Кофемания

Наблюдизм

        На промзоне утро. Склады с продукцией и обслуживающие их офисы распахивают двери в надежде на предстоящую торговлю. Но прежде всего народ устремляется туда, где полно машин, выстроившихся вдоль дороги с обеих сторон. Там небольшой магазинчик под названием «Культтовары».
        До некоторых пор он оставался обычной торговой точкой в округе, такой же, как с десяток подобных. Бывало за весь день забежит несколько человек по мелкой нужде: кому шариковую ручку купить, кому пачку бумаги, клей, фломастеры и прочую канцелярскую мелочь. И всё, тишина.
        Пытаясь хоть как-то увеличить прибыль хозяин «разбавил» офисный ассортимент туалетной бумагой, мылом, чистящими и моющими средствами, стиральным порошком. Не очень то и помогло.
        Но когда появилась кофемашина, такое началось! Паломничество страждущих, как к святому источнику. С самого утра столпотворение машин у дороги, длинная очередь до дверей из тех, кому с утра нужна кофеиновая доза. Очень нужна! Ибо без кофе – не жилец, не работник, не человек. Стоя в очереди, они общаются, обмениваются новостями, нервно пританцовывают на месте и всё время поглядывают вперёд, туда, где жужжит. Там варится коричневая горькая жижа с характерным запахом тлеющих на мусорной свалке бумаг. Для них это самый желанный, дурманящий запах. Ноздри шевелятся, широко, как у скаковой лошади, раздуваются, втягивают в себя поглубже амбре. Сердце учащённо бьётся в предвкушении. Слюна, как у подопытной собаки Павлова, заполонила рот. И вот уже асфальт в характерных плевках. Срочно нужна доза, но до неё ещё далеко. Рука тянется в карман за сигаретой. Начинают с неё, а после подключится любимый кофе.
        Очередь всё ближе.  Жужжание всё громче. Уже слышно ласкающее слух:
        - Мне латте…, мне капучино…, дайте американо…, хочу двойной эспрессо….
        И вот он момент истины – в подрагивающей руке заветный бумажный стаканчик, обжигающий ладонь. Несётся осторожно, как что-то невероятно драгоценное, спасающее жизнь. Не дай Бог пролить! Ибо без него не жилец, не работник, не человек.
        Первый глоток и пошёл процесс! Кофеин ударил по надпочечникам. Они выбросили адреналин, от которого сердце застучало с утроенной энергией, поднимая давление до небывалых высот. Сосудистая система на грани разрыва, но ещё сдерживает натиск. Это потом, когда-нибудь, врачи порекомендуют больше не пить кофе, так как своё высокое давление в совокупности с кофеиновым могут спровоцировать инсульт. Но это будет не сейчас, не скоро и, может быть, не с ними…. Главное сейчас – кайф! Плюс сигаретка. А как же ; где кофе, там и сигареты, где сигареты, там и кофе. Два в одном – кофеин и никотин. Этот традиционный симбиоз «вставляет», «штырит», «тОркает» по самое не могу.
        Вот уже и настроение поднялось, и жить захотелось, вот уже засветились улыбки на сморщенных серых лицах с потемневшими зубами. Многие из них ещё не завтракали, но кофе с сигареткой натощак – в первую очередь. Чтобы «въехать», «настроиться», «попасть в струю», «очнуться». В конце-то концов, весь цивилизованный мир так начинает день – «с утренней чашечки ароматного кофе». Так поступают знаменитости, так реклама говорит, так пишут в интернете, так делают все. Значит, так надо. И ничего, что изо рта как из помойной ямы. Зато престижно, элитно, в тренде, это бодрит.
        Теперь можно и на работу. Кофеманы медленно и неохотно расползаются по офисам, складам, конторкам, разнося с собой кофейный дух. После них окурки с плевками, переполненная бумажными стаканчиками урна. Ветер перекатывает их по асфальту туда-сюда. Магазин пустеет.
        Но ненадолго. Через час-полтора они снова сюда подтянутся. Каждый своей дорогой от офиса, склада, конторки. Очередной упадок сил вынудит идти туда, где доза, адреналин и, как следствие, хорошее настроение. Где жужжание кофемашины разносит так любимый ими запах тлеющих на мусорной свалке бумаг. Вновь послышится: «Мне латте…, мне капучино…, а мне эспрессо…». А где кофе, там и сигарета. Где сигарета, там и кофе. И так целый день, каждый день….
        Однажды из-за плохой погоды продавец магазина задержалась в дороге. А кофепублика  уже собралась, раздражительно топчется у порога, заглядывает в окна, постукивает в двери, нервно дёргает за ручку. Продавца всё нет, но их вялые организмы привыкли каждое утро получать кофеиновую дозу. Вот надо, и всё тут! Осознание того, что предвкушаемый кайф откладывается на неопределённое время, напрягает, вызывает тревогу. Ведь это смерти подобно, ибо без кофе не жилец, не работник, не человек…
        Терпение продлилось не долго, началась типичная «ломка» со стонами и вздохами. Послышались недовольные возгласы:
        - Где её носит? Что она себе думает?!
        - Звоните хозяину, пускай её ищет!
        - Зачем её искать? Пускай быстрее открывает магазин и сам варит!
        - Я сегодня не приступлю к работе, если кофе не выпью! Это какое-то форменное издевательство!
        - Всё настроение с утра испортилось! Может двери взломать, в конце-то концов?!
        - Ой, ещё немного и я умру! Так кофе хочется! Так хочется!
        Когда продавец появилась и принялась извиняться, кофеманы её чуть не убили. Они волной впихнулись в магазин, навалились на прилавок. Со всех сторон послышалось:
        - Мне латте! Лучше двойной!...  Мне эспрессо покрепче!... А мне тройной американо сделай… 
        И вновь пошли сигареты, которых уже было выкурено невероятно много. Где кофе, там и сигареты. Где сигареты, там и кофе. Два в одном. Дым на всю округу и гарь, напоминающая амбре тлеющих на мусорной свалке бумаг. «Вставило», «штырнуло», «тОркнуло» по самое не могу. Пили, курили. Курили, пили. Фу, ты - полегчало! Теперь можно и на работу. Кому в офис, кому на склад, кому за руль. Магазин пустеет. После них окурки с плевками, переполненная бумажными стаканчиками урна. Ветер перекатывает их по асфальту туда-сюда.
        Продавец как выжатый лимон. Пытается навести порядок, вытирает тряпкой залитый кофе прилавок, подбирает брошенные стаканчики. Сама она кофе не пьёт. С головой хватает того, что целый день его варит и нюхает. Пропиталась гарью одежда, волосы, кожа. Ни одни духи не спасают. Кажется, что она будет выдыхать из себя это амбре до конца жизни.
        Позвонила хозяину:
        - Михаил Станиславович! Кофе закончился. Нужно ещё.
        - Так я же тебе только вчера полный мешок привёз, - удивляется он.
        - Что я могу поделать? У меня кофемашина целый день не выключается. Нужно везти, а то они скоро опять придут. Если его не будет, они магазин разнесут.
        - Сейчас организую, - обнадёжил хозяин, а сам подумал: «Всё-таки здорово, что я в магазин кофемашину поставил. После неё дела пошли просто в гору. Кому, нафиг, те канцтовары нужны, а кофеманы каждый день стабильно денежку несут. На последние гроши купят. Без трусов и хлеба останутся, но кофе купят. Шикарный бизнес! Только бы кофемашина не сломалась, а то действительно магазин разнесут».
        Сам он кофе не пьёт. Как-то попробовал ради интереса в тот день, когда кофемашину в магазине устанавливали. По ощущениям так себе – бурда бурдой, коричневая горькая жижа с запахом тлеющих на мусорной свалке бумаг. А после изжога долго мучила. И чего они за ним так трусятся?

        Глупышка

        Молодая красивая особа пришла на приём. Жалобы на боли  в грудном и  поясничном отделе позвоночника. Всего двадцать два года, а уже такие проблемы. При ближайшем рассмотрении убеждаюсь, что не такая она уж и красивая. Дряблая кожа лица избита какими-то ямками, усыпана мелкими прыщиками, густо «наштукатурена» тональным кремом с косметикой в надежде затушевать изъяны. Издали ; так вроде бы и ничего, а близко ; никуда не годится.
        Да и в общении она немного странная: говорит дрожащим голосом, торопливо и порой без надобности, часто перебивает. Подрагивает телом, глупо хихикает не к месту. Под модной одеждой заметная сутулость.
        Когда легла на массажный стол и предоставила к осмотру спину, то ещё кое-что обнаружилось: нестабильность шейных позвонков, явный сколиоз позвоночника, зажатые трапециевидные мышцы, выпирающая одна из лопаток, и кожа спины, такая же – в ямках, прыщиках, сыпи и даже в гнойниках.
        - Дайте угадаю? Вы – офисный работник, сидите за компьютером, пьёте много кофе со сладостями, а чистую воду нет. Питаетесь не регулярно и в основном всухомятку. С физическими упражнениями не дружите, телефон из рук не выпускаете, просиживая допоздна в интернете.
        От удивления она даже приподнялась со стола. Внимательно посмотрела на меня:
        - Точно! А как вы это узнали? – и вновь пошли какие-то странные подрагивания телом с хихиканьями.
        - Опыт, детка. Опыт.
        - А ещё знаете, у меня какое-то беспричинное беспокойство. Я постоянно чего-то боюсь и ожидаю плохое. Я сейчас пью лекарства для успокоения. Мне врачи приписали.
        - Понятно - панические атаки.
        - Вот-вот! Врачи тоже мне такой диагноз поставили.
        - Кофе много пьёте?
        - А причём тут кофе?
        - Вы, молодёжь, странные существа! Вроде умные и продвинутые, из интернета не вылезаете, а что пьёте-едите знать не хотите. Извините за каламбур. Если рассказать по-быстрому, то с каждой чашкой кофе вы теряете гормон адреналин. Его выбрасывают ваши надпочечники при встрече с кофеином. От адреналина давление резко повышается, и вы ощущаете тот самый «бодрячок» или «кайф», ради которого, как вам кажется, пьёте кофе. Но адреналин не бесконечен, на его образование нужны определённые вещества и энергия. А он нам нужен во многих случаях. Когда?
        - Я не знаю, - она сморщила лоб и свела без того сутулые плечи.
        - Например, для выполнения физической работы, для занятий спортом, для секса, для радости, для ощущения уверенности и смелости. Слышите? А вы его, нисколечко не напрягаясь, каждое утро и целый день теряете просто так, сидя на пятой точке. А после, когда он понадобится, его не будет хватать или совсем не будет. Отсюда и апатия, и слабость, и беспричинные страхи, и отсутствие радости. Это я про ваши панические атаки. Я уж не говорю про всё остальное. Так сколько пьёте?
        - Много, целый день. А как его не пить, если я в кофейной компании работаю. Мы кофе продаём. У нас в офисе кофемашина стоит, и все хлебают его с утра до вечера, сколько хотят. Ведь бесплатно же!
        - Вот именно – хлебают! Заметьте, вы правильно сказали.
        - Конечно, хлебаем! - ещё больше распалилась она. - Работа у меня нервная, устаю к концу дня так, что просто ужас. Целый день народ перед глазами туда-сюда, туда-сюда! Этому накладные, тому договор оформить, третьему выручку сдать. Настоящий дурдом! А кофемашина шуршит, запах разносит по всему офису. Рука сама тянется к ней. Вот и прикладываешься по нескольку раз за день. Честно говоря, даже не считала сколько. Когда как, может десять раз, может и больше. Выпьешь кофейку ; и на душе спокойнее, и спать не клонит. А ещё по законам бизнеса мы должны в совершенстве знать свою продукцию и быть стопроцентным её потребителем.
        - Ну да. Только вы знаете «одну сторону медали», порой надуманную, чтобы повысить продажу своего товара. А что кофеин - наркотик, за превышение которого в крови спортсменов дисквалифицируют на серьёзных соревнованиях, а что многие жизненно-важные минералы и витамины не усваиваются с кофе, а что от регулярных возлияний кофе ваша печень начинает барахлить, и, как следствие, вот эта сыпь на теле и лице, а что с годами у кофеманов костная система рассыпается, потому что с каждой чашечкой кофе, выводится кальций из организма, а что кофе, в конце концов, является канцерогенным продуктом, так как при его обжарке образуются акриламиды, накопление которых может повлечь онкологию, вы это знаете?!
        Она застыла с округлёнными глазами от моих откровений.
        - Та ладно!
        - И это я рассказал вам только о надводной части айсберга под названием «кофе». На самом деле там ещё столько «подводных камней», о которых можно говорить долго. В конце концов, зайдите в гугл и задайте вред кофе. Ну, нельзя так безрассудно и слепо повторять то, что делают другие.
        Всего несколько минут замешательства, и глупышку вновь прорвало:
        - Ай, бросьте! Весь мир на кофе сидит, и ничего – живые! Да и когда это будет, если ещё будет? А жить в кайф хочется сейчас пока молодая, и здоровье позволяет! - улыбнулась она, обнажив потемневшие зубы.
        - Ну-ну. А можно ли это назвать здоровьем? К сожалению, человеку разумному всё ещё свойственна стадность. «Все побежали, и я побежал….».
        - Что-что? - сморщила она дряблое лицо.
        - Да это я так, к слову. Вспомнил фразу из одного популярного фильма моей далёкой молодости.
        Я поставил на место сползшие её позвонки, а после делал массаж и пытался хоть немного вправить мозги глупышке. Но как я ни старался, ничего не получилось.
        - Ой! Да вы можете не напрягаться! Вот просто ничего не хочу слышать! Мне от вашей лекции только сильней кофе захотелось! - подвела она итог нашего общения и в очередной раз глупо захихикала.
        Сразу после массажа, я наблюдал её в кафе «Сладкая мечта», что на другой стороне улицы. Там она, сидя у окна, жадно поедала кусок торта, запивая его кофе. Уходя, прихватила с собой большущий коричневый стакан с крышкой и трубочкой, чтобы любимый напиток был всегда под рукой.
        Жаль  глупышку, жаль. Ничего-то ей не поможет, ничего. Ни лекарства, ни массажи…. Как же прав был великий Сократ ещё две с половиной тысячи лет назад сказавший, что люди не умирают - они сами себя убивают. Две с половиной тысячи лет прошло – ничего не изменилось.
    
         Спортсмен бывший

        - Здравствуйте! - радостно приветствовал незнакомец. - Вы меня помните?
        Я немного опешил:
        - Извините, нет.
        - Так я же несколько лет назад в зале тренировался! Вы со своими больными клиентами возились, а я штангу усиленно таскал! Помните? Я тогда шёл на мастера спорта по пауэрлифтингу, рекорды один за другим ставил.
        Я посмотрел на его щуплую фигуру и засомневался:
        - А что сейчас уже не занимаетесь?
        - Да почему-то все суставы разболелись. Врачи сказали, что они у меня разрушаются. Сами толком ничего не понимают. Готовься, говорят, к замене одного коленного на искусственный. Какие уж тут штанги!
        Он посмотрел выжидающе, и я понял, что от меня ждут совета.
        - Давайте порассуждаем, - предложил я. - Что такое сустав? Это, своего рода подшипник, заключённый в суставную сумку, который, чтобы не выйти из строя, должен постоянно смазываться. Чем? Синовиальной жидкостью, которая выделяется из его надкостницы или хрящевой ткани. Внимание – жидкость! А если жидкости в организме не хватает или она постоянно теряется, то сустав будет стирать сам себя особенно от нагрузок. Обезвоженность – первая причина. А вторая…
        Он не дал мне закончить:
        - Так я постоянно жидкости пью!
        - Интересно какие?
        - Кофе, чай, всякие там популярные напитки типа пепси, кола, энергетики…
        - Вы меня не услышали. Я говорю об обезвоженности – отсутствии чистой воды в вашем организме. Той самой, из которой образуется синовиальная жидкость, той самой, которая растворяет и выводит всевозможные яды, шлаки и токсины из организма. А вы пьёте не воду, а напитки, которые представляют собой водные растворы всевозможной «химии». Вода в них уже связана и не может работать как отдельная субстанция по своему непосредственному назначению. Понимаете разницу?
        Он глядел на меня в недоумении. Я продолжил:
        - К тому же все эти кофе, пепси, колы, энергетики и прочая бурда в своём составе имеют кофеин. А он только усиливает выведение воды из организма. Да-да! А вы не знали? Человек думает, что, выпив это пойло, он насытил себя водой, а на самом деле всё наоборот: только высушил себя и свои суставы. Вы понимаете, о чём я говорю? Все реакции в нашем организме происходят в растворах, для которых нужна чистая вода. А если её не хватает, то не стоит ждать чего-то хорошего. Такова реальность.
        Он словно очнулся от моих откровений и «выпалил» как заученную мантру:
        - А я чай не очень, я больше кофе предпочитаю. В нём кофеина меньше, чем в чае!
        -  С чего это вдруг?
        - Мне так на работе сказали. В этом отношении кофе лучше, чем чай.
        - Позвольте узнать, кем вы работаете? 
        - Торговым агентом. Развожу кофе по точкам.
        - Понятно, - сказал я, а сам подумал: «Была у меня такая. Вот ещё один торговец узаконенным наркотиком. Так называемый стопроцентный потребитель с вывернутыми наизнанку мозгами». Я продолжил: - Не буду вам ничего доказывать. Просто загуглите в интернете где больше кофеина в чае или кофе, и вам станет понятно. А теперь продолжим по суставам. Вторая причина разрушения сустава – это потеря плотности костной ткани. В основе её лежит кальций. Элемент по себе щелочной, который очень любят всякого рода кислоты и всевозможные сахара. Они его связывают, образуя сложные соединения, тем самым разрыхляют, разуплотняют кости, делая их хрупкими и склонными к разрушениям, особенно при нагрузках. Любая газированная вода – это угольная кислота, а любая сладкая газировка – это, можно сказать, двойной удар по костной системе. Вы понимаете о чём я?
        В его застывшей кислой физиономии я прочёл разочарование.
        - И да, кстати, кофеин, что в кофе, что в сладкой газировке и энергетиках блокирует усвоение многих лекарств, витаминов и полезных микроэлементов, в том числе и кальций. О других его вредных свойствах я умолчу, чтобы не забирать у вас время.
        Я развёл руками, подведя итог нашей короткой беседы. Бывший спортсмен был явно ошарашен.
        - Можно подумать, вы кофе не пьёте!
        - Представьте, не пью. Ни кофе, ни колу с прочими газированными напитками. А зачем пить то, что меня разрушает медленно, но уверенно? Может потому и «железо» в тренажёрном зале в свои годы таскаю без проблем.
        - Та ну, бред какой-то! - никак не унимался собеседник. - Кофе с газировкой и суставы…. Медицина уже давно бы об этом сказала. Миллионы людей их пьют и ничего.
        - Согласен, пьют, но кто вам сказал, что ничего. Кто-то меньше пьёт, кто-то больше. У кого-то медленнее, у кого-то быстрее разрушаются. Ведь у каждого своя плотность костной ткани, свой уровень обезвоженности, свои нагрузки, но процесс не отменить. А официальная медицина знает об этом, но не акцентирует внимание. Кто ж будет рубить сук, на котором сидит? Закон рынка – прибыль прежде всего. Даже в медицине, к сожалению…
        Он как-то совсем сник. Почему-то обиженно посмотрел на меня, и, уходя, еле слышно пробубнил:
        - Ладно там газировка. Но без кофе как жить?

21 февраля 2023 г.


Рецензии