путь паломника. бдить
Я не знаю ни одной христианской молитвы полностью. И вместе с тем ношу на шее четки из Варанаси на которые прикреплён образ Сергия Радонежского. В поездках по православным обителям я черпаю вайрагью и абхьясу, по-йоговски это отрешенность и рьяность в практике, что в христианской традиции называется отречение от мирских соблазнов и усердие в молитвах и в постах.
Суть одна. Ишвара пранидхана - посвящение всех своих действий Высшим силам. Постижения присутствия Духа в каждом моменте.
В завершении первой седмицы, одной из самых строгих недель Великого поста, у православных праздник. Поэтому собрались мы посетить Свято-Троицкий мужской монастырь в городе Алатырь.
Кроме того, что это название города Алатырь - это мощнейший оберег у славян, дающий связь с богами. И этот нюанс придаёт поездке особое звучание.
В течении двенадцати сезонов сплавляясь по Суре на участке от села Явлеи до села Порецкое идалека колокольню этой обители наблюдаю регулярно. Поэтому интересно соединить два впечатления - далеко и близко.
Есть ещё момент. У соседей по адресу, где я живу с родителями, в этом монастыре находится родственник. О чем это? С соседкой я несколько раз ругался в прошлом. Думаю посещение обители каким то образом сдвинет ситуацию. Не напрямую , так косвенно. Разрядит обстановку, как минимум.
Выдвигаемся в субботу, сразу после рабочего дня, чтобы посетить монастырь с ночёвкой. Маршрут знакомый, а вот цель поездки необычная, новая. Поэтому некое волнение присутствует. И у меня, и у штурмана.
Так же как Садовое кольцо в 16 веке являлось границей города Москва, река Сура, в тот же исторический период, выполняла роль границы государства. Позже, город Алатырь при образования Чувашской республики мог стать столицей, так как имел удобные транспортные пути и промышленный потенциал. В моем понимании посещение монастыря в Алатыре на внешнем плане эквивалентно работе с личными нераскрытыми способностями на плане внутреннем. Это ещё один важнейший повод для поездки.
По дороге штурман фоткает красивые виды. Закат на фоне здешних мест достоин кисти живописцев. В любой сезон.
Приезжаем когда вечерняя служба уже идёт. Монастырь мужской, а в храме около пятидесяти монахинь. И у меня удивление, мягко говоря. Когнитивный диссонанс. Очень много людей присутствует на контрасте с предыдущими поездками. Очень мощный хор певчих. В иконой лавке количество духовной литературы как в Сергиевом Посаде, в Лавре.
Ловлю себя на том, что я подсознательно ищу глазами соседского родственника. Я же знаю, как он выглядит внешне, видел его пару раз. И в этом импульсе не просто любопытство.
Отследив мысль, разрешаю себе не озираться по сторонам. Как идёт, так пусть идёт.
Пока в алтаре фоном звучит молитва народ исповедуется, сразу пяти-шести священнослужителям. Я понимаю что читающий молитву держит "поле группы" внутри которого происходит психологическая работа - сброс, обнуление избыточный потенциалов. Так же понимаю что современные рэперы подсмотрели, точнее послушали, переняли технику чтения текстов у служителей религиозных культов. При использовании скороговорок работает интонация, а не смыслы каждой отдельной фразы. Именно интонация открывает двери подсознания и позволяет подняться на поверхность сознания неотреагированным эмоциям.
Меня трижды спрашивают, стою ли я в очередь на исповедь и я понимаю, что не случайно. Мне необходимо, да. Краем глаза фиксирую, как штурман тоже использует возможность. Подхожу к батюшке и говорю, что испытываю зависть. Поясняю кому, чему, как часто. Сам факт признания и озвучки искажения восприятия сознания уже благо, уже коррекция. Внутри будто разжимается скрытая пружина. Вдруг наваливается сонливость, вялость.
На выходе из храма дети играют в снежки и гоняются друг за другом. После того, что нужно было стоять почти неподвижно, хочется размяться. Под особенное звучание колокольных перезвонов ощущение времени меняется.
По окончании службы ужин в братской трапезной. Мужчины отдельно от женщин. Причём во время приёма пищи вслух читается учебно-методическая литература. Щи да каша пища наша - в лучших традициях. Подъем из-за стола одновременных - по сигналу колокольчика.
После приема пищи субботний крестный ход с иконой Богородицы. Для желающих. И я впервые несу в руках намоленную святыню, по очереди с другими паломниками, обходя периметр монастыря изнутри. Штурман следом, практически шаг в шаг.
Ночёвка в келье братского корпуса напоминает времена работы в Москве в строительной бригаде. Только уютнее.
За окном слышны гудки проходящих по железной дороге транзитных составов. Как в детстве, в деревне у бабушки.
Мне сниться, что я получаю в подарок накидку с капюшоном бордового цвета с желтой вышивкой на спине. Я понимаю, что это благословение и защита, - вот она связь с богами - прежде чем погрузиться в более глубокую фазу сна.
Утором подъем по сигналу колокольчика в 04.30, потому что в 06.00 уже утренняя служба.
Штурман проводит ночь в аутентичном деревянном сестринском корпусе через дорогу и у неё свой набор впечатлений.
Я ношу с собой в сумке можжевеловые палочки, числом пять и два спичечных коробка для развития мелкой моторики пальцев. По утрам, перед работой, когда есть время и желание выполняю упражнения. Коробки поистрепались от постоянных практик. В келье на полочке наблюдаю два спичесных коробка в лучшем состоянии. И совершаю обмен - пересыпаю спички . Прости, Господи. Этакий символический жест. Старое содержимое помещаю в новую тару. Самый что ни на есть рефрейминг.
Также выполняю в келье урдхвападмасану - стойку на голове с ногами сложенными в лотосовую форму. Читаю махамритьюнжая мантру. Это связь, моя личная, с этим местом. Отныне и впредь. Вот теперь можно и выдвигаться.
После полутора часов на утренней службе стартуем в сторону Порецкого района - посетить малые обители, которые видели в предыдущих поездках на пути следования в Мордовию. Хочется рассмотреть эти храмы поближе и повнимательнее.
По дороге заезжаем на Явлейский мост - точку старта сплавов по Суре. Готовим завтрак на газовой горелке прямо внутри салона автомобиля, потому что ветренно, и ещё раз наблюдаем колокольню монастыря издалека. Весь объем впечатлений ближайших суток соединяется в текущем моменте и внутри возникает ощущение, котрое в 16 веке бы сформулировали так - ни в сказке сказать, ни пером описать...
Традиционно штурман фоткает красивые виды. А я сочиняю дорожные хокку и вместе с наиболее удачными кадрами выкладываю в соцсеть.
Град - оберег на холме
У стрелки двух рек
Граница времен...
Через приоткрытое окно слышен шорох шин по асфальту и плеск луж. Монотонные звуки дороги. Если долго молчать и не слушать музыку в пути, то
Ум - так уж он устроен - начинает развлекать сам себя историями.
В далёком 1991 году на Новый год я познакомился с девушкой. Она обещала дождаться меня из армии. Писала романтические письма на сдвоенных тетрадных листах. Иногда я получал в день девять конвертов от неё. Так продолжалось восемь месяцев. А потом она написала, что выходит замуж. И я испытал гнев. Очень сильно огорчился и расстроился. Так сильно, что дважды проехал по её фотографии на бронетранспортере - от избытка эмоций. А когда пришёл на дембель, то узнал откуда родом чувачек и даже поехал по адресу уточнить и поинтересоваться - не мучает ли человека совесть, что увёл чужую женщину? Вот прямо в эти места и приехал, в Порецкий район, в деревню Антипинка, где сейчас мы со штурманом едем. Такие дела.
Штурман уже слышала эту историю в моем исполнении. Какой смысл выяснять отношения из-за женщины если она выбрала сама? Один в армию ушёл, другой из армии в это же время вернулся. А письма она мне писала чисто из любви к эпистолярному жанру. У каждого свое хобби.
Потом было даже такое - сидели мы за одним столом с этим парнягой, который служил в погранвойсках, кстати, и употребляли горячительные напитки. А "женщина мечты" в это время готовила закуски, первое, второе, компот. .
Чуть позже она оставила погранца и совместного сына, чтобы свалить замуж на Кипр. Нормальный ход. Есть над чем задуматься. Что для кого хуже, что для кого лучше.
И зачем мы тут теперь находимся в данной локации ? А вот зачем ! Нынче же праздник - завершение первой седмицы Великого поста. Народ причащается, исповедуется , празднует хлебом и вином. По чуть-чуть. Чисто символически. И получается , через тридцать два года я приехал в Антипинку не "насчёт бабы разбираться" , а в храме побыть. К всеобщей радости приобщиться. Господи, помилуй! Удивительные дела твои! Самый, что ни на есть, рефрейминг - смена психологического обрамление ситуации, обстоятельства, события.
И вдруг я опять замедляюсь и вялость наваливается . Будто кто-то за шкиряк схватил и притормозил меня неразумного. Чтобы не суетился, не гнал. Там где можно девяносто, едва шестьдесят едем. И ощущение времени поменялось, как вчера вечером в Алатыре. Чудеса.
И тут штурман, которая, как любая женщина умеет читать мысли, предлагает съездить в село Раскильдино. В храм, где меня крестили. Самое то, после рефрейминга, прикоснуться к своим корням. Едем.
Храм оказывается закрыт, а следующая служба через три дня. Но я знаю пароли и явки. Называю имя, отчество деда и бабушки по отцовской линии. Женщина - охраница в годах, наверняка знала их лично. После минутной паузы нам открывают храм. В частном порядке, чтобы мы могли поклониться иконам.
После более чем десятка ближних и дальних паломнических поездок я совершенно по-новому вижу внутреннее убранство церкви Рождества Богородицы. Замечаю, что многие иконы старинные - выполнены на досках. А значит намоленные или, как нынче принято говорить, прокачанные. Некоторые старые иконы в окладах поменьше наверняка подарены храму прихожанами. Поскольку состояние у нас соответствующее после посещения монастыря в Алатыре и церкви в Антипинке, то и КПД от контакта со святынями максимальное.
Ощущение благодарности Высшей силе и предкам переполняет.
В Чебоксары возвращаемся засветло и прямо в автомобиле решаем пересмотреть фильм Лунгина "Остров".
Впервые совместно. Сюжет срабатывает, как триггер и происходит ссора со штурманом, которая ценительница индийской культуры с итальянским темпераментом. В лучших традициях, по многочисленным заявкам.
Далее на протяжении четрых дней я испытываю гнев, раздражение, апатию и вялость, которые без перекладывания ответственность на окружающих, я проживаю сполна. Минимизирую общение со всеми, особенно со штурманом. Чтобы в пятницу на меня
снизошла череда откровений.
Оказывается я живу в гневе и раздражении с пяти-шести лет. С тех пор, как меня не взяли с собой родители в обещанную поездку в Москву. Оставили в деревне с бабушкой. В той же обойме невыполненые обязательства отца насчёт покупки велосипеда за отличную учёбу. На протяжении трех лет. Здесь же двойные стандарты требований ко мне и к моей младшей сестре. Здесь же моя реакция на поведение женщины в браке, когда она выбрала уйти к более обеспеченному мужчине.
Эпизод, где девушка не стала ждать меня из армии просто вершина айсберга, вишенка на торте, триггер вытаскивающий весь накопленный негативный массив.
Я привык жить в негативе и раздражении, стал воспринимать их как норму. В меру сил выравниваясь при этом с помощью техник йоги. Апатия и вялость возникали только когда гнев и раздражение зашкаливали. Как маркеры чрезмерного расхода душевных сил. Как сигнал к очередному перепросмотру приоритетов. Таким образом я догнал, что скрытая роль штурмана периодически подбешивать меня, показывать отсутствие гармонии в моём фоновом состоянии. Напоминание о необходимости прикладывать усилия в направление безупречности.
Я даже йогу практикую потому что у Шивы - покровителя йогинов - есть гневные аспекты, доходит для меня. Те самые аспекты, которые отрегулировать, сбалансировать внутри себя мне помогает христианская традиция. В дополнение к йоговскии практикам. Путь паломника.
На четках из Варанаси я ношу образ Сергия Радонежского, хотя и не знаю ни одной православной молитвы полностью.
.
Жгу монастырскую свечу и складываю слова в строчки. Ночью даже мыслеобразы отбрасывают тени, а истории в письменном изложении получаются обьемнее. Пока все спят, кому-то обязательно нужно бодрствовать. Бдить. Так повелось с давних времен...
Свидетельство о публикации №223031600966