Олег

(цикл воспоминаний "Одноклассники")

Да простят меня те,
Кого нынче я вспомню...
Да простят меня те,
Кто не вспомнится мне...

     Светлорусые волосы, невысокого росточка, худенького телосложения, симпатичный мальчик выделялся с первого класса какой-то своей заносчивостью и пижонством. Может быть, эти его нехорошие качества в полной мере стали проявляться в средних классах, но девчонок задирал он уже с первого. Подбежит, бывало, сзади, стукнет своим ранцем девочке по портфелю и за косичку дернет или бант за хвостик потянет, развяжет. Возьмёт, ни с того, ни с сего, подножку сделает. Видимо, низенькому мальчику не хватает внимания со стороны противоположного пола, вот он и показывает себя "во всей красе" или просто знает, что за спиной его старший двоюродный брат Влад стоит всегда.
     - Галь, а Галь, а почему у тебя бантики сегодня красные? - с издевкой произносит и дёргает за них.
     - Отстань, дурачок, - Галка тоже не из робкого десятка и дает ему отпор всегда.
     Но его это, видимо, подтрунивает Олега и он пристаёт к Галке, пока не получает портфелем по голове. Тогда он пристает к более спокойным и покладистым молчуньям. С виду приличный пацан, все чистенькое и наглаженное, вроде, интеллигентная речь, хорошие манеры, правда из которых иногда почему-то вылезает пахабщина. Как говорится в народе "девушка из деревни уехала, а деревня из девушки нет"...

     Да, чуть позже, когда наша учительница начальных классов Тамара Павловна Антипина знакомиться поближе с родителями, мы и узнаем, что у Олега мама много лет работает завучем в школе райцентра. Советская интеллигенция. Старшая сестра, как мы сначала все думали, которая иногда встречала его у школы, обнимала и целовала, стряхивала с формы несуществующие пылинки, на самом деле окажется младшей маминой сестрой. Она не замужем и никогда не имела своих детей, но Олега любит и помогает воспитывать, так как мама много работает. Тётя и сама занимает приличный пост в партийной организации военного завода нашего посёлка, но на племянника тратит все свое свободное время. У Олега всегда есть карманные деньги с избытком и шеголеватые шмотки, даже, в начальной школе. Одним словом баловень.

     Мы с ним примерно одинакового роста, поэтому в каждом строю стоим рядом, так он и меня пытается задирать. Сейчас бы это назвали "синдром Наполеона", если кто не в курсе, синдром человека низкого роста, примеров чего в современном мире достаточно много...

     Года школы идут вперёд, начальная закончилась и мы переходим в четвёртый. В классе уже не осталось ни одной девочки, чьих бантиком Олег бы издевательски не развязывал и чьих косичек он бы не дергал. Щеголеватость мальчика одиннадцати лет стала проявлять себя ещё круче, форменные брюки его школьного костюма каким-то естественно-швейным образом приобрели коротковатость и из-под них всегда торчат красные носки. Мальчик уже в пятом классе умудряется засовывать спички в замочные скважины английских замков кабинетов, чем срывает уроки. Просто от нечего делать, хулиганит по-мелкому так, паскудит. И все сходит с рук, в чем мы позже и убеждались неоднократно...

     В пятом классе к нам приходит Оля, с длинными тонкими косичками и слегка курносым носиком, маленькая и тоненькая, как тростиночка, спокойная и тихая девочка. У нас уже началось небольшое расслоение класса на "богатых" и "бедных", а точнее, мы начали разбиваться на компании, так сказать, "по слоям общества", где присутствуют и мальчики, и девочки. Олег, конечно же, вместе со своим старшим двоюродным братом Владом в стане "мажоров". Так вот младшенький хочет, что бы Оля пришла в их компанию и для того, что бы привлечь её внимание, всячески, как говорится, "выпрыгивает из трусов". Но однажды, после его очередного богохульства над её косичками и бантами, Оля не выдержала и со всего размаху огрела его по голове своим портфелем. Парень не смог стерпеть такой обиды от девчонки и полез на неё с кулаками на полном серьёзе. Его вовремя оттащили, но инцидент, когда мальчишки оттесняли от девочки раскрасневшегося рассвирипевшего Олега, заметили учителя и маму попытались вызвать на разговор в школу. Чего, естественно, педсовет и родком не добились, ведь, она вечно занята на работе или просто сработала круговая порука, про которую через несколько лет хорошо споёт Вячеслав Бутусов, где "свой своего не сдает". Но зато однажды в школе заявилась его тётя и учителя поимели "бледный вид", поскольку "партия - наш рулевой" и она держит руку на пульсе, а девочка "сама спровоцировала мальчика коротенькой длиной своей школьной формы". Во как!..

     В седьмом классе ваш покорный слуга уже по-детски влюбляется в ту самую Олю, а Олег просто не дает ей проходу и тогда уже придумывает все новую и новую форму подтрунивания над взрослеющими раньше мальчишек девчонками. Однажды он приносит в школу маленькое карманное кругленькое зеркальце и с помощью него находит развлечение в виде заглядывания девочкам под юбки. Олег опускает зеркальце на носок ботинка и подставляет ногу со спины под юбку девочки, а потом громко, на весь класс с ехидно улыбкой озвучивает цвет её трусиков. Да так нагло и противно, как никогда раньше не хохмил. И естественно первой его жертвой стала Оля...

     Почти весь класс пришёл в кабинет и ждет начала урока. Учителя ещё нет и мы разбрелись группами, шушукаемся каждый о своём. Я с двумя друзьями, с которыми хожу в спортивную секцию футбола обсуждаем планы на после школы, девчонки в другом проходе о домашнем задании. Раз уж я ее равнодушен к Оле, то украдкой стараюсь подглялывать за ней. Она стоит спиной ко мне и чуть нагнувшись над партой, показывает подружке, как делать задание. Олег тихо подбирается сзади, нагибается и что-то делает. Потом подтягивает ногу к Оле и на весь класс орет:
     - А у Ольги Малышевой трусы в полосочку! - и ехидно смеется.
     Сказать, что всех парализовала его наглость, значит, не сказать ничего. Несколько секунда ученики в оцепенении. Вдруг Оля резко поворачивается к нему, моментально краснеет, что-то хочет ответить, но вдруг закрыв лицо руками, выбегает в слезах из класса. А Олег продолжает, как ни в чем не бывало, смеяться, крутясь вокруг себя, что бы слышали и видели все. Мне хватило нескольких секунд, что бы с грохотом перепрыгнуть через стулья парты и оказаться рядом с обидчиком моей девочки. Я хватаю его за лацканы пиджака формы и быстро валю на пол, готовый бить наглеца головой об пол, пока он не потеряет сознание. Я, спокойный и домашний ребёнок, просто вне себя...

     Но в это время чьи-то сильные руки отрывают меня от испугавшегося не на шутку Олега и оттаскивают в сторону. Он поднимается, а меня сзади крепко держат Влад и Лёшка из компании "мажоров".
     - Стас, давай не здесь, - тихо шипит в ухо Влад, - после уроков за школой. Там и помахаетесь, узнаем, кто прав.
     Я, разьяренный такой наглость одноклассника, все ещё пытаюсь вырваться из их обьятий, но тщетно. Вокруг нас стоит весь класс и с округленными глазами созерцает данную картину. Меня таким бешеным никто и никогда раньше не видел...

     Через минуту звенит звонок, который застал всех в шоке, как в последней сцене всем известного "Ревизора". Олег стотит и ехидно, но слегка испуганно, улыбается, понимая, что за ним сила поддержки. Я ни о чем больше не думаю, как набить ему морду, хотя, драться совершенно не умею. Мама меня научила всему, кроме этого. А Оля в классе больше не появилась, девчонки отнесли ей портфель домой, сказав учителю, что у девочки заболел живот...

     - Ну что, идём махаться? - наглость вернулась к Олегу, он толкает меня плечом, когда мы выходим из школы.
     Я только зыркнул на него глазами:
     - Идём, - и молча направляюсь в место за школу, где обычно все мальчишки выясняют друг с другом отношения.
     Мы вышли из школы, за ним его друзья, за мной мои. Все готовы ринуться на помощь, если что-то пойдёт не так, прямо, как вижу это в клипе Максима Фадеева "Орлы или вороны". Да, города разные, дворы разные, времена разные, а пацаны все такие же...

     Толпа создала вокруг нас круг, молча сопя и поглядывая на "гладиаторов", которые толком и драться не умеют, и кулаками никогда по настоящему не махали, и боксом не занимались. Поэтому мы просто сошлись лбами, оперлись друг на друга, схватив за плечи пиджаков и смотрим глаза в глаза, то ли испуганно, то ли непонятно как.
     - Что не начинаешь, ссыкун? - подтрунивает Олег.
     - А ты такой же ссыкун? - отвечаю, а сам никаких действий тоже не предпринимаю, просто крепко держу его за пиджак.
     - Так я же твою Олю обидел.
     Это меня и порвало! Я потянул его на себя, кое-как перекинул через ногу и начал валтузить по земле, бить головой о нее, приговвривая:
     - Говори, гад, при всех, что больше к ней не полезешь, на тебе, на! - а сам думаю, как бы его не покалечить.
     Катаю Олега по земле, он уже грязный, но не сдаётся. Помоему, если припоминаю, у него кровь из носа пошла, потому что я задел локтем. Он молчит, сопит и молчит. Так, наверное, вечность длится на драка. И вдруг опять двое меня подхватывают и оттаскивают, а он садится на пятую точку и опять же испуганно смотрит на своих спасителей. Понимает, видимо, что они не полезут из-за него в драку, просто разняли нас, заметив кровь и что я сильно рассвирипел, может случиться непоправимое.
     - Всё, Стас, он все понял, хорош, - Влад успокаивает меня, Обхватив обеими руками, а Лёшка пошёл поднимать, вытирать кровь и отряхивать Олега.
     Инцидент посчитали исчерпанным, когда Влад при всех сказал:
     - Олег все понял и больше не будет приставать к Оле, слово старшего брата. По рукам? - и протягивает мне ладонь.
     Я вытирают грязным рукавом нос и лицо, отвечаю тем же, но спрашивая:
     - А Олег скажет так? Пусть у Оли прощения попросит.
     Олег промолчал, только свёл глаза к переносице и зло посмотрел на меня.
     - Он все понял, - заверяет Влад, видимо, зная, что брат будет молчать, не в его правилах просить прощения, но старшего не слушается. Все разошлись по домам, в школе никто ничего не узнал...

     Инцидент и вправду был исчерпан, по крайней мере, пока мы не закончили восьмой класс, а они потом без меня не перешли в девятый. Но с Олегом мы так и остались почти врагами и никогда без особой нужды не разговаривали, а иногда толкались беззвучно плечами, меряли, чья грудь крепче. Но до драк больше не доходило...

     Конечно, прощения в Оли он так и не попросил, но и приставать с помощью задирания подола школьной юбки никогда не применял, что не скажешь про других девочек класса. Одни к этому относились с улыбками, видимо, нравилось его пахабное внимание, другие давали в ответ  затрещины, но с кулаками он ни на кого больше не лез, повзрослел или...

     По словам Оли, в старших классах Олег вообще потерял интерес к школе, бросил учиться, стал конкретным "мажором", никого ни во что не ставил, хамил учителям, просто ходил на уроки. Он почти ничего не учил, ему ставили "тройки" за просто так и по окончании школы должны были выдать справку "прослушал десять классов". Но, видимо, опять вмешалась тётя и ему выдали аттестат "круглого троечника". Впрочем, как показало время, он Олегу не пригодился, потому, что интеллигентный парень с умной головой, неплохими манерами, но наглостью и выпендрожем "выше крыши" нигде так и не учился. Тётя, пока была при власти, пристроила любимого племянника на военный завод и женила на тихой интеллигентной девочке из посёлка, дочке свое подруги. Они родили дочку, но Олег рано пристрастился к спиртному и начал спиваться...

     Осень 1999 года. Я на сессии в Нижнем Новгороде, живу у мамы в посёлке своего детства. Иду в своих размышлениях с электрички, еду с лекций домой. У мамы дома Оля с нашими маленькими сыновьями, мы приехали в гости все вместе. Около продуктового магазина путь мне преграждает небольшого росточка небритый и неопрятный мужичок лет сорока пяти.
     - Привет, одноклассничек, - знакомым, но хрипловатым, голосом произносит он.
     И только после его улыбки, в которой осталось ещё что-то далёкое школьное детское и ехидное, правда, с поправкой на отсутствие во рту половины зубов во рту, я узнаю Олега.
     - Олег, ты, что ли? - как ни в чем не бывало, хлопаю его по плечу, даже, не вспомнив конфликт из-за моей будущей супруги почти двадцатилетней давности...

     В те годы, редко приезжая домой, я в каждом встреченном однокласснике видел частичку далекого советского школьного детства и с теплотой вспоминал то время. Олег не стал исключением и я очень рад был встрече, но не такой её себе представлял...

    - Я, - только и ответил он и тут же, как старому приятелю с одного двора, с которым только вчера попрощался в подъезде, - дай пару сотен на бутылку, нам с мужиками не хватает...

     Сказать, что я выпал в осадок, значит, просто промолчать. Я рад был встрече, мог бы, даже, поговорить с ним за жизнь, но только ему это не нужно было. Ему нужны были деньги на бутылку. Я молча вынул из кармана купюры и протянул Олегу, стоя с разинутым ртом. А что я ему скажу? Ничего. Так и дошёл до дома, шокированный...

     Олег спился окончательно и умер в начале нулевых, когда ему было около тридцати пяти. Тогда уже появились сотовые телефоны и о его смерти мне поведала, конечно, моя мама, председатель родительского комитета нашего класса все восемь лет, пока я учился в школе. Спустя много лет она так и оставалась в курсе жизненных путей всех нас...

     Светлая тебе память, Олежка. Так его называли девчонки в классе. Ласково называли, нежно, хоть, он и был...

     Да, ладно, о покойниках либо хорошо, либо никак...

16 марта 2023 года


Рецензии
Я намного старше Вас, Станислав, наверное время было другое, но мы, мальчишки, вообще не дёргали девочек за косички, уважительно относились, а вот нервы мне один пацан помотал, звали его Венька Шпаковский, он был на год старше меня, а я в детстве был очень стеснительный, деревенский мальчишка, и он несколько раз меня побил, я терпел, а в 6 классе, был уже май, на большой перемене все высыпали во двор школы, он подошёл ко мне, улыбаясь, и внезапно ударил в солнечное сплетение, я от боли весь сложился, а потом спросил: - За что? - А просто так. Ещё хочешь?- Я просто задохнулся от злости, откуда что взялось? Кулаки сами собой сжались и я как начал его молотить двумя руками по морде, по груди, он растерялся, повернулся ко мне спиной, я бью его по спине, по шее, потом ударил его в ухо и он упал. Антон Лапошко, мой одноклассник, кричит: - Правильно, Робка! Давно надо было ему морду набить!- Тут подскакивает к нам Венькин брат Стаська, он на два года старше В., - А ты чего орёшь? - и в ухо Антошке, тот завалился рядом с В. И я тут заорал: - Давай, бей, чего ждёшь? Твой Венька всегда на меня первый нападал!- Стаська спокойно отвечает: - А я знаю. Иначе ты уже бы головой в кустах валялся. - Берёт В. за шкварник, поднимает: - Вставай, засранец, так тебе и надо, может, перестанешь на людей, как собака, бросаться! - У В. из носа кровь идёт, губы разбиты... Я уже работал в столярке, учился в 9 классе вечерней школы, занимался боксом, встретились мы с Венькой возле костёла, ему захотелось отплатить мне за ту драку, бил несколько раз, я от всех ударов закрылся, а потом увесисто въехал ему левой в солнечное сплетение, он складывается, как перочинный ножик, и я ему снизу вверх, в челюсть, правой рукой, В. потерял сознание. Вот, тоже вспомнилось... Р.Р.

Роман Рассветов   28.11.2023 20:23     Заявить о нарушении
А вы были боец, Роман... Однако... Я только игровыми видами спорта занимался, как-то силовые никогда не нравились, может, поэтому я мирный человек и драться толком не умею... Хотя, когда обижают моих близких, морду, наверное, набью... Несколько лет назад был случай... До сих пор рука левая болит, я же левша...

Станислав Климов   28.11.2023 21:24   Заявить о нарушении
Мне из-за драки пришлось из столярки уволиться, Шурка Синяков спровоцировал драку, он работал в бригаде заготовки, на шлифовальном станке, очень хотелось ему доказать, что побьёт меня, хоть я и боксёр, несколько раз бил, я уходил от ударов, заорал ему: - Шурка! Я не хочу с тобой драться! Мы вместе работаем! - А тот всё махался, Вовка, брат моей жены, не выдержал: - Да бей ты этого придурка, Робка! Сколько можно уговаривать?- Шурка опять размахнулся правой, я левой отклонил удар, и прямым правой в челюсть, Ш. дёрнул головой, кулак попал ему в зубы, Ш. лежит на земле, верхняя губа лопнула до самого носа, струйка крови фонтанчиком вверх, дело было вблизи автобусной станции, народу много, какая-то баба вопит: - Милиция! Человека убили!- ...Заготовка объявила мне бойкот, саботировала изделия для меня, я три месяца больше болтался без работы, чем работал, а потом ушёл на стройку, у меня отец там прорабом работал. Р.

Роман Рассветов   29.11.2023 15:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.