Вольф Мессинг - мифы и реальность

Вольф Григорьевич Гершкович (впоследствии он взял псевдоним Мессинг) родился в небогатой еврейской семье в небольшом польском городке на территории Российской империи в 1899 году. В 14 лет Вольф покинул дом и долгие годы зарабатывал ремеслом бродячего артиста. Его гримировали под японца, и он лежал в стеклянном ящике целый день. На публике, Мессинг ничего не ел, а ночью, когда никто не видел, его кормили. Позднее Мессинг познакомился с бродячим артистом-телепатом, который предложил ему стать его ассистентом. От него Вольф Мессинг научился азам профессии, которая приносила ему доход всю последующую жизнь.
Вскоре после вторжения немцев в Польшу, Мессинг с тысячами других еврейских беженцев бежал в Советский Союз. Здесь он начал выступать перед публикой.
"Чтение мыслей" Мессинга основывалось на чтении языка тела. Артист десятилетиями работал с одними и теми же номерами, которые довёл до совершенства.
Мессинг отрицал, что использует паранормальные способности, говорил, что все, что он делает, объяснимо с позиций современной науки. Но когда ученые предлагали провести научные эксперименты, чтобы выяснить природу его дара, артист категорически отказывался.
С будущей женой Аидой Михайловной Раппопорт, Мессинг познакомился в 1944 году в одном из клубов Новосибирска после представления. Аида предложила себя в качестве ассистентки. Мессинг сразу согласился взять ее на работу. Вольфу Григорьевичу было тогда 45 лет, Аиде Михайловне чуть меньше. Это была некрасивая полноватая женщина, но именно она стала для Мессинга любимой женой и другом. Аида Михайловна взяла в свои руки все дела мужа: назначала встречи, составляла графики гастролей. Она выступала с ним на сцене и руководила концертом, передавая записки из зала. Вольф Мессинг боготворил свою жену. В его жизни до Аиды и после нее, не было ни одного серьезного увлечения. Спустя 15 лет Аида тяжело заболела, у нее нашли рак. Но она упорно ездила с мужем на гастроли, выстаивала на ногах двухчасовое представление. После представления Вольф Григорьевич подхватывал ее на руки и сам относил в гримерку. Врачи говорили, что у таких тяжелых больных бывают случаи улучшения, и даже выздоровления. Мессинг ответил им: «Это вы можете говорить кому угодно, но только не мне. Я точно знаю, что Аида умрет 2 августа 1960 года в семь часов вечера». И она умерла точно в тот день и час, который предсказал ее муж.
После кончины Аиды, Вольф Григорьевич лишь через год смог выйти на сцену.
Вольф Мессинг знал наперед и день своей собственной смерти. Ложась в больницу на операцию, он попрощался со всеми. Врачи заверяли, что это совершенно рядовая операция, но он знал, что это конец.

МИФЫ.

Во время жизни Мессинга появилось множество слухов о его сверхчеловеческих способностях. На этой почве выросли мифы, которые были размножены в десятках публикаций, книг, и телесериале.

МИФ 1.
Мальчик Вольф садится в поезд, который следует на Берлин. Билета у него нет. Когда в вагон заходит кондуктор, подросток схватил клочок газеты и протянул ему, повторяя про себя "Только бы поверил, только бы поверил!». Кондуктор закомпостировал клочок бумаги и пошел дальше.
Это факт невозможно проверить, поэтому рассказ остается просто легендой.

МИФ 2.
В 1920–1930-е годы, польская полиция привлекала Мессинга к раскрытию преступлений. Когда из дома графа Чарторыйского украли бриллианты, Мессинг установил, что драгоценности находятся в самом доме, в огромном чучеле медведя, а спрятал их туда 11-летний мальчик с отклонениями в развитии.
На самом деле, кража бриллиантов из графского дома была бы темой всех польских газет! Однако кроме рассказа самого Мессинга, сведений об этой краже нигде не обнаружено.

МИФ 3.
Когда Адольф Гитлер пришел к власти, телепат предсказал ему смерть. Фюреру не понравилось пророчество, и он объявил за голову Мессинга награду в 200 тысяч марок. Когда немцы пришли в Польшу, телепата арестовали, но он загипнотизировал охрану и сбежал.
В архивных документах, отсутствует информация о том, что Мессинг находился в немецкой тюрьме.

МИФ 4.
Во время гастролей Сессинга в Вене в 1915 году, на одном из выступлений присутствовал Эйнштейн. Знаменитого физика поразили способности Мессинга и он пригласил выступающего к себе. Дома у Эйнштейна находился Зигмунд Фрейд, который вместе с физиком начал расспрашивать Мессинга.
На самом деле, У Эйнштейна не было квартиры в Вене, а Мессинг и вовсе не был там в эти годы.

МИФ 5.
Сталин не верил в способности Мессинга и попросил его доказать, что он действительно великий гипнотизер. Вольф Григорьевич отправился в Госбанк, загипнотизировал служащего банка, протянул ему пустую бумажку и сказал, что это «чек» на 100 тысяч рублей. Служащий выдал эту сумму гипнотизеру.
В советские времена, 100000 рублей были огромной суммой. Даже если предположить, что кассира загипнотизировали, то деньги он выдать не мог, потому что их у него не было. Кассир должен был отнести чек старшему бухгалтеру, который проверял выдачу больших сумм, после этого кассиру выдавали деньги из сейфа.   

МИФ 6.
В мае 1940 года Мессинг был на гастролях в Гомеле. После концерта, его посадили в машину и увезли к Сталину. Иосиф Виссарионович расспрашивал напуганного артиста о его пребывании в Германии и Польше. Но Мессинг не выдал секретов.
В огороде бузина, а в Гомеле Сталин! Вождь никогда не был в Гомеле, а Мессинг не знал никаких секретов о Германии и Польше. А если бы и знал, то его бы привезли не к Сталину, а в подвалы Лубянки, где задержанные выкладывали все, что знали, и даже то, чего не знали!

МИФ 7.
Вольф Мессинг — тайный агент НКВД–КГБ. Именно поэтому никто до сих пор не знает его реальную биографию.
Мессинг сбежал из Польши в СССР, и попал в тюрьму, потому что всех, кто нелегально переходил советскую границу, подозревали в шпионаже. Мессинг просидел в камере несколько месяцев. В НКВД (а затем и в КГБ) был специальный отдел, который занимался изучением тех, кто обладал способностями, превышающими способности обыкновенных людей. Чекисты допрашивали Мессинга и узнали, чем он занимался. Его обязательно бы проверили, умеет ли он читать мысли других людей и влиять на их действия, или это просто фокусы. Будь Мессинг настоящим телепатом,  его бы изучили вдоль и поперек, а затем заставили бы читать мысли противников Сталина и докладывать результаты вождю. Кстати, о Мессинге есть и такие измышления!
На самом деле, следователи НКВД поняли, что перебежчик Мессинг простой артист. Его отпустили, и он выступал в цирках, на сценах клубов, перед ранеными воинами в госпиталях, зарабатывая деньги для страны Советов. 

МИФ 8.
Сталин предложил Мессингу пройти от входа в Кремль до его кабинета, не имея официального пропуска. Мессинг загипнотизировал охранников, говоря им, что он Берия.
От такой лапши вянут уши! Охрана в Кремле была такая, что мимо нее даже мышь бы не проскочила. О встречах Сталина и Мессинга вообще нет документальных подтверждений, даже воспоминаний очевидцев. 

МИФ 9.
Во время войны Мессинг дал деньги на строительство двух самолетов-истребителей.
За перевод крупной суммы в Фонд обороны Сталин прислал Мессингу телеграмму с благодарностью.
Это правда! Один самолет был подарен Герою Советского Союза летчику Константину Ковалеву, а второй достался истребительному авиаполку «Варшава», с надписью: «От польского патриота проф. Вольфа Мессинга польскому летчику».
Что касается Сталинской телеграммы, то это была обычная практика. Многие советские артисты перечисляли в фонд крупные суммы, за это им присылали благодарственные телеграммы от имени Сталина.

МИФ 10.
Хрущев упрашивал Мессинга выступить с заявлением, что ему явился Ленин и попросил вынести свое тело из Мавзолея. Мессинг отказался и из-за этого попал в опалу.
Это, конечно, анекдот. Мессинг не был вхож в Кремль и с ним никто не советовался относительно важных политических решений.

МИФ 11.
Мессинг предсказал Хрущеву благополучное разрешение Карибского кризиса. 
Эта легенда возникла после концерта Мессинга в одном научном городке. В это время случился Карибский кризис и советские люди боялись, что вот-вот начнется война. Вольф Григорьевич вышел на сцену, ввел себя в транс. Ему дали в руки бумагу и карандаш, и задали вопрос: «Будет ли третья мировая война?». Мессинг вывел на листке: «Будет мир».

МИФ 12.
Мессинг был диссидентом, поэтому ему не давали выступать в больших городах.
Это кухонные сплетни! В «доинтернетное» время, социальными сетями были кухни, на которых собирались люди и перемывали косточки Советской власти. Мессинг никогда не общался с теми, кто был против советской власти. Тем не менее, ему было запрещено давать концерты в Москве и Ленинграде. Потом запрет сняли, но лучшие залы были для него закрыты. В основном, артист гастролировал в провинции, выступал в клубах, домах культуры, санаториях.

МИФ 13.
Образ Воланда в романе «Ма;стер и Маргари;та» списан Булгаковым с Вольфа Мессинга.
Это неправда. Михаил Афанасьевич Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» с декабря 1928 года, вплоть до своей смерти в марте 1940 года. А Вольф Мессинг появился в СССР на публике только в конце 1940 года.

МИФ 14.
Когда Вольф Мессинг выступал в Минском Доме офицеров, за билет на его концерт предлагали однокомнатную квартиру.
В СССР квартиры не были в собственности жильцов, их выдавали бесплатно на предприятиях и в организациях, по очереди, в которой нужно было стоять 8-10 лет. Квартиру можно было только обменять, или сдать в аренду (неофициально, потому что сдача государственного жилья приравнивалась к мелкой спекуляции, а если люди попадались повторно, их наказывали штрафом до двухсот рублей, или исправительными работами на срок до одного года!).
Что касается билетов, то я лично был на этом концерте Вольфа Мессинга. Год не помню, то ли 71-й, то ли 72-й. Я тогда учился в Белорусском технологическом институте. Одним самых популярных мест в Минске был ресторан Дома офицеров, где собиралась местная богема. Я увлекался литературой, писал стихи, и примкнул к этой компании. Однажды, мы узнали, что на следующей неделе здесь будет выступать Вольф Мессинг. В Доме офицеров мы знали всех, но даже с таким «блатом» еле достали билеты на концерт, причем к официальной цене доплатили аж по десятке! А в дни концертов Мессинга, спекулянты брали за билеты по пятидесят рублей!

МИФ 15.
Мессинг зарабатывал сотни тысяч рублей за свои концерты.
В СССР, весь сбор от концертов шел в доход государства. Артистам платили по фиксированным ставкам в зависимости от квалификации. Это были мизерные суммы. Гонорара за концерт, артисту не хватило бы даже на ужин в ресторане. Поэтому, администраторы выкручивались как могли. В частности, они договаривались с дирекцией и те указывали у отчетах, что залы были полупустые. На самом деле, залы, в которых выступал Вольф Григорьевич, были заполнены до отказа. Разница шла в карманы дирекции и администраторам артистов. Официально, знаменитости зарабатывали мало, но получали очень много! Мессинг тоже не был исключением. 

Главным источником мифов об артисте стала автобиография Мессинга, в которой он описывал свои беседы в Вене с Альбертом Эйнштейном, как дает ценные советы Сталину, а Гитлер объявляет за его голову награду в 200 тысяч рейхсмарок. Тогда эти факты никто проверить не мог. Но когда появился Интернет, все изменилось. Факты, указанные в книге проверили и выяснилось, что ничего этого не было!
Мемуары Мессинга были сфабрикованы Михаилом Хвастуновым, заведующим отделом науки газеты «Комсомольская правда». Хвастунов писал под псевдонимом «М. Васильев». Коллеги называли его «Михвас». В 1963 году, Хвастунов побывал на выступлении Вольфа Мессинга, и "Михваса" осенила идея выпустить книгу мемуаров знаменитого артиста, где жизнь Мессинга будет представлена как вереница чудес и встреч о знаменитыми людьми.
Хвастунов нашпиговал «мемуары» Вольфа Мессинга псевдонаучными измышлениями, в «мемуарах» появились Пилсудский, Гитлер, Канарис, Сталин, Берия!
И пошло-поехало! Одна за другой стали выходить книги о «великом прорицателе», авторы которых повторяли все, что выдумал Хвастунов. Был даже снят сериал «Вольф Мессинг: видевший сквозь время», в который втиснули вымыслы Хвастунова, и даже дополнили собственными измышлениями.

РЕАЛЬНОСТЬ.

С 1940-х и вплоть до смерти в 1974 году, Вольф Мессинг ездил по стране и демонстрировал «психологические опыты» -  находил спрятанные предметы, «читал мысли», и так далее.
Мессинг обладал уникальной памятью, был способен удерживать различную информацию и содержательно ею пользоваться. Он довел до совершенства систему специальных приёмов, служащих для облегчения запоминания. Мессинг поражал зрителей тем, что находил предметы, спрятанные в различных местах зала и в карманах зрителей. Делал он это так - брал руку зрителя, осторожно клал свои два пальца на пульс добровольца и вёл его к тому месту, где спрятан предмет. Изменение пульса сигнализировало артисту точные координаты предмета.
Мозг при усиленной работе даёт импульсы всему организму. Вольф Мессинг довел до совершенства методику «чтения мускулов» человека. Артист подмечал изменения дыхания выбранного им человека-индуктора, его сердцебиения, изменения в голосе, походке и многое другое. Именно по такому принципу работает «полиграф» - прибор, с помощью которого, в большой степени можно выяснить, лжет человек, или говорит правду.
Мессинг постоянно выступал с похожими номерами: выполнял задания, которые ему мысленно давали зрители, искал спрятанные в зале предметы. Артист выбирал
в зале человека и постоянно повторял ему: «Думайте о том, что я должен сделать!» Со стороны это выглядело так, будто Мессинг читает мысли человека-индуктора. На самом деле, в основе этих номеров лежал идеомоторный эффект, открытый еще XIX веке - когда вы думаете об определенном движении, вы его невольно производите. Мышцы совершают непроизвольные движения, подчиняясь воле мыслей. Мессинг феноменально умел считывать мельчайшие движения мышц индуктора.

Последнее выступление Мессинга состоялось в сентябре 1974 года в кинотеатре «Октябрь» в Москве и было приурочено к 75-летнему юбилею артиста. 8 ноября Вольф Григорьевич Мессинг скончался в московской больнице. Наследников у него не осталось, и все имущество и более миллиона рублей, отошли государству. Этот факт, кстати, опровергает еще один миф об артисте - якобы, Мессинг на свои деньги содержал детский дом. Если бы это было так, он бы завещал свои деньги этому детдому!

Мессинг был великим артистом, знатоком своего дела. Но мифы о нем продолжают жить...


Рецензии