Сомнение

пальцем по вогнутости книжного обреза, ребристо, сырный запах бумаги; пальцем по черепаховому корешку, по шелковистому червяку каптала; аперитив для глаз – вообразить желто-мучнистый мускатный орех с коралловым мозгом, весом в солидное число карат, идеальный Платонов многогранник; наконец, пиршество: раскрыть на той странице, где безмолвно мерцает выпукло-зеленое, безоговорочно-рдяное, тона темного меда – изображение супружеской четы, сработанное когда-то скромным фламандцем

и если я вижу умственным оком дхарму боли – пламенеобразный удлиненный лист, медленно извивающийся в застывшем пространстве мысли, отчего я не способен стать равнодушным к этой боли? ведь не терзает же меня любой скрученный своею болью древесный отросток

обрывки жизни – клинопись случая, насечки на стекле; в рассеянном свете, составляющем, если угодно, род темноты, они разношерстны и хаотичны; но вот, внезапно из глубины магнитно вспыхивает лампа, и они мгновенно оцепляют ее соосными орбитами Дантова строя; тогда все мучения и наслаждения бытия, этот стол, золотистое, как скрипка, ребро крышки стола, трудноуловимый, тяжелый аромат сахара, воздушная дуга чашки – рифмуются в Песнь песней; я буду рождаться, я буду умирать; все выстраивается вокруг бога, белый он или черный, неважно, черный и белый – одно

в толще зеркала, вы это знаете, твердое становится мягким, а мягкое – твердым, это философское перевертывание свойств; жесткий мир растекается в иллюзию, дух, напротив, оплотняется; но ужасная догадка поражает меня – не творится ли тот же кувырок на каждом высшем ярусе? не оборачивается ли мрамор духовного мира пылью для мира, лежащего поверх? погружение в матрешечный мизанабим – как на портрете у ван Эйка


Рецензии
Много чего чудесного можно рассказать о дхарме, правда для этого нужно стать пустым. А где ж в пустоте найти слова? Но если вдруг найдутся – кто ж услышит, да и всякий алфавитный образ пустоты есть заблуждение.
На счёт ужасной догадки о кувырке на высшем ярусе. Вспомнил вдруг опального классика советского рок-н-ролла, перефразируя: Всех нас терзает ужасная загадка. Вот мы моргаем и не понимаем, что это нам что-то напоминает...)))
С уважением

Юрий Тамистов   28.04.2023 06:19     Заявить о нарушении
Благодарствуйте.

Здесь у меня слово "дхарма" употреблено в одном из значений - некий единичный элемент, некое отдельное переживание, в данном случае - боли.

Мне приятно, что вы отозвались именно на этот текст, он мне до сих пор как-то по особому нравится, что для меня не так уж и характерно.

Леонтий Варфоломеев   28.04.2023 06:48   Заявить о нарушении
Понимаю, у "дхармы" десяток значений. Здесь дхарма, как элемент, первоначальная, живущая мгновение, виртуальная частица бытия, о которой нельзя сказать, что она есть или что её нет. Наверно, сейчас бы принцу Гаутаме дали Нобелевку за физику вакуума. Дальше дхармы группируются в скандхи, которые и образуют видимость личности... которая здесь что-то такое пишет))) Шутка, Леонтий - да я и не буддист. Похоже я отдалился от темы "Сомнений"...
С уважением

Юрий Тамистов   28.04.2023 12:53   Заявить о нарушении
... или приблизился?

Юрий Тамистов   28.04.2023 14:14   Заявить о нарушении
Хорошо заданная вами тысячелетняя проблематика не отпускает. В заключение:
"видимости наших личностей" боятся кувырка? Значит, если следуем в парадигме положений Махаяны, у нас с вами нет выбора – придётся стать бодхисаттвами. Тогда кувырки можно прекратить или сделать их приятными и управляемыми.
Но кто ж этого не знает?
Опять пришло на ум творение другого опального рокера:
Вперёд, бодхисаттва, вперёд!
Вперёд – к просветлению!

В общем, спасибо вам за, как всегда неординарно, поданную тему.

Юрий Тамистов   28.04.2023 21:10   Заявить о нарушении
Вам спасибо за интересные мысли.

Леонтий Варфоломеев   28.04.2023 21:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.