Похороны

 
Похороны

     В тот год декабрь стоял снежный и холодный. Гроб с телом двенадцатилетнего Антона, вынесли из дома и установили на двух табуретках во дворе около крыльца. В воздухе кружили снежинки, они скапливались в глазницах покойника, в уголках его губ и в волосах.  Рядом с гробом стояли родственники умершего; мать Антона, три старшие сестры и младший брат Ванька, с голыми и красными от мороза руками. Ванька был без рукавиц потому, что они у него уже старые и дырявые. В этих рукавицах он работал по хозяйству, надевать их на похороны ему стало стыдно.
    Все они - мать и дети с отрешёнными лицами смотрели на усопшего. По другую сторону от гроба, на некотором удалении, прижимаясь к поленнице дров, стояли любопытные, пришедшие посмотреть на похороны из соседних дворов. Валентина Петровна, завуч школы в которой  учился умерший мальчик, подошла к брату покойного и предложила свои кожаные перчатки, тот нехотя взял их, холодно ему не было, он не замечал холода.
    Ближе к полудню снежные облака начали сереть, зимой дни короткие. Гроб вынесли со двора и установили в кузове машины на постеленные домотканые половики, следом за ним вышли на улицу и все провожающие. И когда родственники разместились в кузове около гроба, машина тронулась и скоро исчезла в снежной пелене.  Оставшиеся у ворот дома люди стали расходиться по своим делам.
   Водитель старого колхозного газика ехал быстро, он не хотел заморозить людей сидевших в кузове: кладбище находилось за три километра от села на островке мелкого кустарника посреди поля. Водитель торопился ещё и затем, чтобы быстрее закопать гроб и дотемна, вернуться в деревню, поставить машину в гараж и выпить водки. Машина ехала быстро и на каждом ухабе крест, лежавший между бортом кузова и гробом, стучал то о гроб с телом мальчика, то о борт кузова.  Резкий холодный ветер, словно ухаживая за покойником, время от времени сдувал с его лица снег. 
  Мать и сёстры сидели на расстеленном тулупе у гроба, укутавшись в одеяло. Ваня сидел рядом. Горе этой семьи началось не вчера, Антон долго болел, вылечить его не смогли, и он умер. Мальчик болел долго, а всё равно помер неожиданно.
   В поле на кладбище у костра возле свежевырытой могилы стояли четыре нетрезвых мужика и будто радовались приближающейся машине. Сейчас опустят гроб; родственники бросят по пригоршне мерзлой земли на его крышку и они быстро зароют могилу, поставят крест и дело с концом. Все сядут в колхозный газончик и поедут обратно в деревню. Могила была выкопана рядом с надгробием, под которым уже давно лежал Порфирий, отец мальчика. Порфирий провалился на тракторе под лёд и погиб. Он погиб, когда Антону было всего шесть лет.
   С похоронами всё так и произошло, как предполагали пьяные мужики. Прибив крышку, гроб с мальчиком опустили в могилу, родственники, скорбно постояв у её края, бросили на гроб по горсти земли и мужики закопали могилу. Установив крест над земляным холмиком, копатели повеселели, укладывая лопаты в кузов машины, один из них даже пошутил: «Я, работая в колхозе, получил за труд пятак, один глаз-то мне закроют, а другой оставят так».
… Придя в школу на следующий день после похорон, Ваня первым делом постучал в учительскую. Дверь ему открыла завуч, Валентина Петровна, и мальчик, поблагодарив учительницу, вернул ей перчатки. 
   По коридору школы бегали ученики, среди них когда-то можно было видеть и брата. Но сейчас его здесь не было, не бегал больше Антон среди школьников. Ване захотелось плакать, а плакать нельзя, стыдно, и он вышел из школы. На улице плакать можно, его никто не видел, и Ваня тихо заплакал.




               


               


Рецензии
Очень печальный рассказ, Николай!

Хотелось бы надеяться, что эти времена остались в прошлом.

Григорий Рейнгольд   04.04.2024 09:56     Заявить о нарушении
Да, история печальная. Спасибо за отзыв. С уважением, Н.Кудин.

Николай Кудин   04.04.2024 16:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.