Пифагор, Сократ, Платон и мудрость Востока

Разоблачённая Изида:
Пифагор, Сократ, Платон
и мудрость Востока

Елена Петровна Блаватская

 

Частичная репродукция изображения, опубликованного в книге
«Пифагорейские первоисточники и библиотека», составлено и
переведено Кеннет Гатри, Phanes Press, Мичиган, США, 1987, 361 стр.

Современная наука признаёт, что все высшие законы природы предполагают форму количественного выражения. Это, пожалуй, более полное усовершенствование и более явное подтверждение пифагорейского учения. Считалось, что числа лучше всего передают представление о законах гармонии, которые пронизывают космос. Мы также знаем, что в химии учение об атомах и законы соединений, на самом деле и, как бы произвольно определяются числами. Так г-н У. Арчер Батлер выразился об этом: «Тогда мир посредством всех своих отделов представляет живую арифметику в своем развитии, и претворённую в жизнь геометрию в покое».

Ключом к пифагорейской догме является общепринятая формула единства во множественности, а именно единство, развертывающееся во множество и пронизывающее множество. Это – древнее учение об эманации в нескольких словах. Даже апостол Павел признавал это за истину. «;; ;;;;;, ;;; ;; ;;;;;, ;;; ;;; ;;;o; ;; ;;;;;» — Всё из Него, Им и к Нему. Это, как мы можем видеть из следующей цитаты, чисто индийское и брахманическое понятие:

«Когда растворение — пралайа — достигло своего предела, великое Существо — паратма или парапуруша — божественный Самосущий, от кого и через кого все было, есть и будет… решил эманировать из своей собственной субстанции различные существа» («Манавадхармашастра», книга I, шлоки 6 и 7).

Мистическая декада 1 + 2 + 3 + 4 = 10 является одним из способов выражения этой идеи.  Единица есть бог, двойка – материя, тройка – союз  монады и дуады с примесью природы обоих есть этот феноменальный мир;  тетрада или форма совершенства выражает пустоту всего;  а декада или сумма всего включает в себя весь космос.  Вселенная – это комбинация тысячи элементов, и все же выражение единого духа; хаос для чувств, а космос для разума.

Вся эта комбинация прогрессии чисел, выражающая идею созидания, является индийской.  Самосущее существо, Сваямбху или Сваямбхува, как его называют некоторые, является одним целым. Оно эманирует из себя творческую силу, Брахму или пурушу (божественное мужское начало), и тот становится двумя;  из этой дуады, союза чисто разумного принципа с принципом материи развивается третий принцип, который есть вирадж или феноменальный мир.  Именно из этой невидимой и непостижимой троицы, брахманской тримурти, развивается вторая триада, которая представляет три силы – творческую, сохраняющую и преобразующую.  Они символизируются Брахмой, Вишну и Шивой, но снова и снова смешиваются в одно.  Единица, Брахман, или, как его называют Веды, Триданди, – это трижды проявленный бог, породивший символический Аум или сокращенное тримурти.  Только под видом этой троицы, всегда действенной и ощутимой для всех наших чувств, невидимый и неведомый монос может проявляться в мире смертных.  Когда он становится шарирой или тем, кто обретает видимую форму, он символизирует все принципы материи, все зародыши жизни, он есть пуруша, бог трёх ликов или тройственной силы, сущность ведической триады.  «Пусть брахманы знают священный слог (Аум), три слова из «Савитри», и ежедневно читают Веды» («Ману», книга iv, шлока 125).

 «Создав вселенную, Тот, чья сила непостижима, снова исчез, поглощённый Высшей Душой ... Удалившись в изначальную тьму, великая Душа остаётся в пределах непостижимого и лишена всякой формы ...

 Вновь воссоединившись с тонкими элементарными принципами, она внедряется в семя овоща или животного, она в каждом принимает новую форму.

 Таким образом, благодаря попеременному пробуждению и покою Неизменное Существо заставляет вечно оживлять и умирать все существующие существа, действенные и инертные». («Ману», кн. I, шлока 50 и другие).

 Тот, кто изучал Пифагора и его размышления о Монаде, которая после эманации дуады, уходит в безмолвие и тьму и, таким образом, создает триаду, может понять, откуда пришла философия великого самосского мудреца, а после него философия Сократа и Платона. 

(«Разоблачённая Изида», Е. П. Блаватская, том I, стр. xvi-xvii)

000

Теософ эпохи Водолея, март 2023, стр. 15-16


Рецензии