27. Владимир Высоцкий

Владимира Высоцкого многие относят к шестидесятникам, к самой молодой когорте.
В юные годы я была совершенно уверена в том, что Высоцкий- это крупный мэтр, классик, наверняка уже давно умерший, но настолько великий, что до сей поры его песни поет вся страна. Легендарная фигура, что-то вроде Лермонтова или же Гумилева, но еще громче, ярче и шумнее.

Уж очень огромен он был в 60-70 годы 20-го века! Вся страна его пела! Из каждого окна, из каждого двора доносились его хрипловатый голос. Купить пластинки с его песнями было почти невозможно, и мы разыскивали магнитофонные записи с его песнями, чтобы их переписать. Пленка была плохая, часто рвалась, и ее терпеливо заклеивали уксусом. А потом берегли эти записи как великое сокровище. Над этими песнями смеялись и плакали, многие слова и выражения из них вошли в обиход, стали советскими поговорками.

И я была сильно удивлена, услышав о смерти Высоцкого в 1980 году! Оказалось, что это был наш современник и от роду ему исполнилось всего 42 года. Что-то было в этом непонятное, ведь все наши современники были тихими, незаметными тружениками, жили по принципу: "не высовывайся, целее будешь" или же "голову, что возвышается над толпой - срубают". Жили наши современники скудно и скромно, с трудом от зарплаты до зарплаты дотягивали. И тут вдруг яркое, совершенно необычное явление для Страны Советов - Высоцкий с его мятежными песнями. Бунтарь, который стал живой легендой 60-70-х годов и кумиром миллионов советских людей.

Чем объяснить его огромную популярность? Возможно тем, что жизнь наша была трудная, бесцветная, замкнутая, четко руководством страны очерченная. Все исправно ходили на работу, ведь "кто не работает тот не ест", прохлаждаться было нельзя, за тунеядство тюремный срок полагался. Работа- дом, работа - дом.. В магазинах на все дефицит, полки полупустые, зато бесконечные очереди - в отдел- взвесить, в кассу- заплатить, потом снова в отдел- отдать чек и забрать.. Так вся жизнь и проходила- на работе, в тесной хрущевке или коммуналке, в очередях, в набитом транспорте.. Чтобы поехать отдыхать в Турцию, в Египет, или в Эмираты - об этом никто тогда и помыслить не мог.

В 70-е годы стали давать участки леса, вдали от больших городов. Тогда пролег новый маршрут - по пятницам после трудового дня все советские труженики на участки устремились - пригородные электрички были забиты народом с рюкзаками, лопатами, топорами, пилами и т.д. Машины тогда очень мало у кого были. Тяжко трудились-  корчевали лес, обтесывали бревна, складывали своими руками уродливые домишки.. Копали неподатливую землю, сооружали грядки и сажали все, что могло вырасти, чтобы скудость магазинов восполнить..
 
И где-то в стороне от нашей бедной, убогой жизни существовали песни Высоцкого! И не то чтобы певцов тогда хороших не было. Были - и Хиль, и Пьеха, и Магомаев- но все они были в чем-то одинаковыми, и пели об одном и том же - прославляли наши достижения, призывали к трудовым подвигам, конечно и о любви не забывали! А Высоцкий был совсем другой, он нашу действительность видел и изображал под совершенно другим углом, в его хрипловатых песнях были романтика и полет.. Была свобода, которой так не хватало нам в нашей советской жизни..
Но возникает вопрос, как ему это удавалось?

***
Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Первые годы жизни провел он на Первой Мещанской улице (ныне проспект Мира), 126. Это было старое трехэтажное здание, стоявшее чуть наискось от Рижского вокзала, где до революции размещались шумные номера гостиницы «Наталис», превратившиеся после Октября в большие коммунальные квартиры. В одной из таких коммуналок свои детские годы провел Володя Высоцкий.

Отец Высоцкого, Семён Владимирович (Вольфович) Высоцкий, выходец из еврейской семьи, которая после революции перебралась в Москву. Будучи студентом политехнического техникума связи, Семён Высоцкий познакомился с переводчицей Интуриста Ниной Максимовной Серёгиной. Она была русской, ее предки выходцы из села Огарево. В 1937 году они поженились, а через год у них родился сын, названный в честь деда Владимиром.

Когда Владимир Высоцкий получил паспорт, в графе "национальность", стояло "русский". Позднее, своей жене, Людмиле Абрамовой он писал, что "по паспорту и в душе русский", и намекал на еврейскую составляющую своих кровей: "стал похож на русского вахлака, от еврейства не осталось и следа".

С началом Великой Отечественной войны его отец был призван на фронт, а мать с Володей переехали в Оренбургскую область. В эвакуации они прожили два года и в 1943 году возвратились в Москву. Здесь семилетний Владимир пошел в первый класс. К тому моменту брак родителей практически распался: отец вернулся с войны уже с новой женой, армянкой Евгенией Степановной Лихалатовой. В 1946 году Высоцкие официально развелись. А через некоторое время обзавелась новым мужем и Нина Максимовна.

В середине 40-х Володя с мамой и отчимом поселились в небольшой комнатке в доме на Первой Мещанской. Отношения с отчимом у Володи не заладились с самого начала. Это и послужило одной из причин того, чтобы Володя упросил родного отца взять его с собой в Германию, куда Семена Владимировича, как офицера Советской Армии, отправили служить в январе 1947 года.

До октября 1949 года Володя с отцом и его новой женой жил в военном гарнизоне в городе Эберсвальде. Затем Семена Владимировича с семьей вернули на родину — он отправился служить в Киев, а его жена и сын поселились в Москве, в доме № 15 в Большом Каретном переулке. Володя учился в мужской средней школе № 186, которая находилась в пяти минутах ходьбы от его дома. Учился он по всем предметам хорошо, и лишь с поведением у него порой возникали проблемы. В старших классах он получил по этой дисциплине четверку, что грозило изгнанием из школы.

Начиная с 7-го класса Высоцкий стал частенько прогуливать уроки — в год у него порой набегало до месяца прогулов. Где же он пропадал в это время? Мест, где в ту пору бывал Высоцкий с друзьями, было много. Это и театр-сад «Эрмитаж», где постоянно выступали известные артисты, и ближайшие кинотеатры: «Центральный», «Метрополь», «Экран жизни», «Москва» и др. А после посещения этих мест шумная компания обычно собиралась на квартире Левона Кочаряна — это в том же доме, где жил Высоцкий, только несколькими этажами выше. Там они слушали музыку, играли в карты, выпивали. Что касается последнего увлечения, то, судя по воспоминаниям М. Влади, Высоцкий впервые пригубил вино в 13 лет именно в компании сверстников с Большого Каретного.

В июне 1955 года Высоцкий окончил десятилетку и опять уехал с Большого Каретного к матери — на Первую Мещанскую. Однако свою прежнюю компанию не забыл и постоянно пропадал у друзей по старому адресу.

По настоянию отца, который хотел, чтобы у сына была серьезная профессия, Высоцкий поступил в Московский инженерно-строительный институт. Однако проучился он там недолго — уже через три месяца он бросил институт с твердым намерением вскоре поступить в театральное училище.
Близкие Володи были в ужасе, пытались отговорить его от этого, как им казалось, безрассудного поступка. Когда все аргументы были исчерпаны, кто-то из них нанес ему «удар ниже пояса»: "Да посмотри ты на себя в зеркало — какой из тебя артист!» Рассказывали, что при этих словах Володя густо покраснел, глаза его налились слезами, и ответил: «Вот посмотрите, еще будете мной гордиться!» (Н.М.Киллерог).

У Высоцкого был неправильный прикус, плохая дикция и сиплый голос маленького диапазона, к тому же он был невысок, худ и совсем не походил на мужественного героя - что ему поначалу сильно мешало. Но мечта была такой сильной, что он усердно работал над своей артикуляцией, осваивал игру на гитаре. «У меня в семье не было никого из актеров и режиссеров, короче говоря — никого из людей искусства. Но моя мама очень любила театр и с самых-самых малых лет каждую субботу, лет до 13–14, водила меня в театр. И это, наверное, осталось. Видно, в душе каждого человека остается маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству»- вспоминал Высоцкий.

***
Летом 1956 года Высоцкий подал документы в Школу-студии МХАТа и, к удивлению своих близких, поступил туда с первого же раза (помогли регулярные посещения драмкружка под руководством В. Н. Богомолова). Как-то Высоцкий был приглашен для участия в спектакле третьекурсников «Гостиница «Астория» И. Штока, в котором ему досталась бессловесная роль солдата с ружьем. Довольно быстро он стал среди третьекурсников своим парнем, и здесь произошло его знакомство со студенткой третьего курса Изольдой Жуковой. Они стали встречаться, полюбили друг друга, а осенью 1957 года Высоцкий уговорил Изу переехать из общежития, где она жила, к нему на Первую Мещанскую.

Свадьбу они сыграли только в мае следующего года, так как Иза до того была официально замужем. Для Изы семейная жизнь не стала чем-то обременительным, чего нельзя сказать про 20-летнего Владимира Высоцкого. Даже женившись и став семейным человеком, он не изменил своим старым привычкам и продолжал посещать шумные мужские компании, в которых ему было гораздо интереснее, чем в стенах собственного дома. На этой почве у молодых вскоре после свадьбы начались первые серьезные ссоры.

В июне 1960 года Высоцкий с успехом окончил Школу-студию, и поступил на работу в  Театр имени А. Пушкина, к руководству которого тогда пришел новый режиссер — Борис Равенских. Режиссер  предложил ему роль в спектакле про колхозную жизнь «Свиные хвостики», причем роль возрастную — 22-летний актер должен был сыграть 50-летнего председателя колхоза. Это предложение повергло Высоцкого в смятение. Однако режиссер, видимо не доверяя молодому актеру, назначил на эту роль еще одного актера-дублера. В конце концов, Высоцкого полностью вытеснили из этой роли, и он был занят лишь в массовке. Точно такая же история произошла с ним и в следующем спектакле, что, естественно, не прибавляло молодому актеру веры в собственные силы. У Высоцкого начались срывы, и он все чаще стал пропадать из театра, за что его несколько раз пытались уволить.

Свою творческую нереализованность Высоцкий стал выплескивать в поэзии. Среди первых стихотворений — «Татуировка», «Большой Каретный», «Ленинградская блокада». Некоторые из произведений он стал исполнять под собственную гитарную музыку. «Я однажды услышал магнитофон, услышал приятный голос, удивительные по тем временам мелодии. И, конечно, стихи, которые я тоже узнал. Это был Булат [Окуджава]. И вдруг я понял, что впечатление от стихов можно усилить музыкальным инструментом и мелодией. Я попробовал это сделать сразу сам: тут же брал гитару, когда у меня появлялась строка, — и вдруг это не ложилось на этот ритм. Я тут же менял ритм и видел, что это даже работать помогает, т. е. сочинять с гитарой. Поэтому многие люди называют это песнями. Я считаю, что это стихи, исполняемые под гитару, под рояль — под какую-то ритмическую основу».

Большинство первых песен Высоцкий написал на криминальную тематику. Неожиданно для него самого они стали популярными. Автор говорил от первого лица, поэтому многие думали, что он много лет провел в лагерях и пишет о своем опыте. На самом деле материалом для большинства сочинений Высоцкого послужили истории, услышанные в детстве и юности.

Хотя к концу 60-го года Высоцкий был занят в шести спектаклях, но настоящими ролями это назвать было трудно, так как все ограничивалось несколькими, часто бессловесными, выходами на сцену. Единственным светлым эпизодом в тогдашней творческой биографии Высоцкого было его приглашение осенью того же года на съемки фильма «Карьера Димы Горина».

Иза, напрасно прождав приглашения в Театр имени А. Пушкина, вынуждена была уехать из Москвы в один из драмтеатров Ростова-на-Дону. Следом за ней готовился отправиться и Высоцкий, которому работа в Пушкинском театре откровенно опостылела. Однако судьбе было угодно распорядиться по-своему. Внезапно одна за другой Высоцкому стали подворачиваться эпизодические роли сразу в нескольких фильмах. А осенью режиссер Г. Никулин пригласил его на роль американского пехотинца в фильме «713-й просит посадку». Так как фильм снимался в Ленинграде, Высоцкий отправился туда.
И эта поездка перевернула его личную жизнь, потому что там он встретил молодую киноактрису Людмилу Абрамову и влюбился в нее.

***
Первая их встреча оказалась очень странной. Однажды поздно вечером Людмила возвращалась с прогулки в гостиницу. Вдруг из ресторана ей навстречу вывалился изрядно выпивший молодой человек, в расстегнутой рубашке, со ссадиной на голове. Она пытается его обойти, но он настойчиво задерживает ее просьбой о деньгах: ему нужно расплатиться в ресторане — у Людмилы нет денег, но отказать ему невозможно! Она снимает с руки золотое кольцо с аметистом, фамильную ценность, и отдает Высоцкому. «Уже в первую нашу встречу, — позже рассказывала Абрамова Людмила Владимировна, — я поняла: этот человек может немыслимое, непредсказуемое, запредельное.. После этого он поднялся ко мне в номер, там мы и познакомились…»

Через несколько дней после этой встречи Высоцкий отбил телеграмму в Москву другу А. Утевскому: «Срочно приезжай. Женюсь на самой красивой актрисе Советского Союза».

О том, что муж изменил ей с другой женщиной, Иза Высоцкая узнала от своих друзей, позвонивших ей в Киев, где она теперь жила. Иза тут же позвонила в Москву Высоцкому, и между ними произошел последний и очень тяжелый разговор. После этого Иза на целых три года порвала всякие отношения с Высоцким, причем все это время он не знал ее точного адреса и местопребывания.

Изменения в личной жизни подвигли Высоцкого и к изменению своей творческой судьбы: в конце 61-го он уходит из Театра имени А. Пушкина и переходит в Театр миниатюр. Правда, и этот переход не принес ему особой радости, так как настоящих ролей ему и здесь не доверяют. И вот уже весной следующего года он уходит и из этого театра.

Давая определение тем годам в жизни Высоцкого, его жена Л. Абрамова с горечью отметит: «…начало 60-х — такое время темное, пустое в Володиной биографии… Ну нет ничего — совершенно пустое время».

В марте Высоцкий сделал попытку вновь устроиться на работу и пришел в театр «Современник». В те годы там существовал так называемый испытательный срок, когда актера-кандидата на зачисление в труппу вводили в один из спектаклей и смотрели, чего он стоит. Испытали и Высоцкого. Но его игра на руководство театра не произвела никакого впечатления, и приглашения вступить в труппу он не получил. Пришлось ему после этого вновь идти на поклон к Б. Равенских в Пушкинский театр. Как ни странно, но тот его вновь принял. Дал ему какую-то роль и уже взял с театром на гастроли по Уралу.

Эта поездка не принесла Высоцкому радости, и после очередного скандала его из театра уволили. Его вновь ждала безработица и нищенское прозябание на случайные заработки. Осенью подвернулась работа в фильме А. Столпера «Живые и мертвые» (эпизодическая роль солдата), это подсуетился друг Левон Кочарян, с болью наблюдающий за житейской и творческой неустроенностью своего друга. В сентябре-октябре 62-го Высоцкий обитал под Истрой, где снялся в трех эпизодах, и вернулся в Москву к жене. В ноябре у них родился первенец — сын Аркадий.

Тогда же, в начале 63-го, Высоцкий устроился работать в театральную студию, что располагалась в клубе МВД имени Ф. Дзержинского, на мизерную ставку 50 рублей в месяц. И хотя деньги эти и по тем временам были маленькие, просить о помощи родителей Высоцкий не хотел. Его гордый характер не позволял ему сделать это. И жена его, вспоминая те годы, горько констатирует: «Работы нет, денег ни гроша. Я потихоньку от родителей книжки таскала в букинистические магазины… Володя страдал от этого беспросвета еще больше, чем я. Скрипел зубами. Молчал. Писал песни. Мы ждали второго ребенка…»

Когда в конце 63-го Л. Абрамова сообщила мужу, что у них будет еще один ребенок, Высоцкого это известие не обрадовало. «Денег нет, жить негде, а ты решила рожать!» — пытался он увещевать свою жену. Разговор этот происходил на квартире Кочарянов, и вмешательство Левона предопределило его концовку. «Кончай паниковать! — сказал Кочарян другу. — Ребенок должен родиться, и весь разговор!»
Родившегося 8 августа 1964 года мальчика назвали Никитой.

Между тем за несколько месяцев до этого события, в мае, Высоцкий по настоянию родных впервые ложится в больницу, чтобы вылечиться от алкоголизма. К сожалению, это лечение не привело к долговременному положительному результату и лишь на несколько месяцев ввело его в нормальное состояние. Но в эти месяцы произошло важное, судьбоносное для него событие.

Высоцкий отправился в Театр драмы и комедии на Таганке, чтобы показаться новому руководителю этого театра Юрию Любимову и попытаться получить работу. И тот его взял. Позднее Любимов так вспомнит об этом событии: «Показался он так себе… можно было и не брать за это. Тем более за ним, к сожалению, тянулся «шлейф» — печальный шлейф выпивающего человека. Но я тогда пренебрег этим и не жалею об этом».

Попав в Театр на Таганке, Высоцкий тут же был введен в спектакль «Добрый человек из Сезуана», который произвел настоящий фурор в театральной Москве. С этим успехом к Высоцкому пришла вера в собственные возможности, он впервые почувствовал в себе силы для более мощного рывка в творчестве. Не случайно, что именно тогда в его песенном репертуаре сложились военные песни: «Штрафные батальоны», «Братские могилы», «Высота», «Падали звезды».

Вспоминает В. Высоцкий: «Почему мое юношеское увлечение стихами продолжилось и дальше? Думаю, из-за того, что мне страшно повезло, что я сразу попал в театр к Любимову. Потому что он моментально стал использовать песни мои, чтобы они звучали в спектаклях. Очень это поддерживал на вечерах, всегда приглашал меня к себе, чтобы были какие-то… друзья его близкие — писатели, поэты, художники и так далее. И всегда хотел, чтобы я пел, пел, пел.
Думаю, из-за этого я продолжал: мне было неудобно, что, вот, я все время пою одно и то же — а я стеснялся петь блатные песни в таких компаниях. И таких песен у меня к тому времени было больше, чем неблатных. И я из-за этого продолжал писать».

В 1965 году Высоцкий был введен в труппу и играл сразу в четырех спектаклях Театра на Таганке: «Герой нашего времени», "Антимиры», «10 дней, которые потрясли мир» и «Павшие и живые». Это было время, когда Высоцкий буквально упивался театральным действом, от спектакля к спектаклю набираясь опыта и мастерства.

Песенное творчество Высоцкого также не стояло на месте: 20 апреля в кафе «Молекула» состоялось одно из первых его сольных выступлений перед широкой аудиторией. Высоцкий играл около двух часов и исполнил 18 песен. Среди них были и новые: «Корабли», «Солдаты группы «Центр», «Сыт я по горло» и др.

Кинематограф в том году предложил Высоцкому две роли: в фильмах «Наш дом» и «Стряпуха». Для Высоцкого роль в «Стряпухе» была, как он сам выразился, «до лампочки». Просто смена обстановки и поездка в Краснодарский край. Но и в этой командировке Высоцкий не нашел необходимого покоя, вновь запил, и режиссер Кесоян вынужден был дважды выгонять его со съемок.
Точно такая же история случилась у актера и с Андреем Тарковским в начале того же 65-го года. Тарковский хотел взять Высоцкого в свой фильм «Андрей Рублев» и назначил ему пробы. Но Высоцкий перед самыми пробами внезапно запил. Тарковский тогда ему сказал: «Володя, я с тобой никогда больше не стану работать, извини…» А ведь это был уже второй подобный инцидент между ними. В первый раз Высоцкий точно так же подвел Тарковского перед съемками телеспектакля по рассказу Фолкнера.

***
Между тем, видя что пристрастие к алкоголю может погубить Высоцкого, его родные и близкие привлекли на свою сторону Ю. Любимова, человека, авторитет которого в те годы для Высоцкого был непререкаем. Любимов уговорил Высоцкого лечь в больницу еще раз. Лечащим врачом актера на этот раз был врач-психиатр Михаил Буянов.
Он вспоминал: «В ноябре 1965 года Я проходил аспирантуру на кафедре психиатрии Второго Московского мединститута имени Пирогова. Однажды меня вызвал главный врач психбольницы на базе которой находилась кафедра:
— В больницу поступил какой-то актер из Театра на Таганке. У него, говорят, большое будущее, но он тяжелый пьяница. Дирекция заставила его лечь на лечение, но, пока он у нас, срывается спектакль «Павшие и живые», премьера которого на днях должна состояться. Вот и попросил директор театра отпускать актера вечерами на спектакль, но при условии, чтобы кто-то из врачей его увозил и привозил. Мой выбор пал на вас… Не отказывайтесь, говорят, актер очень талантливый, но за ним глаз да глаз нужен. И райком за него просит…"

И вот молодому врачу пришлось вечерами возить Высоцкого на спектакли и зорко наблюдать, чтобы тот не употребил. Приходилось быть начеку: "Когда повез его в первый раз, я настолько увлекся спектаклем, что прозевал, как Высоцкий напился. Потом я стал бдительнее и ходил за ним как тень…»

Год 1966 стал для Высоцкого во многих отношениях переломным. Это был год «Галилея» в театре и год «Вертикали» в кино. Июньская премьера спектакля «Галилей» позволила Высоцкому сделать свой первый серьезный шаг к широкой сценической известности. Вплоть до этого года его имя мало чем выделялось среди других актеров Таганки, где истинными лидерами были Зинаида Славина, Николай Губенко, Валерий Золотухин. Теперь в этот ряд был вписан и Владимир Высоцкий.

Но самое главное, что в том же году ему была предложена роль радиста в фильме "Вертикаль". В этом фильме Высоцкий исполнил целую серию своих прекрасных песен: «Песня о друге», «Вершина», «Скалолазка», «Мерцал закат», «В суету городов».

Хотя съёмки этого фильма тоже проходили не без проблем. Об этом оставил воспоминания М. Сердюков: «Высоцкий жил в 317-м номере гостиницы «Иткол». Всю ночь песни, гулянка. Утром солнце и Говорухин зовут: работать пора. Но Володю не поднять. А это уже свинство! В таких нередких случаях отряжали на подвиг Хусейна Залиханова (местный егерь и инструктор-альпинист). Тот брал в руки палку и поднимался к Высоцкому: «Что же ты, падла, делаешь? Люди ждут, кино стоит, а ты — дрыхнешь!» Приходилось и шлепать слегка. Володя взвивался: «Ладно, падла, сейчас оденусь…»

Однако год выхода фильма «Вертикаль» на экраны страны (1967 год) стал годом прихода к В. Высоцкому всесоюзной славы. Если до этого люди знали его всего лишь как исполнителя полуподпольных песен блатного содержания, то теперь они смогли воочию убедиться в том, что диапазон этого исполнителя намного шире блатной тематики. Даже фирма грамзаписи «Мелодия» в том же году выпустила в свет первую (гибкую) пластинку с песнями Высоцкого из этого фильма.

Надо сказать, что Высоцкий никогда не являл собой образец примерного мужа. О его многочисленных любовных похождениях на стороне знали многие, в том числе и жена. Не случайно в августе 1966 года, когда Высоцкий снимался в «Вертикали», в одном из своих писем Л. Абрамова не смогла скрыть своей ревности по отношению к Л. Лужиной, снимавшейся в том же фильме (Высоцкий даже посвятил ей песню «Она была в Париже»). На самом деле, по словам той же Лужиной, у Высоцкого в те дни был бурный роман не с ней, а с ее подругой, актрисой Театра на Таганке Татьяной Иваненко. Об Иваненко общественности известно немного, она воспитывалась в семье военнослужащего и была очень хороша собой, ее называли советской Брижит Бардо.

В те же годы случилось у Высоцкого еще одно увлечение, на этот раз французской актрисой Мариной Влади. Они встретились в 1967 году и Влади вспоминала, что поначалу актер не произвел на нее особого впечатления. Однако, когда она услышала, как он поет, «забыла обо всем на свете. Видела и слышала только его, чудесным образом моментально преобразившегося из простоватого парня в незаурядного творца». Однако признавалась, что он не был мужчиной ее романа и она без тени сомнения вернулась обратно в Париж. Она в это время была всерьез увлечена  молодым румынским актером Кристоей Аврамом и даже собиралась за него замуж.

Невзирая на всесоюзную славу для Высоцкого началась полоса неудач. Начало 1968 года произошел крупный скандал в театре. 28 января Высоцкий вышел на сцену в спектакле «Павшие и живые» в пьяном виде и едва не сорвал постановку. Так как подобных случаев за ним числилось уже предостаточно и терпение администрации театра иссякло, было решено положить этому конец. В результате 22 марта приказом по театру Высоцкого уволили с работы по статье 47 КЗоТ РСФСР.

Это увольнение подействовало на Высоцкого отрезвляюще. Кажется, впервые он по-настоящему понял, что период уговоров и угроз закончился, и на него всерьез обиделись коллеги по работе. Чтобы вернуть их расположение к себе, Высоцкий в апрелe лег на амбулаторное лечение к профессору Рябоконю. Пролежав в больнице несколько недель, Высоцкий пришел с повинной к Любимову и попросил вновь принять его в театр. Как это ни странно, его взяли, правда, на договорной основе, с массой унизительных для него оговорок.

Между тем в июне новая неприятность обрушилась на голову Высоцкого. Сначала газета «Правда» раскритиковала актера, «сипло причитающего дикие блатные песенки и смакующего воровской жаргон».
В номере газеты «Советская Россия» за 9 июня появилась статья Г. Мушты и А. Бондарюка под названием «Во имя чего поет Высоцкий?». Приведу отрывок из этой статьи: "Мы очень внимательно прослушали, например, многочисленные записи песен московского артиста В. Высоцкого в авторском исполнении, старались быть беспристрастными. Скажем прямо: песни, которые он поет с эстрады, у нас сомнения не вызывают и не о них мы хотим говорить. Есть у этого актера песни другие, которые он исполняет только для избранных. В них под видом искусства преподносятся обывательщина, пошлость, безнравственность. Высоцкий поет от имени и во имя алкоголиков, штрафников, преступников, людей порочных и неполноценных. Это распоясавшиеся хулиганы, похваляющиеся своей безнаказанностью…»
В «Тюменской правде» Высоцкого нарекли исполнителем «грязных и пошлых песенок», «подделок-речитативов под два-три затасканных аккорда».

Буквально оглушенной такой атакой в прессе, Высоцкий какое-то время выжидал, после чего 23 июня взялся за перо и написал письмо в ЦК КПСС, в котором попытался защитить свое честное имя, так беззастенчиво оболганное, как он считал, со страниц сразу двух влиятельных печатных изданий. В этом письме он буквально отрекается от своих ранних песен: «…даже мои почитатели осудили эти песни. Ну что же, мне остается только радоваться, ибо я этих песен никогда не пел с эстрады и не пою даже друзьям уже несколько лет».

***
Однако надежды на то, что в ЦК его защитят у Высоцкого было мало. Вот тогда-то он решился на смелый, неординарный шаг: он написал письмо в КГБ, в котором  предложил свое сотрудничество. По-видимому, он надеялся, что эта могущественная организация сможет ему помочь и прикрыть тылы артиста, как никто другой. Надо сказать, что об этом стало известно лишь в годы перестройки и гласности, когда многое тайное стало явным.

Это подробно описано в книге "ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ - СУПЕРАГЕНТ КГБ". Авторы Ф.Раззаков, М.Крыжановский - сотрудники КГБ. Надо сказать, что в этой книге приведены архивные документы КГБ за подписью Высоцкого. Приведенные документы и факты заставляют поверить авторам книги.

Сотрудник КГБ М. Крыжановский цитирует письмо Высоцкого:
Председателю КГБ СССР Андропову Ю. В.
г. Москва, Лубянская площадь, дом 2
Уважаемый Юрий Владимирович!
Обращается к вам артист Московского Театра драмы и комедии на Таганке Высоцкий Владимир Семенович.
Мне 30 лет и я, как артист, стараюсь служить своей стране своим творчеством, своими песнями, которые вы, возможно, знаете по кинофильму «Вертикаль», снятому в 1967 г. Но я также чувствую ответственность за свою страну, как гражданин СССР. Возможно, я мог быть полезен в деле защиты нашей страны, обеспечения государственной безопасности и борьбе с врагами Советской власти.
Я проживаю в г. Москве, ул. Телевидения, д. 11 кор. 4 кв. 41.
Буду ждать вашего ответа.
1 июля 1968 г
Высоцкий В. С.

Андропову доложили о письме и с резолюцией «Прошу рассмотреть» оно ушло к начальнику 5-го управления А. Кадашеву, а оттуда — начальнику УКГБ С. Лялину, который расписал его на 5 отдел УКГБ по Москве. Изучение и определение возможности «в» (вербовка) Высоцкого было поручено старшему оперуполномоченному майору… назовем его В. И. Петровым. Петров встретился с Высоцким на явочном пункте «Восточный». Убедившись, что перед ним не псих, а человек волевой, авантюрный и деловой, Петров, возвратившись в УКГБ написал рапорт об установлении оперативного контакта.

В течение последующий двух месяцев опер Петров проверял кандидата на выполнение различных поручений. Высоцкий очень старался — человек он был умный, невероятно обаятельный, контакты устанавливал и развивал быстро и на любом уровне, конспирацию и дисциплину соблюдал, на встречи в я/п (явочном пункте) приходил минута в минуту. Идеальный сотрудник, к тому же проявивший собственную инициативу к сотрудничеству. То есть доброволец. Высоцкому поверили и не ошиблись… Высоцкий был завербован под агентурным именем "Виктор".

В дальнейшем планировалось использовать агента «Виктора» в разработке объектов, проводящих организованную антисоветскую деятельность. С учетом того, что близкой связью агента являлась Марина Влади, французская киноактриса, член ЦК ФКП, «Виктор» должен также использоваться в разработке антисоветских центров во Франции.
А вот и подписка о согласии Высоцкого сотрудничать с КГБ:
«Я, Владимир Семенович Высоцкий, даю добровольное согласие оказывать органам КГБ помощь в борьбе с врагами Советской власти. Предоставляемые мной материалы буду подписывать агентурным псевдонимом «Виктор».
19 сентября 1968 года
Собственноручная подпись и имя «Виктор»
Итак, Высоцкий завербован по собственному желанию. Вербовку зарегистрировали в 10-м отделении УКГБ. В результате "Виктор" теперь был под защитой КГБ.

***
Надо сказать, что информация о работе Высоцкого в КГБ совсем не вызвала у меня негативного к нему отношения. Я знаю многих достойных людей, который работали в этой организации и принесли много пользы нашей Родине. Однако удивило то, как хитроумно все было обставлено, ведь для миллионов советских людей Высоцкий был отважным борцом с Системой и яростным обличителем лжи и фарисейства, царивших тогда в советском обществе. Кумиром, автором остросоциальных песен и стихов. Но как оказалось все это было полуправдой и служило прикрытием для последующего внедрения агентурной семейной пары - Высоцкого и Марины Влади на Запад.

В контактах с КГБ тогда был замешан не один Высоцкий, известен ряд актеров и режиссеров тоже являвшихся агентами КГБ. Так считается, что главный режиссер театра Юрий Любимов, отслужив 8 лет в качестве конферансье в ансамбле НКВД, имел хорошие и тесные отношения с силовыми структурами, которые как раз и были призваны наблюдать за диссидентством. Однако Высоцкий был инициативником, то есть он добровольно пошел на сотрудничество, и согласно сведениям из КГБ, стал суперагентом, ведь его деятельность оказалась чрезвычайно эффективна.

В 1968 году Высоцкий разошелся с женой и в 1970 году женился на Марине Влади. Есть целый ряд фактов, говорящих о том, что "вспыхнувшая любовь" и женитьба на знаменитой французской актрисе вовсе не были спонтанными, а организованными КГБ. Жена Высоцкого Людмила с горечью писала: "Я, Володе, как помощник, как опора, как поддерживающее начало, не была уже нужна. Он твердейшим образом стоял на ногах. И я ушла сама.." Она осталась одна с двумя еще маленькими детьми и этот развод дался ей нелегко.

Что же произошло, почему Володя вдруг твердейшим образом встал на ноги? Многие факты из биографии поэта действительно говорят, что с 1968 года как будто незримая рука поддерживала и защищала Высоцкого. Покровительство КГБ открывало перед Высоцким совершенно другие возможности.

Как сказано, для КГБ был важен союз Высоцкого с Влади для вывода этой агентурной пары за рубеж и осуществлении их работы за пределами страны. Таким образом его деятельность переходила из узконационального совсем на другой более высокий уровень. А сам Высоцкий, благодаря этой женитьбе, получил необычный для советского человека приз - свободный выезд за границу.

Марина Влади в июне 1968 года вступила во Французскую компартию, и стала активисткой Общества дружбы «Франция — СССР» (чуть позже она станет его вице-президентом). Эта организация была фактическим филиалом КГБ, играя главную роль в распространении советского влияния во Франции. Достаточно сказать, что прежние руководители этого Общества хотя и не являлись членами ФКП, но симпатии к ее идеям должны были иметь обязательно. Так что Влади, соглашаясь на этот пост, прекрасно понимала, что она делает и какие перспективы открывает перед нею ее новая должность.

Слухи о любви Высоцкого к Марине сильно преувеличены. «Страстно влюбленный» в Марину на расстоянии, Владимир жил в Москве с актрисой Татьяной Иваненко и та в 1972 году родила от него дочь Анастасию Иваненко. Владимир Семенович состоял в этих отношениях, когда познакомился с Мариной Влади. А на момент рождения Насти был уже женат на ней. Но Татьяна еще долгие годы не верила в любовь Высоцкого к Влади и надеялась на воссоединение их семьи. Очевидно имела на это основания. А с 1977 года жизнь Высоцкого была тесно связана с юной Оксаной Афанасьевой. Однако французская кинозвезда закрывала на все эти связи глаза, так как она тоже выполняла задание и была под крылышком КГБ.

С 1968 года Высоцкому разрешали все и прощали многое. За одну песню из тех, которые пел Высоцкий, любому другому припаяли бы антисоветчину и дали срок. Например, на автора-исполнителя песен Александра Новикова завели уголовное дело, которое  составило 17 томов. Общий вывод: “Автор вышеупомянутых песен нуждается если не в психиатрической, то в тюремной изоляции”. Новиков получил десятилетний срок! Певца Александра Галича, который в своем творчестве был намного менее «диссидентен», чем Высоцкий, исключили из всех творческих союзов и принудили  покинуть страну.

Владимир Высоцкий гастролировал по всей стране и распевал свои "несоветские" песенки. При этом, соблюдалась видимость «травли поэта властями» - ни один из его концертов не был официальным, они проходили под видом встреч со зрителями, что работало на имидж "гонимого властями поэта". Высоцкий получал огромные деньги за «левые» концерты. В месяц, набегало до 15 тысяч, тогда как средняя зарплата по стране составляла 120 рублей в месяц. При этом, Владимир Семенович ни разу не попал под суд за незаконную предпринимательскую деятельность! Администраторов Высоцкого приговаривали к разным срокам заключения, но поэт выходил сухим из воды.

Владимира Семеновича в народе считали бунтарем, борцом с системой. Стихи Высоцкого не печатали, телевидение было для него закрыто, пластинки не выпускали. Но это тоже была ширма. Антисоветизм Высоцкого - это миф. Он никогда не был диссидентом, не посягал на устои. В жизни, Высоцкий предпочитал общество подпольных советских миллионеров: Вадима Туманова, который пристроился к золотым приискам, Бабека Серуша, выполнявшего щекотливые поручения советских спецслужб.

Когда советские граждане слушали передачи "Голоса Америки" или "Радио Свобода", люди прикрывали радиоприемники одеялом, чтобы соседи не донесли. А Владимир Семенович запросто раздавал интервью западным радиостанциям и телеканалам, свободно встречался за границей с беглыми согражданами, "предателями Родины" -  танцовщиком Михаилом Барышниковым, поэтом Иосифом Бродским, диссидентом Андреем Синявским. Любому другому советскому гражданину за один такой поступок запретили бы последующие выезды за рубеж, а то и влепили бы реальный срок. Например, Геннадий Хазанов был гастролях в Канаде и передал родственнику жены посылочку. На него настучали, и он на 12 лет стал невыездным!

Хоть в тюрьме Высоцкий и не сидел, зато несколько раз попадал в милицию за пьяные дебоши и после аварий, которые с ним часто случались. И из всех передряг выходил без всяких последствий. Свою первую автомашину "Жигули“, Владимир Семенович разбил сразу после приобретения. После серьезной аварии прекратила существование и вторая машина - "Рено“. Затем певец купил "БМВ“ и попал в аварию, в которой машина перевернулась. Летом 1979, Высоцкий привез "Мерседес“. И почти сразу разбил машину! Второй "Мерседес", маленький, певец привез в Союз 1 января 1980-го. Однажды, Высоцкий ехал на "мерсе" с дачи в Москву и вез актера Севу Абдулова и своего администратора. Водил Володя совершенно безбашенно, без остановок на светофоров и перекрестках. И не справился с управлением, врезался в троллейбус! Все трое остались живы, но попали в больницу. Как ни крути, это было преступление, и на Высоцкого завели дело. Но вмешались таинственные защитники. В итоге, суд присудил Высоцкому выплатить троллейбусному управлению стоимость ремонта троллейбуса — всего 27 рублей 25 копеек.

Говорят, что все члены Политбюро КПСС слушали песни Высоцкого. Он вспоминал: «Меня к себе зовут большие люди...». Это правда. Владимир Высоцкий нередко выступал с концертами перед сотрудниками ЦК КПСС. В 1977 году в Казани, Высоцкий дал концерт на обкомовских дачах для партработников. В 1978 году он приезжал в Ленинград по приглашению первого секретаря Ленинградского обкома КПСС Романова, пел на закрытом концерте. Высоцкий пел у члена Политбюро Кириленко, у Полянского. И у Брежнева был. Его привезла Галя, дочь Брежнева.

Поэт говорил о Брежневе: “Это добрый человек, я его уважаю”. Тем не менее, в стихах Высоцкого никакого уважения и любви к генсеку и его соратникам не просматривается:
«В энском царстве жил король,
Внес в правленье лепту,
Был он абсолютный ноль
В смысле интеллекту».

«А урод-то сидит на уроде
И уродом другим погоняет,
И это всё – при народе,
Который приветствует вроде
И вроде бы всё одобряет».

Приятель Высоцкого, Давид Карапетян, как и Владимир, был женат на французской коммунистке Мишель Канни. В марте 1970 года, Высоцкий неожиданно пришел домой к Карапетяну. Посидели, выпили, и Высоцкий, как бы невзначай, предложил съездить в гости к опальному политику, пенсионеру союзного значения Никите Хрущеву. Он тут же позвонил дочери Хрущева, Юлии, и уломал ее немедленно отвезти их в Петрово-Дальнее. Бывший Генсек был на пенсии и сидел в ссылке на своей даче, под неусыпным контролем КГБ. Никто из знаменитых людей искусства к опальному Хрущеву в гости не ездил, а если бы кто-то из таких людей сошел с ума и решил бы навестить Никиту Сергеевича, ему пришлось бы долго обивать пороги Конторы, чтобы получить разрешение, которое он вряд ли бы получил, зато мог заработать кучу неприятностей. Поездка состоялась и между Хрущевым и Высоцким состоялся долгий разговор. Эта "неожиданная" поездка к Хрущеву, была несомненно осуществлена по  заданию КГБ. Хрущев был снят со своего поста в результате заговора Брежнева и его компании. Никита Сергеевич вел жизнь дачника и потихоньку работал над своими мемуарами. Высоцкий был отправлен к нему, чтобы разговорить на предмет мемуаров и выяснить его планы.

Высоцкому помогли получить в центре Москвы шикарную квартиру в кооперативе Союза художников, вступить в Союз кинематографистов. "Гонимый властями" Высоцкий жил в роскоши. Дверь его московской квартиры была металлической, со спецзамками, хотя никакие воры и фанаты никогда в его квартиру не ломились.

Первые годы их совместной жизни с Мариной Владимир Высоцкий не выезжал из своей страны, и, когда жена уезжала в «Парижск», как он называл этот город, они разговаривали по телефону и писали друг другу. Потом, когда Владимир Высоцкий стал бывать за границей, вместе с Мариной они посещали не только французские города, но и другие страны. Те, кто жил в те времена в СССР, знают, какие круги ада надо было пройти даже для того, чтобы выехать в Болгарию или Польшу в составе тургруппы. А Высоцкий запросто ездил за границу, и визы в любую страну получал мгновенно.

Владимир был идеальным агентом, он легко завязывал контакты с самыми разными людьми. Марина Влади рассказывала о том, что Владимир Высоцкий был очень обаятельным человеком и не только в России, но и за границей также быстро находил общий язык с самыми различными людьми: «К концу жизни Володя уже довольно хорошо говорил и по-французски и по-английски, так что, приезжая ко мне, мог свободно обходиться без моей помощи в качестве переводчицы... У Володи это получалось легко и непринужденно. Может быть, это происходило потому, что он любил общаться с людьми, они его всегда интересовали, и этим он сам был интересен им. Я уже не говорю о тех, кто хотя бы немного знал его творчество".

Существовала легенда -  якобы Марина попросила генсека ФКП Жоржа Марше замолвить слово перед Брежневым, чтобы Высоцкого выпускали к ней во Францию. Эта легенда позволяла объяснить вояжи барда за границу. Однако, как теперь известно, Высоцкий выезжал, якобы к Марине Влади и колесил по всему миру:

1975 г. -  Высоцкий во Франции, Англии, Италии, Марокко, на Мадейре, в Перу, Мексике, Болгарии, Венгрии, опять во Франции.
1977 г. - Высоцкий трижды во Франции, в Венгрии, Мексике, Перу, США, Канаде.
1979 г. - Высоцкий трижды во Франции, по два раза в Канаде и США, Италия, Таити, ФРГ...
Владимир Семенович не показывался на родине по полгода. В те времена, для простого советского человека такие поездки были из области фантастики. Для непростого - тоже. Даже работникам советских дипломатических служб нужно было ждать визы неделями, а Высоцкий получал их запросто. И на такие поездки, кроме разрешений КГБ и партийных комитетов, нужны были большие деньги. Но они у Высоцкого находились..

Известный сценарист Эдуард Володарский рассказывал, что лично помогал Высоцкому  перед его поездкой во Францию выгрузить на таможне 15 цветных телевизоров «Шилялис» - при том, что простой "совок" не мог вывезти даже две бутылки водки, не то что телевизор, да еще и цветной, которые были в СССР дефицитом!В Европе их можно было продать оптом по сто - сто пятьдесят баксов за штуку. Для Высоцкого, это были огромные по тем временам деньги! Еще были истории с вывозом Высоцким шкурок соболя, золотых самородков. И снова таможенники закрывали глаза на контрабанду...

Визовые отделы иностранных посольств запросто открывали Высоцкому визы, а сотрудники ОВИРа выпускали его за границу по документам, в которых Высоцкий указывал, что едет в Париж, а сам колесил по всему миру... Сегодня известно, чем занимался Высоцкий в этих странах. Времени на осмотр достопримечательностей, у него не было. Он встречался с известными людьми, в основном, советскими диссидентами, проверял агентуру, доставлял деньги...

***
В основном имя Высоцкого как театрального актера связано с Театром на Таганке. В этом театре он участвовал в 15 спектаклях («Жизнь Галилея», «Вишневый сад», «Гамлет» и др.). Более чем в 10 спектаклях исполнялись его песни.

Одним из самых значимых событий в творческой биографии Высоцкого стала работа над образом Гамлета в Театре на Таганке. Премьера одноименного спектакля состоялась в 1971 году. Шекспировскую классику режиссер Юрий Любимов представил в современном прочтении: аскетичные декорации, костюмы — свитера и джинсы. Гамлет с гитарой в исполнении Высоцкого напоминал парня из соседнего двора.

Роль Гамлета повлияла не только на Высоцкого-артиста, но и на Высоцкого-поэта. Так появилось стихотворение «Мой Гамлет», в котором автор рассказал о себе и своем сценическом герое. Под влиянием шекспировского персонажа Высоцкий сочинил «Песню конченого человека» и «Мои похорона». Продолжил Владимир Высоцкий писать и на военную тему — в этот период появились «Черные бушлаты», «Мы вращаем Землю», «Тот, который не стрелял». В своих произведениях автор чаще стал обращаться к детским и юношеским воспоминаниям. Они легли в основу стихов «Из детства», «В младенчестве нас матери пугали…», «Баллада о детстве».

Однако отношения Высоцкого с Любимовым, как и с другими артистами театра,  оставались сложными. Главный режиссер Таганки Юрий Любимов много раз пытался избавиться от злостного нарушителя трудовой дисциплины Высоцкого. После того, как Высоцкий отказался играть в новом спектакле «Тартюф», их отношения настолько испортились, что режиссер даже перестал с ним здороваться.
Любимов тогда заявил: «Высоцкий зажрался! Денег у него — куры не клюют. Самые знаменитые люди за честь почитают позвать его к себе в гости, пленки с его записями иметь. Но от чего он обалдел? Подумаешь, сочинил пяток хороших песен… Солженицын ходит трезвый, спокойный, человек действительно испытывает трудности, однако, несмотря ни на что, работает. А Высоцкий пьет и когда-нибудь дождется, что его затопчут под забор, пройдут мимо и забудут эти его пяток хороших песен».

Но каждый раз, когда Любимов собирался увольнять Высоцкого, кураторы от КГБ давали понять режиссеру, что этого делать нельзя. В театр, как магнитом притягивало иностранцев и Высоцкому следовало быть неразрывно связанным с Таганкой, которой высочайше разрешили считаться оплотом либеральной оппозиции.

В 1970-х годах у Высоцкого появились кинороли, которые, по мнению критиков, отличались «сложным психологизмом игры». Среди них — зоолог Николай фон Корен из фильма «Плохой хороший человек». В 1974 году благодаря этой картине актер получил приз «За лучшую мужскую роль» на итальянском Фестивале наций. Еще одним знаменательным образом в карьере Высоцкого стал Глеб Жеглов в фильме «Место встречи изменить нельзя». За этого персонажа в 1987 году артисту посмертно присудил.

Но для советских людей он стал любим в первую очередь не как актер, а как великий бард. Песни его были очень разными по тематике и жанру, но с годами они становились все серьезнее и значительнее.

Владимир Высоцкий неистово работал и много гастролировал, как будто ощущая, что ему мало осталось. Он буквально не жалел себя, сгорая как свеча. Его знаменитая песня "Кони", написанная в 1972 году, потрясала и просто кричала о его внутреннем перенапряжении и предвосхищении неизбежного конца:

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю…
Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю…
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые —
И дожить не успел, мне допеть не успеть.

Я коней напою, я куплет допою, —
Хоть мгновенье ещё постою на краю…

***
Согласно планов КГБ суперагент Высоцкий должен был уехать жить в США в 1980 году. Это должно было быть длительное проживание по причине, якобы, возникших у Высоцкого трудностей в отношениях с властями. Высоцкий должен был осесть в Нью-Йорке и открыть там артистический «Русский клуб» — аналог салона Лили Брик в Москве. То есть, это было бы чекистское заведение, тщательно легендированное и обеспеченное всеми необходимыми денежными средствами.

Сов. секретно экз. ед.
Председателю КГБ СССР
Генералу армии Андропову Ю. В.
21 октября 1979 г.
О выводе агента «Виктора» на постоянное жительство в США
8-м отделом Управления «С» КГБ, согласно утвержденного Вами плана, проводится подготовка к выводу в 1980 г. на постоянное проживание в США агента "Виктора" — Высоцкого Владимира Семеновича, 1938 г. р. «Виктор» имеет опыт участия в спецоперациях 5-го Управления и Первого Главного управления КГБ, в т. ч. по объектам ДОР «Горбуну», «Монаху», объектам ДГОР «Шакалы». Источник использовался в операциях по связи с источниками ИГУ во Франции, Италии, ФРГ, Югославии, США, Мексике, Перу, Марокко. При этом зарекомендовал себя волевым, инициативным, дисциплинированным агентом, что проявилось при проведении мероприятий по нейтрализации «Горбуна» и «Монаха».
Вывод предполагается провести в сентябре 1980 г. С этой целью в Нью-Йорке через возможности нелегальной резидентуры ИГУ будет приобретено помещение на первом этаже по адресу 272 Вест 51 Стрит, где будет открыт ресторан и «Русский клуб». Оформлен этот бизнес будет на «Виктора». Стоимость помещения — $50 000.
В «Русский клуб» планируется приглашать представителей русских бизнесменов и творческих кругов из числа эмигрантов, а также американских политиков, бизнесменов, актеров, писателей, журналистов. На них мы сможем оказывать положительное пропагандистское влияние, получать в процессе общения оперативно значимую информацию, определять возможность и целесообразность привлечения их к сотрудничеству с органами КГБ.
«Виктора» планируется использовать в качестве вербовщика, поэтому необходимо провести дополнительную оперативную и психологическую подготовку..

Однако во время своей поездки в Америку в начале 1979 года Высоцкий подсел на кокаин. В ноябре 1979 года, когда он в очередной раз должен был отправиться с Мариной Влади за границу, планировалось его посещение остров Таити, чтобы присутствовать на свадьбе бывшего супруга Марины Жана-Клода Бруйе. Их с Высоцким связывали деловые контакты на почве тайных операций, но в этот раз их встреча не состоялась по вине агента Высоцкого. Он должен был вылететь на Таити из Лос-Анджелеса чуть позже Влади. Однако, добравшись до Америки и поселившись на квартире певца и композитора Майкла Миша, он сорвался вместе с ним в кокаиновое «пике». В итоге его поездка не состоялась.

Вскоре Влади прилетела в Лос-Анджелес и увидела, что муж "ведет себя более чем странно". Для чекистов, которые именно тогда впервые узнали о наркомании Высоцкого это стало шоком. По сути, это был тот самый кокаиновый «звоночек», возвещающий о скором закате шпионской карьеры агента Владимира Высоцкого.
На родину наш герой вернулся 12 декабря в состоянии далеком от идеального.

Сотрудник КГБ М. Крыжановский: «Срыв Высоцким важной операции произошел в самый ответственный момент. Когда система начала работать и приносить первые результаты (Медельинский картель начал бесперебойную доставку кокаина в США именно во второй половине 1979 года), Высоцкий основательно «подсел» на кокаин. А ведь он был одним из главных участников операции с советской стороны. На него было завязаны множество людей, под него выстраивалась стратегия Лубянки, для чего, собственно, Высоцкий и должен был начать процесс своей натурализации в США, в Нью-Йорке в 1980 году. Но наркотики внесли свои убийственные коррективы в этот процесс. Именно тогда про них стало известно в КГБ, а это был крах для агента Высоцкого. С таким диагнозом в органах, да еще на таком направлении не работают. Именно тогда и было принято решение отказаться от услуг Высоцкого как секретного агента. «Договор» с ним был расторгнут…».

Теперь Высоцкий был исключен из агентурного аппарата по причине наркотиков. Для разведывательной работы он больше не годился, ведь нервная система его вконец расшаталась и доверять ему было нельзя.

Последний год жизни Владимира Высоцкого был достаточно трагичен. В 1980 году Владимир Высоцкий попросил Юрия Любимова предоставить ему творческий отпуск на один год. В это время артист планировал работать над фильмом «Зеленый фургон» в качестве режиссера и соавтора сценария.

С постоянными творческими перегрузками Высоцкий боролся наркотиками и алкоголем. По-видимому, в последний год он перешел от кокаина к более тяжелым наркотикам. Оксана Афанасьева вспоминала: "А подсадили его на наркотики сами врачи. Все началось на очередных гастролях Высоцкого в Горьком. Одна женщина-врач посоветовала свой рецепт, как выводить Володю из запоев хотя бы на время концертов. Она уверяла, что своего мужа-алкоголика приводила в чувство только с помощью таблеток и инъекций. Решили попробовать. Сделали один укол – помогло. Потом – второй, третий… Запоя нет, похмелья нет. Володя работает. Все вроде замечательно. Оставалось побороть только стресс и адскую усталость. Постепенно он стал принимать наркотики, только чтобы расслабиться, снять напряжение… Но потом состояние эйфории сменялось глубокой депрессией и немощностью… Володя осознавал, что превратился в раба «искусственного рая»… И это его убивало уже морально. Он сам мечтал избавиться от наркотического плена».

25 июля 1979 года у Высоцкого во время гастролей в Бухаре приключилась клиническая смерть. Существуют разные мнения о причинах этого, одни считают, что это произошло от жары и отравления некачественной пищей, но Оксана утверждает, что это был результат передозировки.

Высоцкий неоднократно предпринимал попытки побороть пристрастие к наркотикам, ложился в больницы. Но не выдерживал и срывался. Несколько раз "подшивался" и от алкоголя, но потом научился выковыривать «торпеды».

3 июля 1980 года состоялось выступление Высоцкого в Люберецком городском дворце культуры. Несмотря на плохое самочувствие, артист отыграл двухчасовой концерт.
18 июля, Высоцкий последний раз появился на сцене Театра на Таганке в роли Гамлета, но еле доиграл спектакль.

23 июля, состояние Владимира Семеновича резко ухудшилось, ломки (абстинентный синдром) его врач лечил сильными успокоительными препаратами. Из-за них он часто впадал в бессознательное состояние. В какой-то момент Высоцкий очнулся и сказал Янкловичу: "Я сегодня умру!". Ночью сердце поэта остановилось...

Официальное медицинское заключение гласило: причиной смерти Высоцкого стал инфаркт сердца, который наступил во сне. Почти сразу же после смерти Высоцкого в Москве зародились слухи о том, что Высоцкий был убит. Этому способствовало то обстоятельство, что близкие люди, окружавшие поэта, не разрешили везти его тело на вскрытие в морг. На самом деле, они заботились о том, чтобы сохранить тайну о его зависимости от наркотиков. Существует версия, что смерть Высоцкого произошла не без ведома КГБ, так как из-за серьезного расстройства психики по причине злоупотребления наркотиками, он стал представлять опасность в возможности  разоблачения им агентурной деятельности.

Высоцкий скончался, когда в Москве проходили Олимпийские Игры. Советские власти всячески пытались скрыть информацию о трагедии, чтобы не омрачать олимпийские празднества на столичных улицах. Были лишь два небольших некролога в газетах "Вечерняя Москва" и "Советская Россия" и скромное объявление над окошком кассы Театра на Таганке: "Умер актер Владимир Высоцкий". Тогда ни один человек не сдал обратно билет на последний спектакль, в котором Высоцкий должен был играть, сохранив билет, как реликвию.

В день похорон, возле Театра на Таганке собралась огромная толпа. Проститься с артистом пришли около 40 тысяч человек, люди влезали даже на крыши, чтобы проститься со своим кумиром. Марина Влади сказала другу мужа, Туманову: "Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!". Похоронили его на Ваганьковском кладбище.

Список литературы:

1. Горский В. Луи Армстронг еврейского разлива. Урал. № 8, 2000.
2. Езерская Е., Ярмольник О. Часть меня умерла с Высоцким. Городской дилижанс. 20 января 2000.
3. Живая жизнь. М.: Петит, 1992.
4. Крыжановский М. Владимир Высоцкий- суперагент КГБ. 5. Кудрявов Б., Нисанов В. Высоцкому подсыпали яд в шампанское! Экспресс-газета, 30 января 2004.
6. Лунина Л. Высоцкая любовь. Карьера. № 7. июль 1999.
7. Мельман Д. Исповедь Промокашки. Московский комсомолец. 17 апреля 2004.
8. Олрайт А. Владимир Высоцкий- правда и вымысел. http://proza.ru/2017/04/23/403?ysclid=lnc19uzmuw579951363
9. Панюков М., Костинецкая Э. Юрия Антонова хотели посадить на восемь лет! Экспресс-газета, 4 февраля 2003.
10. Перевозчиков В. Где мои 17 бед?. Совершенно секретно. № 1. 2002.
11. Райкина М. Правда любви и смертного часа. Московский комсомолец, 17 мая 2005.


Рецензии
Приветствую Вас, Полина!
Прочитал до конца с перерывом только из уважения к Вам и Вашему труду. Даже взгляда на портрет Высоцкого вызвал у меня отторжение. Я никогда им не восхищался, только удивлялся, как он может нравиться своим надрывом. Мне попала в руки пачка его стихов, отпечатанных на машинке. Я не смог их всех прочитать и отдал кому-то, кто его ценил. А тереь вот узнал, что все его "достижения" не без помощи КГБ. Он оправдал свою национальность своим приспособленчеством и наплевательским отношением к людям. Вы проделали колоссальную работу, и это вызывает уважение. И материал нужный, Спасибо!
Всех благ!
Василий.

Василий Храмцов   17.03.2023 19:06     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, дорогой Василий! Я хоть и отважилась опубликовать этот очерк, но неспокойно на душе было! Не знала как его воспримут читатели. Еще раз спасибо, от души отлегло.

Полина Ребенина   18.03.2023 19:19   Заявить о нарушении