Мечта Мули Гл 13 Винтовка для птиц, вечный сувенир

Мина Эйтан
Перевод

 Все тянули шеи и глядели на ближайшую свиту. Хозэ Филип поднялся на сцену первый,а глава города поднялся за ним. Сначала мэр произнёс несколько слов, и все аплодировали.И тогда Хозе Филипп поднёс трубу ко рту. Воздух сада наполнился беловатыми звуками,длинными и извивающимися,капающими и взрывающимися. Звуки развевались как ленты на ветру и слегка лопались как мыльные пузыри.

В это время Жожо подошёл и стал напротив плаката Мули, прочитал его и намочил мокрой слюной царапину на щеке.
Сел и читал. Сидел и читал, и снова читал, и читал и тёр щёку. И такой холод у него вдруг появился в спине, такой холод. Жожо не верил,что холод такой появился только из-за маленького, бедного мальчика. Так холодно?
Я конечно болен, думал Жожо и пощупал свой лоб.Снова увидел этого маленького ребёнка, который удрал от него в страхе и плакал.
- Если нет  ветра, почему тут так холодно?- сказал Жожо себе шопотом.
- Что, ты разговариваешь с бумагой?- Спросил его Лиор.
Тут же Жожо повернулся и схватил Лиора за предплечье.
-Скажи,-спросил и сильно сдавил,-это тот мальчик о котором
ты рассказывал? Это мальчик в чёрной рубашке? И эта труба? И эта свадьба?
- Да,-сказал Лиор,ай!
- И он сказал, что это новая труба.Скажи, это была новая труба?- Жожо яростно тряс руку Лиора.
- Да,-крикнул Лиор,-ай, брось!
- Почему ты не сказал мне,что знаешь его? Почему не сказал,что это он?
- Потому,что он вообще  был моим рабом,-извивался Лиор.-Так,что это важно?Ай? Ты давишь мне руку!!!
Жожо отпустил его.
- Как же я устал,-сказал,-никогда в жизни не был таким усталым...Если бы не был усталым...
Лиор предпочёл удалиться.

 Жожо смотрел вокруг и быстро дышал.
Он приставал от одного к другому, к Егошуа "Слону", к Хаиму Авиземеру, к Нафтали Замер, хватал каждого за лацканы рубашки и просил.
- Ударь!Ударь!Кто меня ударит? Кто- нибудь дайте мне по физиономии!
- Что с тобой случилось,Жожо?- Спросил Джимбо.
- Случилось то,что сейчас я преступник, - и он взмахнул рукой, - с этим ребёнком. Я убил трубу этого мальчика.
- Ах это? И всего то? Скажи спасибо,что это только дудочка,-сказал Нафтали Замер.
- Для маленькой трубы ты сделал большое дело,идём! Поднимайся наверх,- сказал Джимбо.
- Я готов ущипнуть тебя за зад,- сказал ему Лиор тихо,- но обещай мне что возьмёшь меня завтра на тренировку вместо Ёни.
Жожо толкнул его. Подошёл к плакату и осторожно снял  с палки, свернул его и держал обеими руками.Глаза блуждали вокруг.
- Брось сюда,- Лиор хлопнул в ладоши, и раскинул руки против него,  готовый играть.
- Дурак.-бросил ему Жожо и повернулся уйти.

-Эй, Жожо,куда?- позвали сзади клиперы.
- Жожо, ты останься здесь. Это приказ!-Велел ему Джимбо с вершины лестницы.
- Иди к чорту!-Ответил ему Жожо.
Он увидел Рахелю и Мулю, которые медленно шли по улице спускающейся к саду. Рахеля тоже увидела его.
- Идём быстрей,- сказала Муле,-пока нет неприятностей.Я поцарапала ему лицо.
Муля повернул голову,и увидев Жожо задрожал всем телом.Он засунул сумку под рубашку и в страхе поднял руки.
Они не осмеливались смотреть назад. Электрические столбы освещали их.
- Как мы запутались с ним!- заплакал Муля,-сейчас он убьёт нас.
Они побежали изо всех сил, и услышали звук шагов Жожо позади себя. Он приближался.
- Подождите! Подождите!-Кричал Жожо.- Я не хочу ничего делать, я только хочу что-то сказать.
Рахеля и Муля остановились, Жожо подошёл к ним и они пошли втроём пыхтя и отдуваясь.
- Я хочу,...фффф...я хочу,чтобы вы побили меня,пока я ...фффф...не потеряю сознание,- сказал Жожо.- Даже вдвоём,даже десять, я не отвечу...ффф...давайте,со всей злостью...
Муля спрятался за Рахелу. Лицо его не было злым,только глаза большие,полные слёз и маленькая ладонь закрывала рот...мальчик таким грустным не видел Жожо никогда.Кровь стекала по всему телу.
Он нашёл Мулю за спиной Рахели.
-Ты не хочешь меня ударить? Что? Не бойся, бей,бей, не бойся, или ты хочешь другое наказание?Какое другое?Тянущие удары,щипки?
- И тогда он сможет играть?-Спросила Рахеля.

Была тишина.Все молчали.Только рыдания Мули просачивались и текли из под его пальцев, и обувь Жожо давила маленьких муравьёв.
- Тогда что,что?Что? Что я могу сделать?-Сказал Жожо тихо.- Что сделать?
Вот,возьмите это, забыл это письмо,это вам...-он протянул им свёрнутый плакат.
Рахела взяла его и уже протянула руку к Муле.
- Подождите! Подождите минутку!- Сказал Жожо,-у нас есть гараж,у моего папы и его брата.Есть у нас инструменты.Всевозможные инструменты и винты. Может быть можно починить эту твою трубу. Можно посмотреть,что с ней случилось?
Муля не двигался.Он держал трубу и только смотрел как шевелятся губы Жожо.
Рахеля вынула трубу из рук мули и передала Жожо.
- Она сильно раздавлена,- сказал Жожо и проверил её со всех сторон.
- Она брошена,-сказала Рахеля.
Муля ззял её.
-Она больше не работает.В неё нельзя дуть.-Сказал.- Пробовал трубить в неё.Ничего.И воздух не выходит. Он вытер слёзы рукавом.

- Если вы не особенно торопитесь,-сказал Жожо, мы можем пойти сейчас в наш в гараж.
Муля не двигался.
- Мы не спешим,-сказала Рахеля.
- Тогда пойдём.
- Хорошо.
 Почти пол часа шли по серой дороге к району "Холм". Шли молча.
- Здесь я живу,- сказал наконец  Жожо и ввел их в один из домов.
- Ицхак,это ты?- маленькая женщина вышла из кухни и вытерла мокрые руки о грязный передник.В комнате было темно и пахло жареным мясом. Женщина что-то сказала на непонятном языке.
- Она говорит по испански,-сказал Жожо и улыбнулся Рахеле и Муле.И обратился к матери.
- Мама,поухаживай за моими друзьями, пожалуйста, я схожу к папе в гараж на минутку.
- Ицхак, что у тебя?-Спросила мама и прикоснулась к его щеке.
- Ничего.-Сказал Жожо. Взял у Мули трубу и убежал.
- Но,Ицхак, у тебя кровь! Что случилось? Иди,я дам тебе воды!-Звала мама в открытую дверь
Жожо не слышал. Он уже по дороге в гараж.
- Папа.есть у нас что нибудь....посмотри...Я прошу тебя помочь мне...
Из под жёлтой машины на него взглянули чёрные папины глаза.
- Какие у тебя дела,Ицхак?
- Ты посмотри это...Это было трубой одного мальчика...Она смялась,совершенно...
Мы должны починить это,папа!
- Положи это здесь,- сказал отец.
- Нет,нет!-Умолял Жожо.- Я прошу тебя!Это страшно срочно!Этот мальчик...
- Что-то случилось? Куда впутался?- Понзили его два глаза напротив.

- Ничего...этот мальчик...папа, я расскажу тебе потом...это срочно!Псмотри,можно ли это ему исправить?!
Чёрными руками взял отец Жожо эту трубу и посмотрел на неё.Большой Жожо стоял возле него тревожный и напряжённый.
- Папа,всё будет в порядке? Только скажи,что всё будет хорошо.Когда ты говоришь,что всё будет хорошо,я знаю,что всё будет хорошо.
- Трудно знать,-сказал отец и поморщил губы.
Долгий час трудились Жожо и его отец. Жожо подносил инструменты,а отец действовал.
Весь этот час Муля и Рахеля сидели тихо и держали в руках высокие стаканы наполненные холодным лимонадом.Из двух маленьких комнат и из кухни вышли пятеро маленьких детей, братья Жожо.
- Почему они ничего не говорят? Почему они молчат?- Толкали братья друг друга и смеялись.
- Трудно поверить,--сказала Рахела тихо.- У Жожо есть обычный дом ,обычная мама и братья обычные...
А Муля-он не сказал ничего. У него было темно и пусто внутри,и красно и жарко снаружи.
 Послышались тяжёлые шаги и Жожо появился у входа, опираясь на и притолоку и рукой поддерживая голову.
-Я сожалею,-сказал,-мой папа  пытался сделать всё,что мог, перед моими глазами, он старался, но это начало ломаться.
- Где а...-Спросил Муля
- Ты её хочешь?- Спросил Жожо- Но она...
Муля протянул руку и сказал.-Я,да.
Жожо развернул коричневую бумагу,которую держал в руках и протянул Муле помятую трубу.На глазах у Мули снова выступили слёзы.
- Может нужно подуть сильнее?- Спросила Рахела.
- Да,да,попробуй,-прошу- попробуй сильнее. Жожо молился,чтобы услышать хоть какой-нибудь маленький звук, но только тихий шопот выполз из отверстия-пппппп.

- Я знаю,она будет немой.-Сказал Муля.
Рвхель  вышла первой и Муля пошёл за ней. Жожо смотрел,как они медленно спускаются в тёмный коридор.
На углу улицы,рядом с электрическими столбами,Жожо вынул из под мышки пакет, завёрнутый в газету.
Очистил горло и сказал.
- Смотри, я не буду читать лекций и произносить речей,я не так уж хорош. Не думай. Я только хочу
сказать, что,иногда,люди, не всегда думают.Я только хотел,чтобы было смешно, не думал,что ты... это ты...Не думал вообще ничего.Ничего.Просто.Вдруг вышла такая вещь.Такая вещь вышла,что приводит меня к тюрьме.Я знаю,что приводит...Даже не спорь.И если твоя подруга говорит,что я преступник...тогда может быть...может быть она права....Я принёс тебе большую беду.После того,как я увидел твой плакат, это приветственное письмо...только потом я узнал,что ты,это ты.Я знаю этот твой рассказ от Щепотки.
Щепотка рассказывает нам о тебе рассказы.Немного смешные...И всё...Так смотри...Невозможно исправить эту трубу.Верно,что невозможно? Она так уже...Жожо сморщил губы, и тогда,одним движением,развернул газету и держал в руке деревянную коробку.

- Ты знаешь,что это? Тут деньги. Я даю это тебе.Это всё...для новой трубы.
Муля крепко держал свою трубу исмотрел на Жожо.
- Ты думаешь,что я это украл?- Спросил Жожо.Муля пожал плечами.
- Тогда я клянусь тебе,-сказал Жожо,-это чистые деньги.И так сохранит меня бог.Собирал два года для велосипеда.Ты знаешь, с таким круглым рулём,низкий,который изгибается.Спортивный велосипед.Не важно.
Не украл я.Клянусь тебе.Это я помогаю на парковках расставлять ящики,и это деньги,которые дают мне.
Возьми!Купи новую трубу.Хорошую.Какую выберешь.-Жожо ткнул коробку в руки Мули.
- Друзья?-Жожо протянул Муле руку.
- Друзья,-прошептал Муляи и протянул слабую руку.
-Тогда купи новую трубу и сыграй "Голос моего дяди" и чтобы лицо твоё не было таким грустным.

Что? Что ты говоришь?- Жожо похлопал Мулю по плечу. А этот выбрось,хорошо? Выбрось и купи что - нибудь новое.
Если это будет стоить дороже, чем есть тут,я добавлю.Через недельку,две приеду и добавлю сколько нужно.Но этот выбрось, хорошо? Обещаешь?
- Я выброшу дома.-Сказал Муля.
- Так друзья?- спросил снова Жожо. Муля кивнул головой.
Под электрическими столбами стоял Жожо и провожал глазами Мулю и Рахелю пока они скрылись в темноте.
Странно.
В этот момент он потерял свой спортивный велосипед, и вместе с ним старую мечту о гонках и соревнованиях, мечту
которую он носил с собой во всех тяжёлых коробках, которые он разгружал и загружал и он не сожалел.Но не в этот момент.У него была уверенность, что прекратятся страдания этого маленького ребёнка с рыжими волосами.Должно быть он чувствовал себя лучше.
- Но я не уверен,-сказал Жожо громко и пнул три мусорки.Кошки выскочили оттудаи хвосты трубой.
- Если кто-то из клиперов придет меня звать, скажи им,что я ушёл.

                ***

Когда Муля пришёл домой, увидел мамину тень, двигающуюся около около окна. Конечно опять беспокоилась.
- Так как был концерт? Видел Хозэ Филипа? И он всё ещё продолжается?
- Мама,-попросил Муля,-не спрашивай сейчас. Я скажу тебе завтра.Я так устал. И он попросился лечь раньше спать.
- А поесть?- Спросила мама.
- Я не голоден.
- А попить что-нибудь?
- Я правда,не хочу,доброй  ночи.- Сказал Муля.
Он вошёл в свою комнату и сел на край кровать. Страшно болела голова и он её обернул.Как шерстяная шапочка.
Снова пытался дуть в трубу...и положил её сбоку.
Вздохнул и повернул голову.Труба умерла и бесполезно грустить и смотреть на неё.
С маленького письменного стола взглянула на него чужая деревянная коробка.На мгновение Муля забыл откуда он пришёл.Он открыл её и высыпал содержимое на кровать.Монеты и денежные купюры легли маленькой и высокой горкой. Муля попытался считать, но обрывки образов и событий возникали перед ним и путали сознание.

Джимбо на лестнице...Жожо тубящий в его трубу...мусоровоз...Лиор с руками в карманах...Двумя руками  собрал эту кучу и начал высыпать её обратно в коробку.И,вдруг...перед его глазами блеснула, между монетами, полоска белой бумаги,Муля  открыл её.
             
                За то что разгрузиз ящики с овощами-10 лир
                За то что перенёс капусту          - 5 лир
                За то что разгрузил огурцы         - 4 лиры
                За то что привёз урожай помидор    - 3 лиры.

В записке был длинный список работ, которые Жожо делал для зеленщика,для хозяина прачечной, и продавца рыбного магазина, и ещё и ещё.Длинный список.И в конце,под линией написана сумма- 135 лир. С другой стороны записки написано маленькими буквами -велосипед- 175 лир.

Муля наморщил  лоб.Только сейчас он начал понимать то,что сказал ему Жожо о коробке и о велосипеде.
На другой день, никому ничего не сказав,Муля пошёл один к дому Жожо.
Ему сказали,что он разгружает огурцы в магазине зеленщика и Муля поспешил туда.
Позади большого грузовика,увидел Муля высокую спину Жожо, который нёс ящики к входной двери магазина.Он подождал,пока Жожо подписал что-то в записной книжке
хозяина магазина и тогда подошёл к нему.
Жожо был удивлён.
- Что ты здесь делаешь?
- Пришёл вернуть тебе твою коробку,-сказал  Муля и глаза его смотрели немного вниз.Он видео пот,стекающий маленькими ручейками на тёмной груди Жожо.
- Зачем возвращать? Не возвращай мне!Чего,вдруг,возвращать? Я отдал тебе эти деньги. Правда!Зачем возвращать? Жожо замахал руками.

- Так...Это так...,-начал Муля мямлить,-труба моя...как будто уже мёртвая.Не сердись. Я знаю,что ты немного не намеренно.Такое её счастье...Это значит такое моё счастье...наше...Она,по крайней мере,немного побыла со мной и я рад,что успел что-то сыграть...даже "Голос моего дяди"... Только одну строчку,т.к это занимает много времени найти всю песню...-его губы начали кривиться.
Он глотнул побольше воздуха, и продолжил.
- Но твой велосипед...который ты даже ещё не купил...он вообще...Я имею ввиду,что он ещё не родился, что у тебя не было возможности  порадоватся ему, как я радовался своей трубе. Страшно радовался...Это смешно,то что я говорю?

Жожо смотрел на него большими глазами.
- Что ты говоришь, Муля,я хочу чтобы  ты купил себе новую трубу, или чтобы я купил тебе...Ты заслуживаешь этого! К чёрту мой велосипед! Не переживай обо мне! Я заслуживаю большего наказания.
- Я не хочу сейчас привыкать к новой трубе,-сказал Муля.-голова моя еще думает об этой. Он немного помолчал.
Глаза его  блестели и даже сверкнули...-Так всегда,когда я привыкаю... пусть хоть и фонит из-за небольшой трещины,и это было в "Голосе дяди",всё таки она была золотой, и я любил её, с её трещиной и фальшивым звуком. Это смешно? Ты,конечно,думаешь,что я смешной?
Жожо прикусил губу.
- Купи себе велосипед,-сказал Муля.-я знаю,что ты для него много работал.Я видел твой список...извини,что заглянул...Так купи его. Я не хочу мешать.Я знаю,как чувствуют в такой ситуации.Это очень грустно...Извини,если я говорю глупости.
Жожо рассмеялся.
- Муля,мне не нужны эти еньги, поверь мне.Есть у меня достаточно.Я могу купить пятьдесят велосипедов. Я страшно богатый.
Муля посмотрел на него с сомнением и сказал.
- Жожо,ты не такой богатый, верно?
Жожо молчал. Он так полюбил этого Мулю,который стоял рядом с ним, маленького и серьёзного, который с трудом доставал до его груди.Если бы не стеснялся, то обнял бы его обеими своими большими руками.
- Ты сказал,что труба из золота,- сказал Жожо,-это сердце твоё из золота.Честное слово,господин.

- Я думаю,что нет такой вещи,-сказал Муля серьёзно и протянул Жожо деревянную коробку.Жожо взял её и посмотрел на Мулю долгим взглядом.Он барабанил каждым пальцем по крышке коробки и продолжал смотреть на Мулю. Вжруг сорвался с места.
- Тогда ты знаешь что?(прыжок)
- Я знаю что!( прыжок)
- Ты знаешь что?(прыжок)
- Я скажу тебе что...!(ещё прыжок)
Муля запутался от всех высоких прыжков Жожо и голова его почти  закружилась
- Подожди здесь. Минутку.Не двигайся...и не удери! Я быстро вергусь.
Жожо исчез в магазине, и вышел держа в руках своё знаменитое ружьё для птиц.
Он передал его удивлённому Муле исказал.
- Это тебе! Возьми пожалуйста.Я отдаю тебе своё ружье!
Муля был смущён.
-Извини,-сказал,-но я не люблю стрелять птиц.
Жожо долго смотрел на его лицо и вспомнил,что видел его раньше...
- Нет,нет,не птиц!- объявил Жожо.-Я научу тебя стрелять по цели, ты же парень.
Я научу тебя!Сейчас я прошу тебя,чтобы ты взял. Это сувенир от меня.
Впервые Муля увидел красивые отверстия вырезанные в дереве о которых всегда
  рассказывали ему с удивлением дети района.
- Это ружье слишком красивое для ребенка,не такого важного....
-Да...для...так это...!-Жожо вложил ружьё в руки Мули.
Муля прочитал вслух слова которые были выгравированы на нём:Сувенир Муле от Жожо навечно.
- Спасибо,-Сказал Муля,-ты очень щедрый.
Они стояли друг против друга и молчали...
И если когда-то, кто-то попытается обидеть тебя, скажи мне,этого достаточно.
- Спасибо,-сказал Муля и снова смущённо молчали.
- Как смешно,-сказал, вдруг, Муля- если бы я не пришёл так рано смотреть на Хозе Филипа, мы бы не разговаривали сейчас.Не нужно было приходить рано.Просто пришёл рано.Небыло у меня терпения. Хотел сидеть в первом ряду.Вот так, на верёвке, вместе со своей трубой и приветствием. Он ,конечно,играл красиво. Ты слышал как он играл? Когда он был ещё ребёнком, он уже играл,так весело.Ты знаешь? Так радостно...
Мулины глаза снова блеснули.
- Ты любишь его,верно?- Спросил Жожо.
- Страшно,-сообщил Муля шопотом.
Жожо вздохнул.
- Но сейчас это уже не важно...просто...может я пойду посмотреть этот его фильм?
- Извини,-Сказал-Жожо,- мне нужно сейчас бежать. Ты иди домой и жди меня там.Я выясню и приду поговорить с тобой, и скажи мне,где ты живёшь.
Муля объяснил и Жожо исчез в конце улицы.Муля медленно пошёл к своему дому.
На его плече покачивалось что-то новое,незнакомое.Ружьё Жожо, сувенир мира.

 

 


Рецензии