Цивилизованность
ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ, или – спасёт ли красота мир.
Когда я захотел поточнее узнать, что такое Цивилизованность, то обнаружил, что философы этот термин стараются не использовать, так как он имеет более двадцати значений, значительно друг от друга отличающихся. Но политики это слово употребляют часто. Такая ситуация ненормальна, и я решил, что Цивилизованность – это Образованность. Однако сразу же возникла необходимость уточнить определение и для этого слова.
Но сначала немного истории.
Самое ранняя школа университетского типа возникла в Китае во 2-м веке – училище каллиграфии Хун-ду-Мэнь, где кроме каллиграфии изучали историю и разные природные явления, в т.ч. ботанику и медицину. А в 12-13 веках в Китае расцвет Академий, более 170, к 16 веку – 1200.
Первый университет в Индии – 5 век, в Иране – 6 век, в Греции – 6 (академия Платона и лицей Аристотеля.
Первый университет в Западнй Европе начал работать в 11 веке (Болонский 1088г)
Когда в России открыли первый Университет (1724г) за её европейскими границами их было уже более двух сотен, не считая специальные институты и школы.
А что особенно важно отметить – первые университеты создавали не государства и власть – а студенты и учёные (мыслители), часто без всякой материальной поддержки.
Почему это происходило? Проследим все причины эволюционной цепочки Цивилизованности.
1. Большая плотность населения (БПН).
2. Конфликты (хаос и анархия).
3. Накопление конфликтной усталости.
4. Возникновение правовых обычаев и суда старейшин.
5. Разделение труда (крестьяне, ремесленники, рудокопы).
6. Возникновение торговых отношений.
7. Возникновение центральных рынков (ЦР).
8. Избрание распорядителя на центральном рынке (управляющего).
9. Накопление свободной валюты на ЦР.
10. Возникновение бюрократических отношений (учёт).
11. Борьба за рудники и рынки сбыта.
12. Возникновение охранных и боевых подразделений.
13. Возникновение городов.
14. Усиление денежных расчётов, возникновение налогов.
15. Усиление конфликтов (новый хаос).
16. Появление законов обычного права (усреднение правовых обычаев).
17. Возникновение новой силы – валютных накоплений.
18. Появление первых философов.
19. Увеличение плотности городского населения.
20. Появление философских школ и университетов.
21. Появление государств (обложение населения налогами).
22. Появление новых религий.
23. Конфликт между новой и старой культурой.
24. Новый хаос, борьба за власть, усиление власти.
25. Конфликт между автократией и демократией.
Итак мы видим, что и эволюционный процесс (в том числе образованность) не уточняет понятие цивилизованности. Да и понятие образованности продолжает оставаться непонятным.
С точки зрения педагогики, образованность – это совокупность знаний, полученных в процессе обучения. Но дополняется расширительными синонимами – интеллигентность, цивилизованность, начитанность, культурность и пр. А в более расширенном понимании в определении используются такие малопонятные формы, как – качество личности, стремление к благу, духовная жизнь, объём информации, знаний, умений, навыков…
И я предлагаю свои определения.
Образованность – это совокупность теоретических знаний, полученных в процессе обучения и самообразования и относящихся к сознанию.
Опыт (навык) – применение теоретических знаний на практике, обычно закрепляющихся в подсознании.
Цивилизованность – умение так выстроить межличностные отношения в обществе, чтобы развивались понятия гармонии (красоты).
Техническая Цивилизация современного мира – это частный случай гармони (удобство, комфортность). Но что же влияет на цивилизованность? Генетики здесь ответ дать не могут, так как никакой «голубой крови» и «белой кости» они не наблюдают. Зато этот ответ дают социологи и психологи: только три взаимосвязанных фактора – высокая плотность населения, вынужденность постоянного общения и постоянная борьба за власть. И именно это мы и наблюдаем в самых развитых странах. И именно этого никогда не хватало России. В нашей стране, даже в самые многолюдные годы и районы (перед 1-ой МВ, на юго-западе) на каждого крестьянина приходилось по десять гектар земли, почти половина из которых не обрабатывалась. А если крестьян начинали прижимать, то вокруг земли было много, и они предпочитали уйти, чем попытаться как-то объясниться.
Свидетельство о публикации №223031700491
Светлан Туголобов 19.03.2023 07:47 Заявить о нарушении
Михаил Быстров -Павлов 21.03.2023 07:19 Заявить о нарушении
Светлан Туголобов 21.03.2023 08:24 Заявить о нарушении
Михаил Быстров -Павлов 27.05.2025 11:25 Заявить о нарушении
Светлан Туголобов 27.05.2025 12:03 Заявить о нарушении
Михаил Быстров -Павлов 27.05.2025 12:53 Заявить о нарушении