Аннушка

Аннушка. Рассказ. Впервые издано 18.03.2003г.

    Маленькая пятилетняя Анка часто появлялась во дворе многоэтажного дома, в одной из квартир которого проживала с мамой алкоголичкой, которая в прошлом была неплохой спортсменкой. В годы перестройки фортуна изменила многим людям, в их числе была и мама Анки Лиза.  Уйдя из сборной страны, Лиза не смогла выйти из психологического стресса, попробовала расслабляться при помощи алкоголя и попала в ту необратимую зависимость, которая сдавила ее, как удавкой. Лиза проживала с дочерью в однокомнатной квартире, которую успела получить вовремя, но была на той грани, когда уже ничем не интересовалась кроме выпивки.
    Анка не посещала детский сад, а грязная и растрепанная с сигаретой во рту целыми днями бродила по двору в поисках занятия, нередко она копалась в контейнере для мусора в поиске пропитания. Дети сторонились маленькой бродяжки, взрослые закрывали на нее глаза, так как Лиза советовала соседям не не вмешиваться в ее личную жизнь. В этой квартире ежедневно собирались странные люди: одни были похожи на разбойников с большой дороги, другие походили на натуральных бандитов, а так же типичные бомжи, которым нечего терять, да и сама  квартира Лизы превратилась во что-то наподобие ночлежки для сомнительных людей, где нередко случались пьяные разборки, во что соседи предпочитали не вмешиваться вовсе.  Вот в такой среде росла Анка, деваться ей было некуда.
    Часто девочка играла с маленьким Димой из соседнего подъезда, так как его мама Виктория не запрещала сыну общаться с несчастной девочкой, но только под ее материнским присмотром. Иногда Дима выносил что-то вкусное и угощал Анку, тогда это был настоящий праздник для малышки. Как-то Виктория спросила у сынишки, почему он играет с Аней,  мальчишка удивленно посмотрел на маму, затем его личико стало очень серьезным.
    - Мама, разве ты не понимаешь? Она же всегда одна, никто с ней не играет, - и добавил шепотом, - с нею никогда нет даже мамы. Наверно ей страшно одной.
    Однажды  Виктория отвлеклась всего на несколько минут, посмотрела, а Дима исчез со двора, не было и Анки. Осмотрев весь двор, молодая мама побежала в соседний подъезд искать квартиру Анки и услышала крик сына. Мальчик сбегал вниз по лестнице без шапки, без пальто и громко плакал, а за ним мчалась Анка со скалкой в руке. Заметив Викторию, девочка повернула обратно. Женщина, подхватив сына на руки,  поднялась на следующий этаж вслед за Анкай. Переступив порог квартиры, Виктория чуть не задохнулась от зловония. В квартире не было никакой мебели кроме ветхого стола у окна, пол в комнате был завален каким-то тряпьем, как на свалке - спальные места для хозяев и гостей. Подобрав с пола шапку и пальто сынишки, Виктория посмотрела на Анку, которая, как загнанный зверек, забилась в угол, прикрывая руками голову.
    Одевая сына на лестничной площадке, Виктория не могла сдержать слезы - вся голова Димы была в ссадинах и кровоподтеках.
    - Посмотри, что она с ним сделала! - жаловалась Виктория мужу.
    - Буль благодарна судьбе за то, что эта девочка не выколола ему глаза, - ответил муж. - Ей всего пять лет, что к ней предъявишь, как накажешь? Надо лучше смотреть за собственным ребенком, а не болтать с соседками!
Дима больше не играл с Анкой и с тех пор Анка осталась совсем одна во дворе. Другие дети убегали от нее, дразнили, даже камни в нее бросали. Однажды девочка подошла к Виктории и в упор уставилась на нее. Собственно Виктория была женщиной сострадательной, но она больше не хотела  рисковать здоровьем сына.
    - Зачем ты избила Диму? - спросила женщина у девочки. Возможно ее голос прозвучал строго, так как Анка отшатнулась и прикрыла голову руками, затем попятилась и бросилась к своему подъезду.
    «Совсем запуганный ребенок! - мысленно ужаснулась Виктория. - О чем только ее мать думает?  Куда мы все смотрим? Эту Лизу давно пора лишить прав материнства!». Виктория собиралась поговорить с Лизой, но вскоре узнала, что та попала в больницу и умерла.  Анку  определили в детский дом, так как никаких родственников у нее не нашлось. В их квартиру заселили временных жильцов и все соседи забыли о девочке.


    - Ребята, к нам в подъезд новенькая чувиха переехала, кстати, ее квартира рядом с нашей, - рассказывал Антон приятелям, когда они собрались во дворе. - Такая маленькая, но симпатичная. Аней зовут. Моя мать говорит, что много лет назад эту деваху в детский дом определили, а сейчас она вернулась в свою квартиру. Ей даже мягкий уголок подарили. Вчера она с подружкой вдвоем заселились. Такие деловые!
    - Ну и что с того? - пожал плечами Дима. - Меня девочки вообще не интересуют. Компьютер - другое дело.
    - Компьютер? Ну ты даешь! Батан.....- хмыкнул Антон и продолжил, - понимаете, она живет одна в квартире, никаких предков, лафа! Я смогу из своей двери прошмыгнуть в ее квартиру, и ни перед кем отчитываться не надо, где был и что делал. Минутное дело. Чуть что, так на лестнице сидел и музон слушал. Они - эти детдомовские, все одним миром мазаны, как моя мать говорит.  Правда моя старушка как узнала об этой  жиличке, так за голову схватилась и чуть не стала биться в припадке, капитально струхнула. Она боится, что эта Анка меня развратит. Говорит, что она маленькой уже была оторвой, а сейчас тем более. А вот я - наоборот, даже  рад.
    - Так чего треплешься? - почему-то разозлился Дима, -  думаю, ей жилось не сладко, если она из детского дома. Понравилась тебе, так и скажи, зачем человека поливать грязью?
    - Да пошел ты, чистоплюй чертов! - озлобился Антон. - Ты любую бабу готов воздвигнуть на пьедестал.  А вот мой батя уверен, что женщины созданы только для удовлетворения мужских потребностей, я с ним полностью согласен.
    - А как относится к этому твоя мама?
    - А что мама? Ее дело готовить, стирать, убирать. Она уже старуха, отгуляла в молодости.
    - Эх, Антон, какой-то ты озлобленный, словно вырос среди варваров, - сочувственно вздохнул Дима.
    - Ошибаешься, Димон, я реалист.  Это ты, видно, из тех романтиков, которым в детстве мозги отшибли.
    - Знаешь, мне пора домой, - поднялся со скамейки Дима, - от твоих речей коробит.
    - Ну и проваливай! Никто тебя не держит.  - засмеялся Антон. -  Могу поспорить на что угодно, что через пару дней я пересплю с новенькой, при этом меня не станут мучить угрызения совести. А ты вали! Не пришелся ты к нашему двору. Батан!
    - Трепло ты, Антон, - с грустью констатировал Дима, направляясь к своему подъезду. На душе остался неприятный осадок.


    Был зимний морозный день, снег весело хрустел под ногами, воздух холодил лицо. Дима поежился в теплой куртке, так как с детства боялся холода. На  остановке люди кутались в шубы и дубленки, приплясывая на месте, только маленькая хрупкая девушка, одетая в довольно легкую куртку и простенькие джинсы стояла спокойно, словно тридцатиградусный мороз ее не беспокоил. Дима подошел ближе и заметил, как побелели ее руки без перчаток.  Бессердечный ветер швырял ей в лицо шквал колючих льдинок, уши девушки покраснели под тонкой вязанной шапочкой, ресницы обледенели вокруг больших выразительных глаз, а длинные пряди  темных волос посеребрились инеем.  Почему-то Диме вспомнился детский фильм «Мо
розко» и героиня сказки Настенька.  «Холодно ли тебе, девица, холодно ли, красная?» - подумал он и вздохнул. Они вошли в подошедший троллейбус и сели напротив друг друга. Так уж получилось со свободными местами....
Девушка пыталась растереть озябшие пальцы и у Димы сжалось сердце. Ему захотелось согреть ее руки собственным дыханием, но он только смог предложить ей свои перчатки.
    - Возьми, быстро согреешься.
    - Спасибо, мне уже тепло, - отказалась девушка.
    - Тебя случайно не Настенькой зовут? - удивленный нежностью ее голоса, спросил парень.
    - Я Анна, но подруги зовут меня Аннушкой, - улыбнувшись, ответила девушка, ее глаза засияли.
Дима смотрел на девушку и удивлялся ее неброской притягательной красоте. «Она похожа на ангела, - подумал он, - словно из другого мира. Впервые вижу живое чудо».
    Они вышли на одной  остановке. Казалось, что мороз стал ее крепче, Дима втянул голову глубже в воротник куртки. Девушка шла, подняв высоко голову, словно холод не беспокоил ее вовсе.
    - В каком доме ты живешь? - спросил парень.
    - В пятнадцатом.
    - Значит, мы соседи. - обрадовался Дима. - Возьми перчатки, а то замерзнешь.
    - А ты как?
    - Я могу спрятать руки в карманы, - вышел он из положения.
    На этот раз девушка согласилась.
    - В каком подъезде ты живешь? - спросила она у Димы, как у старого приятеля.
    - В третьем.
    - А я во втором, - улыбнулась девушка. - Знаешь, я жила здесь , когда была совсем маленькой. Потом мне пришлось уехать. Я никого не помню.
    «Так это же новая соседка Антона, - наконец догадался Дима, - сейчас я понимаю, почему он все уши прожужжал, она просто восхитительна!».
    - Ну, вот и пришли, - с сожалением заметил Дима. - До свидания.
Он направился к своему подъезду.
    - Перчатки забери, - засмеялась девушка, - Я их чуть не унесла. Спасибо тебе!
Дома он поймал себя на мысли, что постоянно думает о ней. Стоит закрыть глаза, как ее сказочный образ появляется снова и снова.  Вечером ужинать не хотелось, а ночью не спалось. Сколько же понадобилось сил этой хрупкой девочке, чтобы остаться такой чистой и светлой, пройдя столь трудный отрезок жизни? Дима вспоминал слова Антона, сжимая при этом кулаки, так как в один момент представил, как руки приятеля тянутся к хрупкому телу Аннушки. «Начистить бы ему рожу, чтобы не было повадно, да и язык не мешало бы укоротить! Я должен защитить это нежное создание от грубых посягательств соседа», - решил Дима, засыпая.


 Сокурсники притихли, когда в аудиторию вошел Антон. Он прошел между рядами студенческих мест и устроился на «камчатку». Под глазом Антона сиял огромный «фонарь». На вопросительные взгляды сокурсников Антон только махнул рукой, дескать отстаньте, подумаешь, попал в переплет, впервые, что ли? После недавнего разговора во дворе Диме не хотелось общаться с соседом.
    - Видишь, что эта стерва сделала? - подойдя к Диме, пожаловался Антон.  - Строит из себя недотрогу! Еще посмотрим, чья возьмет, я это просто так не оставлю.
    - Это ты про Анну? Мой тебе совет, оставь ее в покое, ей и без тебя от жизни досталось.
    - Тоже мне рыцарь нашелся. Ковыряешься в своем компьютере, вот и ковыряйся дальше, тебе до нее какое дело? Может, сам ее склеить решил, девственник ты наш?
    - Не нарывайся, Антон, а то, - Дима сжал кулаки, -  на второй глаз окосеешь.
    - Гляди ты, напугал! - хорохорился сосед, но, на всякий случай отошел на пару шагов.
    - Отстань от девушки! - твердо повторил Дима, - иначе я за себя не ручаюсь.


    Дима сидел за компьютером в своей комнате, когда до его слуха донеслись голоса, тихий Виктории и возбужденно-пронзительный мамы Антона Марины.
    - Представляешь, дочка той алкоголички Лизы вернулась, та самая Анка беспризорница. Заселилась в прежнюю квартиру прямо дверь в дверь с нами,  такая же ненормальная, как ее мамаша, да еще и руки распускает. Вчера моего Антона избила, как когда-то твоего Диму!
    - Успокойся, Марина, она тогда ребенком была.
    - Вот я и говорю, что выросла эта хулиганка, распоясалась, пыталась моего Антона затащить в постель, бедный ребенок стал сопротивляться, так она его избила! Надо побои снять и участкового вызвать, изолировать эту сучку надо! - Марина сыпала словами, как горохом.
    - Ты разговаривала с девушкой? Может все было не так?
    - По-твоему мой Антон врет?! - возмутилась соседка.
    - Врет не врет, а надо разобраться. Твой Антон высокий крепкий парень, что-то мне слабо вериться, что хрупкая девушка могла избить твоего сына. Не смеши меня.
    - Ты всегда ее защищала! Она твоему сыну мозги отбила, а ты все защищаешь эту дрянь, сестра милосердия ты наша!
    - Ты чего пришла, Марина? - совсем тихо заговорила мама. - Ты пришла оскорблять нас? Уходи и чтобы я тебя больше не видела!
Когда за соседкой закрылась дверь, Виктория зашла в ванную и вымыла руки с мылом, затем  постучалась в комнату сына.
    - Ты как, Дима?
    - Не обращай на нее внимания, мама. Я часто думал о том, почему Антон такой озлобленный. Сегодня я это понял. Семья у них такая.  Мне повезло. Вы с папой человечные! Аннушке надо помочь, мама. Антон к ней пристает, а она такая светлая, как ангел, ее надо защитить от этих соседей, они, как звери, готовы растерзать ее.
    - Ты прав, сын! Такие соседи на все способны, а девочка здесь снова в одиночестве. Давай сейчас и сходим в гости к Анке. Кстати, Дим, я сегодня купила новый чайник, захватим его с собой в качестве подарка на новоселье? На новоселье без подарка не ходят.


    В подъезде было темно, лифт не работал. Где-то вверху ухали двери и слышались голоса. На лестничных  площадках верхних этажей тускло светились лампочки. Чем выше поднимались Дима с Викторией, тем  становились громче голоса. На пятом этаже разыгрался настоящий скандал. Разъяренно визжала Марина, сыпал бранными словами отец Антона, сам же Антон выбрасывал нехитрые пожитки юной соседки прямо на лестничную площадку.
    - Что здесь происходит? - ужаснулась Виктория. - Кто вам позволил?!
    - У тебя  не спросили! -  завизжала Марина, словно ее разрезали на части.
Дима пронесся мимо озверевших людей, отшвырнул Антона в сторону, и влетел в квартиру Аннушки. Растерянная девушка сидела на диване, обхватив голову руками, и казалась маленькой запуганной девочкой. Дима присел перед нею, осторожно коснулся ее рук, заглянул в чистые влажные глаза.
    - Все, сейчас мы их прогоним, не бойся, мы с тобой. Мы не дадим тебя в обиду!
    - Почему-то я вспомнила свое детство, - ее нежный голос звучал тихо и грустно. - Мне страшно, Дима! Мне очень страшно в мире среди чужих людей. Я хочу в детский дом!
    - Успокойся, я сейчас.
Мама собирала вещи Анны, разбросанные по площадке. Дима заметил участкового милиционера, который заполнял какие-то бумаги, притихшие соседи стояли молча, прижимаясь к стене. Антон устроился на ящике для хранения картошки и нагло улыбался. «С него, как с гуся вода, - подумал Дима, - ну подожди, герой-жеребец, ты за все заплатишь».
    - Только пальцем ее тронь, только посмей взглянуть на нее, я тебе все кости переломаю, - сказал спокойно Дима, подойдя вплотную к Антону. Затем, повернувшись к его родителям, добавил:
    - Вырастили урода и нянчитесь с ним, как с младенцем. Предупреждаю, если он еще раз начнет распускать руки и язык, то будет иметь дело не с хрупкой девочкой, а со мной.
    - Антон, идем домой, - поджав губы, позвала сына Марина, - нам нечего здесь делать.
Соседи Анны ушли, словно побитые собаки, Виктория и Дима прикрыли входную дверь, переступив порог квартиры Анны - они спешили успокоить девушку.
    - Спасибо вам, - девушка смотрела доверчиво на женщину и парня, которые в этот момент стали для нее близкими людьми.
    - Пойду на кухню и поставлю чайник, - предложила Виктория.
    - Ой, а чайника у меня пока нет, - смутилась Аннушка, - я в кастрюле воду кипячу.
    - Чайник уже есть, - улыбнулась Виктория, - мы принесли тебе чайник в подарок на новоселье.  Печенье к чаю тоже есть. С новосельем тебя, Аннушка!


Рецензии