Соловьиное пение в музыке

                Эпиграф:

                «О, Музыка! Ты -  чудо, радость,грусть...
                <...>
                О, кто тебя придумал?! Точно - гений!
                Кто первым был?!  Быть может, - соловей?!»

                (Людмила Иоффе)


                "Много было песен на земле
                Только соловьиной не кончаться"

                (Анатолий Поперечный)



                Предисловие

Наверно, я отношусь к последним из могикан, которые в детстве слышали и видели соловья. Его пение произвело на мою детскую душу такое неизгладимое впечатление, что   я потом всю жизнь жадно ловил отклики этого пения во всём: в музыке, поэзии и прозе. Так появились две эти статьи о соловьином пении в музыке и в литературе.
 

                Введение

Соловьиное пение во все времена воcпринималось как идеальный образ музицирования.  Более того Афанасий Кирхер, немецкий монах-иезуит и учёный ещё в 1650-м году писал, что природа представила в соловье совершенный идеал всей музыки. Вдохновляясь этим идеалом, многие композиторы пытались передать пение соловья в самых разных музыкальных жанрах.

Самым первым пение соловья в музыке изобразил французский композитор эпохи ренессанса Клеман Жанекен (около 1485 - 1580 ) в 1537 году  в своём произведении «Пение соловья», предназначенном для  колоратурного сопрано.

Спустя столетие после него Клаудио Монтеверди представил пение соловья в 8-й книге мадригалов (1638). Вслед за ним  пение соловья в музыке изображали  Генрих Бибер («Sonata representativa», около 1670), Алессандро Скарлатти («Le nozze con l’inimico», 1695), Франсуа Куперен («Влюблённый соловей», 1722), Жан Филипп Рамо (опера «Ипполит и Арисия», 1733), Йозеф Гайдн (оратория «Сотворение мира», 1797), Феликс Мендельсон Бартольди («Соловей»), Иоганнес Брамс (песня «Соловей»  "О соловей , песнью твоей...", 1885) и многие другие  композиторы.
   

                1. Пение соловья в скрипичном концерте (А. Вивальди)

Одним из первых был Антонио Вивальди (1678 - 1741), который сочинил концерт "Соловей" ("Il Rosignuolo") для скрипки и струнного оркестра, в котором пение соловья вначале передаёт скрипка, а  в конце малые трубы органа и птичий манок.


                2. Пение соловья в оратории (Г.Ф. Гендель)

Георг Фридрих Гендель (1685 - 1759) в оратории «Веселье, Задумчивость и Умеренность» (1740) передал пение соловья  в арии «Sweet bird», в которой  Задумчивость (сопрано), слушая пение соловья, исполняемое флейтой, вначале рассуждает об этом пении:

      Сладкоголосая птичка, ты избегаешь пустого шума,
      Ты — сама музыка и меланхолия!

 а затем вступает в дуэт с соловьём. В конце арии соловей (флейта) в свою очередь изящно перенимает вокальную тему Задумчивости (сопрано), тем самым как бы соглашаясь с ней. 

                3. Пение соловья в симфонии (Людвиг ван Бетховен)

Людвиг ван Бетховен (1770—1827) в конце второй части шестой («Пасторальной») симфонии (1808), в «Сцене у ручья» заставляет смолкнуть все инструменты, чтобы передать флейтой пение соловья параллельно с голосом кукушки (кларнет)  и перепёлки (гобой).


                4. Пение соловья в романсе (Александр Алябьев).

Однако наиболее ярко пение соловья проявилось в романсах и песнях. Здесь наряду с музыкальными выразительными средствами выступают и поэтические, в частности звукопись. В русском языке частое употребление звуков «с» и мягкого «т», а так же  краткого «j» вместе с гласными в стихах о соловье приводят к эффекту иммитации соловьиного свиста. Эта иммитация заложена даже в самом имени этой певчей птицы («соловей») и в словах описывающих его пение: («песнь», «свист»), а так же в эпитетах, определяющих соловья с точки зрения его вокальных возможностей («голосистый»).

Самым ярким примером удачного сочетания поэтических, композиционных и исполнительских средств в подражании соловьиному пению является романс А. Алябьева «Соловей» (1825) на стихи А. Дельвига. Романс начинается со стихов:

                Соловей мой, соловей,
                Голосистый соловей!

В этом двустишии, ставшем в романсе припевом, пять звуков «с» и  пять звуков «й» в сочетании с вокальными гласными привносят свою неповторимую звуковую окраску, подражающую  пению соловья, не говоря уже о грустной теме стихотворения.

Одна из первых исполнительниц этого романса Генриетта Зонтаг (1806-1854), которую  в Европе по праву называли «немецким соловьём», добавила в романс свои вариации. В этом новом виде она спела романс Алябьева в Москве на балу 28 июля 1831 года*. Её колоратурная аранжировка придала романсу окончательный блеск.

С тех пор романс «Соловей» является лучшим примером творческой синергии, когда поэзия, композиционное и исполнительское искусство гармонично дополнив друг друга, соединились в одно целое.  Подтвержением тому стала народная любовь к этому романсу и высокая оценка, данная П. И. Чайковским**: «Иногда в музыке нравится что-то совершенно неуловимое и не поддающееся критическому анализу. Я не могу без слез слышать „Соловья“ Алябьева!!! А по отзыву авторитетов — это верх пошлости» (из письма к Н. Ф. фон Мекк от 3 мая 1877 года). Михаил Глинка и Иоганнес Брамс не удержались и написали свои вариации на тему этого маленького шедевра. Опираясь на авторитетное мнение П. И.  Чайковского, М. Глинки и И. Брамса  позволю себе утверждать, что по своему непосредственному эмоциональному воздействию алябьевский "Соловей" превосходит всех других соловьёв в мировой музыке 18-го и 19-го веков. В китайском фильме режиссёра Гуань Ху «Восемь сотен» (2020) о Второй японо-китайской  войне романс играет ключевую роль и воспринимается восхищёнными солдатами как ангельское пение. 

Итак, в 18-м и 19-м веках пение соловья изображалось звуками флейты, скрипки, органа, птичьего манка. «Соловьём» пели так же аллегорическая Задумчивость (героиня контаты) и лирическая героиня романса Алябьева. Однако это не было пением «самого» соловья.

Пение соловья в вокале появляется в конце  романса Н.А. Римского-Корсакова на слова А. Кольцова "Пленившись розой, соловей // И день и ночь поет над ней" после слов: 

       А дева милая не знает -
       Кому поет он? отчего
       Печальны песни так его?..

Это пение без слов (вокализ), заканчивающее романс,  имеет "восточную" окраску, словно оно доносится из "Тысяча и одной ночи". Так что Н.А. Римского-Корсаков не только одним из первых изобразил в музыке полёт шмеля, но и пение соловья в вокализе.
 
------------------------
* Эти вариации в дальнейшем закрепились за исполнением этого романса, став каноническими. (Под «колоратурной аранжировкой» здесь подразумеваются орнаментальные приёмы в вокальном исполнении сопрано, классическим примером которых является партия Царицы Ночи в «Волшебной флейте» Моцарта.)

** П. И. Чайковский тоже написал два романса о соловьях на стихи А.С. Пушкина "Соловей мой, соловейко!" и на стихи В. Сологуба "Скажи, о чем в тени ветвей..."


                5. Пение соловья в народных песнях

Пение соловья слышится во многих  русских и украинских народных песнях. В качестве  примера приведу две, на мой взгляд самые лиричные: "Ой у вишневому саду, там соловейко щебетав" и "Не для меня..."

    Не для тебя цветут сады,
    В долине роща расцветает -
    Там соловей весну встречает
    Он будет петь не для тебя.

Однако и в народных песнях сам соловей ещё не поёт.

                6. Пение соловья в вокализе  (Камиль Сен-Санс)

В конце 19-го – начале 20-го века К. Сен-Санс (1835 - 1921) написал вокализ ”Соловей и Роза” к спектаклю «Парисатида», в котором вокал (сопрано) уже изображал пение самого соловья, однако без слов*. Вокализ соловья нежен и печален. В этом он перекликается  с  сен-сансовским  «Лебедем».

----------------------------
*Вокализ это  пение, в котором не используются слова



                7. Пение соловья в опере (Игорь Стравинский)

Чуть позже в 1914 году Игорь Стравинский (1882 - 1971) завершил свою оперу «Соловей» по одноимённой сказке Ханса Кристиана Андерсена "Nattergalen" (1843). Так соловей стал главным героем оперы, в которой он не только запел человеческим голосом (сопрано), но и на русском языке. Волшебное пение соловья Стравинского таинственно, романтично и загадочно... Оно будто соткано из мечты.  Искусством своего проникновенного пения маленький герой Ханса Кристиана Андерсена побеждает на оперной сцене Смерть, которая собиралась забрать китайского императора.

В оперу входят 1) ариозо Соловья «С неба высоты блеснув звезда упала» с элементами русского колорита;

2) песня соловья «Ах, сердце доброе», насыщенная сложными колоратурами:

              Ах, сердце доброе,
              Ах, сад благоуханный,
              Цветы душистые
              И солнце и цветы...
 
              Ах, сердце грустное
              Туман перед рассветом
              Слеза прозрачная
              и месяц и слеза...

              Ах, сердце нежное...
                <...>

3) «Игра искусственного соловья» - исключительно оркестровый номер, в котором мастерски используются инструментальные возможности; наконец,

4) песня соловья о двух садах.

                Я здесь, я здесь,
                Великий император
                Тебе спою о том как хорошо
                В саду твоём.
                Ночь синяя уж близится к концу
                В мерцанье звёзд
                С дыханьем душистых цветов...
                <...>

                И розы белой куст стоит в слезах...
                Ах звёзд мерцанье!
                Ах, цветы!

                <...>


                А там, за белою оградой, есть сад другой.
                <...>
                Печальный сад умерших.
                А в том саду так тихо
                и падает роса с ветвей его счастливых
                на мох могил забытых.
                Печальный светит месяц.
                Печальный сад умерших. 
                Так тихо меркнут звёзды.
                <...>
                Погасли светлячки.
                Печальный светит месяц.
                Печальный сад умерших.

Именно этот песенный расcказ вызвал у Смерти в последнем акте невыносимую ностальгию по её кладбищеннскому саду* и она улетела из императорской спальни, а выздоровевший властитель Поднебесной бодро спел на русском языке вначале в Париже, затем в Лондоне и, наконец, в Санкт Петербурге: «Здравствуйте!»

Все три песни соловья в опере Стравинского звучат как свободная вдохновенная импровизация. Это совершенно новое слово в соловьином пении. Оно звучит на "русско-соловьином" языке, поэтому не всегда удаётся разобрать слова. По этой причине я и привёл здесь расширенные цитаты. 

Эта опера была снова поставлена в Петербурге уже после Первой мировой войны  в 1918 году при большевистском правительстве. Постановкой руководил Всеволод Мейерхольд.



8. Соловьиное пение в песнях и романсах советского периода (Василий Соловьёв-Седой, Марк Фрадкин, Давид Тухманов...)

Песни советского периода привнесли в тему соловьиного  пения свои выразительные музыкальные краски, тонко и глубоко отвечающие поэтическому содержанию стихов.

Песня «Соловьи» (1944) композитора Василия Соловьёва-Седого (1907- 1979) на стихи фронтовика Алексея Фатьянова поражает своим смысловым и музыкальным контрастом. В ней соловьи поют ночью там, где днём идут ожесточённые бои Великой Отечественной войны. Песня начинается в задумчивом лиричеком ключе:

                Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
                Пусть солдаты немного поспят.

и вдруг неожиданно  переходит в торжественный ритм марша:

        А завтра снова будет бой
        Уж так назначено судьбой
        Чтоб нам уйти, недолюбив,
        От наших жён, от наших нив,
        Но с каждым шагом в том бою
        Нам ближе дом в краю родном.

чтобы потом вновь возвратиться к своему первоначальному лирическому истоку:

                Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
                Пусть солдаты немного поспят.

Музыка очень ярко подчёркивает контраст соловьиного пения и войны в стихе:

            Забыв, что здесь идут бои,
            Поют шальные соловьи...

В этом музыкальном рисунке чувствуется как природа, не понимающая человека,  протестует против войны и хочет взять своё...

В конце песни соловьи, словно услышав просьбу затихают. Это затихание бесподобно передают балалайки и арфа.


В песнях и романсах советского периода как и в алябьевском романсе поэзия вносит свои звукописные украшения. Например, в песне «Комсомольцы-добровольцы» (1957) композитора Марка Фрадкина (1914, —1990) на слова Евгения Долматовского пение соловья угадывается уже в первых двух стихах, в которых звучат четыре звука «с», три сонорных «j» и два мягких «т»:

                Хорошо над Москвою-рекой
                Услыхать соловья на рассвете.

В музыкальном отношении соловьиное пение здесь звучит в мажоре очень бодро и энергично, почти как марш.

Песня «Как прекрасен этот мир" (1972) Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова является полной противоположностью предыдущей. Если "Комсомольцы-добровольцы»"  призвали к действию, непокою, который им был "по душе", то эта песня зовёт к созерцанию гармонии мироздания. В ней   соловьи и простые голуби становятся выразителем красоты земного мира:

            Ты не можешь не заметить
           - Соловьи живут на свете
            И простые сизари.
            Как прекрасен этот мир, посмотри.

"Ты не можешь не заметить", потому что они поют и воркуют. Это пение угадывается в словах "на свете", "простые сизари", "прекрасен" и "посмотри". Переливы голоса на звуках "а" и "и" показывает удивительные переливы этой красоты, в которую входит и это пение. Скрипки и клавесин тоже отдалённо напоминают соловьиную тему растворённую в общей гармонии.

Пение соловья слышится также в самом начале романса «Белой акации гроздья душистые» (1976) композитора Вениамина Баснера (1925 —1996) на слова поэта Михаила Матусовского:

                Целую ночь соловей нам насвистывал...

В этой песне преобладают элегические тона. Песня передаёт бурно нахлынувшие воспоминания о неповторимой молодости, в которой пение соловья звучало в ночи, «утопающей»  после дождя в благоухающих гроздьях белой акации.

В песне «Соловьиная роща» (1976) композитора Давида Тухманова (род. 1940)  на стихи Анатолия Поперечного соловьиное пение передаётся в следующих пассажах:

            Соловей российский славный птах
           Открывает песнь свою со свистом
            Из полей уносится печаль...

(В трёх стихах 10 звуков «с» и 7 - «j»!)

Здесь в первом стихе скромно намечается  соловьиное пение, а во второй оно нарастает и переходит в свою восторженную кульминацию, где «соловей» поёт во весь свой голос. Певец как бы на несколько секунд уподобляется в своём пении соловью. А затем почти тот же самый рисунок повторяется уже с  другими словами:

                Много было песен на земле
                Только соловьиной не кончаться
                Из полей уносится печаль...

Это, пожалуй, самое жизнеутверждающее пение соловья, вселяющее в душу радостный оптимизм.

"Тихая моя родина" песня Геннадия Заволокина (1948-2001) на стихи  Николая Рубцова  создаёт самый щемящий образ родины, немыслимый без пения соловьёв:

               Тихая моя родина!
               Ивы, река, соловьи...
               Мать моя здесь похоронена
               В детские годы мои.

              - Где тут погост? Вы не видели?
              Сам я найти не могу.-
              Тихо ответили жители:
             - Это на том берегу.


Пение соловьёв слышится здесь в новых словах: "мать", "детские", "погост" "найти" "тихо ответили жители". (Они же не перестали петь во втором стихе.) Соловьи здесь наряду с другими воспоминаниями детства соединяет сердце лирического героя с родиной  "самой жгучей", "самой смертной" связью, которая удивительным образом передаётся слушателю:

              С каждой избою и тучею,
              С громом, готовым упасть,
              Чувствую самую жгучую,
              Самую смертную связь.



                9. Пение соловья в духовных песнях иеромонаха Романа (Матюшина)*

Особое место в теме соловьиного пения занимают духовные песни иеромонаха Романа Матюшина (р. 1954). Православный инок посвятил пению соловья несколько своих  песен. Одна из самых проникновенных "Ах, как птицы поют! Как в неволе не спеть!" (1996)

           Ах, как птицы поют, так в неволе не спеть!
           Ублажают тебя, Божье слово – Свобода!
           Соловьи, соловьи!* Я б хотел умереть
           Под Акафист подобного рода.

               <...>

           Так ликуй же, ликуй, непогоде на зло,
           Окажи здесь живущим услугу.
           Совершай до утра прославленье без слов,
           Призывай Благодать на округу.
 

У иеромонаха Романа соловьиный голос слышится в новых словах: "спеть", "слово",  "умереть", "Акафист", "ликуй", "совершай прославленье без слов", "призывай Благодать". Соловьиное пение в этой песне становится лестницей, идущей от сердца в Небеса.

Песни иеромонаха Романа выводят пение соловья на совершенно иной, молитвенный, уровень, прославляющий Бога. Благодаря этому  певцу соловьиное пение обогащает нас не только душевно, но и духовно.

Так перед нами музыка разных эпох чудесно пропела, просвистала и прогремела соловьём на все свои лады.

-----------------
* Особенно благодарен Борису Силуанову, напомнившему мне о песнях иеромонаха Романа (Матюшина) о соловьях:

"Ты не пой, соловей, возле кельи моей"
"Ах, как птицы поют, так в неволе не спеть!"

Без них статья была бы неполной.

** Обращение к соловьям "Соловьи, соловьи!" здесь перекликается с  песней «Соловьи» (1944) композитора Василия Соловьёва-Седого (1907- 1979) на стихи фронтовика Алексея Фатьянова.


                Итог

В результате этого небольшого "исследования" я пришёл к следующему заключению: русские композиторы  19-го и 20-го веков (А. Алябьев, Игорь Стравинский, Василий Соловьёв-Седой, Марк Фрадкин, Давид Тухманов, иеромонах Роман Матюшин) внесли в тему соловьиного пения в музыке бесценный вклад.

Они сделали соловья главным героем оперы и песенного, (в том числе хорового) жанра,  представив соловьиное пение во всём его звуковом и эмоциональном богатстве и во всём его могущественном воздействии на человеческую душу.

Соловьиное пение в их музыке с пронзительной силой и эмоциональной глубиной затронуло все важнейшие темы человеческой жизни: любовь и разлуку, трагедию и счастье, жизнь и смерть, войну и мир, радость и печаль, любовь к Родине и тоску по ней, навсегда утраченную юность и старость, живущую воспоминаниями, красоту и бренность этого мира, боль души и сердце восторженно прославляющее Бога.

Соловей в русских музыкальных произведениях сопровождает  человека своим пением через всю его жизнь, через все его радости и невзгоды вплоть до самой смерти и печально смолкает на его могиле:

                Прилетай соловей когда кончу я путь,
                На могиле моей тогда сядь отдохнуть.

                (иеромонаха Роман Матюшин)


                Эпилог
 
Без «соловьиной темы» не только мировая музыка, но и наша жизнь были бы намного беднее. Когда с благодарными слезами на глазах слушаешь это волшебное пение, откуда-то свыше приходит радостная мысль, что жизнь прожита недаром...


                Приложение

Все эти произведения можно прослушать на Youtube:

1.  A.Vivaldi - Concerto in A major 'Il Rosignuolo' RV 335.
2. Handel: Sweet Bird (L'Allegro). Amanda Forsythe, Emi Ferguson & Voices of Music 4K.
3. Ludwig van Beethoven - Symphony No.6, "Pastoral" - 2nd movement.
4. "Соловей". Романс Алябьева в исполнении Евгении Мирошниченко.
5. Татьяна Пермякова - "Соловей"; "Ой у вишневому саду" - Удивительное выступление!
6. Песня «Не для меня придет весна», Ксения Бахчалова.
7. Сен-Санс. Вокализ ”Соловей и Роза”.
8. Le Rossignol - Stravinski.
9. "The Nightingales" - Evgeny Belyaev & The Alexandrov Red Army Choir.
10. Комсомольская песня -- к-ф "Комсомольцы - добровольцы" -- Петр Щербаков.
11. Как прекрасен этот мир - Юрий Антонов 1972
12. Людмила Сенчина, романс из к/ф "Дни Турбиных" - Белой акации гроздья душистые (М. Л. Матусовский).(Здесь романс гармонично сопровождается  пением настоящего соловья.)
13. Соловьиная роща.
14. "Тихая моя родина" Николай Рубцов Трио Реликт Rubtsov Relikt.
15. Лучшие песни иеромонаха Романа. "Ах, как птицы поют, так в неволе не спеть!"
16. Ты не пой соловей возле кельи моей. Максим Трошин. (Здесь песня гармонично сопровождается  пением настоящего соловья.)
17. An die Nachtigall, Op. 46/4 (Brahms)

А теперь сравните с природным пением соловья

18. "Волшебное Пение Соловья Успокоит Нервную Систему, Нормализует Давление, Снимает Головную Боль"

Прослушал всё это и душа словно  искупалась в соловьином пении.


Рецензии
Ув. Владислав, в своё время Вы давали список произведений, напоминающих вам о Рае, так мы их все прослушали, спасибо. И здесь кое-что прослушаем. Кстати, у Иером. Романа много песен, где упоминаются эти птички, которым посвящены целые песни, не менее 5 или больше. Например, "Ты не пой соловей возле кельи моей", которую исполняли Максим Трошин, Ж. Бичевская, Погудин... Там записаны трели соловьёв как фон.

Борис Силуанов   19.03.2023 17:13     Заявить о нарушении
Спаси Господи, Борис.

Это очень ценное для меня напоминание. О соловьях у иером. Романа я совершенно забыл. Слышал лишь одну и очень давно. Для меня это огромная радость открыть для себя пять песен о соловье да ещё у иером. Романа! Если не найду их все, попрошу Вас помочь.

С теплом и уважением

Владислав Плеханов   19.03.2023 18:35   Заявить о нарушении
Начали понемногу слушать, с Вивальди...

Борис Силуанов   26.03.2023 21:14   Заявить о нарушении
Я тоже слушаю иеромонаха Романа. (А. Вивальди носил священный сан.) Пока нашёл только две песни о соловьях. Ищу дальше.

С теплом и благодарностью.

Владислав Плеханов   27.03.2023 09:43   Заявить о нарушении