Весна Боттичелли. Содержание

ЧАСТЬ 2

НЕРАЗГАДАННАЯ ПРЕКРАСНАЯ «ВЕСНА»

«Примавера» (второе название) — одна из самых загадочных картин за всю историю изобразительного искусства. Тайна этого полотна в полной мере не разгадана до сих пор… Какие скрытые смыслы закодированы в этих античных фигурах?  О чем говорят  их жесты и взгляды? Что означают эти прекрасные цветы и плоды?

Все зашифрованные в «Весне» послания всё еще вызывают споры и предположения… Но у талантливой картины  и не может быть по-другому… Картина настолько наполнена смыслами и аллегориями, что ответить на вопрос: «А что хотел Боттичелли рассказать зрителю?» — никогда однозначно не получится, потому что каждый зритель расшифрует символы, заложенные в сюжете, по-своему, исходя из собственного опыта, начитанности, насмотренности, образованности, субъективного видения и понимания этой сцены…

Давайте попробуем разобраться в тех тайных посланиях, которые хотел донести до юного Лоренцо ди Пьерфранческо Сандро Боттичелли… Начнем с содержания картины, а потом перейдем к идее, скрытым символам, аллегорям…


СОДЕРЖАНИЕ «ВЕСНЫ»

Тема композиции  — Весна. Её сопровождают античные божества.
Каково же ее содержание?

Мы видим, что Действо происходит на сказочной поляне, фоном для которой изображен фантастический сад — апельсиновая роща, символ династии Медичи. Узнаваемы и персонажи картины  — боги и богини древнегреческой мифологии… Они ступают по цветочному ковру, состоящему из сотни видов тосканских цветов, и составляют отдельные части большого мифологического спектакля.

Боттичелли изображает Весну самым невероятным способом, показывая ее в развитии (черты реализма!), для воплощения своей идеи он представляет три фигуры  — это отсылка к мифу о том, как весенний ветер Зефир влюбился в Нимфу Хлорис и тем самым превратил ее в богиню цветения Весну.


ХЛОРИДА И ЗЕФИР

Весенний ветер Зефир (бог западного ветра),  очарованный красотой нимфы Хлориды и воспылав к ней страстью, настойчиво преследует её.  Она пытается убежать и при этом вместе с дыханием «выдыхает» цветы — с ее губ слетает барвинок (символ верности)… Хлорис ищет защиты и просит ее у  третьей фигуры в группе — Флоры, или Весны (богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов), касаясь ее руками…
Превращение Нимфы Хлориды в Богиню Весну (Флору).

Возможна и другая трактовка. Мы видим, что барвинок, выдыхаемый Хлорой, становится продолжением следующей фигуры — прекрасной Весны. Цветы рассыпаны по её платью и  символизируют обновление, начало и первый весенний месяц. Вероятно, нимфа ищет не защиты, а касаясь платья Флоры — замужней женщины,  напоминает  Земфиру об ответственности… Не случайно Зефир, будучи ветром и обладая необузданностью в поведении, силой и непредсказуемостью (это читается по голубовато-зеленой фигуре в развевающемся плаще, по раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром) всё же настигает Хлориду и насильно берет в жены…

Но являясь весенним ветром, проникнутым теплом и любовью, он сожалеет о совершённом насилии и превращает нимфу в богиню цветов и растений — Флору. Став богиней цветов, Хлорида обрела одно интересное свойство: ее грудь постоянно источала цветы, которые сыпались у нее изо рта (эту легенду рассказывает Овидий). Так художник показал рождение Весны, превращение Нимфы в Богиню.


ВЕСНА (ФЛОРА)

Весна (Флора) — богиня весеннего обновления. Она символизирует возрождение природы, ее преображение. Весна предстала на картине в образе юной девы… Её золотые волосы украшены венком, на шее  —  гирлянда из лютиков и диких трав, на талии — пояс из полевых цветов. Весна в длинном роскошном платье, расшитом цветами. Они выбраны не случайно: васильки — символ приветливости, ромашка — верности, лютики — богатства, земляника — нежности. Флора неторопливо разбрасывает перед собой цветы (как это делали на свадьбах), которые она собирает на своем платье — и это символ наступающей весны.


ВЕНЕРА

Центральная фигура композиции — Афродита (Венера), восхитительная богиня красоты, любви и плодородия, процветания и благоухающих садов. Ее образ символизирует гуманность, а гуманизм — одна из центральных идей эпохи Ренессанса. На картине Венера — самая яркая нота. В зачарованном пространстве весеннего леса она стоит под сенью деревьев. Над ее головой два ореола из листьев мирта (атрибуты Венеры) и весеннего нежно-голубого неба, проступающего между кустами и апельсиновыми деревьями. Просветы образуют арку, напоминая изображение Мадонны, что приводит к мысли о религиозной трактовке сюжета… Правая рука богини занесена в благословляющем жесте. Склоненная голова покрыта газовым покрывалом, лицо Венеры задумчиво и выражает грусть и скромность … Ее поза (склоненная чуть набок голова и поднятая вверх рука) как бы одобряет происходящие действия на картине.

Богиня представлена в образе скромной замужней женщины, в прозрачной фате, в платье из тончайшей ткани, расшитой золотыми нитями, поверх которого накинут роскошный плащ алого цвета… Всё одеяние Венеры символизирует любовь, свидетельствует о том, что перед нами богиня любви и красоты. Так в «Весне» языческое и христианское сплетаются в одухотворенный образ.

Боттичелли акцентирует внимание именно на фигуре Венеры. Передавая свое творение Лоренцо, он подчеркнул, что у того, кому удастся сочетаться браком со столь благородной богиней,  жизнь будет сладострастной и счастливой.

Историки считают, что в образа божественной красавицы изображена Симонетта Веспуччи (невестка Медичи — Семирамида д`Аппиани), отдавшая свое сердце Джулиано Медичи, в которую гениальный художник также был влюблен, но безответно.


АМУР (КУПИДОН)

Над головой Венеры порхает Амур со стрелами (её сын) — ангел-младенец, пускающий стрелы любви.. Глаза Купидона завязаны (ведь любовь слепа), он целится в среднюю из трёх танцующих граций. По одной из версий, Сандро Боттичелли в образе Амура изобразил себя.


ТРИ ГРАЦИИ (ХАРИТЫ)

Слева от Венеры, взявшись за руки, танцуют Хариты (Грации), спутницы и служанки  Венеры — Аглая, Ефросина и Талия. Это богини веселья, вдохновения и радости жизни. Прекрасная триада из трех Граций (Целомудрие, Наслаждение, Любовь) воплощает  женские добродетели и достоинства, порождаемые Красотой.

Девушки, держась за руки, кружатся в танце. Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами, их грациозные позы в круговом движении танца сплелись в ритмической последовательности, подчеркивая изящность и привлекательность этих прекрасных созданий.

ПРИЧЁСКИ И ОДЕЯНИЕ ТРЁХ ГРАЦИЙ

Интересна и трактовка причесок. Длинные волосы распущены, что говорит о свободе и природной стихии, подчеркивает радость и веселье. Но вместе с тем, эта свобода  движется в направлении целомудрия, достоинства и красоты — волосы Граций собраны в пряди, вьющиеся и ниспадающие волной, они золотистыми струями рассыпаются по плечам. В пряди вплетен морской жемчуг — символ физической и душевной чистоты. 
Одеяние богинь, окутывающее их фигуры, сшито из тончайшей полупрозрачной вуали. Художник виртуозно выписал текстуру ткани, каждую складочку на наряде. Белой цвет платьев также передает чистоту помыслов и устремлений… Интересно, что украшения трех Граций — это изображения реально существующих драгоценностей из коллекции Лоренцо Великолепного.

Многие искусствоведы  сравнивают танец Граций с хороводом ангелов в Раю в композиции «Страшный суд» Фра Анджелико.

ТАНЕЦ ТРЁХ ГРАЦИЙ

Боттичелли умело подчеркнул красочность слияния танцующих дев. Изящное соединение рук и постановка ступней, легкие изгибы и повороты фигур, диалог взглядов и наклон головы — все это передает ритмичную мелодию танца. Грации плавно и неспешно кружатся в одном хороводе, но движения их разобщены. Целомудрие (Аглая, слева) и Любовь (Талия, справа) изображены спереди, а Наслаждение (Ефросина, средней) — спиной, и ее взгляд прикован к Меркурию.

В этой прекрасной триаде оживает представление о мифологическом великолепии, окрашенном подлинной чистотой, и отражается классическая формула, соединенная с неоплатоническим пониманием Эроса: Любовь ведет Целомудрие к Наслаждению и скрепляет их руки.


МЕРКУРИЙ

Слева от девушек изображен Меркурий — римский бог разума, красноречия и мастерства, бог торговли и вестник. Его миссия — охранять апельсиновый сад. Поэтому он вооружен. Меркурию посвящен месяц май, юноша был назван так в честь матери — божества нимфы Майи. Интересно, что свадьба Лоренцо ди Пьерфранческо была назначена именно на месяц май.

Боттичелли изобразил Меркурия в образе худощавого стройного юноши, очертания фигуры мелодичны, а лицо — одухотворено.

Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо, в правой руке его высоко поднят жезл (кадуцей), которым он разгоняет тучи, снимает пелену облаков, препятствующих созерцанию. Юноша одет в тогу красного цвета. На поясе у него меч, на голове — шлем, а на ногах — сандалии с крыльями.

Полотно флорентийского живописца — художественный шедевр, одно из величайших произведений мира, поражающий своей наполненностью и   музыкальностью, тайнами и символикой.  Это завораживающая работа, где цветы, растения и танцующие фигуры создают мир чистой грации и движения. Фигуры словно невесомы — кажется, будто они парят над землей или едва касаются её, что придает картине легкость и воздушность. И это поразительно, учитывая, что размер картины 203 x 314 см.


«ПРИМАВЕРА» — КАРТИНА О ЛЮБВИ И ВЕСНЕ

«Примавера» — картина о Любви и Весне, перед нами праздник в честь её прихода, воплощенный в грации и красоте… А красота — это непостижимая тайна, разгадать которую мечтают и не могут, даже спустя уже нескольких веков… и, как мне кажется, вряд ли этот мировой шедевр когда-нибудь будет прочитан… И в этом гениальность и неповторимость прекрасной «Весны»…



PS: Друзья, если вы любите искусство, то вам нужно обязательно познакомиться с этим произведением! Этот мировой шедевр 15 века эпохи Возрождения никого не оставит равнодушным.

Я работала над этими статьями две недели. Непросто было собрать, изучить и систематизировать весь материл. Перечитала кучу книг и статей в инете, но это того стоило — получила огромное удовольствие и массу впечатлений. Делюсь этими знаниями и с вами. Это уже вторая часть. Будет еще и третья статья. Но опубликую её завтра. Приятного прочтения всем, кто неравнодушен к живописи.

Всем заинтересованным очень советую перейти на страницы Дзена этих статей, там опубликованы фото картины и ее фрагментов, на которых можно рассмотреть все детали. Ссылку на Дзен вы найдется на моей главной странице, публикации находятся  в рубрике "Графика и живопись". Так же их можно найти и в ленте на главной страница канала «Фан-клуб"МаксМоро"».

Купалинка


Рецензии