Потерянная невеста

    
- Ну, что, сегодня куда пойдём?
- Подождём Серёгу и решим. Он сказал, что в магазин за хлебом сбегает и придёт, - ответил подошедший Пашка.
Серёга и Пашка жили в одном доме, а вот Алёшка, как женился, жил с женой и маленькой дочкой в другом микрорайоне. Раньше три друга жили в одном доме, ходили в одну школу.

У Сергея тоже была семья. Он первый женился на Гале и сын у них осенью пойдёт в первый класс. А Пашка всё ходил холостой, и жениться не думал.
- Вот, заработаю на квартиру, тогда и женюсь, - отшучивался он.         
- А когда детей?
- Жена будет и дети будут.
-Что жена сразу с детьми? – пошутил Алексей.
- Ну, это уж как получится… - засмеялся в ответ Павел.

    Сегодня  был их день. Не часто им приходилось встречаться. Двое были семейными, у них свои заботы, семейные. Встречались обычно в субботу, иногда с семьями, но чаще втроём и были свободны на весь день. Проводили этот день по-разному, кому и какая идея придет, и если с ней все согласны, идут осуществлять.
Сегодня идут осуществлять Серёгину идею, а вот какую он держал в секрете от Павла. Лёшка знал этот секрет и даже деньгами они сбросились, ради того. А дело в том, что они затеяли сами познакомить друга, найти ему девушку. Вроде как,  всё придумали хорошо, и были довольны. «Ну, вы как дети»,- говорили им жёны.

    Сергея ждали не долго, он появился с двумя букетами и с каким-то парнем.
- Привет всем. Знакомьтесь, Это Олег с моей работы, у него есть камера, и он будет снимать наш «отдых».
-Павел, - и протянул руку для приветствия первым.
-Алексей, - представился он,  и сказал, - Я выбираю розы, а  Пашка любит деревню, вот ему ромашки полевые.
- Это, не полевые цветы, а садовые. Знаток цветов! - подколол друга Сергей.- Так уж и быть, тебе – розы, а мне ромашки.
- Та-ак, и что ты задумал, идём кого-то поздравлять?!
- Минуточку внимания! Мы идём искать невесту Павлу.
-Что-о?  Не понял. Без  меня, меня женить захотели.

- Почему без тебя, с тобой ?!  - Будем дарить девушкам по цветку. Сначала спросим, какие им, т.е. нравятся цветы. Вот если скажет розы, значит, любит деньги, такая нам, т.е. Паши не подходит, а если ромашки, значит, она наша, ну  т.е....  – он не договорил. 
- Я не согласен! Что она где-то спряталась, а мы ищем. И я же сказал, не хочу пока жениться. Ну, прямо детский сад!
- А тебя кто спрашивал, как будем проводить наш день. Это чья очередь? Моя! Вот когда ты предложил  с вышки десяти метровой прыгать в бассейн, мы пошли, так что, … Сергей не договорил,  его перебил друг.

- И где, по-твоему, мы будем её искать? – Поинтересовался Лешка.
- Сейчас всё объясню! Мы втроём будем знакомиться с девушками, Олег на камеру снимать будет, а Пашка будет сидеть в машине смотреть в комп на нас. Поехали сначала к парку, по дороге все подробности.
- Уж лучше бы на рыбалку, - с неохотой подчиняясь друзьям, проворчал Павел. Но что он будет в машине, ему понравилось.
- Ну, «не поймаем рыбку», зато развлечёмся!
- А, что скажет, про «развлечения» Наташа?!
- Она знает, что я люблю только её! – с нежностью в голосе ответил Алешка.

       Олег настроил компьютер, показал Павлу, где и как смотреть «кино», и все, кроме Павла отправились к входу в парк.
Из парка выходили две девушки. Они что-то обсуждали и не сразу услышали, что к ним обращаются молодые люди.
- Здравствуйте, извините, пожалуйста, мы производим социальный опрос девушек, кому какие больше нравятся цветы: полевые или обкультуренные?
- Какие? Обкуренные??? - спросила одна из девушек, смеясь.
- Домашние, выращенные в саду или в теплице, - поправился Сергей. – Вы отвечаете на наш вопрос и получаете цветок, который выберете. Согласны?
- Что, сказать, какие цветы нравятся?
- Да, и можно назвать своё имя.
- А без имени ни как? Да, у вас нет таких цветов. Мои любимые гладиолусы, белые.
- К сожалению, у нас нет всех цветов, но вы можете выбрать любой  из имеющихся у нас.
- Нам не нужны ваши цветы, - сказала одна, и, взяв подругу за руку,  потянула за собой.
Вторая девушка улыбнувшись, извинилась и пошла  от парней.

- Ну, ничего, как говорится, первый блин…
Он не успел договорить, как увидел ещё девушку, спешащую в парк. Она была стройная, в красивом платье и распущенными, почти до пояса  волнистыми  каштановыми волосами. Парни залюбовались её летящей походкой.
- Девушка, девушка, извините, можно спросить?
Девушка приостановилась.
- Ответьте, какие цветы вам нравятся, полевые или домашние?
- Розы.
- Спасибо. За Ваш ответ дарим Вам розу. - Сергей протянул девушке розу и тут к ней подошёл холёный парень с букетом роз.

Он презрительно посмотрел на розу, потом на парней. Девушка покраснела.
- Извини, друг. Мы работаем, делаем опрос,  кому какие цветы больше нравятся. Это надо для фирмы, которая про …  продаёт … цветы…
Парень не дослушав, с каменным лицом, что-то сказал девушке и они ушли.
- Вот таким грубиянам, достаются такие милые девушки, - с грустью сказал Алешка. - Я сразу говорил, что это плохая затея.
- Ты же согласился.
- Согласился, да. Просто это было прикольно, дарить цветы незнакомым девушкам, просто так. … Не то место мы выбрали. Надо к учебным заведениям ехать…
- … к первокурсницам? - Добавил, до сих пор молчавший Олег, - может кто-то из них и свободен!?

- Ладно, мужики, давайте на сегодня ещё одну попытку сделаем.
- Вон женщина с ребёнком идёт. Ей букет и ребёнку. … А ребёнок то мальчик!
- Женщине с ребёнком?!- удивились друзья.
- А что? Он же сказал, и ребёнок будет, а здесь уже готовый…
- Вот ты, Серёга, вручишь букет мальчику, а я его маме, -  перебил его Алёшка.
- Почему я мальчику, может она любит ромашки.
- А вот сейчас и проверим.

Когда женщина поравнялась с парнями, Сергей уже хотел произнести заученную за этот час речь, но увидев её грустные глаза, просто протянул ей все розы.
- Это Вам!
- Мне? Может Вы ошиблись, я Вас не знаю, она стояла в нерешительности.
- А это Вам, молодой человек,- Лёшка нагнулся к мальчику и вручил ему ромашки, подмигнул и сказал, - можешь их себе оставить, или передарить их маме.
- Я не «молодой человек», я ещё лебёнок, Алтём.
 - Привет, Артём, а я Алексей, дядя Лёша.
- Привет, дядя Лёса, - и хлопнул своей маленькой ручкой по протянутой ладони мужчины.
- Я не знаю Вас, - повторила женщина, - Вы, видно ошиблись.

- У Вас замечательный ребёнок, у меня, кстати, тоже сын. Он уже большой, осенью пойдёт в первый класс. А цветы Вам, просто так!
- Спасибо.- И она одарила мужчин светлой улыбкой. - Я как раз хотела купить ромашки, я вам за них заплачу.
- Нет, нет! Это же Вам просто так.
- Мы идём проведать,…- она запнулась на слове, - я должна сама купить…

        Но мужчины развернулись, как по команде и ушли. Подходя к машине, они увидели, что Павел с нетерпением ходит взад вперед и с кем-то разговаривает по телефону.
- Мне нужно ехать, срочно домой.
 - Что случилось?
- Позвонил Илья Петрович, срочно посылает меня в командировку.
- Как? Куда? Так ты же вроде, за него остался?
- Да,  осталось уже  немного,  до среды я за начальника. У него что-то у матери случилось. В дом въехал грузовик, что ли, я толком не понял. Мать в больнице с переломом, а в стене дыра. Я должен срочно ехать помочь.
- Там что, помочь не кому? А где, далеко ехать?
- Кажется, сутки или около того.
- Ого. Что едем на вокзал?
- Нет, билет уже заказан. Мне надо на работу и домой, что бы собраться. Поезд ночью, вечером буду на месте.- Сообщил друзьям Павел и спросил,- А вы что без цветов, что пока я по телефону говорил, вы всё раздали? Как я помню, у вас ещё прилично цветов оставалось.

- Да-а…
- Мы все цветы вручили одной особе с ребёнком…
- Очень даже симпатичной, - добавил Алёшка, - но грустной.
- Что и следовало доказать: рано мне жениться! – рассмеялся Пашка.- Вот как бы я на свидание ходил, мне же ехать надо.

               
                2

      Павел ещё до конца не проснулся и в полудрёме лежал с закрытыми глазами. Сразу даже и не понял, сон ли это, или он уже наяву слышит приятный женский голос. Но откуда это? Он вспомнил, что в двухместном купе вместе с ним поселился мужчина. «Он вышел, а дверь в купе не закрыл, - сонно подумал Пашка.
- Раз, два, пять, десять,
На суку проснулся леший.
Вышел-мышел погулять,
Всё ль в порядке, чтоб узнать.
Поломал берёзке ветку,
Испугал на ёлке белку…
Наработался, устал,
Глазки сонны, зазевал.
Повалился под кустом,
И опять забылся сном.
- А почему ты не плавильно ситаись? – послышался голосок ребёнка, - надо: лас, два, т-ли, титыли, пять…
- Вышел зайчик погулять…- С тихим смехом добавил женский голос.
От того, что не было слышно стука колёс и покачивания, мужчина догадался, что поезд остановился на какой-то станции.

Он открыл глаза и рывком встал, подумав, не проспал ли он свою станцию.
- Доброе утро. Простите, мы Вас разбудили, - извиняющим голосом, сказала женщина.
Он поднял голову и встретился взглядом, таких бездонных, искренних глаз.
И, смутившись (он и не помнит, когда такое с ним было, разве, что в детстве), - спросил, - а здесь парень был…
- Так нам проводница помогла с ним поменяться, у нас место было на второй полке, а с ребёнком неудобно…
- Понятно. Я тоже не против. Ну, в смысле, что вы поменялись… Уснул сразу, не слышал.
- Спасибо.

 Она тоже  смутилась. Видно, от того, что в этом не знакомом  мужчине ей показалось что-то знакомое. Он как будто похож на её …  на отца Артёма.
- Предлагаю познакомиться, я Павел, - и он протянул руку мальчику.
- Алтём, - и ребёнок хлопнул своей ручкой в  большую ладонь мужчине.
При этом имени женщина чуть заметно вздрогнула, а Павел посмотрел теперь на неё, ожидая услышать и её имя.
- Люба, - произнесла она и опять смутилась.

- Красивое имя – Любаша! – Сказал Павел, а Люба как-то сжалась в комочек.
Она не могла понять, что происходит? Сон, явь? Но это же не её Пашка! Да он чем-то напоминает его, но это не он. У её Пашки на лбу, ближе к виску, был шрам, а у этого ни какого шрама нет, и волосы светлее…
Она смотрела на него с удивлением и непониманием одновременно.
 Не ловкое положение спас мальчик. 
- Долога,  долога поехала, - воскликнул мальчик, глядя в окно.
- Это не дорога, это наш поезд поехал,- пояснил мужчина.
- Вам далеко ехать?
- До Оренбурга.

- В гости или домой?..  Извините, пожалуйста, можете не отвечать,- теперь смутился Павел за излишнее любопытство. Спросил просто, чтоб поддержать разговор. Он видел, что на руке женщины кольцо, да и ребёнок с ней.
Но что-то его притягивало к ней. Может её скромность или с грустинкой глаза?  Было какое-то новое ощущение, ему незнакомое и он стал смотреть в окно.

      Когда поезд тронулся,  прошёл мимо станции и стал набирать скорость, Павел взял полотенце, и прозрачный пакет, в котором были мыло, зубная щётка с пастой и вышел из купе. В туалет была очередь. Он встал к открытому окну и стал смотреть на проплывавшие картины. Улыбнулся, вспомнив соседку по купе и тут же нахмурился. Что это с ним? Ему приятно её присутствие? С каких это пор ему приятно (не сказать желательно!) общение с замужней женщиной? Вот если бы она была одна…

   Павел тряхнул своей густой шевелюрой, и высунул из окна голову. Встречный утренний ветер освежающе обдавал ему лицо…
Когда он вернулся на своё место, увидел что, Люба с Артёмом завтракали.
Она пригласила Павла позавтракать с ними, но он лишь согласился на кофе.
- Вот в термосе кипяток, а вот кофе, - женщина пододвинула к нему баночку с растворимым кофе. – Вам сделать или справитесь Сами.
- Справлюсь, не впервой, - ответил мужчина с улыбкой.

     Павел достал из рюкзака кружку поставил на столик. Люба замерла, увидев на кружке букву «П».
- Эта…  эта, - запинаясь, произнесла она.
- Эта моя походная, старая уже, но я всегда её беру с собой. Такая,  уж точно не разобьётся, и он постучал кружкой об стол.
Павел увидел, как женщина побледнела: - Вам плохо?
- Нет. Всё нормально…

  Она, как будто явственно услышала слова Павла, её Павла. Они ездили целой гурьбой на природу с ночёвкой. Когда стали готовиться к ужину, оказалось, что один бокал разбился, а у другого отлетела ручка. Пашка достал из своего рюкзака железную кружку, постучал ей о камень и сказал: - Вот такая точно не разобьётся. На кружке была вмятина на боку. - Она помнит всё это, как будто было это вчера, а прошло уже больше пяти лет… Кружка, которая стояла перед ней была без вмятин, но буква такая же, и как будто написана одним человеком.  Она одёрнула себя, «мало ли в магазине продаются одинаковых кружек, тарелок…».

Какие-то сегодня с ней происходят чудеса. Вот и сегодня утром, когда она спешила купить ромашки для Павла, ей подарили эти ромашки и розы. Эти букеты они оставили на могиле любимого ей человека. Но и там произошло что-то невероятное. Сколько лет она приезжает на это кладбище, и ни разу не встречала родственников Павла. Когда она подошла, положила букетики, смахнула салфеткой пыль с памятника.  С фотографии на памятнике на них смотрел молодой улыбающийся мужчина в офицерской  форме.

- Здравствуй, любимый, вот мы снова пришли к тебе. У нас всё нормально, конечно, очень трудно без тебя, мы с сыном очень скучаем без тебя. Видишь, сын твой, какой уже большой.
- Да, папа я больсой, - сказал мальчик, держась за мамину руку.
И тут они услышали позади себя стон похожий на хрип.
Люба поспешно обернулась и увидела недалеко позади себя пожилого мужчину. Он держался за сердце и если бы не она, упал. Она помогла сесть на скамеечку и предложила воды, вынув из сумочки бутылку.

- Вам плохо, сердце, жарко, - поспешно говорила она.
- Это мой сын, - он, отпив воды, указал дрожащей рукой на памятник.-  Павел. … А это мой внук? Можно я его  обниму.
Люба поняла всё и,  кивнув головой,  подтолкнула сына.
- Артём, это твой дедушка.
-Артём, значит, а я Алексей Артёмович Топорков. - И он горько по-старчески заплакал, обнимая ничего не понимающего внука.
Плакала и Люба. Успокоившись и повспоминав моменты жизни Павла, они по просьбе Алексея Артёмовича поехали к нему домой.

У неё и сейчас, вспоминая эту встречу, на глаза навернулись слёзы. Она их быстро смахнула, чтобы не заметил сын и сосед …
      Павел, сделав себе в кружку кофе,  вышел из купе, прикрыв за собой дверь.
Когда он вернулся, на столе было убрано, а женщина читала книжку сыну, который уже почти засыпал.
    В Оренбург приехали к вечеру. Павел помог попутчице с ребенком и с большой сумкой опуститься на перрон, предложил помочь и проводить до вокзала, но она отказалась, сказав, что её встречают.

Оглянувшись, Павел увидел, что мужчина нёс в одной руке Артёмку, в другой дорожную сумку. Ребёнок помахал на прощанье Павлу рукой, и он ему. Пройдя через вокзал, он пошёл вправо в сторону автовокзала. Ему до места предстояло еще ехать на автобусе. Почти рядом с автовокзалом устроили стоянку таксисты, они выкрикивали свой маршрут, и наперебой предлагали свои услуги. Павел решил, что на такси будет быстрее и удобнее.

Он огляделся и увидел, что в стороне стоял «Москвич», а рядом пожилой мужчина, который поглядывал по сторонам. Павел решил подойти к нему.
«Эти и без меня заработают»,  - подумал он, глядя на бойких «крикунов»,  и направился к «Москвичу».
- Здравствуйте. Вы берёте пассажиров?
- Здравствуйте. Если попутчик, то поехали. Я по делам сюда приехал с женой, она сейчас подойдёт и поедем. Так далеко ехать тебе, мил человек? Я не дорого возьму, на бензин тока…

Павел взял из паспорта адрес, написанный на листке, и подал водителю.
- Так ты, наверно, к нашим соседям, к Фроловне?  - Прочитав адрес, сказал дед. - Мы сегодня у неё в больнице были. Довезем, довезем, а то, как же не довезть!  Она ждёть.  Илюшка то ей звонил, мол, сам не может, человека пришлёть. Значить тебя прислал… Во оно как!
 Когда приехали на место, Павел увидел, что веранда, как и сказал дед, была разобрана и остатки сложены в стороне. Дверь в дом была забита досками крест-накрест.

- Косяки то покосились, вот дверь и пришлось так заколотить,- сказал дед, показывая дом.- А ты, мил человек, пошли к нам покаместь. С дороги умоешься,  да покушаешь, отдохнёшь, а завтра и за работу можно. Пошли, пошли бабка сейчас сообразит на стол. Да, ты, вот что, забирай свой багаж, у нас ночевать будешь.
- Да, как то неудобно  вас стеснять. Я и здесь поживу.
- Неудобно штаны через голову одевать, а так всё удобно. Пошли, -  заторопился дед. – Чай парного молочка ни разу и не пил?! Вот коровка придет, отведаешь. У нашей-то Малинке, ох, и вкусное молочко, что те городския сливки.

- Спасибо, Иван Ольгович,  за приглашение, приду.  - Пообещал Павел. -  Шефу позвоню и приду. А можно  спросить, почему Ольгович?
- Да, очень просто! Отца у меня Олегом звали, вот когда метрики выписывали, написали – Ольгович. Сразу-то и не заметили, а заметили, когда в военкомат вызвали, служить значит в армию. …  Да, меня все дедом зовут, и ты можешь так звать.  Я уж и по статусю и по возрасту дед.  Мне уж годов-то скоро 80 будет.
- Никогда бы не подумал! Вам шестьдесят пять или немного больше,  не 80!
- Сохранился, - радостно ответил Иван Ольгович. - А пережито- то было не мало… 
               
                3
     После встречи сестры, Вера заметила, что с ней что-то происходит, но с дороги расспрашивать не стала. Когда они после всех гигиенических процедур и ужина, расположились удобно на диване, она сказала:
- Люба, я заметила, что тебя что-то волнует. Неприятности на работе? Бросай ты свою работу, медики и здесь нужны, приезжай домой, что там тебя держит?
- Ты знаешь, что меня там держит, …- у неё на глаза навернулись слёзы.- да, и обещала я.

 И  она рассказала про встречу с отцом Павла на кладбище.
- Ну, что ты?- Вера обняла сестру.- Уж столько лет прошло! Вон, Артёмка твой, какой большой… - она помолчала, - ему папа нужен, ты не думала?
- Я не могу забыть. Если бы он меня бросил, наверно было бы легче, а так…
- Да, ты даже не его жена, невеста, вечная невеста….  Любаш, ну, сколько можно себя изводить?!

- Я всё понимаю.  И всё помню, как заявление подавали, как на следующий день я его провожала,…и, и нашу ночь первую… и последнюю. …  Пашка сказал, что командировка на две недели, он успеет. …  Я, даже, не смогла быть на похоронах.… Я не знала, не знала…
- Вот не понятно, почему тебе не сообщили? Родители же знали тебя, готовились к свадьбе…

 - А ни кто и не знал, где я живу. Когда его мама приезжала, Павел с ней ко мне на такси приезжал, не думаю, что она знала адрес мой. Я случайно встретила общего с Павлом знакомого, а он мне сочувствие выражает с гибелью Павла. Говорит, что в толпе на похоронах меня не заметил…
И она так горько, как ребёнок расплакалась, прижавшись к сестре.
Вера ничего не говорила, только гладила её по голове, по спине, давая ей выплакаться.

Когда Люба перестала плакать, она рассказала о странном соседе по купе.
- Когда он спал, я его хорошо рассмотрела, это не мой Пашка. Но он очень похож, но не он. Вначале я думала, что это он, - сбивчиво рассказывала она,- даже как-то испугалась, когда он проснулся и заговорил. … Разве могут так люди быть похожи? Даже интонация голоса… и эта кружка, но она была, вроде,  как новее и буква «П», и вмятины на ней не было.

- Ну-у,  кружка! В магазине продаются, каких хочешь, и с буквами, и с именами!
- Нет, эта кружка алюминиевая и буква на ней выгравирована.
- Ну, тогда, не знаю. Может тебе показалось?
- Вера, я её сколько раз в руках держала, мыла! А вмятину можно и как-то убрать.
- Тебе надо было бы спросить, где он её взял…
- Я и хотела спросить, но он сам сказал, что кружка его, старая, походная, что такая не разобьётся и постучал кружкой по столу… ну, также сделал и сказал Пашка. Мы были на отдыхе с друзьями, и кто-то посмеялся, что кружка его допотопная, а Пашка постучал ей о камень, и… .

- А может это он, просто память потерял и тебя не вспомнил. А похоронили совсем другого человека, - предположила Вера. – Может он изменился, ведь много времени прошло.
Люба, даже казалось,  дышать перестала: - Разве такое возможно?
- Да, говорят, такое бывает.
- Нет, нет, это не он. У него шрама на лице нет. И волосы светлее.
- Ну, волосы могут и выгореть и осветлиться, или покрасил.
- Нет. Не крашеные.
- Ну, не он и не он, и ладно. …  А давай пойдём во двор, посмотрим,  что там наши охламоны делают, - решила переменить  тему Вера.

Она посмотрела в открытое окно, увидев в песочнице Машу с Артёмом, крикнула:
- Маша, а где Саша?
Она махнула в сторону, Вера поняла, что он опять у стола,  где играют в домино или в шахматы. Шахматы его любимая игра, он уже и играет хорошо, на ровне со взрослыми. По вечерам там за столом деды собираются,  и играю и он к ними бегает.
      Через несколько дней, когда легли спать, уже в постели, Вера заговорила с мужем:
- Кирюш, я вот что подумала, а не отметить ли  твой юбилей…
- Ну, ты же знаешь…
- Да, знаю, ты не любишь отмечать дни рождения. Но понимаешь, это всё-таки тридцать пять лет! Да и с друзьями вы уже давно за столом не собирались…
Муж внимательно с улыбкой посмотрел на жену:
- Давай уж рассказывай, что на самом деле придумала, я ж тебя тоже знаю!

- Ну, на самом деле, хочу воспользоваться твоим днём рождения, - призналась Вера. – Понимаешь, Любе уже мерещится везде Пашка. Вон в поезде ей сосед по купе напомнил его, говорит, что очень похож на Пашку.
- А ты, знаешь, мне тоже показался похожим на Павла мужик, который ей помогал с багажом.
- Правда?- удивилась Вера.- Вот она говорит, что даже кружка у него была как у Павла. Так и свихнуться не долго…
Она замолчала, собираясь с мыслями.

-Ты предлагаешь, - нарушил молчание  Кирилл,- чтобы я пригласил…
- Да, да,- перебивая мужа, продолжила женщина, - ты у меня самый лучший, самый умный! – Она положила голову на грудь мужа.
- Юра, друг твой, еще не женился?
- Нет.
- Вот его пригласи, и еще кого-нибудь из друзей…
- Ты, думаешь…
- Просто будет твой день рождения, юбилей, а там что будет то и будет. Говорить им не надо, а то будут чувствовать себя неловко. Я соседей наших приглашу. Человек восемь, десять гостей?

- Ну, на что не пойдёшь ради любимой, ладно. …  Давай спать, у тебя-то отпуск, а мне на работу.
  Утром, проводив мужа на работу,  Вера приготовила завтрак для детей и себя. После завтрака объявила всем, что в субботу у них будут гости, и она сейчас будет делать уборку,  а они с тётей Любой, пойдут в парк  «Тополя».
- Может дети погуляют во дворе, а я тебе помогу, а в парк, в следующий раз.
- Нет уж, раз решили сегодня в парк, идти, идите, а я дома приберусь. А знаете, когда этот парк открыли? Я вот недавно узнала, в 1889 году, в основном в этом парке были на день открытия посажены разные сорта тополя. Это был, как сад тополей. Сейчас их мало осталось.
- Это, что ещё при царе?! – Удивился Саша.
- Выходит при царе. Ладно, давайте переодевайтесь и шуруйте гулять. Может, и в кино сходите, кинотеатр там рядом.

      Когда все ушли, Вера принялась за уборку. Помыла окна, хотя они и так были чистые, отодвигала мебель, какую можно было отодвинуть, пропылесосила ковры, помыла полы, когда в прихожей отодвинула тумбочку, увидела листок из блокнота. Хотела уже вымести в мусор, но обратила внимание на цифры, явно какой-то номер телефона. Подняла и стала читать: « Извините, Люба, но мне захотелось оставить свой номер телефона. Если Вам когда-то понадобиться помощь, в решении каких либо вопросов, я буду очень рад. У меня есть возможность решить почти все проблемы. Еще раз, извините.
№--------, с у. Павел».

- Это что? -  Вслух спросила Вера. – Это, надо понимать, Павел с поезда?
Она вспомнила,  когда Маша брала детскую книжку из сумки Любы, она сказала, что какой-то листочек выпал и улетел под тумбочку, она не смогла его достать. Ей сказали, что потом достанут и забыли.
Поэтому, она решила, что  Люба эту записку не видела, про неё она бы рассказала ей.

«Пока показывать не буду, потом решу, что делать с запиской».
      День рождения  прошёл весело. Были две семейных пары, давние друзья  Кирилла,  Юра с работы,  начальник цеха, и соседи. Начальник, Семён Михайлович, был не долго, сославшись на не отложные дела, ушёл. 
Детей дома не было, их Кирилл увёз в пятницу, в деревню к своим родителям.
Оказалось, что Юра играет на баяне и хорошо поёт. Но пели все вместе, особенно тётя Шура, соседка, задушевно пела с Юрой под баян.  И напелись, и натанцевались, в общем, все были довольны. Хорошо отдохнули.
 
Вера исподтишка смотрела на Юру и Любу. Она заметила, что Юра украдкой бросает взгляды на Любу и на танец приглашал её. Но вот от Любы, ни какой реакции на мужчину, она не заметила. Но уж то хорошо было, что она была весёлой и даже пела.

        На следующие выходные поехали к родителям за детьми в деревню.
День был жаркий, а речка манила своей прохладой. Отец  Кирилла, Александр Кириллович, большой любитель рыбалки, он и внука этим заразил. Рано утром, часов в пять они уже были на реке, а к приезду гостей пришли с уловом.
После обеда все отправились на речку искупаться. Детям была радость.
- Мама, смотли, как я плаваю, - радостно кричал Артём.  Его поддерживал Кирилл под грудь, а он весело бултыхал ногами, так что брызги летели в разные стороны. Саша переплыл на другой берег реки, и устроился там позагорать.
Накупавшись, все отправились домой.  Мимо их по дороге из города проехала машина гружёная досками.

 Придя домой, Кирилл поинтересовался у отца:
- А кто здесь строиться решил, мы видели машину  с досками?
- Да,  это на Школьной улице, один пьяный к бабке в дом на самосвале заехал.
А у неё сын начальник, какой-то большой строительной фирмы, прислал своего помощника. Так он весь бабкин дом снёс и уж к завершению дело идёт. Уже и стены стоят и крыша, правда домик не большой, а ей зачем большой-то, она одна живет. Но говорят, со всеми удобствами будет, и даже ванна в доме будет, купаться можно и в баню не ходить. А я баню люблю, да с веничком.
- Понятно. А кто ж строит?

- Бригада строителей из города.  Да, и из наших плотников там человека три или четыре работают. Наверно денежный сын-то, дом разобрали наши сельчане.  Помощник, забыл, как его звать, говорит: «Разбирайте дом  и кому, что надо, забирайте себе бесплатно. Так соседи вмиг дом разобрали за два дня, только чистое место осталось. Что на дрова пошло, а что и в дело сгодилось.
Говорят и сын должен скоро приехать. Да, ты его должен помнить, правда, он на много старше тебя. Это Илья Поздняков.
- Но он же не в Оренбурге!
- Нет, где-то в большом городе, не знаю. Оно мне надо?! – и предложил, - пошли, дрова попилим, вечером баньку затопим.

               
                4
    Павел осмотрел дом Натальи Фроловны вместе с Иваном Ольговичем.
- Я этот дом,  как свои пять пальцев знаю, – сказал дед, - это же дом троюродного брата моего. Старый дом, очень старый. Снаружи он досками обит, вроде ничего красивый, а внутри саман, крысами, да мышами изрыт. Вот зимой и гуляет ветер по дому, пока печь топиться тепло, а к утру пар изо рта видно. По-хорошему бы его весь развалить. Жаль не в стену самосвал долбанул.  Нет, хорошо, что в веранду, - спохватился дед, - тогда ба Фроловну пришибло. Вот я и говорю снести ба его, да новый маленький построить. Илья то летом приезжает  и то не кажный год, а летом тепло. Я уж намекал ему, а он всё «посмотрим, посмотрим». А что смотреть-то? И сейчас, говоришь, что сказал только веранду построить?
- Да, сказал, что пока мать в больнице веранду восстановить.

- Ясно. Эт,  как к старым рваным штанам, новую заплатку примастрячить.
          Павел всё хорошо осмотрел, оказалось дед прав. На кухне за шкафом лежала груда земли, а в другом месте доски в полу провалены.
Вот обо всём он и доложил Илье Петровичу, он дал добро на стройку и сбросил на счёт Павла предварительную сумму денег, остальные, сказал,  перечислит позже столько, сколько будет надо.

Дед подсказал, где можно найти бригаду строителей, которые работают на совесть, правда и берут за работу дороже. И стройматериалы по желанию у них свои.
 - Меньше мороки тебе будет, - сказал дед. В соседнем селе кум живет, так его сосед нанимал эту бригаду, за лето такой дом отгрохали, загляденье.
Иван Ольгович свозил Павла к  своему куму, посмотрели дом, о котором был разговор. Сосед очень доволен работой, дал номер телефона для связи.

     И вот уже дом под крышей, остались отделочные работы. Илья распорядился, чтобы и мебель была в доме новая, вот и ездил по магазинам Павел в поиске подходящей  по размеру и качеству  мебели.
Он был в очередном магазине, когда зазвонил телефон, разговаривал с продавцом.
- Ало, слушаю.
- Это Павел?
- А Вы?
- Я? Вера.- Помолчав, добавила, - сестра Любы.
- Любы?
 - Вы Павел с поезда? Оставили записку и не помните кому? Может вы не Павел?
- Извините, я в магазине, не могу говорить. Перезвоню через несколько минут.

           Первое время он ждал звонка от Любы, но время шло, она не звонила. Днём с делами он забывал о ней, вот в постели ночью долго не мог заснуть. Не мог забыть её глаза, улыбку голос… Что-то в ней было такое, что притягивало мысли Павла. Он корил себя, за то, что не поговорил, не взял её номер телефона, а написал ту дурацкую записку. Да и было сомнение, что она замужем.
Не узнав, всё, что нужно ему было в магазине, Павел поспешил в машину.
Набрав номер, он с нетерпением и с волнением ожидал ответа.

- Павел?
- Да, да я. С Любой что-то случилось?
- А почему вы так решили?
- Я ждал…, что она позвонит…
- Вы, в этом были так уверены?
- Не знаю, просто ждал, - ему не нравился этот разговор. – Скажите, с ней всё в порядке?
- Вообще-то, нормально. Вы уже уехали с наших краёв?
- Я в Оренбурге, если вы об этом.
- Очень хорошо. Не могли бы Вы подъехать через час к моей работе, у меня будет перерыв. – Вера объяснила, как её найти.

    Через час они встретились, и Вера убедилась, что этот Павел действительно сильно напоминал не состоявшего мужа её сестры.  Она смотрела на него некоторое время в недоумении, от чего и Павел смутился.
- Да, действительно, похож, -  вслух произнесла Вера.
- Что? Кто на кого похож?
- Вы действительно Павел?
- Показать паспорт?
- А кружка алюминиевая Ваша?
- Моя?
- А вы случайно память не теряли?
- Случайно? Нет!  У нас разговор, какой-то странный, - сказал мужчина, - вы не находите? Причем здесь кружка, память? И как это относиться к тому, что я написал Любе? …  Да, мне она очень понравилась, но я видел у неё на пальце кольцо. Она замужем?
- Нет. Муж погиб.
- Хорошо. – Вздох облегчения вырвался у Павла. - Нет, не хорошо. Извините, соболезную.
- Уже давно, несколько лет, - сколько,  не стала уточнять Вера.  Но она до сих пор его оплакивает.

«Вот почему у неё такие грустные глаза» - подумал Павел, а вслух сказал:
- Я не женат. И она мне понравилась, - повторил он.
- А Вы работаете? Где?
- Занимаюсь строительством.
- Я не знаю, что Вы за человек. Вы, надеюсь, поняли, о чём я. Люба не видела Вашего номера телефона, потому не могла позвонить. Я перешлю Вашу записку сестре, если она захочет позвонить, позвонит. Она уехала домой. Но если Вы заставите её страдать… - она не договорила,  встала со скамейки и ушла не оглядываясь.
    Она всего несколько дней проводила сестру в незнакомый город. Город, в котором был похоронен отец  Артёмки. Об этом Вера Павлу, конечно, не сказала.  Она  вспомнила, как Люба рассказывала, как встретилась со своими не состоявшимися  родственниками.   
               
                - 5-         
   Павел уже вернулся домой, к своим обязанностям на работе. Обратно они летели на самолёте вместе с Ильёй Петровичем. Дом начальнику понравился и за это он пообещал ему премию и десятидневный отпуск, как вернутся домой.  А уж как новый дом понравился Наталье Фроловне, и говорить нечего. Правда ей пришлось пожить какое-то время у родственников Ивана и Елены.
  Когда её выписали из больницы, дом ещё не был готов. Павел показал ей образцы обоев в комнату и плитки на кухню и в ванную комнату, и она выбирала всё сама.  Павел что-то ей советовал, но выбор был за ней. А уж когда дом был полностью готов и обставлен мебелью, к этому времени и сын приехал, она с большой радостью вселилась. 

    Павел не переставал ждать  звонка от Любы. И опять обзывал себя разными непотребными словами, уже за то, что не взял Любин номер телефона у сестры. Несколько раз он пытался дозвониться до Веры, и попросить её номер телефона, но она не поднимала трубку или сбрасывала звонок.
    На дворе уже была осень яркая, теплая. Вот такой осенью десятого сентября погиб его двоюродный брат Павел.

Они росли вместе и были не только братьями, но и друзьями. Вот только профессию выбрали  себе  разную. Один  мечтал о небе, другой - о стройке, о проектировке домов и выбрал строительный институт. Павел «один» и Павел «два» так их иногда называли, и когда на двадцатилетие подарили им для похода одинаковые кружки, сделали гравировку с буквами П.1 и П.2.

        Родители Павлов были Алексей и Александр, близнецы братья, и были они  «не разлей вода», с самого раннего возраста. Братья  и в школе сидели за одной партой, и поступили в один вуз. А уж когда пришло время жениться, выбрали девушек по любви, и они оказались сёстрами близнецами. Вот такое совпадение!
Через положенное  время они родили сыновей, которых и назвали Павлами. Мальчики росли и становились все более похожими друг на друга, лишь один из них был немного светлее и чуть выше. В восемнадцать лет поехали они с компанией отдыхать на озеро. Там  они стали прыгать с крутого берега в воду. Место было незнакомое, и они не знали, что на дне были какие-то  коряги и железки. Павел прыгнул и головой ударился. Хорошо, что друзья заметили, что он долго не выныривает. Вот с тех пор и носил Павел-1 шрам на лбу не далеко от виска.
      
       Павел первый родился на  месяц раньше, поэтому и первый.  На последнем курсе он познакомился с девушкой, а ей учиться оставалось ещё два года. После  окончания института она с радостью дала согласие выйти за Павла замуж, подали заявление. Свадьба должна быть в конце сентября. Невеста  была с другого города, где проходил службу Павел, потому то ей не могли сообщить сразу о гибели её жениха. Да и мало кто думал о свадьбе при таком горе. Перед подачей заявления, к Павлу приехала мама Мария Аркадьевна, познакомиться с невестой. Марии Аркадьевне невеста понравилась, она видела, что сын очень влюблён в девушку. Мать благословила сына на брак, и уехала готовиться к свадьбе…

    После приезда, через недельку, Павел получил обещанные две недели отдыха. К своему дяди он заехать не смог, только позвонил, справившись о здоровье и сказал, что командировка закончилась, но заехать к ним не сможет,  уезжает на отдых.
- Дядя Саша, приеду, расскажу, как всё прошло. 
- И у нас есть радостная новость, приедешь, узнаешь, - с радостью сказал мужчина.
- Приеду, расскажите.  Привет тёти Маши.
  Павел звонил периодически своим родственникам, иногда телефон брала какая-то женщина и передавала трубку то дяди то тёти. Он знал, что тётя после смерти сына часто болеет, и предположил, что это кто-то ухаживает за ней, а может соседка. Дядя ещё работал, а она одна дома, а ей часто бывает плохо, и скорую помощь  вызвать не кому.

    Павел, как приехал с отдыха,  встретился с друзьями, всё лето не виделись. На этот раз встреча состоялась у Сергея дома. У его жены был день рождения, было приглашено много гостей. Кроме Павла и Алексея и его жены, остальные гости были подруги Гали. Одна из них Нелли к тому времени была разведена. Ей очень понравился Павел, и она всё время крутилась возле него. Он же не выказывал, к ней ни какого интереса, потому Галя позвала Павла на кухню под предлогом ей помочь.
- Как тебе Нелли? – спросила она его на кухне.
Он пожал плечами. – Ничего, симпатичная, можно сказать красивая, но…- он опять пожал плечами.
- И всё? Присмотрись к ней получше. Она одна, правда, разведённая, но нормальная женщина.  Может, что у вас и получится. Ну, что ты всё один да один.   Пригласи её куда-нибудь.
 
После праздничного вечера он пошёл её проводить до дома. 
- А ты меня не узнаешь? – спросила она по дороге,- мы же в одной школе учились. У тебя ещё брат есть, вы вдвоём всё ходили.
- Нет…
- Что «нет»?
- Брата нет, он погиб.
- А-а, - протянула женщина и ненадолго замолчала. – А у нас на Первомайской кафе открылось, говорят там хорошая кухня и музыка классная. Был?
- Нет, я недавно приехал, – ответил Павел.- Ты хочешь сходить? Приглашаю.
- Правда?! – обрадовалась Нелли.- Я когда выпью, болтаю, что не надо.
-Да, всё нормально. Как на завтрашний вечер, никаких планов нет?
- Никаких. Я согласна.
- В восемь, сможешь?
-Да!
- Тогда, без пяти восемь, буду у твоего дома.

               
                -6-
 Люба с Артёмкой второй месяц жила у Топорковых. Она уже освоилась, это первое время она очень стеснялась, не знала как себя вести, и когда хозяин дома был не на работе, она или сидела в своей комнате или во дворе. Двор был большой, и разделен  на сад и огород, и там она находила себе работу.  А вот Артём освоился быстро и был рад, что у него теперь есть бабушка и дед.
- Деда, а когда мы будем калаблик вылизать?
- А вот сейчас пообедаем и пойдём. Вон, мама уже нас кушать зовёт.
Люба разлила по тарелкам ароматный борщ и пошла в комнату к Марии Аркадьевне, помочь ей дойти до кухни.

- Может, я сюда принесу покушать, Вам ещё тяжело ходить.
- Нет, нет, дочка, я потихоньку дойду, хоть со всеми посижу.
     Люба помогла пожилой женщине дойти до стола, пододвинула тарелку, подала кусочек хлеба.
Мария Аркадьевна перекрестилась,  глядя на иконочку, которая стояла на полочке.
- Не устаю благодарить Бога, что он послал нам тебя с внуком. Это же весточка от Пашеньки. И тебе спасибо, дочка, что подарила нам внука. – И она ласково и с набежавшей слезой, посмотрела на внука.

   Люба уже неделю работала в школе медицинским работником.  Школа, была не далеко, в пяти минутах ходьбы.  Артём пока в садик не ходил, дед его взял под свою опеку.  Он тоже стал работать в этой школе сторожем, когда ушёл на пенсию со своего завода.
Убрав со стола и притерев пол на кухне, Люба с Артёмом пошли в магазин за мукой, чтобы испечь булочки на завтра.
–Я ещё и в аптеку зайду за лекарством. …

   
     Павел торопился навестить тётю с дядей и познакомиться с невестой умершего брата, которая жила у них.
Родители ему рассказали, как брат отца пошёл навестить сына на кладбище. Его жена, Мария Аркадьевна, в это время лежала с сердечным приступом в больнице, ему было тяжко, вот он и пошёл к сыну поговорить. Он часто так делал, расскажет как у них дела, попросит совета, хоть и знал, что ответ не получит, а всё как-то легче становилось на душе.

- Да, и встретил там женщину с ребёнком, - рассказывала мама, - она оказалась той невестой, на которой собирался жениться Павлуша.
- И, что она теперь живёт у них?
- У них, - утвердительно сказала мать. – Она оказалась медиком, вот и присматривает за Машей. Очень хорошей порядочной оказалась, и по дому всё успевает, а недавно на работу устроилась.
- А почему она у них живет, что у неё своей квартиры нет?
- Да, вроде, была у неё квартира, но она же жила в том городе, где Паша служил. Он же там с ней познакомился.

- Вот, странно как-то? Я знал Павла, что у него был принцип «до свадьбы ни-ни». Может, это какая-то аферистка, вы про это не подумали.
- Что ты, что ты, Паша. Не похожа она на аферистку!  Она сказала, что они одну последнюю ночь провели вместе, как ему уезжать в командировку. Утром она его проводила. Так они же уже и заявление подали, к свадьбе готовились!
- Мама, ты так говоришь, как будто себя хочешь убедить. Что-то я не очень верю ей. - Засомневался Павел, - может это и не она вовсе.
- Она. Маша её узнала.  Она же ездила на сватовство.
- Ладно, поживём, увидим, - заключил Павел. 

 И вот теперь, он шёл проведать родственников и посмотреть, что же там за женщина такая, что не только мать за неё заступается, но и отец бал хорошего о ней мнения.
 - Ой, Павлуша, как долго тебя не было, - дядя встретил его на пороге, обнял крепко. – Проходи, проходи, пропащий!
-  Дядя Лёша, почему «пропащий-то»? – Засмеялся племянник, обнимаясь с дядей.
- Немного не успел к столу, да я тебя сейчас покормлю, у нас сегодня борщ отменный, он ещё и не остыл. – Засуетился старик, не отвечая на вопрос,  - ты пока проходи в спальню к Маши, она там отдыхает, а я на стол соберу, – и громко крикнул, Маша у нас гость, Паша пришёл.

- Дядь Лёш, не надо на стол собирать, я не голодный, я ненадолго. Мне нужно в одно место, я обещал. Так поговорим, в следующий выходной приду с утра, ведь надо же что-то тебе помочь?
- Да, так-то, вроде ничего не надо, пока справляемся. У нас вот и помощники есть. Родители ведь тебе сказали.
- Сказали.
 Со спальни вышла Мария Аркадьевна.
- Ой, Пашенька, сынок, как мы соскучились. Долго тебя не было, спасибо хоть звонить не забывал.- Она обняла племянника и поцеловала в щёку.- Как ты загорел, прямо как негр.

- Я вот вам гостинчиков принёс, - Павел достал с пакета два свёртка,- Это дядь Лёш, тебе, скоро холодно будет, чтоб не простывал. Это шарф. А это тебе, тёть Маш, пуховый оренбургский платок. – Он развернул пакет и  платком накрыл плечи тёти.
- Да, зачем же подарки то, мы и без подарка рады тебя видеть. Спасибо. Не платок, а прямо шаль!
Но было видно, что они были рады таком подарком.
- А это, - он достал коробку с машинкой, - у вас вроде внук есть?
- Есть! Артёмка! Он сейчас только перед твоим приходом с матерью в магазин пошли.
- Вот ему от меня машинка. – Павел поставил другую коробку на стол.- А это всем к чаю.
- Спасибо, спасибо, Паша. А теперь, расскажи, что за дом ты там строил, что так загорел.
- Да, обыкновенный деревенский дом, для матери шефа. Лучше ты расскажи, как внука нашёл?

- Да, как?! Бог, наверно, привёл меня туда, не иначе. Она, Люба то, с другого города. Приехала на кладбище попрощаться, что ли. Собралась переезжать к себе на родину, на работе уволилась и вот по пути заехала. А меня так и подмывало сходить на кладбище.  Иду, смотрю, у Паши какая-то женщина с ребёнком стоит. Подошёл, а она и не заметила и разговаривает так со слезами. Говорит,- смотри, Паша, какой у тебя уже сын большой. Мне, аж, с сердцем плохо стало, я наверно, ойкнул,  а она обернулась… - Старик утёр набежавшую слезу, -  Вот так мы и познакомились. Я её еле уговорил, что бы она у нас осталась. Билеты у неё были взяты на завтра, но она пообещала вернуться. Вечером мы с ней и внуком в больницу сходили к Маше вот, - он кивком показал на жену.

- А я как её увидела, сразу узнала, да и она меня узнала. Мне, кажется, и лечение быстрее пошла, как я увидела Пашино продолжение. Он ведь и похож на Пашу. Вот помнишь же, когда что-то у Паши не получалось, он тыльной стороной руки нос потирал.
- Да, помню, было, такое.
- Вот, я как увидела, так и обомлела. Сидит Артёмка играет и что-то у него не получилось, оставил игрушки и стал нос рукой потирать. Я в начале, и не подумала, пока несколько раз не увидела.

- И мне сказала и я видел. А ещё он садится, ногу под себя, ну точно, как Пашка.
А когда портрет он увидел, спрашивает, это почему у нас его папа…
   Минут сорок, прождал Павел, женщину с мальчиком, больше ждать не мог. Сказал, что придет в следующий раз, тогда и познакомится…

Когда Павел сел в автобус, посмотрел в окно, ему показалось, что на другой стороне улицы шла с ребёнком Люба, от которой он всё ждал телефонного звонка.
«Вот, что за наваждение, уже и на улице она стала мерещиться. Уж не влюбился ли ты, Павел - спросил он сам себя. -  Иду на свидание с одной, а думаю о другой. Хватит уже, если бы захотела позвонить, уже бы позвонила. … А как эту? Вспомнил – Нелли. Имя то какое-то. Что я к имени прицепился! Имя, как имя – Неля».

     Он уже пожалел, что пригласил на свидание женщину, с которой и разговаривать не знал о чём. Но делать нечего. Он человек – слова, так его отец учил. «Если уж что пообещал, исполни, а не можешь – не обещай».
Без пяти восемь Павел был у подъезда Нелли. Она выпорхнула из дверей, как бабочка, легкая, нарядная.
- Привет, Паша, - сказала с улыбкой.
- Привет,- он вручил ей цветы.- Пойдём, я уже столик заказал.

   В кафе действительно было всё оформлено шикарно. И кухня, и музыка на любой вкус. После выпитого шампанского Нелли развеселилась, так что Павлу было не очень комфортно. Она почти на каждый танец приглашала Павла потанцевать. Несколько раз они танцевали медленный танец, но в основном он  наблюдал, как она отплясывала в кругу с молодёжью.
- Ой, спасибо тебе, Паша, я давно так не веселилась. – Она раскрасневшаяся, подошла с очередного быстрого танца, и залпом выпила бокал шампанского.- А ты, что такой скучный?
- Ничего, всё нормально.
- Может, пойдём домой, - предложила Нелли.
- Если ты хочешь, пойдём.
- Пошли. У меня чай настоящий индийский есть. Подруга с Индии привезла. Угощаю!

  Когда они подошли к дому, Павел вежливо отказался подняться в квартиру, сославшись на головную боль.
«Как пацан малолетний, - подумал про себя он, шагая к своему дому.
- Что так рано, - спросила мама, открывая дверь сыну. Кафе не понравилось.
- Кафе классное!  Оно же только открылось. Всё чисто, накрахмаленные скатерти, салфетки, музыка не фанера…
- Ну, тогда с тобой всё ясно.
- Мама!- Павел обнял её, - Да, не она это, ты права. Не встретил я ещё ту, как папа тебя.
- Эх, - вздохнула, Марина Аркадьевна, - ладно, сын, наверно, так, надо.  Встретишь, ты, свою, единственную.

« Встретил уже и потерял, - подумал с грустью Павел, улыбнулся матери, и прошёл в свою комнату. 
- Завтра, будет пять лет, как нет Павла.
- Да, я знаю, - сын остановился в дверях.- Я был сегодня у них, завтра, наверно, не смогу. Много работы. Тетя Маша сказала в церковь с утра пойдёте.
- Да, потом на кладбище. Может, ты на обед сможешь приехать.
- Не знаю, но после работы, заеду.
- Ты познакомился с Любой? Правда, Артёмка занятный малыш?
- Я не видел их. Они в магазин ходили. Спокойной ночи, мама.
 - Спокойной, ночи, сынок, Ангела Хранителя.

               
                -7-

  Павел подъехал к дому дяди уже в восьмом часу. Алексей Артёмович выходил из калитки, он шёл на дежурство.
- Здравствуй, дядь Саш, на работу?
- Здравствуй, на работу. Запоздал маленько.  Я договорился, что опоздаю. Заходи в дом, а я пошёл, уж ворачиваться не буду. Сегодня все дома, заходи.
- Садись, подброшу до работы.
- Нет, я своим ходом, здесь рядом.
- Ну, ладно, давай, пока. Отдежурить тебе нормально.

     Пока Павел загонял машину во двор, его вышла встречать тётя с Артёмом. Закрывая машину, он оглянулся на детский голос и замер.
- Пливет.
Перед ним стоял тот самый мальчик, от мамы которого он ждал звонка.
- Дядя, а ты, как нас насол? Ты к нам плиехал?
Павел стоял и не мог произнести от радости ни слова. Потом схватил мальчишку и стал его кружить.

Теперь тётя стояла и удивлялась, что это с ним, с Павлом? Она стояла с недоумением и со страхом.
- Паш, ты что? Ты его знаешь?
От голоса тёти он остановился, опустил мальчика на землю и не знал, что сказать.
- Мы в поезде ехали с этим дядей, – сказал мальчик.
- Да, точно.
- Ты и Любу знаешь? – С удивлением спросила  Мария Аркадьевна.
- Да, но я не знал что, … он от волнения не мог подобрать, что ответить.
- Не знал и что?
- Я не знал, что Артёмка наш. Мы ехали вместе до Оренбурга. И всё…
Но тётя, что-то заподозрила, пока сама не знала «что»? 

- Ну, что мы здесь-то, пошлите в дом. Прохладно уже на улице…
       Люба стояла посередине кухни и не знала, что ей делать. Она  всё видела в окно и слышала разговор.  Она догадалась, что Павел с поезда и племянник, одно и то же лицо. Вот почему он так показался ей похожим на отца Артёмки. Когда все зашли в дом, Люба так и стояла, прижав руки с полотенцем к груди.
- Здравствуйте, Люба, - смущённо поздоровался Павел.
- Здравствуйте, - с таким же смущением ответила она.

Артём уже теребил маму: - Это же дядя, с которым мы ехали.
- Извините меня,- она первая пришла в норму,- что  в поезде я задавала Вам вопросы  про кружку. У Павла была такая же кружка и с буквой…
- С буквой «П»,- продолжила Мария Аркадьева.- Там еще были и цифры один и два.
- Я, тогда не знала, что думать. Они же похожие и кружка… Только у Паши она была помятая. – Люба уже говорила уверенней и без смущения.

- Вот ведь, как бывает!- Сказала довольная встречей, тётя. - Бог всё-таки собрал всех в кучу.- Ну, что же мы стоим, проходи Паша сначала на кухню.- Тётя видела их смущение и  решила перевести разговор на другую тему, -  Я смотрю, ты свою машину с ремонта взял.
- Да, всё лето почти стояла в гараже, и  надо было проверить, не заржавела ли, - с улыбкой сказал Павел.
- Ты же раньше сам ремонтировал, да и отец помогал.
- Отец и сейчас свой москвич сам ремонтирует, и менять на другую машину не хочет.
Я первую нашу машину Запорожца помню.

- Да, сколько было радости! – Говорила тётя, усаживая племянника за стол.- Ты же с работы, голодный, покушай, а уж потом разговоры.
 Люба, молча поставила перед Павлом тарелку с домашней лапшой и пододвинула мясо и салат, на второе принесла картошку с подливом. И увела ребёнка в свою комнату.
- Рассказывай, как дела на работе? - начала разговор Мария Аркадьевна.
- Да всё, как всегда, перекладываю бумаги с места на место, - пошутил Павел. – Сегодня ездил смотреть место под новое строительство за городом.
Они ещё немного поговорили и Павел уехал. Но прежде, чем поехать домой, он заехал к Алексею.

Дверь ему открыла его жена.
- Добрый вечер, Наташ. - Лёшка дома?
- Добрый, проходи, дома. Что-то случилось? Ты так поздно.
- Да, нет, просто поговорить надо.
- Он Алёнку спать укладывает, я посуду мыла, проходи на кухню, я пойду его позову.
   Она ушла, поставив греться чайник.
 - Паш, что случилось? - Поздоровавшись, спросил сонный Алексей.
- Да, вот, решил проведать, - сказал Павел первое, что пришло в голову.
Друг посмотрел на него с подозрением, усаживаясь за стол.
- Так поздно? Выкладывай. Ты откуда едешь, с поминок?
- Да.
- А на кладбище был?
- Сегодня, нет.

- Что-то я не пойму, «да», «нет», «да», «нет». Рассказывай, … нет, подожди, и он вышел с кухни. Пришёл вместе с Наташей. Она молча достала с верхнего ящичка бутылку водки, рюмки поставила на стол. С холодильника достала котлеты, нарезала салат, выключила чайник и ушла.
- Я на машине, я не буду, завтра на работу.
- Машину закрыл? Звони домой, скажи, у нас  ночуешь.
Алексей разлил водку в рюмки. Молча выпили.
- Что, ещё?
- Давай.

Рюмки были наполнены вновь, но так и стояли не тронутыми.
- Я никому не рассказывал о своей поездке, - начал говорить Павел, друг хотел возразить, что они знали про его поездку, но промолчал, слушая дальше. – О самой поездке вы знали, конечно, но я не рассказывал, с кем я ехал в поезде.
Он замолчал. Поднял рюмку, подержал и поставил на место.
- Я ехал вкупе с женщиной, она была ребёнком. С сыном. - Он помолчал, потом выпалил скороговоркой,- я влюбился.
- Ну, наконец-то! Я поздравляю тебя! А она?
- Поздравляешь? Нет, - с грустью ответил Павел.
-Что, она замужем, или…
- Ни то,  ни другое и ни третье…
- Тогда я совсем не понимаю. Давай выпьем.

- Не поможет. Она оказалась, …- он одним глотком осушил рюмку. – Этот пацанёнок мой племяш. Он сын моего брата Пашки.
- Что? Как ты узнал?
- Ну, если, короче, то сегодня я приезжаю к дяде Лёши, а там они.
- Как? Ты говорил, то он встретил на кладбище невесту Пашкину. Она, что с ребёнком, от Пашки?
- Да… Я ждал от неё звонка, … прихожу,  а она там.  Представляешь?
-Да-а, -  протянул Лешка, и выпил, тоже залпом, державший до сих пор, стакан с водкой. – И, что теперь делать?
- Вот я и пришёл за этим.

- Серёга знает?
- Пока, нет. Я же от них только. Ну,  не только, по городу поездил и к вам как-то заехал. Домой не хотелось. 
- А, она, что замуж не выходила? – Вдруг спросил Леша.
- Они же с Пашкой только подали заявление, и…
- Это я знаю, - протянул друг. – За другого. Может и ребенок…
- Не, не! Пашкин. На фотке, копия он!

                - 7 - 

  Люба несколько раз порывалась уйти на квартиру от Топорковых, но каждый раз её останавливали старики.
- Ну, что ты, дочка, разве тебе у нас плохо? - Причитала бабушка Мария и дед поддакивал.
- Не оставляй нас стариков, не лишай видеть, как внук растёт.
- Да мы же не совсем уйдём,  к вам приходить будем, а Артёмка и с ночевкой будет у вас оставаться. Я же не против, чтобы он с вами общался, я даже рада, что у него есть вы. Моих-то родителей  нет.

- Давай с тобой так договоримся, больше, пока, о переезде говорить не будем. Мы понимаем, - продолжил Алексей Артемович,- ты молодая и тебе надо устраивать свою жизнь. Павла не вернуть, а ты нам как дочь. Если познакомишься с достойным мужчиной, и захочешь за него замуж, мы будем только рады за тебя.  Ну, и Артёмке отец нужен.  Договорились?
- Хорошо.

Больше они к этому разговору не возвращались. Люба по-прежнему работала в школе. Мария Аркадьевна днём была с внуком, пока Люба на работе.  Она с ним всё буквы выучила, и читать по слогам научила.
Павел в начале, часто навещал родственников и с удовольствием играл с Артёмкой. Несколько раз брал его к себе домой, ссылаясь то, что его родители тоже хотят его увидеть. А он с большим удовольствием ездил к деду Саши и бабушки Марины.

 
    Заканчивался декабрь. На улице были развешаны разные светящиеся украшения. На площади красовалась барыня ёлка. Она была пушистая, вся увешана игрушками, мишурой и разноцветными огоньками. Павел  свозил своего племянника на площадь, когда перед Новым годом брал его с ночёвкой к себе,  и показал ёлку.
- Скоро по домам будет ходить дед Мороз, и разносить подарки. – Сказал он Артёму.- Ты заказал подарок деду Морозу?
-Ага, больсую масыну и автомат, как у папы на фотоглафии! Мы с бабулей письмо лисовали.
- Ну, ясно.

- А ещё,  я тебе по секрету сказу, я очень хочу, что бы у меня был папа. У Селёжки,  у моего длуга, есть папа, а у меня нет. Можно, я длугу скажу, что ты мой папа?
- Ну, … Наверно можно, я же твой родной дядя, твой папа был моим братом.
-Улааа!

   В новогоднюю ночь «дед Мороз» принёс заказанные подарки Артёму и конечно всем взрослым. Поздравил и обнял всех. Оставаться не захотел, сказал, что его другие «детки» ждут и ушёл.
- Жалко, что Дед Молоз не остался с нами.  У него в мешке ещё подалки есть, - с сожалением сказал Артём. -  А он совсем даже и не холодный.  Когда он бабулю и дедулю сильно обнимал, я думал, что они замелзнут. А когда меня обнял, он даже голячий был, а маму он мало обнял.
               
                -8-
    Павел к родственникам заезжал, теперь,  ненадолго и не часто. Справлялся, не надо ли чем помочь и уезжал. Однажды, когда Алексей Артёмович отправился на дежурство, позвонил Павлу и попросил заехать к нему на работу.
- Дядь Лёш, я сегодня опять поздно с работы буду.
- А я и не тороплюсь.  Я в ночь сегодня, заезжай, как освободишься, поговорим.
Когда Павел приехал к дяде, он его ждал, не ужинал.

- Вот сейчас поужинаем сначала, а потом я у тебя хочу что-то спросить.
- Нет, дядь Лёш, кушать я не хочу, а вот чаю выпью.
  Чуть позже они вдвоём обошли территорию садика, заглянули во все беседки и вернулись на своё место.
Удобно усевшись на кожаном диванчике, немного помолчав, дед спросил:
- Я вот, что хочу тебе сказать, спросить.- Потом немного подумал и сообщил, - я вот заметил, как ты смотришь на Любу, а последнее время, как будто её избегаешь. Вот не могу понять. Вроде бы она тебе понравилась, а потом что? ...  Я заметил, что и она на тебя поглядывала. Мы с бабкой уж было размечтались, что она  была бы тебе хорошей женой, да и ты. …  Но, как-то что-то мешает что ли вам?
Павел молчал, собираясь с мыслями.

- Ну, что ты мне скажешь? Этот разговор, конечно, останется между нами.  Может я уж и стар и мне просто показалось? Но  что ты скажешь? –  Повторил вопрос дядя.
- Да, нет, дядь Лёш, ты всё правильно понял, хотя я и старался не показывать. – Он помолчал и добавил с грустью, - Пашка же мне брат.
- Я думаю, это глупости. Кровного родства у вас Любой нет. И ты же не отбиваешь у него невесту или жену не уводишь! Вот ты скажи, по душе Люба тебе или нет?
- Ещё как по душе, - на манер дяди, ответил Павел. -  Она мне еще в поезде понравилась. У неё такие глаза и голос!

- Голос, да! Ты слышал, как она поёт? – Подмигнул дед.
- Поёт? Нет, не слышал. В поезде она стихи Артёму рассказывала. – Помолчав, продолжил, - Я в детскую книжку в поезде номер телефона свой положил. Дурак, конечно, а потом ждал, что она позвонит.
- Позвонила?
- Нет. Потом, примерно, через месяц, её сестра позвонила.
 И он рассказал, как встречался с её сестрой в Оренбурге.

- А она была уже у нас. Вот ведь, как бывает-то! Да. Эхе- хе, - вздохнул дед. – Ну, ты это, не унывай и не отступай. Кто знает, может и…- он не договорил, махнул головой, мол, и так всё понятно.- Ты вот совсем редко стал у нас бывать, заезжай почаще. Я думаю, Люба будет рада. Она последнее время, совсем задумчивая стала, думаю, тебя ждёт. Не ей же первой  тебе открываться. Так и будешь мучиться, да и она. … Эх,- опять вздохнул дядя.-  Приходи и поговори с ней.
- А у неё точно никого нет?
- Есть! – засмеялся дед, - Мы с бабкой есть, Артёмка есть! Так что руки её у нас будешь просить.


             Прошло полгода после разговора Алексея Артёмовича с племянником. И вот в субботний летний день, приехал Павел с родителями к родственникам. Они заранее предупредили о своём приезде, чтобы всё были дома.
Павел к дому шёл с двумя огромными букетами за ним отец с пакетом и мать с коробкой торта, который она испекла сама.
Букеты были вручены женщинам, из сумки были извлечены разные судочки с салатами, пока это всё доставалось, Павел с Артёмом сходили к машине и вернулись с большой чашкой маринованного мяса для шашлыка. Артёмка, очень довольный, нёс свою коробку с настольной игрой.

  Хозяева дома, тоже были готовы к встрече гостей. В зале был раздвинут большой стол, накрыт белоснежной скатертью и уже уставленный салатами и приборами. Но вот с приборами они просчитались. К воротам подъехали ещё две машины. Это приехали Сергей с Галей и с сыном, и Алексей с Наташей и с дочерью.  И,  конечно,  не с пустыми руками. С продуктами на стол и с игрушками для Артёма.

А вот когда Сергей и Лёшка вручали цветы  женщинам, как-то внимательно и подозрительно посмотрели на Любу, так, что она засмущалась, и чуть не выронила букет. А потом Сергей сказал:
- А, ведь, мы же, кажется, с Вами знакомы. У меня очень хорошая память на лица!
А, вот где я Вас видел, не помню.
- Люба, а вам с сыном цветов у парка прошлым летом, не дарили? … Там, например, розы и ромашки? – сказал  Алексей, которому тоже показалось, что он где-то её видел.

Люба задумалась и вспомнила тот летний день, когда она спешила на кладбище к Павлу.
- Это были Вы?!
- Вот!- Воскликнул Сергей, - так всё-таки мы нашли, Пашка, тебе невесту.
 И они вспомнили со смехом, как прошлым летом отправились искать Павлу невесту.
Но у них эта затея не пошла и они оставшиеся цветы, подарили какой-то женщине.  И вот этой женщиной оказалась Люба и Артёмка.  Было и удивление, и радость, и смех.

  Наконец все успокоились, дети ушли во двор в беседку с новыми игрушками, там для детей тоже был накрыт стол.  Взрослых попросили за стол и когда все уселись,
Павел подошёл к Любе, взял её за руки и, заглянув в глаза, спросил:
- Люба, ты согласна выйти за меня замуж?
И все в полной тишине услышали:
- Да.
Павел достал из кармана коробочку с колечком  и надел его на палец Любе.
               
                17.03.23.

               
 


 


   




Рецензии
Надежда, с большим вниманием и интересом читал Ваш рассказ. Интересно быль это или Вы все придумали? В общем - то я не любитель дамских романов, хотя, честно говоря, не пойму к какому жанру это Ваше произведение отнести… Вы имеете хорошо рассказывать, и диалоги хорошо выстроены…
Зеленая.
С уважением -

Федоров Александр Георгиевич   01.08.2023 19:10     Заявить о нарушении
Да, Вы правы, это я всё придумала. От начала и до конца.
Спасибо про оценку. А про жанры я не задумываюсь, я же не профессионал, в школе хорошо сочинения писала.



Надежда Кравченко 3   01.08.2023 19:53   Заявить о нарушении