Псков древний и почти невидимый большинству

С фотографиями по ссылке —


 

Предыдущие главы с фото по ссылкам –





 

 

Автобус, вернувший меня из древнего Изборска в не менее древний  Псков был как ни странно комфортабельным, как в настоящей Европе и как и предыдущие его собратья заполнен наполовину. Обратная дорога по солнечной снежной псковщине заняла около часа и водитель высадил меня на Рижском проспекте, по которому было минут 20 пешком до Кремля.

С удовольствием вступил в последнюю стадию дневного маршрута по принципу «за   один день –  три  старинных города».   Началась последняя  стадия ознакомлением с районами  массовой современной застройки, видных еще на подъезде к городу и продолжились те районы вдоль Рижского проспекта современными микрорайонами многоквартирных домов середины прошлого века, то есть периода социализма.

Рижский проспект был настоящим проспектом, широким, с прогулочной зеленой зоной вдоль него, заполненной домовитыми псковичанами, как отдельного вида, так и семейного.

На автобусных остановках объявления соблазняли заезжими звездами шоу бизнеса – разбитной женщиной за 40 Ваенгой, роковой многодетной красоткой за 30 Славой, харизматичным Биланом со своим сороковником, культовой Арией, малоизвестными Князем, Ветровым, Жилиным и даже модернизированными Песнярами.  Было чем заняться на выходных.

Ни одного плаката, извещавшего аборигенов о моем прибытии во Псков в городе почему то видно не было. Да не очень то и хотелось.

Хотелось иного —  душа искала тот патриархальный, старинный Псков со старенькими церквами и окружавшими их домиками деревянными хотя бы 19 века. Соседка в поезде из здешних мест из города Остров огорчила меня еще вчера вечером известием что такого Пскова уже более нет…

Но  я нашел таки его ! И покажу только вам те последние останки старины, которые не видны большинству суетливых туристов и которые я обрел во второй половине угасающего солнечного по пушкински дня, уже на закате по наитию своему и промыслу Божьему.

И начался тот, мой старинный Псков сперва с мест общеизвестных – с церкви Успения с Пароменья и Ольгинской часовни, которые так хорошо видны с Ольгинского моста над рекой Великой, который соединяет Рижский проспект с новым городом с городом старым,  древним. Именно в том месте на мосту на фоне  храма мелькнул мне образ настоящей  псковитянки  и  ушел, как в песне Антонова про ту  деву, вышла из одного месяца и ушла в другой и «скрылась из глаз в пелене января»…

Хотя был еще декабрь и тонкий лед тока что сковал воды реки Великой, но  у Ольгинского моста еще синела вода и парили чайки.

В подтверждение моих глубоких выводов об историческом значении описываемых мною мест на другом берегу перед седым от времени и снега Кремлем приближалась надпись крупными буквами «ЗДЕСЬ НАЧИНАЕТЬСЯ РОССИЯ».

А где ей еще начинаться, если я тут  ? – подумалось мне нагло.

Повернув после моста налево к близкой Власьевской башне, я не стал повторять ошибку всех туристов и взбираться на нее, а осторожно сошел по скользким полным стега ступеням деревянной лестницы на набережную и хорошо что не повернул как все направо, к главному входу в Кремль, а повернул налево и вышел опять на просторы реки, на набережную вдоль мощных стен, чтобы еще раз ощутить величие главной цитадели земли псковской, называемой Кромом.

Входить в такие цитадели через главные врата, что захватчикам, что туристам, это глупость несусветная и скукота. Надо всегда и в путешествиях и особо при войне искать креативные не стандартные решения. Как пелось разбойниками (Ролан Быков-Мкртчан-Смирнов) в кино «Айболит-66» — «настоящие герои всегда идут в обход».

Кремль я замыслил брать приступом с тыла, откуда меня точно не ждали.

А кто идет налево, как я, то кого встречает ? Правильно !  Молодая девушка мне шла навстречу по набережной Кремля и почему то уже с детской коляской (и эта не смогла меня дождаться))), любезно подсказала мне направление, где в конце оборонительной стены должен быть проход в хорошо укрепленную крепость. Вот так и выдаются главные военные секреты крепостей русских. А если бы я был очередным разведчиком ливонских лыцарей или татаро-монгол ? И татар, и потомков Чингисхана в современной России то полно – куда не плюнь и все они до поры, до времени прикидываются гастарбайтерами…  А встань из гроба Тамерлан  —  кто их вещи проверял то ?  Может там полно мечей и стрел острых с луками…

А если серьезно, то мы все давно с ними евроазиаты,  единой великой нации, и по крови и по ментальности пофигизма. И создают рабочие из Азии для нас  своей работой за долю малую огромный комфорт россиянам. Респект им и уважуха.

И не дойдя по набережной до башни Кутекрома (Кутний костер) я заметил протоптанную в небольшую дверь дорожку народную и нырнул в пространство свободы русской и православия.  Наверное сей проход нужен был защитникам крепости для вылазок по ночам к воде для пополнения ее запасов. Ну не для туристов же делали …

Но внутри Кремля я обнаружил, что и там тоже есть небольшая река, разрезающая стены крепости и тоже использованная в фортификационных ранее целях, а ныне как часть парковой зоны. Ну и водохлебы же были эти осажденцы в Крепости псковской…

Не поленился взобраться по деревянной лестнице на крепостную стену и убедиться, что она надежно прикрыта сверху деревянной крышей, чтобы вражеские стрелы не донимали ее защитников и содержалась она на всякий случай  в идеальном состоянии. Мало ли что в России может случиться…

Хотя губернаторам при их отставках и крепости ныне не в помощь. Звонок из Кремля дальнего и нет губернатора. А как иначе ? Чай мы не гей-Европа. Выборы это баловство одно, нам царь всегда нужен был и в настоящем Кремле, московском. Иначе воеводы баловать станут и дербанить Россию на уделы как в средние лета и в лихие годины конца 20 века. Не забыли семибанкирщину при Ельцине ? А как Югославию дербанули ?

Но тут батарейка фотоаппарата совсем устала на морозе и стала давать сбои. Приходилось давать ей отдохнуть, отогревать и снова делать для вас лично фотоотчет о правильной экскурсии по старинным городкам Руси. А то пойдете еще неверной дорогой…

Как и в Изборской крепости пространство Кремля псковского, в отличие от московского не было загромождено излишними дворцами съездов, монастырями и прочими объектами культа. Редкие дерева и красивый белоснежный, как лебедь, Троицкий кафедральный собор украшал центр цитадели и звал и притягивал к себе как магнитом. Подойдя к нему, я сперва окунулся в домашнее тепло храма имени святого Салунского в его подклети, ну то есть первого этажа, где никого не было и одинокая смотрительница, подсказала мне как взойти по огромной каменной лестнице на второй ярус с главный кафедральный собор имени Троицы святой, что я и сделал.

Как и обещали все те, кто до меня описывал этот шедевр зодчества и культа, меня ждал шикарный иконостас в семь рядов и шустрый экскурсовод, показывающий паре туристов фотографии святынь храма,  и что и где нужно посмотреть. Как и всегда в общении с культурой и с Богом я предпочел обойтись без посредников и, найдя икону Тихвинской божьей матери, запечатлел ее образ в памяти и в цифре.

Следующая после Храма святыня Кремля была рядом и пуста, как может быть пусто только настоящее Вечевое поле, которое наполнялось когда то до краев вольным псковским народом.

У выхода с Вечевого поля  рядом с реставрируемой башней интеллигентная женщина из близкого музея буквально упрашивала всех заглянуть к ним и посмотреть на макет Кремля и выслушать подробный рассказ о нем. Не соблазнила она и меня, потому как главное в путешествии это не количество закачиваемой в мозг инфы о датах, весе и регалиях, а осмысление сути эпох и поиски ощущения ушедшего времени, которое  генами  предков живо в каждом из нас, ибо Время придумали лжеученые и во Вселенной его нет вообще !  Потому и душа вечна !

Вспомните песню — Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь…

Далее до выхода из Кремля после стены Окольного города меня ждали фундаменты древних строений, кои историки назвали Девмонтов город по имени воеводы. А за ними было самое интересное – белоснежное солидное здание средневекового Правительства Пскова – Приказные палаты.  На втором этаже били челом перед несколькими столами просители милости чиновников местных.

Все правительство в одной большой палате под сводами каменными !

Один стол – одно министерство и миниум бюрократии. Как в современных офисах европейских компаний – дьяки и подьячие в одном пространстве. Вот бы и щас так, да просторы России и возросшее число просителей, бьющих челом возросло неимоверно.

На первом этаже Приказных палат ранее были охрана с камерой предварительного заключения для задержанных смутьянов и  кладовая-оружейная.  Возможно сидел секретарь–писец как тот дьяк в кино про Ивана Васильевича в образе Крамарова.

К моему прибытию в том пространстве поместили туристическо-информационный центр и место дьяка исполнял интеллигентный одинокий мужчина, к коему я и обратился с требованием выделить мне розетку для подзарядки фотоаппарата. В отличие от европейских аналогичных центров моя невинная просьба привела его в смятение, он долго блуждал по палатам в поисках электророзетки  21 века  и, найдя ее через несколько минут рядом со своим рабочим местом,  любезно воткнул в нее мой зарядник с батарейкой.

Тем временам я вытребовал и сгреб себе в сумку кучку карт и рекламных материалов о музеях и храмах местных (халява !) и пока он дремал и зарядка шла,  посидел я в тех палатах в образе смиренного просителя земли русской и поизучал отличную карту, подаренную цветную с обозначением всех объектов центра и храмов. Так что не забывайте начинать путешествие по Пскову с этого места, чтобы  нахаляву получить то, что вам положено по закону и госпрограмме развития внутреннего туризма – карту местности со всеми фишками. И тут самое главное не сплоховать и не пойти  не верной дорогой. Уж очень не хотелось быть лохом и видеть то, что видят 90% туристов, а душа стремилась получить нечто древнее, не броское, тихое и эксклюзивное.

Вы понимаете о чем я ? Да  я и сам не до конца  понимал, но чувствовал сердцем, что настоящий посконно-домотканный русский Псков без туристического глянца где то совсем рядом и ждет, ждет именно меня, ждут все  его столетья и лихолетья, и вот мы с ним на грани соединения и только сердце могло мне подсказать тот заветный маршрут в оставшиеся считанные часы до поезда в уходящих вместе с солнцем лучах догорающего короткого зимнего дня.

И сердце  мне подсказало тот путь верно !

За мной мой терпеливый читатель и почитатель Живой памяти малой Родины, за мной…

Тем более что зарядка уже прошла, хоть и не до конца и я мог уже продолжать для вас и поколений моих последователей  фототчет  из прошлого в будущее.

Сфоткав  из за открытой двери музейную экспозицию Приказных палат на первом этаже, я вышел  наружу и взошел по высокой   и широкой   лестнице в Совет министров древнего Пскова, где меня не ждали смотрительницы, ибо вход без справок о прививках был  также строго запрещен , как и во времена бубонной чумы в средние века. Не очень то и хотелось, тем более, что пока я заговаривал зубы зубастым смотрительницам, то нашустрился для вас специально сделать несколько фоток пространства псковских министерств-приказов, где  главным элементом были большие столы с чернильницами. Века прошли, а приказы размножились и столов в тыщи раз больше бюрократия наплодила, тока вместо чернильниц  и писчей бумаги у всех компьютеры и смартфоны и роль гонцов справно исполняет  молниеносный интернет.

А порядка больше на Руси стало ли ? Вот в чем вопрос…

Так что не дождались меня в тот день выставки «Живопись древнего Пскова 14-17 веков», «Художественное серебро 16-19 века», «Народное декоративно-прикладное искуство», «1100 летний Псков в истории России» и т.п.

Символом  Приказных палат был висящий над лестницей  большой ключ.

День был тих и светел и далеко за  крепостной стеной в шапках снега и за рекой Великой медленно и столбом поднимались в небо дымы труб теплоцентралей, как ранее тыщу лет назад от русских печей  псковских деревянных посадов.

Выйдя из Кремля  между  Приказными  палатами и зданием Консистории 19 века (вот бы узнать что это такое), прошел мимо торговых палаток на улицу Советскую, где местный хорошо одетый и упитанный мужик вежливо попросил меня расстаться с частью моих денег.  Вид у него был цветущий и почки явно не болели и был он не грабитель, а профессиональным попрошайкой. Не увидев моей реакции милосердия, он флегматично заметил, что все в жизни бывает  со всеми, тонко намекая, что он жертва обстоятельств. И это тоже была часть русского народа и очень высокодоходной профессии профессиональных попрошаек.

Фигура Ленина маячила памятником за местным Паниковским и мужик тот символизировал крах идей Ильича, желавшего раскрепостить труд и сделать его свободным, в радость. А народу надо было иное и при отмене СССР он быстро разбежался в разные стороны… Последняя надежда оставалась на молодежь псковского универа, который своей коллонадой за спиной Ленина внушал надежду на инновации новых поколений.

Огибая Святые ворота в Рыбницкой башне с официальным входом в Кремль,  я увидел идущую от Троицкой башни навстречу изящную женщину в изящной шляпке, которая прошла подобно блоковской незнакомке мимо меня и какого то работяги и взошла в лавку мастеров. В отличие от озабоченных псковских мужиков я не утратил еще за день впечатлений умение ценить и фоткать женское изящество и шляпки…

А тем временем сердце позвало меня по улице комсомольца Леона Поземского на Троицкий мост с панорамой  Кремля и набережных реки с названием  Пскова (типа в Москве Москва-река) с разноцветными трехэтажными домиками Советской набережной. Но не прогулочная зона вдоль этих набережных с ракитами и утками влекла меня. А влекла меня  старая окраина древнего Пскова вдоль не высокой оборонительной стены, опоясывающей старый город и сохранившей чудом машины времени остатки старых строений, боевых башен  и храмы малопосещаемые суетливыми туристами, но намоленные столетиями поклонов и чаяний народных.   Для этого я бежал от привычной прогулочной зоны вдоль реки Псковы и лишь на минуту забежал в чайно-пряничную лавку, где меня не смогла соблазнить даже дева-продавщица. Ни чаем, ни сладостями, ни собой.

Только вверх по загибающейся комсомольской улице имени первого руководителя комсомола Пскова Поземского, мимо Космодамианской церкви, сквера Народовластия (куда ж мне без него то), древних палат Постниковых  справа,   у которых и заприметил конкурентку в лице девушки тоже с фотоаппаратом, шедшую параллельным курсом по другую сторону улицы и фоткающую примерно то же что и я, но настоящим большим фотоаппаратом.

Чисто профессиональное любопытство взыграло в моей душе и какое то время наши пути шли параллельно и мы были в незримом соревновании за лучше кадры уходящего дня. Для этого она даже перешла на мою сторону улицы и вошла в предзакатный сквер с видом на вездесущий Кремль и стала таять в просторах Советской набережной у Высокой (Воскресенской ) башни при слиянии рек Псковы и Великой. Душа рванулась было за креативной конкуренткой (не подумайте плохого – чисто из  профессионального интереса), но укоризненно посмотревший на меня Храм Воскресения Христова со Стадища удержал какой то неведомой силой и образумил мое пылкое сердце и направил, минуя и соседний трактир,  на пусть истинный, праведный.

Путь тот был нелегок и шел к начинавшейся у храма стройке и  далее путь тот даже преградил глубокий выкопанный для инженерных коммуникаций ров, разрезавший улицу надвое.  Но это ли было  препятствием  для того, кто был когда то прорабом Мосинжстроя и руководил такими же работами в юности ? Напоминание стройкой боевой юности было хорошим знаком – я был явно на верном пути. Заглянув у остатков здания волостного правления  в свежий ров и не обнаружив там артефактов (копий, мечей, остатков доспехов ливонских рыцарей, сундуков кованных с сокровищами и прочей ерунды)    я бросил прощальный взгляд  на заходившее за крепостную стену солнце у башни Варлаамовский угол и, пройдя по досочке над рвом у Храма Варлаама Хутынского, повернул за угол заветной долгожданной стены древних защитников не палат боярских в Кремле, а посадов псковских простолюдинов и стал в быстром предзакатном шаге сливаться со старым древним Псковом.

Здесь не было автомашин и навязчивой торговли, а была лишь бесконечная уходящая за горизонт  стена из серого ракушечника с правой стороны и с левой огороды древних посадов, помнивших еще вигингов, ганзейских купцов   и набеги вальяжных ливонских рыцарей. Не крашенное дерево заборов и одноэтажных домов было тому ярким подтверждением. То была улица Застенная, не тронутая временем и торговлей. Люди тут жили скромно, о чем свидетельствовали дымки из труб бань и домов, а значит топили, как и средние века, не газом. Порой между валами стены были бреши и в них можно было заметить в снежной пустыне старинные храмы. И лишь возникшие позже на улице особняки купчин 21 века портили или украшали деревенский пейзаж, говоря  своим видом, что древние традиции  обогащения  для псковичан   были в почете и не утрачены.

Долго-долго вела меня Застенная улица вдоль тишины и покоя одноэтажного Пскова, пересекая не шумные улицы Кошевого и Труда, а потом вывела прямо на холм к Гремячей башне с красотой неописуемой вокруг.

Чтобы разобраться кто и почему тут гремит, я вскарабкался на стену и вышел на простор поля над обрывом реки Псковы, где возвышался приземистый Храм Косьмы и Дамиана с Гремячей горы красоты неописуемой и над ним еще и та самая башня, которая тоже Гремячая.

Далеко-предалеко внизу и вдаль с той Гремячей горы предо мной расстилался вид древнего города в светлых сумерках и лишь вечное катанье ребятни с горок на противоположном берегу  возвращало в современность.

Но фотоаппарат опять предательски сдох батарейкой и предъявить в доказательство увиденную красоту ту  я вам не могу – верьте на слово. Пара конкурентов фотографов тут как тут вскарабкались на башню и посрамляли меня своими фотками.

Пожилая женщина, выгуливавшая собаку посетовала, что лед никак не может установиться на реке из за бьющих под горой родников и это дало догадку кто и как тут гремит. Хотя родники обычно журчат…

Попробовал отгадать тайну этого места в интернете и нашел вот такие интересные воспоминания по Живой  памяти одной женщины:

Псков. Гремячая гора. — Между прошлым и будущим …
nathalie-zh.livejournal.com›60404.html
Есть в Пскове очень живописное место. Называется оно – Гремячая гора. В далеком детстве мы с девчонками очень любили бегать туда ватагой. Конечно, главным центром притяжения для нас была здесь Гремячая башня. Почему именно она? А потому что ни одна из сохранившихся в Пскове старых башен не была окутана дымкой удивительной таинственности, загадочности и странных разговоров, таких заманчивых для детского воображения, как Гремячка. Мы забирались в пролом в стене, всматривались в темную ее глубину.

И еще информация к размышлению из досье Штирлица:

Гремячая башня — самая высокая каменная башня Пскова, известна точная дата её возведения: «В лето 7033 (1525 год) повеле князь Василий Иванович своему дьяку Мисюрю Мунехину поставити стрельницу каменную на Гремячей горе, над Псковою рекою на кручи и того лета сделаша тайник».

Гремячая башня поначалу называлась Космодемьянской — по имени существовавшего здесь Косьмодамианского монастыря, от которого на горе сохранилась каменная церковь 1540 г. Настоящая Гремячая башня находилась неподалёку, над Гремячими воротами, а когда её разрушили, название перешло на Космодемьянскую. Гремячая башня имела каменный подземный «подлаз», он спускался от башни до уровня воды для обеспечения водой защитников Верхних решеток в боевое время. Напротив Гремячей башни, на левом берегу Псковы, стояла Никольская башня XVI века. В крепостной стене между Гремячей и Никольской башнями имелись проёмы водобежных ворот, через которые через город текла Пскова — т. н. Верхние решётки. Ворота заграждались опускными деревянными, впоследствии железными решетками, преграждавшими, таким образом доступ в крепость по реке.

Гремячая башня стоит на выровненной известковой скале, которая служит непосредственно полом первого яруса и основанием для кладки стен. Башня по высоте разделена на шесть ярусов или этажей, раньше каждый ярус, как и других Псковских башнях, отделялся деревянным помостом, на котором ставились пушки, направленные в амбразуры. Кроме системы подземных ходов башня имеет со стороны города и каменный «подлаз» — каменный коридор, спускающийся от башни к реке Пскове, который при осаде мог использоваться для обеспечения защитников города водой. Крупные четко отесанные блоки псковского известняка, купольный свод и сложная система входов, а также бойницы необычной для укреплений Северо-Западной Руси этого времени формы (с сужающейся внутренней камерой, узкой средней частью с параллельными щеками и внешним раструбом), заставляют предположить, что над сооружением башни трудился итальянский зодчий Иван Фрязин.

Существует легенда, что во время тевтонских набегов рыцари захватили Псков и взяли в плен князя. Князь не пожелал покориться захватчикам. Тевтонцы построили неприступную башню и заточили его туда, а после убили. Псковичи, узнав об этом, восстали против рыцарей. Началась кровавая битва. Силы были неравны. Но тут на стене башни появилась тень князя. Перепуганные тевтонцы растерялись, а псковичи легко отбили город.

Другая легенда, связанная с башней, рассказывает, что в ней беспробудным сном спит княжеская дочь. Якобы красавицу прокляла мать, после чего княжна и впала в бесконечную дрёму. Расколдовать её сможет только добрый молодец, который не побоится провести возле её постели 12 дней подряд, читая псалтырь. Говорят, что, кроме княжны, получит храбрец огромные бочки с золотом, звон которых будто бы слышат псковичи по ночам.

Вот такие места Пскова я вам рекомендую посетить вслед за мной – с видами захватываюшими и легендами старинными. А не по кабакам и магазинам  шастать.

Далее мой путь лежал по коттеджной улице Герцена над рекой Псковой к Богоявленской церкви и от нее вниз шла лестница к пешеходном мосту, где я и обрел понимание кто тут и как гремит. Грохотание издавал водопад реки  Псковы, что был в ста метрах как раз в сторону Гремячей горы и башни , а ниже по течению на фоне Храма Петра и Павла с буя  от  воды поднимался пар и в нем и в лучах  заходящего солнца тонула вся долина реки, принимая какой то колдовской вид.

Поднявшись от моста по лестнице наверх еще раз окинул влюбленным в Псков взглядом картину маслом и стал углубляться по намеченному сердцем маршруту в тихую улицу Красных Партизан, где меня также ждали приятные фишки.

Сперва в виде Александра Невского, правда не ожидавшего меня, а в виде барельефа  на фасаде.

Интернет выдает  вот такую справку сему явлению:

на стене трёхэтажного жилого дома по улице Красных Партизан, 15, появился памятный знак великому князю Александру Невскому. он состоит из двух частей, выполненных из металла. По окантовке одной из них пущена надпись «800 лет со дня рождения, 1221-2021, Александр Невский»; в центре Александр Невский с барсом на фоне Псковского Кремля. Текст на соседней части памятного знака же гласит: «Никто же больше любви не имеет, аще тот, кто душу положит за други своя».

 

Улица Красных партизан (в XIX в. ул. Казанская), одна из самых древних улиц Пскова, проходит в непосредственной близости от руинированных остатков стен и башен Среднего города (1370-х годов), повторяя направление линии крепостной стены. На плане Пскова 1740 г. особо отмечен литерой R каменный «дом государыни цесаревны Екатерины Иоановны», Существующий ныне дом № 13 расположен на участке дома цесаревны.

Во дворе 15-го дома патриотичный хозяин почему то установил не патриотичную копию Эйфелевой башни в пять метров высотой. Богата чудаками земля русская, подумалось мне.

А вот следующий дом за № 13, тот самый, на участке дома цесаревны, а позже  некоей дореволюционной хозяйки  Дерюгиной был полностью деревянным и давно успешно гибнущим с обвалившейся крышей и выбитыми окнами, о чем было сообщение в инете от Сообщества зашиты памятников Пскова. Послал им по возвращению запрос в ВК на помощь. https://vk.com/wall-23391841_9796

Но надо было как то запечатлеть последнее увиденное и я  в отчаянии кинулся через дорогу в отель «Колос». В уютном фойе никого не было. На мой зов вышла милая девушка, которая вникла в просьбу и предоставила розетку и мягкий диван. Пока розетка наполняла электричеством животик моего фотоаппарата, я постарался рассказать отзывчивому созданию о возможностях программы «Живая память малой Родины» для ее карьеры и пользе ее гостинице. Дева училась на режиссера и была явно творческой личностью. Запечатлев ее волшебную улыбку и захватив ее адрес  (да не домашний, а в интернете) я кинулся с подзаряженным фотоаппаратом опять к реке  запечатлеть для вас и гремячий водопад с далекой за ним Гремячей башней, и туманы волшебные от воды на фоне храмов, и Троицкий собор Кремля на розовом небе заката, и дом с Сашей Невским и Эйфелевой башней, и развалины дома цесаревны и Дерюгиной с надписями на нем о помощи бедным людям и с тоской о  СССР. Живая память о молодости в СССР самая сильная память уходящего поколения.

На выходе с Красных  партизан на улицу Карла Маркса стоял красивый двухэтажный  краснокирпичный дом купца Смоленского. Пошел в другую сторону от дома купца к Храму Покрова на торгу, где в итальянском ресторане с красивыми витринами из за отсутствия вакцинации вежливо отказались меня насытить, но в соседнем «Магните» меня осчастливили печеньем и йогуртом в дорогу. И не случайно именно там  Храм  напротив назывался Покрова  на торгу !    Как было не сторговаться.

Дальнейший путь рекомендую по улице Некрасова вдоль домов 19  веков минуя помпезное здание администрации и губернатора области  с вездесущим Лениным в снежном облачении. Да не пугайтесь – в виде памятника. Напротив Кутузовский сад сквером, а за поворотом Кировский сквер, так как занят он давно  другом Сталина Кировым. Любят в России живодеров в памятниках сохранять.  Сталина давно нет, а пропаганда его дела памятниками продолжается. Почему ?

Заглянул в доходном доме некоего Гельда напротив Кирова в кафе «Лакомка», но  очередь и требование справок помещали насладиться «файф о клок».

Но в  следующем доме 17 по Некрасова через перекресток в кафе «Псковские пончики» меня ждали как родного и всего за 17 рэ за штуку отвалили аж целых шесть пончиков. С кофе пошло на ура !

Рекомендую – пончики таяли во рту сами и сами жевались.

К тому же рядом зашел в том же доме с № 17 в букинистический магазин раритетных и винтажных вещей «Находка». Книг там давно не было, но было много винтажных вещиц, начиная  с картин (особенно понравилась  дева  зимой возле бани без всего лишнего…) и настольная скульптура влюбленных в поцелуе. Дарю и рекомендую тот адресок !  От явств явных к явствам духовным, эстетическим…

И все эти полезные заведения как раз напротив детского парка, в котором уместились и финансовое управление (сбоку), и Анастасиевская церковь, и памятник героям культового романа Вениамина Каверина «Два капитана» и памятник Кузнецу с подковой (надо потереть обязательно) у Церкви Василия на горке, с которой каталась по снегу детвора, и памятник княгине Ольге, той самой…

Информация к размышлению и для Живой памяти:

Святая княгиня Ольга почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан. Жители Пскова считают Ольгу его основательницей. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня. Дни освобождения города от фашистских захватчиков (23 июля 1944 года) и памяти святой Ольги отмечаются в Пскове как Дни города.

 

От княгини Ольги свернул на улицу Советскую, где зашел в Храм Николы с Усохи и попал на службу вечернюю. Храм был маленький и уютный, десяток прихожан смиренно слушали песнопения женщины и мужчины средних лет, а службу вел забавный такой поп, который между словами молитвы умудрялся о чем то шептаться с поющей женщиной. Вот это многостаночник ! Напоминал Фаину Раневскую  в кино «Свадьба» по Чехову, где она одновременно играла на рояле, пела  и ела яблоко.

Напротив того Храма  не мог не пройти мимо  деревянного здания, где жила революционерка Софья Перовская.  Возжелав увидеть жилищные условия потомков прославленной вольтерьянки,   проник в темный подъезд и рискуя упасть куда то и провалиться,  стал карабкаться по скрипучей деревянной лестнице и взошел почти до дверей, но затем, не видя света и не слыша звуков, так же осторожно спустился. Свидание  с приведениями в мои планы не входило.

А вот бани в соседнем доме были освещены хорошо изнутри и гостеприимны. Чуть не бросился  в парную, увидев что пускают поддать пару всего за 200 рублев, что в 10 раз дешевле Москвы. Вот куда надо париться из Москвы и Питера ехать !  К дому Софьи Перовской. И может от такой близости  она и стала  такой горячей революционеркой. Узнав в бане, что  дом Перовской еще жив и в нем живут,  пообещал банным работницам в случае посещения Пскова вновь начать путешествие с их бани № 1 и всем ее рекомендовать. Тем более баня имела название «купеческая», хотя построена была в советские времена и потому стиль имела конструктивизма и цвет у нее пролетарский был, красный.

Минуя отделения Госбанка,  не мог не сфоткать следующий красивый старинный дом Карамышевых, а  за ним и палаты Меньшиковых, но не друга Петра Первого, а местного купчины Меньшикова. А обогнув дом Дворянского собрания и выйдя снова на улицу Некрасова, меня поразили реставрируемые Паганкины палаты.

Информация к размышлению:

Знаменитые Поганкины палаты, что на десятки метров тянутся вдоль нынешних улицы Некрасова и Музейного переулка, — один из самых широко известных памятников гражданской архитектуры Пскова XVII века.  Строились они по заказу первого владельца палат Сергея Поганкина. Богатый и могущественный в свое время был человек: голова Псковского денежного двора, кабацкий голова, возглавлял псковскую таможню. О его богатстве и достатке и говорить не приходится. Вот только один небольший пример. За два дня 1671 года Сергей Поганкин, кроме прочего, совершил такие торговые сделки: закупил на псковском торге, переработал и продал иноземным купцам 1321 пуд сала, продал 1878 пудов пеньки, 875 пудов льна и 336 пудов выделанной первосортной кожи.

Такому купцу, понятно, вполне по карману было отгрохать себе огромные каменные палаты на крепчайшей «дикой» плите, которая ни мороза, ни сырости не боится, а границы двора хором простирались едва ли не по всему периметру целого квартала. Внутри палат находились производственные мастерские, склады, помещения для приема гостей, сени, состоящие из трех палат, привольное жилье самого хозяина, просторные помещения для других самостоятельных членов семьи, домашней челяди.

 

О легендах тех палат и их хозяина по фамилии Поганкин можно прочитать по ссылке а интересном сайте патриотов Пскова:  http://www.pskovkid.ru/2013/09/blog-post_6.html

А от Поганкиных палат по Музейному переулку и мимо красивых домов купца дома Подзноева, занимающими целый квартал с Трапезными, Винными палатами и гостиницами в пять звезд путь мой вывел меня вновь к стене Окольного города  и  вдоль  нее по бульварам вскоре  на улицуе Фабрициуса, по которой  утром  сегодня  меня вез в темноте автобус к городкам Печора и Изборск.

Большой круг длинного-предлинного путешествия и короткого декабрьского дня наконец то  замкнулся к  семи часам вечера, начавшись почти в тот же час утра.

Так же светили фонари и так же стояли по обоим сторонам улицы Фабрициуса строгие советские трехэтажки  с дворцом культуры  в  конце  улицы  и с жд вокзалом в ее начале. Где то по ее середине я не мог не зайти на приветливые слова  ПАБ  с  цифрой 24 на фасаде  в  подвал жилого дома, где одинокий бармен одарил меня бутылью  настоящего псковского не фильтрованного пивона.  И начал пить я его, как когда то в псковском заповеднике  Сергей Довлатов,  прямо в баре, потом продолжил на улице революционера Фабрициуса, потом у вокзала рядом с компанией местных пьянчуг у магазина «Деревня Соловьи», а  затем и в фирменном поезде Псков-Москва рядом с компанией солдат-вэдэвешников в тельняшках. Но их полиция по неопытности накрыла с пивом и взяла в оборот быстро, а я вот доехал благополучно до столицы, и допил ту бутыль псковского не фильтрованного с рыбкой изборской в закусь уже в Москве, где и  дописываю описание удивительного маршрута всего в один солнечно-голубой псковский день, в который познал три города Руси старинной и много чего в себе нашел нового и отразил в этих строках для вас.

За сим разрешите откланяться и дочитайте пжалуйста чуть ниже для чего я все это вам пишу уже который день подряд и без пива…

 

Этот рассказ отражает 10-ый уровень Личности Автора и первого координатора программы развития  «Живая память малой Родины».

10-ый уровень развития отражает понимание  смыслов Жизни и  размышления о закономерностях жизни.

Присоединяйтесь также к моей программе «Живая память малой Родины».

Она помогает останавливать в памяти мгновения нашей жизни, их ощущения и вкус, отражать и делиться ими, находить по ощущениям близких по духу людей и создавать вместе с ними уникальную картину Истории нашей Великой Родины, страны и всего мира.
Шлите и вы свои миниатюры и истории с остановленными мгновениями ваших ощущений и осмыслений жизни.  Добрых и ироничных. Ждем.

Кому интересны такие связи приглашаю на бесплатные семинары и вебинары. Пишите заявки. Звоните.

Что дает  программа «Живая память малой Родины» ?

Основа любого человека в ПАМЯТИ о его предках и о его жизни.

Пишу сейчас начало Живой Истории России в историях россиян. Предлагаю прочитать и  присоединяться — чтобы ВЫ и ВАША семья стали частью Истории великой многонациональной России. Навсегда.

К моей авторской программе написания истории России в историях Россиян «Живая память малой Родины» предлагаю присоединяться вашими историями, из вашей жизни и ваших предков, вписывая их в самую правдивую историю России, к которой предлагаю присоединиться короткими рассказами о вашей жизни и о жизни ваших предков.

В каждой жизни, и в вашей и ваших родных, есть Высший смысл Мирового Разума, Бога. Постарайтесь увидеть  смыслы в кратких описаниях биографий МОЕЙ,  ближайших моих родных и  участников программы ЖПМР, и действуя по аналогии, постарайтесь найти и отразить хотя бы так же кратко смыслы ВАШЕЙ жизни и ваших близких.

И послать мне. И отразить их как и я на сайтах и соцсетях интернета.

Совокупность таких историй и будет Историей России. Самой правдивой.

О пользе для вас участия в программе «Живая память малой Родины»:   совокупность историй о Жизни вас и ваших родных будет основой вам для личного развития, для обретения новых друзей,  для презентаций вашей пользы и вашей семьи, для рекомендаций вас для интересных и деловых знакомств, для поиска сообществ по интересам, путешествий,  трудоустройства и улучшения качества вашей жизни с помощью социальных программ нашего сообщества многонациональной русской нации, объединенной ЖИВОЙ ПАМЯТЬЮ о своей жизни и о жизни родных и предков.

                Регистрация в программе по контактам:

в Интернете:  mrodina2013@yandex.ru

скайп – деловой клуб (выбрать где на аватарке фото Кремля)

   и по телефонам:    8 9015001750 , 89262352955

сайт – www.rodina-rf.ru

 

Главное в историях ЖИВОЙ  ПАМЯТИ МАЛОЙ РОДИНЫ — это их краткость,  добрая самоирония и ирония, и нравственные чувства  и уроки этих историй.

 

Рекомендуемое построение вашей  личности и вашей  страницы в Истории России из 10-ти уровней — 1. Родословная, 2. Истории  о предках. 3. История впечатлений детства. 4.Истории учебы и первой любви. 5.Вклад в развитие России — кем работали вы и ваши предки. 6.Истории об изучении малых Родин.  6. Изучение малых Родин и ваша помощь им. 7.Изучение корней рода. 8. Познание России — рассказы о поездах по России. 9.Познание Планеты Земля — рассказы о поездках по миру. 10. О смыслах жизни — ваши размышления о закономерностях жизни.

При составлении 6-го уровня построения своей личности и отражения ее истории в Истории России  РЕКОМЕНДУЕТЬСЯ  описывать любимые вами места России и ваших малых Родин  и писать рассказы -путеводители по этим местам с размещением их в интернете и в клубах участников Живой памяти России.

 

Читая эту статью  вы увидите как и  ваши истории могут  выглядеть на примере моей семьи в Истории нашей с вами  России.

Присоединяйтесь.


Рецензии