Играть, как написал Лермонтов

«Ну, наконец-то… В «Ленте поэзии» появляется мир поэта – юного мастера стиха, классика, голос которого, печальный и едкий, прорывается в наш XXI-й век и каждым звуком своим благородит душу», — Марк Григорьевич Розовский. Именно так художественный руководитель театра «У Никитских ворот» говорит о новом спектакле в цикле поэтов по творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова.

Кристина Айвазовская, Михаил Озорнин и Сергей Рожнов играют на сцене «по строчкам Лермонтова». Блестящий литературно-театральный вечер, полный неожиданных перевоплощений, общения с залом и приятной музыки.

В спектакле два действия, дающие актерам возможность показать две поэмы.

Первый акт – целый моноспектакль Михаила Озорнина, рассказывающий трагическую поэму «Мцыри». Артист полностью отдает себя этой непростой роли, он словно играет за двоих: как за «неслужащего монаха», так и за самого автора. Он искренне тянется к отцовскому дому, радуется буре, восхищается «грузинкой молодой», показывает беспощадную схватку с «могучем барсом». Строки поэта и игра актера сливаются в единое целое, возносясь до уровня великих английских или немецких трагедий.

Второй акт – совершенно иной. Здесь зритель не увидит черты «тяжелого произведения», это полная противоположность первого действия. В «Тамбовской казначейше» задействованы уже вся тройка актеров. Их легкое, веселое выступление передает тон Лермонтова, словно желавшего написать не поэму, а анекдот, простой рассказ. Однако стоит артистам начать, как мы чувствуем «изящество непринужденной игры», «глубокий смысл, лежащего на поверхности». Волшебная атмосфера спектакля создается еще и мастерским перевоплощением актеров, ведь героев в поэме намного больше, чем исполнителей: и рассказчик, и жители города, и улан, и муж-старик, и его жена (но не будем раскрывать все карты, иначе удивительную смену образов уже не получится почувствовать на самом выступлении).

В конце хочется отметить, что контрастирующие между собой действия литературно-театрального вечера показывают гения Михаила Юрьевича Лермонтова, невольно заставляют восхищаться многогранностью писателя, ушедшего из жизни столь рано, но успевшего оставить наследникам много удивительных трудов.

P.S.: В нынешнем сезоне роль, исполняемую Сергеем Рожновым доверили новому артисту театра – Василию Рахманину. Интересно будет посмотреть на измененный состав спектакля.


Рецензии