Мысли на заметку. 14 ноября 2011 года

       В ночь так и не уснул, уснул на пару часов уже около 7-ми часов. Читал критики на Канта. То, о чём он говорит, понятней, когда читаешь не его или его адептов, а его критиков.

       _________________

       Записать по этому поводу:

       1). Лосский интересно критикует Канта, и Флоренский.

       2). Знание само по себе не нужно, оно необходимо для достижения цели:


              А) Внешней (достижение проще, легче, быстрее).

              Б) Внутренней (осознание).

              Достижение внешнего знания (опытного) всегда неизбежно приводит к самосознанию как процессу, который меняет самосознание как состояние. (Апперцепция.) Но что побуждает к перцепции и апперцепции?

              Как определяются промежуточные цели, указывающие направление движения?


       3). «Вещь в себе» плохо звучит, лучше по-русски — вещь сама по себе.

       4). Любое знание — a posteriori, и факты, и взаимосвязи даются через опыт (хотя бы и врождённый, то есть переданный по наследству), поэтому нет проблемы отделения субъекта познающего от объекта познания (мира). Механизм познания принадлежит миру, как и системы пищеварения и дыхания. (Сознающее и сознаваемое «Я». Надуманное сознаваемое — не является «Я»).

       5). Совсем другое:

       Сознание — осознание.

       Самосознание — само-осознание.

       (Осознание процесса, осознание себя в этом процессе.)

       6). Сознание — это то, что дано в непосредственном опыте (то есть это единственное, что для нас существует реально). Мы существуем как часть сознания.
Мы существуем и как часть материи, но это существование дано нам в опосредованном опыте (чувственном). Мы чувствуем тело, а телом чувствуем Вселенную.

       7). Животные тоже сознают и осознают. Они всего лишь не обладают абстрактным мышлением. Вернее, они обладают его задатками.

       8). Настоящая религия относится к состоянию самосознания, перенесённая в знание — она становится набором быстро устаревающих суеверий. (Все конфессиональные религии.)

       9). Основной вопрос теории познания — не как оно возможно, потому что это отражение, а какая взаимосвязь познания и осознания? Как познание влияет на самосознание — обратно?

       Сознание -- осознание -- самосознание -- само-осознание -- знание. Влияет ли знание вообще назад? И если влияет, то на что?
 
       На сознание — нет.

       На осознание — да.

       На самосознание — ? (да).

       На само-осознание — нет.

       10). Знание — это факты и взаимосвязи, а стержнем и основанием мировоззрения является самосознание.

       11). Человек всегда осознаёт себя существом нематериальным: это только по-разному отражается в его знании. (В Америке говорят: не говорите, что вы атеист, говорите, что вы агностик.)

       12). На определённом уровне знание уже становится не нужным. (Узнаю и потом осознаю, осознаю, а потом узнаю.)

       13). Потрясающе, что себя мы сознаём и познаём. Мы можем познавать своё собственное самосознание. И нам для этого не надо никакого чувственного опыта. Мы познаём себя из опыта само-осознания. (А где критерий истинности?)

       14). У нас есть возможность сравнивать себя с другими людьми по аналогии.

       15). Критерием истинного знания о себе является опыт само-осознания.

       16). Обобщающие начала в само-осознании. (Человек — единая сущность вне числа и времени.)

       17). Мировоззрение будет всегда субъективно. Человеческий дух не законодатель, а интерпретатор.


Рецензии