Улаан Авар Улс

УЛААН АВАР УЛС

Так как лакский язык, в своём обозначении горско-аварского населения исходит в целом из лезгинской лексики, обозначающей красный цвет, то здесь можно усмотреть указание всё же не на горцев,а на прикаспийские этнические группы, которые, в отличие, от горцев Дагhестана были им ближе и понятнее.Тем более, что в иранских источниках ХОНЗАН указан к северу от ЛАГЪЗАНА.Поэтому мы считает, что в лакском языке бытует название равнинных аваров, т.е. "хонов".

Исходя из акцентирования красного цвета в калмыкском самоназвании (в полной версии), мы определяем название аварского государства (страны аваров) как АЛХОН-УЛААН АВАР УЛС. Вполне возможно, что в прошлом могли быть какие-то незначительные несовпадения, но в целом имено так.Они бы точно поняли, что это о них речь, именно их имеют ввиду.

Напоминаем, что тюркютский каган в общении с византийцами через согдийского переводчика первоначально даже не опознал бежавших из Жужани как "аваров", но всё же догадался, что это "жужани", так как упомянул бежавших как "насекомых, которых следует давить под копытами коней" (т.е. "червями" и т.п.). В славянских языках начиная с Украины включительно, далее польском, сербо-хорватском и пр. основным обозначением красного цвета явл. "червонный", т.е. с "червями" связь по-прежнему сохранена.

Столица современной Монголии также как и полное название Калмыкии указывает на красный цвет - Улаан-Баатар (произносится халхассцами на аварский и бацбийский манер- УЛЪаан.., где "лъ" - латерал).

Поэтому "красный цвет" должен был присутствовать в мировидении ав. народа как важный. Тем не менее, сами монголы (в халха - "монгъолъчууд") его табуировали наряду с "чёрным". Мы предпологаем, что "улаан" и "хара" - заимствования из чужих языков, скрывшие со временем фонетический облик собственны слов.

Не составит труда заметить, что парамонголы проявляли склонность скорее дружить с иранскими племенами, чем враждовать с ними. Мы не знаем,однако, кто конкретно стоял за бесчисленными нападениями на персов, в попытках отобрать у них перс. провинцию Хорасан ( что. им и удалось), но в иранских источниках есть просто хионы, а также как красные, так и белые хионы. За иран. термином "хион" (со смягчением "х-") ясно проглядывает ав. "хьон", т.е. это "теневая сторона гор", "северные". Эта же основа используется в ав. диалектах не только для обозначения "северных склонов", но и широких пространств вообще, в частности, "лугов" (ХЬВЕН) и "длинной скамьи" (трона?) -.ХЬОНБАКI). Налицо сходство подхода в образовании этнонимов с эфталитами - EBODALO/EPTLA (Санкритское HIMTALA "Заснеженные склоны"). Страна "ГИМОТАЛО" (Himotalo)- это эфталиты, чьим политическим именем было однако HUA/HOA, HOA-TUN. Одним из значений этнонима "авар/абар" в "среденеперсидском (Pahlavig-Parsig) также явл. "северный". В арм. и античных источниках кочевой элемент в Прикаспии, как правило, всегда "северные народы", "северяне".

Мир "иранских гуннов + парамонголы" сошёл на нет с мятежом тюркютов и одновременными боевыми действиями со стороны Китая. Сразу после поражения Жужани,тюркюты,совместно с персами обрушились на эфталитов. Последний анклав этого мира унёс его с собой на запад - в Паннонию и прилегающие к ней земли,посетив при этом Сев. Кавказ. Нельзя полностью исключить и усастия в этом броске на запад и части хонов и их местных союзников.Начиная с Сев. Кавказа у аваров словно открылось второе дыхание - победы следовали за победами. Они чувствовали себя весьма уверенно и заявили византийцам, что они -"сильнейшие и лучшие". Византийцы,судя по их реакции на появление в Константинополе аварских послов с Кавказа признали в них "гуннов".
 
Прикаспийские гунны (хоны) остаются в поле внимания античных источников до принятия ими христианства. Этот период совпадает с утверждением власти Тюркского каганата над Хазарией, после чего известия о хонах окончательно исчезают. Таким образом, Дом Хонов прекратил своё существование везде.

17.03.2023

Внимание! Любая попытка вольно пересказать эту статью, приписав её каким-то зарубежным "тюркологам" (а равно фейковым "татарам","азербайджанцам", "узбекам"), причём с выходными данными, составленными задним числом- будут иметь под собой именно нашу оригинальную авторскую редакцию,а основным же инициатором введения в заблуждение читателей окажется Камиль Алиев (сайт "Кумыкский мир", газета "Йолдаш").

Автор даёт право на использование данной статьи с обязательным указанием авторства.


Рецензии