
Буртасы- этноним эпохи Хазарского каганата.Значение неизвестно. С этой же основой в зоне Урала до сих пор сохранились ойконимы с неясной этимологией.Сюда же БУРТУНАЙ-АУЛ - населённый пункт в Дагhестане с аварским населением, проживающим в зоне, граничащей с чеченцами-аккинцами
То, что мы никак не ошиблись с этимологией подтверждает и ав. диал. бурку (с ударением на конечном слоге) "духота", так как монг. лексема ясно указывает на "закрытие, обёртывание, пеленание чего-л", в целом - всякого рода "чехлы", "колпачки" и "покрывала".
Чем больше мы изучаем аварское языковое прошлое, тем явственее чувствуется присутствие хазар, хотя никто, естественно, их здесь не ожидал.Возникает резонный вопрос- а не следы ли этов том числе и хазарского прошлого? По крайней мере, весь этот "монголоподобный" лексикон должен быть существовать и в хазарское время. Языковое состояние в Хазарском каганате до сих пор недостаточно выясненно, приписывание ойконим "Саркел" чувашам не совсем корректно, так как вся эта лексика присутствует и в монг. языках. В Хазарском каганате говорили на нескольких языках, и был ещё язык хазарской знати, который был, якобы, никому непонятен. Тем не менее правящий клан Ашина у тюркютов и хазар имел монгольское происхождение, как, впрочем, и туркменское племя къайы, из которого вышли правители Османской империи. Къайы длительное время являлись двуязычными и даже современные их потомки в Турции продолжают практиковать забой скота на традиционно монг. манер. Монгольским считается в том числе и довольно известное туркменское племя баят (сам этноним также типично монгольский). Куда ни заглянешь практически повсеместно обнаруживаются факты о высоком статусе выходцев из монг. племён от Тюркского каганата до Хазарии и Османской империи.
Тем не менее, собственно верканские хоны (хьон,хьванал) не пожелали терпеть присутствия на территории совр. Дагhестана тюркютов (древних тюрков) и покинули свои обжитые места в Прикаспии (Хонзан и т.п.). Есть предположение (его автор -археолог ДНЦ РАН Гаджиев М.С.) о том, что хоны ушли именно в горы и конкретно в Сарир, так как они до подчинения хазарам, являлись частью Сарира - Земли Престола-Каганата Гор.
У нас сложилось стойкое убеждение, что хонов Прикаспия вообще можно назвать явно недооценёнными современными историками наиболее выдающимися "патриотами Дагhестана" и даже "первыми дагестанскими националистами", естественно, с оглядкой на разницу в восприятии подобных терминов тогда и в наши дни.
Свидетельство о публикации №223031600364