За двумя зайцами

Звоню Саше.-Синоптики обещают на субботу и воскресенье осадки в виде дождя и снега. Надо в воскресенье куда-то поехать. Поймать этот момент перехода в понедельник. Ты сможешь вырваться? 
-Если только до обеда. Хозяин выезжает в понедельник утром около десяти. За два-три часа ничего не случится. Там и сосед есть. Куда поедем?
-Чандалаз отпадает. Ты не сможешь оттуда вырваться к обеду. К Сестре уже надоело ходить. Там лазить надо. У меня что-то с плечом и шеей не в порядке. Клинит. Спать на правом боку не могу. Пойдем к скале Бахирева. Там утром можем и «Сказку» сфотографировать, и уток мандаринок на кекуре.
-Опять за «двумя зайцами», Сергеич. Фантазер ты. Ладно. Во сколько встречаемся?
-В 12 часов, на остановке, напротив автовокзала. 
-Согласен. До воскресенья.
Весь день и всю ночь в Находке шел небольшой дождь. Во Владивостоке осадки выпали в виде снега. Там в воскресенье уже была «Сказка». Жена показывала в своем телефоне. У нас в городе и в воскресенье шел дождь. Но когда ехали к Нефтебазе в воздухе замелькали снежинки.
-Саша, снег пошел. Будет «Сказка». К ночи обычно холодает. Значит, подмерзнет.
-В хижину пойдем?
-Только туда.
-Можно было бы и в грот, что у скалы Бахирева.
-Я пленку взял четыре на шесть метров. Закроем крышу хижины и будем жить там с комфортом.
-Молодец!
Долго автобус на Астафьева ждать не пришлось. Подъехал следом за Пятеркой.
-Пойдем по тропе, напрямую к хижине. К пляжу спускаться не будем.
-Как быть с костром и водой?
-Я термос взял с чаем. На сегодня нам хватит. Перекус кое-какой.
-Согласен.
Крышу накрыли за пять минут. К счастью доски, оставленные строителем хижины, туристы не спалили. Ими и укрепили тент. Поставили палатку.
А снег с небольшими перерывами все шел и шел. Видимость нулевая.
-Что, Сергеич, делать будем?
-Сегодня прочитаю тебе самое интересное.
-А что, было что-то неинтересным?
-Ну, самое значительное прочитаю. Первое- «Наставления батюшки Серафима Саровского. Второе- О смерти и бессмертии из Учения Живой Этики. Из всех книг подобрал. Ты это еще не слышал.
-Давай, для начала чайку хлебанем. Согреемся.
-Согласен.
Устроившись в палатке на рюкзак, у входа, где было больше света, достал распечатки.
-Начнем. Как я сказал, что сначала прочитаю тебе «Наставления» преподобного Серафима Саровского. Это своего рода Учение.
«О Боге. «Бог есть огнь, согревающий и разжигающий сердца и утробы. Итак, если мы ощущаем в сердцах своих хлад, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он, пришед, согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты изгонится хлад доброненавистника».
О причинах пришествия в мир Иисуса Христа. «Причины пришествия в мир Иисуса Христа, Сыне Божия, суть:
Любовь Божия к роду человеческому: так возлюби Бог мир яко и Сына своего единароднаго дал есть./Ин.3,16/.
Восстановление в падшем человеке образа и подобия Божия, как о сем воспевает Св. Церковь: истлевша преступлением по Божию образу бывшего, всего тления суща, лучшияотпадашаБожественныя жизни, паки обновляет мудрый Создатель.
Спасение душ человеческих: не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир/Ин.3,17/.
Итак, мы следуя цели Искупителя нашего Господа Иисуса Христа, должны жизнь свою препровождать согласно Его Божественному Учению, дабы через сие получить спасение душам нашим.
О надежде. «Все, имеющие твердую надежду на Бога, возродятся к Нему и просвещаются сиянием вечного света. Если человек не имеет излишнего попечения о себе из любви к Богу и для дел добродетели, то таковая надежда есть истинная и мудрая. А если человек все упование свое возлагает на свои дела, к Богу же обращается с молитвою лишь тогда, когда его постигают непредвиденные беды, и он, не видя в собственных силах средств к отвращению их, начинает надеяться на помощь Божию, то такая надежда суетна и ложна. Истинная надежда ищет единственно Царствия Божия и уверена, что все земное, потребное для жизни временной, несомненно дано будет…Сердце не может иметь мира, доколе не стяжает этой надежды. Она умиротворит его и вольет в него радость. Она-то вполне умиротворит его и внесет радость в него. О сей надежде сказали святейшие уста Спасителя: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою/Мф.11,28/, то есть надейся на Меня, и утешися от труда и страха».
О любви к Богу. «Стяжавший совершенную любовь существует в жизни сей так, как бы не существовал. Ибо считает себя чуждым для видимого, с нетерпением ожидая невидимого. Он весь изменился в любовь к Богу и забыл всякую другую любовь… Душа, исполненная любви Божией, во время исхода своего из тела, не убоится князя воздушного, но со ангелами возлетит, как бы от чужой страны на родину».
О страхе Божием. Два вида страха: «если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай».
О хранении познанных истин. Не должно без нужды открывать сердца своего; из тысячи можно найти только одного, который бы сохранил твою тайну. Когда мы сами не сохраняем ее в себе, то как можем надеяться, что она может быть сохранена другими.С человеком душевным надобно говорить о человеческих вещах; с человеком же, имущим разум духовный, надобно говорить о небесных. Исполненные духовною мудростию люди рассуждают о духе какого-либо человека по Священному Писанию, смотря- сообразны ли слова его с волею Божиею, и потому делают о нем заключение. Когда случится быть среди людей в мире, о духовных вещах говорить не должно; особенно когда в них не примечается и желания к слушанию. Надобно в сем случае следовать учению св. Дионисия Ареопагита «Соделавшися сам божественен божественных вещей познанием, и в тайне ума святая сокрыв о т неосвященного народа, яко единообразная, храни: не бо праведно есть, яко же писание глаголет, повергнути в свиния умных маргаритов чистое, световидное и драгоценное благоукрашение. Надобно содержать в памяти слово Господне: не пометайте бисер ваших перед свиньями, даи не поперут их ногами своими, и вращеся\, расторгнут вы»/Мф.7,6/. «А потому всеми мерами должно скрывать в себе сокровище дарований. В противном случае потеряешь и не найдешь. Когда же надобность потребует или дело дойдет, то откровенно во славу Божию действовать должно по глаголу: потому что путь уже открылся».
-Почти ничего не понимаю, Сергеич. Зато понимаю, почему дано Учение Живой Этики. Чтобы понятно было современному человеку. Но и самое главное: все святые были люди, принадлежащие определенному времени и стране; и все они по уму были муравьями в сравнении с Учителями человечества.
-Правильно ты говоришь, Саша. Именно, ум человека ничтожен с Умом Учителей человечества. Продолжаю дальше.
О многословии. «Одного многословия с теми, которые противных с нами нравов, довольно расстроить внутренность внимательного человека. Но всего жалостнее, что от сего может погаснуть тот огонь, который Господь наш Иисус Христос пришел возврещи на землю сердца: ибо ничто же тако не устужает огнь, от Святого Духа вдыханный в сердце инока ко освящению души, яко же сообращение, и многословие, и собеседование, кроме онаго, еже со чады тайн Божиих, еже к возвращению разума и приближению» /Исаак Сирин, слово 8/.
-Головоломка какая-то. Неужели священники не понимают, что этот язык современниками не воспринимается?
-Это консерватизм.
О молитве. «Истинно решившиеся служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве ко Иисусу Христу, говоря умом: Господи Иисусе Христе. Сыне Божий, помилуй мягрешного; в часы же послеобеденные можно говорить сию молитву так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Богородицы помилуй мя грешного; или же прибегать собственно ко Пресвятой Богородице, моляся: Пресвятая Богородице, спаси нас, или говорить поздравление ангельское: Богородице Дево, радуйся. Таковым упражнением при сохранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним. Ибо, по словам св. Исаака Сирина, кроме непрестанныя молитвы мы приблизиться к Богу не можем/слово 69/.
Если в молитве случится плениться умом в расхищение мыслей, тогда должно смириться перед Господом Богом и просить прощения, говоря: согреших, Господи, словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы. Почему всегда должно стараться, чтобы не предавать себя рассеянию мыслей: ибо через сие уклоняется душа от памяти Божией и о любви Его ко действию диавола, как святой Макарий говорит: все супостата нашего тщания сие есть, да мысль нашу от памятования о Боге и страха и любви отрешит/слово2 гл.15/. Когда же ум и сердце будут соединены в молитве и помыслы души не рассеяны, тогда сердце согревается теплотою духовною, в которой воссияет свет Христов, исполняя мира и радости всего внутреннего человека».
О печали. «Душа, исполненная печали, делаясь безумною и иступленною, не может спокойно ни принимать благого совета, ни кротко отвечать на предлагаемые вопросы…Печаль есть червь сердца, грызущий рождающую его мать…Кто победил страсти, тот победил и печаль. А побежденный страстями не избежит оков печали. Как больной видим по цвету лица, так обладаемый страстию обличается от печали. Кто любит мир, тому невозможно не печалиться. А презревший мир всегда весел. Как огонь очищает золото, так печаль по Бозе очищает греховное саердце».
О скуке и унынии. «Болезнь сия врачуется молитвою, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением слова Божия  и терпением; потому что и рождается она от малодушия и праздности и празднословия… Уныние у святых отцов иногда называется праздностию, ленностию и разленением».
Об отчаянии. «Как Господь печется о нашем спасении, так человекоубийца-диавол старается привести человека в отчаяние. Иуда-предатель был малодушен и не искусен в брани, и потому враг, видя его отчаяние, напал на него и принудил его удавиться; но Петр-твердый камень, когда впал великий грех, как искусный в брани, не отчаялся и не потерял духа, но пролил горькие слезы от горячего сердца, и враг, увидя их, как огнем палимый в глаза, далеко убежал от него с болезненным воплем».
О болезнях. Тело есть раб, душа царица, а потому сие есть малосердие Господне, когда тело изнуряется болезнями: ибо от сего ослабевают страсти, и чело век приходит в себя; да и сама болезнь телесная рождается иногда от  страстей. Отними грех, и болезни оставят. Господь создал тело, а не недуг; душу, а  не грех. Что же паче всего  полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя любовь сию, мы отпадаем от Него, а отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам. Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига и даже более».
О терпении и смирении. «Надобно всегда терпеть что-нибудь Бога ради с благодарностью. Наша жизнь- одна минута в сравнении с вечностью; и потому не достойны, по апостолу, страсти нынешнего времене к хотящей славе явиться в нас» /Рим.8,18/. В молчании переноси, когда оскорбляет враг, и Господу открывай сердце свое. Когда твою честь кто унижает, то всеми мерами старайся, чтобы простить ему, по слову Евангелия: от взимающего твоя не истязуй/Лк.6,30/. Когда нас люди поносят, то мы должны считать себя недостойными похвалы.Ежели бы были достойны, то бы все кланялись нам.  Мы всегда и пред всеми должны унижать себя, и, следуя учению св. Исаака Сирина: уничижи себя, и узриши славу Божию в себе». Посему возлюбим смирение и узрим славу Божию; иде же бо истекает смирение, тако слава Божия источается. Не сущу свету, вся мрачна; так и без смирения ничего нет в человеке как одна тьма».
О милостыне. Творить милостыню должны мы с душевным благорасположением.
О должностях и любви к ближним. «С ближним надобно обходиться ласково, не делая даже и видом оскорбления… Дух смущенного или унывающего человека надобно стараться ободрить любовным словом.
О неосуждении ближнего. «Не должно судить никого, хотя бы собственными очами видел кого согрешающим, или коснеющим в преступлении заповедей Божиих, по слову Божию: Не судите да не судимы будете /Мф.7.1/.
О прощении обид. «Итак, если мы будем, сколько есть силы, стараться все сие исполнять, тогда можем надеяться, что рано воссияет свет Божественный в душах наших, открывающий нам путь к горнему Иерусалиму».
О попечении о душе. «Нам все старание должно иметь о душе; тело же подкреплять для того только, чтобы оно способствовало подкреплению духа. Если самовольно изнурим свое тело до того, что изнурится и дух, то таковое удручение будет безрассудное, хотя бы сие сделалось для снискания добродетели».
Чем должно снабдевать душу. «Душу снабдевать надобно словами Божиим; ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб ангельский, им же питаются души, Бога алчущие. Всего же более должно упражняться в чтении Нового завета и Псалтыри. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным. Надобно так себя приобучить, чтобы ум как бы плавал в законе Господнем, которым, руководствуясь, должно управлять жизнь свою. Очень полезно заниматься чтением слова Божияч в уединении  и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставляет человека Своею милостию, но исполняет его дара разумения. Когда же человек снабдит душу свою словом Божиим, тогда исполняется разумением того, что есть добро и что есть зло.Чтение слова Божия должно быть производимо в уединении, для того чтобы весь ум чтущего углублен был в истины Священного Писания и принимал бы от сего в себя теплоту, которая в единении производит слезы, от сих человек согревается весь и исполняется духовных дарований, услаждающих ум и сердце паче всякого слова. Следует также снабдить душу и познаниями о Церкви, как она от начала и доселе сохраняется, что терпела она в то или другое время; знать же сие не для того, чтобы желать управлять людьми, но на случай могущих встретиться противностей».
-Из этого я, Сергеич, понял, что Учение Живой Этики необходимо читать внимательно и постоянно.
-Здесь батюшка прав. Только замени Евангелие, Псалтыри и Старый Завет на Учение Живой Этики. Все остальное правильно.
О мире душевном.  «Ничто же лучше есть во Христе мира, в нем же разрушается всякая брань воздушных и земных духов.: Несть бонаша брань и крови и плоти, но к началам и ко властем и к миродержателем тьмы века сего, к духовном злобы поднебесным/Мф.6,12/. Признак разумной души, когда человек погружает ум внутрь себя и имеет делание в сердце своем.Тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает в мирном устроении, а посредством сего и в примерном: в мирном, то есть с совестью благою; в примерном же, ибо ум созерцает в себе благодать Святого Духа, по слову Божию: в мире место Его/Пс.75/. Можно ли, видя солнце чувственными очами, не радоваться? Но сколько радостнее бывает, когда ум видит внутренним оком солнце правды, Христа. Тогда, воистину радуется радостиюангельскую; о сем-то и апостол сказал: наше житие на небесех есть./Флп.3,20/. Когда кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары. Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатью Божиею, жили долго.,.Итак, мы должны все свои мысли, желания и действия сосредоточивать к тому, чтобы и с Церковью всегда вопиять: Господи Боже наш, мир даждь нам!»
-Почти ничего не понял.
-И я, Саша, мало что понял о мире душевном. Может быть дальше станет понятнее в следующем «Наставлении»..
О сохранении мира душевного. «Всеми мерами надобно стараться, чтобы сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других. Для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений. Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный: когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения. Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву».
-Ну, это понятно наставление.
-О хранении сердца. «Мы неусыпно должны хранить сердце свое от непристойных помыслов и впечатлений, по слову Приточника: Всяцем хранением блюди твое сердце, от сих боисходяща живота/Притч.4.23/. От всегдашнего хранения сердца рождается в нем чистота, в которой зрится Господь, по уверению Истины вечныя: Блаженичистии сердцем: яко тии Бога узрят./Мф.5,8/. Что втекло в сердце лучшего, того мы без надобности выливать не должны: ибо тогда только собранное может быть в безопасности от видимых и невидимых врагов, когда оно хранится во внутренности сердца. Сердце тогда только кипит, будучи возжигаемо огнем Божественным, когда в нем есть вода живая; когда же сия выльется, то оно хладнет и человек замерзает».
О распознавании действий сердечных. «Когда человек примет что-либо Божественное, то в сердце радуется; а когда диавольское, то смущается. Сердце христианское, приняв что-либо Божественное, не требует стороннего убеждения в том,
Что сие есть от Господа, но самым тем действием убеждается, что восприятие его есть небесное; ибо ощущает в себе плоды духовные: Люби радость, мир, долготерпение, благодать, милосердие, веру, кротость, воздержание»/Гал.5,22-23/.
О свете Христовом. «Дабы принять и узреть в сердце свет Христов, надобно сколько можно отвлечь себя от видимых предметов. Предочистив душу покаянием и добрыми делами и с верою в Распятого, закрыв телесные очи, погрузить ум внутрь сердца, где вопиять призыванием имени Господа нашего Иисуса Христа; и тогда по мере усердия и горячести духа к возлюбленному находит человек в призываемом имени услаждение, которое возбуждает желание искать высшего просвещения. Когда через таковое упражнение укоснит ум в сердце, тогда воссиявает свет Христов, освещая храмину души своим Божественным осиянием, как говорит пророк Малахия: И воссияет вам  боящимся имени Моего солнце правды/Малах.4,2/. Когда человек созерцает внутренно свет вечный, тогда ум бывает чист и не имеет в себе никаких чувственных представлений, но, весь будучи углублен в созерцание несозданной доброты, забывает все чувственное, не хочет зреть и себя; но желает скрыться в сердце земли, только бы не лишиться сего истинного блага-Бога».
О помыслах и плотских движениях. Ежели мы не согласны со влагаемыми от диавола злыми помышлениями, то мы добро творим. Нечистый дух только на страстных имеет сильное влияние, а к очистившимся от страстей приражается только со стороны или внешне.
О внимании самому себе. «Ум внимательного человека есть как бы поставленный страж, или неусыпный охранитель внутреннего Иерусалима. Стоя на высоте духовного созерцания, он смотрит оком чистоты на обходящие и приражающиеся к душе его противные силы; по псаломнику, и на враги моявоззре око мое /Пс.53,9/. Наблюдать должно, чтобы не обращаться на чужие дела, не мыслить, не говорить о них…»
Об отречении от мира. «Не освободясь от мира, душа не может любить Бога искренно. Ибо житейское, по словам преподобного Антиоха, для нее есть как бы покрывало».
О подвигах. «Должно снисходить душе своей в ее немощах и несовершенствах, и терпеть свои недостатки, как терпит других, но не обленяться и побуждать себя к лучшему».
О покаянии. «Начало покаяния происходит от страха Божия и внимания, как говорит св. мученик Вонифатий в житии его,: страх Божий есть отец внимания, а внимание- матерь внутреннего покоя, той же рождает совесть, которая сие творит, да душа якоже в воде некой чистой и невозмущенной, свою зрит некрасоту, и тако рождаются начатки и корения покаяния».
О посте. «Чтобы наложить на себя строгое правило воздержания во всем и лишить себя всего, что может служить к облегчению немощей, сие вместить не всякий может. Пищи употреблять должно каждый день столько, чтоб тело, укрепясь, было другом и помощником души в совершении добродетели; а иначе может быть то, что изнемогшу телу и душа ослабевает. По пятницам и средам, особенно же в четыре поста, пищу употреблять один раз в день, и ангел Господень прилепится к тебе».
О бодрствовании противу искушений. «Мы должны всего во смирении призывать Господа и молить, да не попустит на нас быти искушению выше силы нашей; но да избавит нас от лукавого. Ибо когда Господь оставит человека самому себе, тогда диавол готов стереть его, яко мельничный жернов пшеничное зерно».
Об уединении и молчании. «Паче всего должно укращать себя молчанием; ибо Амвросий Медиоланский говорит: молчанием многих видел я спасающихся; многоглаголанием же- ни одного. И паки некто из отцов говорит, что молчание есть таинство будущего века, словеса же орудие суть мира сего… Ты только сиди в келье во внимании и молчании и всеми мерами старайся приблизить себя ко Господу, а Господь готов сделать тебя из человека ангелом: на кого бо, говорит, воззрю; токмо на кроткого и молчаливого, и трепещущаго словес Моих/Ис.66,2/. Когда в молчании пребываем, тогда враг-диавол ничего не успеет относительно к потаенному сердцу человека: сие же должно разуметь о молчании и разуме. Проходящий таковой подвиг должен все упование свое возложить на Господа Бога, по учению апостола: всю печаль вашу возверзитенань, яко Той печется о вас/Нетр.5,7/. От уединения и молчания рождается умиление и кротость; действие сей последней в сердце человеческом можно уподобить воде оной тихой Силоамской, которая течет без шума и звука…»
О безмолвии. «Совершенное безмолвие есть к рест, на котором должен человек распять себя со всеми страстями и похотями. Но подумай, Владыка наш Христос сколько наперед претерпел поношений и оскорблений и потом уже восшел на крест. Так и нам нельзя прийти в совершенное безмолвие и надеяться святого совершенства, если не постраждемсо Христом. Пришедший в безмолвие должен непременно помнить, зачем пришел, чтобы не уклонилось сердце его к чему-либо другому».
О жизни деятельной и умозрительной. «К умосозерцательной жизни приступать должно со страхом и трепетом, с сокрушением сердца и смирением, со многим испытанием Святых Писаний, и, если можно найти, под руководством какого-либо искусного старца, а не с дерзостью и самочинением…Путь деятельной жизни составляют: пост, воздержание, бдение, коленопреклонение, молитва и прочие телесные подвиги, составляющие тесный путь и прискорбный, который по слову Божию вводит в живот вечный /Мф.5,14/.
Все! Есть и для тебя Саша, работа. У тебя сейчас в распечатках собрано все лучшее, главное из Учения Живой Этики. Ты на каждое «Наставление» Серафима Саровского найди формулы из Учения Живой Этики. Это большой труд. Тогда в какой-то степени поймешь и мой труд. Эти распечатки я тебе отдаю. Попробуй. Пьем чай. Перекусываем. Продолжаем.
-Люблю слушать, Сергеич.
-Знаю. Но и сам  полюби читать.
-Да, читаю.
-Значит о смерти.
«Смерть не больше, нежели стрижка волос, так же отдается материя.
Ужас смерти есть самое тяжкое самосудие.
Как тяжкий рок висит над человеческим сознание мысль о смерти. Как неминуемая чаша стоит призрак смерти, и, пройдя весь жизненный путь, дух приходит к заключению, что здесь нужно кончать явление жизни. Таково хождение духа, разобщенного с Космосом. Не зная начала и видя лишь конец, дух разобщенный проходит жизнь бесцельно.
Самоубийство есть осквернение сердца и крайняя степень невежества.
Многие учения предписывают воздержание от всякого убийства. Конечно, осталось недосказанным, как быть с убийством малейших существ невидимых? Конечно, имелось в виду преднамеренное убийство по злой воле, иначе в каждом дыхании человек становился бы убийцей. Сознание может  подсказать, где граница. Сердце может чуять и уберечь человека от убийства.
Думающий о смерти ее призывает.
Спросят: долго ли могут блуждать по земле так называемые живые мертвецы? Могут довольно долго, в зависимости отих животной притяженности к плотному миру. Психическая энергия покинет их, излучения сделаются ничтожными, и маленький аппарат будет показывать знак смерти. Такие ходячие мертвецы будут легко подпадать под влияние посторонних лиц. Они будут утверждать пустые слова своих бывших дней, никого не убеждая. Врачи будут тщетно исследовать их аорту, указывая на болезнь сердечного лапана.Уявлениетаких мертвецом иногда чуется некоторыми животными.
Ходящие мертвецы- так назывались люди, в которых всеначальная энергия прекращала свое движение. Можно припомнить немало людей, которые продолжали проявлять физические отправления, но  их энергия уже отмирала. О таких людях можно иметь показание как о мертвецах- в сущности они и есть мертвецы. Они уже не могут принадлежать Земле. Они еще двигаются и спят и произносят звуки, но  ведь астральное тело, шелуха, то же двигается и бывает видимо.
Живые мертвецы успели умереть в тонком теле, хотя плотное еще живет. Психическая энергия находится в таких случаях в ненормальном состоянии. Она почти выходит за тонким телом. Такие организмы уже не могут творить поступательно и катятся по наклонной плоскости. У Нас называют такие организмы пустыми оболочками.
Люди видят, что лица, названные живыми мертвецами, продолжают ходить по Земле, и так зарождается сомнение в правильности указания. Но зачем ограничивать понятие лишь внешними физическими проявлениями? Аппарат показывает смерть, и такое указание гораздо важнее физической очевидности. Главное в том, что тонкое тело находится на выходе и иногда не входит в физическое вполне. Они идут в поводу у других, сами того не замечая. Они очень привязаны к Земле и с ужасом думают о смерти. Обычно они так называемые материалисты, ибо боятся даже намека на продолжении жизни тонкого тела.
Угашение пламени сердца карается смертью, смертью духа, и становится человек воистину смертен, то есть в духе умершим. Много живых мертвецов ходит по лику Земли.
Одни полагают, что человек постоянно умирает; другие знают, что человек беспрестанно рождается. Одни исходят от ужаса, другие от радости. Одни внушают себе смерть, другие познают жизнь. Так человек в  большой степени предопределяет свое будущее. Можно быть уверенным, что определяющий себе смерть не знает о Мире Высшем.
Главное недоразумение остается в том, что люди готовятся к смерти вместо того, чтобы воспитывать себя к жизни.
Большинство людей не умеют отнестись достойно к ушедшим и тем нарушает их восхождение. Они иногда о них злословят, и это дурно. Также нередко люди совершенно забывают отошедших, и это дурно.
Где мы будем после смерти? Мыслитель/Христос/ отвечал: «Мы будем недалеко, и каждый при жизни успел побывать в месте нашего будущего пребывания. Во снах каждый не раз посещал сферы сужденные».
Смерть собирает свою жатву. Многие уйдут. Оболочки не выдержат напряжения, то есть плоть не в состоянии будет сочетаться с Огнем. Так Огонь явится очистителем.
Интересно отметить то, что человек не может представить себе мертвым себя. Он может представить таковым свое тело, но не себя, ибо сам он будет стоять около и смотреть на свою мертвую оболочку. Сознание бессмертия естественно. Только ложная теория смерти разрушает его, и человек начинает отрицать. А так как в Высших Мирах творит мысль, то мысль отрицающая создает временную иллюзию смерти, временную потому, что, воплощаясь все снова и снова, человек продолжает жить, несмотря на ложное признание смерти. Говорится не о смерти формы, которая- очевидный факт, но о бессмертной жизни, одушевляющей времен но данную форму.
Для кого-то загадка или тайна смерти уже разрешена. Будучи еще в теле, человек уже знает, что смерти нет, что смерть- это величайшая иллюзия человечества, что смерть тела совсем не означает смерти того, кто живет в нем. Будучи в теле земном, он уже не раз переходил в своем тонком теле в Мир Надземный и убеждался, что именно в нем живут те, кого люди считают умершими.
Внезапная смерть несет с собою много неудобств и сложностей. Правильнее называть смерть переходом, ибо слово «смерть» обозначает то, чего нет в действительности. Всею силою духа надо стремиться к тому, чтобы сохранить непрерываемость сознания.
Конечно, смерть- это прежде всего освобождение. Люди делятся на Земле на рабов и свободных, на рабов у своих вожделений, страстей, недостатков и- свободных от них. Рабы переходят в Мир Тонкий рабами, свободные- свободными. Рабу смерть освобождение не сулит. Поэтому важно еще на Земле освободится от всякого рабства и прежде всего освободить мысль, ибо в том мире все движется мыслью.
Каждый из миллиардеров смертен, и тело его подвергается возможности всяких болезней и напастей, а также и нервная система не может избежать всевозможных воздействий! И тело умрет, и деньги не спасут от действия неумолимых законов. Вся денежная власть, впрочем, как и всякая власть земная,- временная, и преходящая, и призрачная для ее носителя, хотя он и не осознает этой призрачности. Тем резче и поразительнее смена декораций после смерти физического тела, когда уже не земное, но духовное вступает в свои права. И нищий, и миллиардер переходят в Мир Тонкий, ничего с собой не беря, кроме незримых на Земле накоплений и богатства духовного. Если они ничтожны и богатств нет, то жалок и туск жребий развоплощенца, особенно если дела его были злые. Основы непоколебимы, но знания, собранные на Земле и касающиеся жизни духа, окажутся истинным сокровищем, приносящим богатые плоды и дающим возможность сознательного, радостного и светлого пребывания в Надземном. Каждая мысль Света приносит свои следствия и питает дух. А так как пребывание в Надземном во много раз длительнее земного, то и ценность благих накоплений приобретает особо глубокое и плодоносное значение.

Когда человек умирает, три его низших принципов оставляют его навсегда, а материя их растворяется в соответствующих им сферах. Сознание его потухает, и он погружается в сон. От этого сна он погружается, облеченный в свою пережившую физическую смерть четверицу, когда готов встретиться он со стражем Порога. Четверица состоит из 4,5,6 и7-го принципов. И борьба начинается. Все нечистые и земные ярые мысли, которые он когда-либо создал и продумал при жизни земной и от которых не освободился, предстают перед ним в ярких, красочных, реальных и зовущих образах, окружают его и требуют, чтобы он входил в общение и сочетание с ними. Все эти образы сосредоточены в 4 и 5 –м принципах, материя которых вибрирует и пульсирует на воздействие этих мысленных образований. Именно они, при сочетании с ними, образуют психическое окружение человека, объединяя его с соответствующими этому окружению слоями астрального мира. Погружаясь в эти образования, человек тем самым погружается и в низшие слои Тонкого Мира, все более и более увязая в чаду этих прельщающих фантомов. Поистине они становятся стражами Порога, не пропускающими его подняться выше, ибо его желание общения с этими призрачными, но необычайно яркими и влекущими формами вовлекают его в темные сферы неизжитых страстей и вожделений. Эти вожделения и страсти имеют перед собою очень богатый материал для реализации всех его самых низких желаний, и человек упивается призрачным осуществлением  того, что он еще не успел, хотя и желал осуществить на Земле или мечтал об этом. Вовлекаясь в эти удушья, он еще не понимает, что его ожидают муки Тантала, так как он, несмотря на свое воображение, лишен возможности удовлетворить их из-за отсутствия физического тела... И через все это надо пройти и все это отбросить…6 и7 принципы вступают в борьбу с низшими 4 и 5-м, увлекая сознание вверх, мимо этих порождений и чудовищ неочищенных мыслей. Борьба происходит не на жизнь, а на смерть. Устремление к Свету, утвержденное на Земле, помогает собрать силы для этой борьбы и дает в руки победу….Вот почему так неотложно нужно очистить сознание от всякого сора, пока еще на Земле.
В момент смерти все силы духа надо направить на устремление вверх, чтобы быстро миновать эти слои, не задерживаясь в них. Подниматься надо выше, выше, как можно выше, насколько позволит накопленный Агни. Притяжение низших слоев особенно сильно, и они заразительны ужасно.
Когда человек умирает, перед его мысленным взором в величайшем порядке и последовательности проносится в ярких картинах вся его жизнь, до мельчайших деталей включительно. Этот процесс непроизволен, и власти над течением его человек не имеет. Объективное сознание затухает, и воля не может влиять на процесс. И то, что звучало в жизни человека особенно напряженно и сильно, те лейтмотивы, на которых разыгрывалась его жизненная симфония, и будут продолжать звучать для него сильнее всего и в его послесмертном существовании. Все же остальное забудется и отступит до момента, очень далекого момента, когда вспомнится все…Посмертное состояние характерно субъективностью мышления, которое по природе своей дедуктивно. В земной жизни, в мире причин, господствует индуктивное мышление, и воля может диктовать свои решения. В своей подсознательной деятельности человек все же исходит из предпосылок, принятых в бодрствующем состоянии. Он если захочет, многое может изменить, сознательно волей. В послесмертных условиях этой свободы нет. Каналы продвижения мысли и творчества, установленные при жизни, дедуктивно устремят его по своим руслам, и то, что осталось в его сущности наиболее звучащим и ярким, повлечет его и далее к логическому завершению начатого. Изживание и искупление ярких проступков, совершенных при жизни, заключаются в том, чтобы еще на Земле настроить сознание так, чтобы даже и возможность их повторения исключалось бы совершенно и полностью. Все надо завершить и очистить, пока еще в теле.  Оставленное в сознании будет сопутствовать духу и дальше, и пусть никто не обманывает себя напрасными надеждами- посеявший должен пожать, если еще  на Земле не произошло изживания, или искупления, или очищения.
Одни люди говорят о смерти и признают ее. Другие ее отрицают и готовятся к смерти. Какая нелепость даже в самом словосочетании «готовится к смерти», когда в действительности надо готовится к жизни, к жизни в Надземном вне тела.
Есть мир тот и мир этот, есть Иерархия Света, есть тело- носитель духа, но носитель временный и смертный. Смерть заставляет расстаться со всем, что с вязано с плотным существованием. Это Основы. От них никуда не уйти. И как бы яро ни уявляла себя суета, ей наступит конец. Поэтому утверждаться можно лишь на Основах, зная о проходимости текущего часа и всех условий земных.
Смерть формы не есть смерть жизни, ее одушевляющей, но переход и проявление этой жизни в новой форме, невидимой или видимой. Зерно умирает, чтобы дать жизнь дереву или другому растению, оно  свою очередь тоже умирает, чтобы дать новую жизнь.
 Это цепь видимых форм. Так же умирает и человек, дав жизнь потомству. Но со смертью тела рождается он в Мире Надземном, облеченный в тонкую форму, в тонкое тело, чтобы продолжить свое существование в Невидимом Мире и, пожав плод от своих земных трудов, снова возвратиться на Землю, воплотившись уже в новом теле. Таков путь жизни человека на Земле и в Мирах, путь непрерываемый, путь чудесный, путь открывающий беспредельные возможности духа, для бесконечного развития его и бесконечного роста.
Момент смерти позволяет порой отделить ненужную накипь земную от ценностей духа непреходящих. С грузом земным трудно быть в Мире Надземном.
Ведь как таковой смерти нет. Только невежество человеческое смену бытия называет смертью. Люди умирают для того, чтобы жить. Смерть есть рождение в новую жизнь на плане не зримом физическому глазу.
Вот мы умерли, нас нет- это очевидность мира земного. Но мы продолжаем существовать, дух наш бессмертен. Мы можем входить, вернее, с нами можно входить в общение мыслью. Это две правды: правда земная и правда надземная. Которой из них отдадим свое сердце, с той и пребудем.
Смерть означает переход из одного состояния в другое, из плотного в тонкое, но отнюдь не уничтожение. Правда, личное сознание потухает, но после послесмертного сна дух пробуждается к жизни в пределах тех возможностей, которые он определил себе сам своим земным воплощением. Ведь сказано ясно- Мир Тонкий воспринимается по сознанию.
Смерть физического тела, смерть тонкого тела и смерть третью- ментального- Мы Называем освобождением.
Смерть есть благо хотя бы только потому, что заставляет расставаться со всем тем, к чему так яро привязываются мысли и что человек считает своим, принадлежащим ему. Все это приходится оставлять на Земле. Было…и нет…И никогда уже больше не будет в тех формах, что были. Приобретая и теряя все вещи земные в каждом воплощении, дух научается освобождаться от них. Поистине, смерть- это освобождение. И если нет сил в данное время сбросить с себя власть окружающего, то смерть этому помогает. Потому Называем смерть освободительницей.
Где они все, кто еще на памяти вашей жил на Земле и ушел в мир иной? Радовались, страдали, переживали, надеялись, отчаивались и…ушли. И дела их забыты, и забыты они сами. Помнят об очень немногих. И память людская о них- это все, что осталось от них на Земле. Уйдете и вы. И о вас так же быстро забудут, как забыли о них. Стоит ли слишком уж ярко переживать это все, что подлежит неизбежному забвению и людьми, и вами самими? Мудрый сидит на берегу реки жизни и без сожаления смотрит на то, что быстро мелькает в потоке, унося в безвозвратное все, что отражается в его струях.




БЕССМЕРТИЕ

Бессмертие обуславливается непрерываемостью сознания, то есть способностью удерживать его при освобождении от плотного тела, или так называемой смерти. Смерть- нелепое слово, ибо ее не существует. Даже не державший сознание дух все же продолжает жить после смерти. Но мы говорим о бессмертии. Трудно удержать сознание при смене оболочек, но все же возможно, особенно если к этому упорно стремиться и понимать, какое громадное значение это имеет для человека. Бессмертие не гипотеза, не выдумка, но реальный факт. Отрицать его могут только невежды или люди, умершие сердцем. Интуитивно каждый человек где-то в глубине души знает о своем бессмертии, но тупо его отрицает, ибо так принято большинством. Да и те, которые его признают, верят на словах, но не сердцем. Но бессмертие есть удел человека, сознательно к нему устремившегося и пламенно хотящего удержать сознание свое непрерываемым при переходе Великих Границ.
Человек часто и многое забывает, особенно к старости, но не перестает быть самим собою. Также и в Тонком Мире, освободившись от тела, он может очень многое позабыть, но сохранить самосозознание и не переставать ощущать себя самим собою. Также сохраняет он свою Индивидуальность, сбросив тонкое и ментальное тела. Оболочки, облекающие человека, не есть сам человек, но в ременная одежда духа. И очень важно перенести сознание в область духа, чтобы утрата временных оболочек не влияла. Все оболочки смертны, но бессмертен дух; отождествляя себя с ними, человек становится смертным; отождествляя себя с духом, который не подлежит смерти, человек становится бессмертным и сознание его сосредоточивается в его Бессмертной перевоплощающейся Триаде. Все, что происходит в оболочках, конечно и смертно, все, что накапливается в Чаше, являющейся достоянием Индивидуальности, не умирает и сопровождает его во всех жизнях.
Индивидуальность человека заключается в его Высшей Триаде, состоящей из 7, 6 и 5 принципов, являющихся носителями самосознания. Все остальное состоит из элементов временных, и преходящих, и обреченных смерти. Потому бессмертие достигается перенесением сознания из временных его тел, или оболочек, в сферу Бессмертной Триады.
Материя вечна, и вечна жизнь, но временны формы материи, в которых вечная жизнь проявлятся.
Элементы бессмертия, собираемые человеком, требуют осознания. Ведь и само бессмертие заключается в удержании сознания при смерти оболочек. Качества духа, которые он несет в себе, уже имеют на себе печать непреходящего, ибо с ними человек воплощается в тело и берет их с собой, покидая его. Мужество, способности к языкам, математике, музыке и другим видам искусства и вообще все свои свойства человек приносит с собою из прежних жизней. Гениальность по наследству не передается, человек приносит ее с собою из прежних жизней. Таким образом, свойства характера и способности, и склонности, слабости и пороки- все это накопления прошлого, переживающие оболочки человека и сохраняемые в Чаше через все воплощения. Дух нерушим, бессмертен и вечен, независимо от того, осознает это человек или нет, и в собранных в прошлом накоплениях человека выявляется их непреходящая сущность, хотя и изменяющаяся во времени и растущая в сторону Света или тьмы. Темные духи больших степеней тоже имеют свое бессмертие, правда, ужасное и конечное, но все же бессмертие.
Бессмертие достигается перенесением сознания из временных его тел, или оболочек, в сферу Бессмертной Триады.
Материя вечна, и вечна жизнь, но временны формы материи, в которых вечная жизнь проявляется. Вечный дух проявляется тоже в этих временных формах, но имеет в себе вечную жизнь. Это нужно знать и в это поверить, прежде чем достичь непрерываемого состояния сознания, то есть бессмертия. Сказано было: «Верующие в Меня имеют вечную жизнь». Неверующий и отрицающий бессмертие духа жизни не имеет в том мире, ибо там царствует мысль. И тот, кто в мыслях своих отрицает жизнь после смерти тела, лишает себя возможности существования. Конечно, его дух не умирает, но сознание мертво, ибо мыслью своею отрицающий жизнь себя жизни лишает. Сказано было: «По вере вашей Дано будет вам», то есть по мыслям вашим и представлениям вашим о возможности жизни вне тела после освобождения от него будет и жизнь ваша в Надземном. Этим губительно отрицание- сила отрицающей жизнь мысли проявляется в Мире Тонком, где все творится и движется мыслью. Подобно каменным истуканам, стоят там отрицатели жизни, убившие в себе жизнь. На Земле они еще живы в теле, хотя и умерли в духе, но там, где нет тела, там властвует мысль, которая либо дает жизнь, либо ее убивает.
Бессмертна не личность, но Индивидуальность, или Высшая Триада, собирающая результаты опыта каждого воплощения человека, выражающегося каждый раз в рождении новой личности, умирающей и исчезающей по завершении этого воплощения.
Дух вечен. Однако сознательное бессмертие, или бессмертие непрерываемого сознания, достигнуто ныне очень немногими. Это наиглавнейшая цель каждого человека, понявшего, ради чего живет он на Земле, ради чего дано ему все, что он видит вокруг. Но люди об этой задаче забыли и заняты всем чем у годно, но только не тем, ради чего воплотились в плотное тело, не тем, что является их первейшей обязанностью по отношению к своему духу. Все обращено на внешнее, и забыт дух.
Собирание и накапливание элементов бессмертия является первейшей обязанностью человека по отношению к самому себе. Но большинство предпочитают накапливать деньги, драгоценности или вещи, не желая думать о том, что ничего этого взять с собою дальше нельзя. Многие гоняются за властью, популярностью, отличиями и наградами, забывая о том, насколько всеми это коротко, неверно и ограничено временем пребывания на Земле. Истинные ценности в огне не горят, и не тонут в воде, и неотъемлемы, ибо остаются с духом всегда. Собиранию их и посвящает познавший все свое время.
Для чего все, если все кончается со смертью тела? Но и верящие в бессмертие часто не лучше неверящих, ибо служат тьме. Ведь темные иерофанты знают о бессмертии и все же служат злу.
Для своего роста сознание нуждается в питании. Основы Сокровенного Знания являются почвой, на которой незаметно для самого себя, медленно, но неуклонно преображается сознание, то есть расширяется и растет. Принятие Основ предопределяет направление роста в сторону развития основанных на них логических следствий. Это будет прямым путем к Свету. Если не принять как основу бессмертие духа и неизбежность земных воплощений, то утверждение качеств и усовершенствование человека теряют свое значение. К чему это все, если человек умирает и вместе со смертью исчезают его дух и все накопления. Совершенствовать что-то в себе ради уничтожения- нелепо.  Но Мы Утверждаем, что не кончается и не исчезает ничто, все продолжается и трансмутируется в бесконечном потоке жизни, вечной и беспредельной в своей сущности. Умирает дерево, умирает форма, но  зерно, в котором кристаллизована его бессмертная сущность, продолжает жить, чтобы дать импульс развитию новой формы. И когда планета умрет, все, чего достигла она и населяющие ее формы жизни, будет сконцентрировано в зерне духа планеты, когда пробьет час непреложности». Все! Тема закончена. Ну, как?
-Да что там говорить! Ничего выше этого нет. Все воспринимаю, понимаю, радуюсь.
-Пьем чай?
-Давай по чашке. А снег, Сергеич, идет. Наверное, «Сказка» завтра и получится. Может быть, и утки мандаринки будут у скалы. Тогда точно ты «Двух зайцев» поймаешь.
-Я тоже прилягу. Спина затекла, и плечо стало ломить.
-Что с плечом случилось?
-Бегал на неделе сюда к скале Бахирева. Оделся легко. Здесь ветер был. Продуло.
-Утки были?
-Нет. Даже бакланы не прилетают. Странно…
Как-то на этой неделе сильно заболела голова. Выход один- прогулка. От площади шел, шел и дошел до Нефтебазы.
-Ни фига себе! Это же больше 20 километров.-удивился Саша.
-Захочешь жить, пойдешь. Во время этой прогулки невольно стал вспоминать, с кем в городе общался-ходил в походы, пил чай, работал. С теми, которых уже нет. Начнем с моей квартиры. В ней жил следователь Юра Бутин. Мы вместе учились в Хабаровской школе милиции. Он был кандидатом в мастера спорта по волейболу. Ну, а я там был лыжником-биатлонистом. Настоящий богатырь! Ростом под два метра. Весом- около 150 кг. От его ударов по мячу люди валились с ног. Погиб. Разбился в машине. За рулем был мой первый начальник Владимир ИвановичДемихов. Прекрасный человек. Сама доброта. Никогда даже голоса не повышал. Оба рано ушли. Кажется, не дожили и до сорока лет. В районе площади жили художник Слава Попов и архитектор Геннадий Иванович П.
-О Попове я много слышал от художника Горбаня. Ну, а с Геннадием Ивановичем мы ездили в тайгу. Я, гуляя, подходил к его гаражу. Обычно он там играл в шахматы с соседом по гаражу. Тот всегда был под «мухой».
-Да, был сильный шахматист. Я у него выигрывал только, когда он был пьяный. Геннадий Иванович не любил проигрывать. Сильно расстраивался от проигрыша. Он обычно наблюдал, как мы играли. Этот шахматист ушел раньше Геннадия Ивановича. И до шестидесяти не дожил. С Геннадием Ивановичеммы совершили много восхождений на самые высокие вершины на юге Приморья. Фотографировать он любил. Мне подсказывал, с какого мест лучше снимать. Корневщих был и охотник. Дача его была там, где ты сейчас живешь. Большой двухэтажный дом. В парниках выращивал женьшень. И возле дома около сотни корней было.
-Как не приватизировали его?
-Сторож был.
-Куда столько женьшеня?
-Продавал китайцам. После того, как погиб его сын, он жить не захотел. Стал угасать. И ушел.
Со Славой Поповым я обычно встречался на видовой площадке у наших домов. Он, когда возвращался с работы или с дачи всегда там останавливался.
-И я там часто стоял. Вид оттуда самый красивый на бухту и сопку Сестра.
-Обычно он рассказывал о Великих художниках. О их жизни и творчестве. Знал много. Преподавателем рисования работал в школе до конца жизни. Он с этого места нарисовал картину. Я обменял свой фотоальбом на эту картину. Сейчас дома висит.
-Я не видел.
-Когда дочь с внучкой жили, она много картин убрала со стен.
На Пограничной жили- художник Юра Тухов и Аркаша.
-Юру Тухова я много раз видел у Горбаня в квартире. Обычно они винишко квасили. Часто спорили. Пыль до потолка летела во время этих споров. Это так они обсуждали творчество художников. Ну, с Аркашей, можно сказать, я дружил. Коммунист. Борец за Советскую власть.
-Недаром ему сам Зюганов орден вручил.
-Тухов умер не в Находке. У себя на родине, в Бикине. Зря он туда уехал. Был один из лучших художников в крае. Самым скромным. Не выпячивался. Ездил на берег и рисовал. Что ни картина, то шедевр. У меня было пять его картин. Все покупал. Он тоже работал в школе преподавателем рисования. Рано ушли оба: и Тухов и Аркаша. А что о Аркаше говорить. Отзывчив был в помощи. Его друзья и знакомые приглашали то на дачу, землю покопать. То ремонт в квартире сделать. Володе помогал освещение в храме делать. Бесплатно работал. За кормежку. Я часто, гуляя у озера, заходил к  нему в гости. Всегда чай с вареньем; печенье. Детей у соседей любил. Они не вылазили из его комнаты. «Вот, тоже!»- его любимые слова. Володя часто сейчас при случае повторяет эти слова. Собирались мы всегда у Володи плюс Олеси в квартире впятером.
-Пятый был Юра?
-Ну, конечно. Куда без него!
Далее, на Седова жил художник Вадим Беляков. Я часто заходил в его мастерскую. Да и в квартире был часто. Очень был религиозным человеком. И постился, и молился. Как-то попросил меня сфотографировать все его картины. Я отснял несколько пленок. Отдал ему. Через некоторое время узнаю- скоропостижно скончался. Несколько его картин висят у меня на стенах. Хотя, две подарил библиотеке-музею.
Чуть дальше по улице Кольцевой жили Володя Агафонов и Саша Кожевников. С Сашей мы ходили в походы. Самый спокойный был из всех, кого я знал.Добродушный. Совершенно беззлобный. К Володе я любил заходить. Он жил в своем доме. В огороде был настоящий ботанический сад. Жена его старалась. Любил стихи читать. Знал их множество. Особенно, когда был выпивший. Любил философские беседы вести. Зимой купался в море. С другом таксистом каждое утро ездили. Рано ушел. И Саша рано ушел. Оба и до пятидесяти лет не дожили.
Ну, а в районе улицы Ленинской жили мои друзья- Владлен Горбань и Анатолий Иванович Балабай. Они дружили. Балабай был прекрасный человек.
-Не знал я его.
-Он ушел рано. Точнее, было так. Играли они в мастерской в биллиард. Так рассказывал Горбань. Неожиданно, Анатолий Иванович вспомнил, что надо получить зарплату. Как он обычно говорил- «зряплату». Работал он мастером в Мореходном Училище. От мастерской до Моручилища триста метров. Ушел, и больше его никто не видел. Исчез. И зарплату не получил. Наше предположение было такое. Его сбила машина. Водитель  погрузил его в машину с целью отвезти в больницу. Увидев, что пострадавший мертв, испугался. Увез тело в лес. Где и закопал. Тело так и не нашли. Да никто и не искал. Кто- то говорил, что он в тайгу ушел. Я этому не верю.
Еще на Ленинской жил художник Володя по прозвищу Беня. Его так все и звали. Небольшого роста. Крепыш. Играл, тем не менее, в баскетбол превосходно. С любой точки попадал в кольцо. Резкий был. Когда мы с Валентином Семененко в сквере Ленинской устраивали фотовыставки, он от нас не отходил. Всегда был подвыпивший.
-Видел я его у Горбаня. Он приходил к нему выпить. Они знали друг друга давно. Было о чем поговорить.
-Однажды, там же в сквере, на выставке, подошли его жена с дочерью и сказали, что Володя умер. Тоже рано ушел. Конечно, мы с Семененко, нет, уже с Трофименко Володей посочувствовали. Веселый был художник. Никогда не унывал.
На Заводской жил мой друг бывший военный прокурор Толя Лобашев. Он сменил моего лучшего друга военного прокурора Николая Михайловича Романова. Часто к Лобашеву заходил в гости. Мужественный был человек. Его укусила ядовитая медуза, и он лежал пластом более года. Одни глаза только шевелились. Жил в квартире над военной прокуратурой. Солдатики за ним ухаживали. Выжил. Еще лет двадцать после этого жил. Правда, ходил с палочкой. Но продолжал работать. Но все равно ушел рано.
В Рыбном порту жил мой начальник Владимир… отчество уже и забыл. Когда он уволился из милиции, то я с ним  встречался в сквере в районе Рыбного порта, когда шел в библиотеку. Всегда подходил. Общались. Вспоминали дела… Все жаловался на шейный остеохондроз. Видимо эта болезнь и послужила его смерти преждевременной.
Ну, а дальше мои товарищи и друзья: Фурманов Эдуард Анатольевич и адвокат Николай Михайлович Ковальчук. Мы втроем состояли в партии «К Богодержавию». Нам генерал Петров из Москвы присылал газеты, а мы распространяли их среди своих знакомых. Часто встречались. Обсуждали статьи, опубликованные в газетах. Больше я общался с Эдуардом. Адвокат всегда был занят. Начитанный был Эдуард. Много читал. На последние деньги покупал газеты, журналы, книги.
-Я, кажется, к нему приезжал с Семененко за синтезатором. Так и не продал.
-Глупо умер. На ровном месте запнулся и сломал бедро или шейку бедра. Жил один. Брат его работал в морях. Не мог за ним ухаживать. Отвез его в богодельню. Там он не прожил и месяца. А мог бы еще жить и жить, если бы не этот случай с поломкой бедра.
Недалеко от дома Фурманова в  частном доме  жил профессиональный фотограф Юра Тропин. Известный в Находке. Ходили мы с ним в походы. Были совместные фотовыставки в музеях Находки и Владивостока. Фототехника у него всегда была самая лучшая. Японского производства.
-Слышал о нем. Тоже умер что-ли?-удивился Саша.
-Да. В последнее время работал в музее штатным фотографом. Встречался с ним. Был как всегда жизнерадостный, здоровый, всегда при встречах с юмором. Потом слышу- умер. От Ковида, наверное. И Серей Козлов, я считаю, лучший фотограф в России умер от прививки. У себя в  Чаре привился. Поехал в Москву решать вопрос о издании своего пятого фотоальбома и там умер внезапно. В одной палатке спали. Фотограф и турист он был от Бога. Так жалко стало, когда узнал, что он умер. Просто не мог представить его мертвым. Железное здоровье. Оптимизм. Громадье планов на будущее.
-Ты же читал, что желания исполняются. Они не исчезают.
-Да, обязательно исполняются. В Надземном Мире или в следующем воплощении исполнятся.
Также в районе «Руси» жил мой друг Сергей Иванович Попов. Врач по профессии, но проработал врачом мало. Был заведующим художественной мастерской, которая раньше была напротив  парка  культуры и отдыха. Я тогда  часто ходил в  эту мастерскую поиграть в  биллиард. Все художники играли превосходно. Также ушел рано.
-Я его видел в  квартире  у Горбаня. Деловой. Разговаривал умно. Дачу твою за Американским перевалом он продал Горбаню. Еще смеялись, сколько ты там не нужных работ сделал.
-Три года корячился на строительстве дома. Дача  досталась жене, с которой расстался. На ней участок был записан. Она продала ее Сергею Ивановичу, так как наши дачи были рядом, и я объяснил ей, что Сергей Иванович помогал строить эту дачу.
В доме около библиотеки жила следователь Мария Яковлевна Буянкина. В свое время она была лучшим следователем в крае. Это –мой Учитель. С ней я просидел в одном кабинете пять лет. Профессионал высокого класса. Могла расследовать любой дело. Жизнь отдала этой работе. Детей не было. Погибла глупо. Шла по пешеходному переходу на зеленый свет, и пьяный водитель ее сбил. Она еще была и творческим человеком. Такие картины вышивала! У меня дома есть ее картина. Дача у нее была в районе Золотарей. Идеальный порядок на даче. Ни одной травинки. Любила на земле работать.
В Южном микрорайоне жили: мой первый друг в Находке- геодезист Виктор Львович Фельдман и художник Николай Саунин. С Виктором Львовичем мы ходили в  походы. Совершили первое путешествие по побережью юга Приморья. От Врангеля, которого тогда еще не было, до бухты Успения. Шли строго по берегу, преодолевая непроходы путем лазания по скалам. Интереснейшее было путешествие. Еще в 72 году поднялись на вершину Пидана. Шли по непроходимому хребту. По нему ни один турист не ходил ни до нас, ни после нас. Там нашли большую пещеру, и около нее кости животных. Явно это было логово тигрицы. Жила там с потомством.
-Ты рассказывал.
-Позже он отошел от туризма и занялся подводным плаванием. Такого доброго и деликатного человека я больше не встречал. Он много читал. Познакомил меня с ним его брат-Эдуард Анатольевич Кантемиров. Чемпион Владивостока по шахматам. Преподаватель  истории и философии в Университете Владивостока. Он в моей малосемейке жил до полугода, когда ждал рейса. Вот уж мы  поиграли в  шахматы! Я вообще-то и до него играл неплохо. Был первый разряд. Но он играл блестяще. Уехал в Ташкент, где я у него жил полтора месяца в  квартире, когда учился на курсах повышения квалификации. Оптимист. С блестящим юмором. Умнейший философ. Жив  или нет, не знаю. Старше меня был лет на десять. Но Виктор Львович умер от сердечного приступа в  начале девяностых годов. Виктор Львович был младше меня года на три. И брат его, с которым мы ездили на Камчатку, был младше меня. И тоже умер. Ещераньше Виктора Львовича.У меня было путешествие с ними на Камчатку. Брат его- точная копия Алена Делона. Можно представить, какой у него был успех у женщин.
К Николаю Саунину в мастерскую заходил в том случае, если не было в доме Виктора Львовича. После его смерти, каждый раз, когда совершал поход к Красным или Черным скалам, заходил к нему. Мастерская была огромная. Он там и жил, хотя и имел квартиру. Это тоже был один из лучших художников в  крае. Обычно был всегда «под шефе». Мы сделали обмен. Я ему подарил пять или шесть фотоальбомов по Приморью, а он мне шесть картин. Две самые лучшие выпросил у меня Мечетин. Это руководитель экспедиции по Тибету. Две подарил библиотеке. Две остались. Уехал в Питер. Жив  или нет, не знает ни одни художник в городе.
Ну, и наконец, район Нефтебазы. Там жил тоже один из первых моих друзей-Боря Алимов. С ним мы совершили первый поход к Чандалазу. Это было, аж! В 1972 году. О этом походе был написан очерк, который я назвал «Первый поход». Он есть на сайте Проза ру. Если захочешь прочитать, то прочитай. Не дожил и до сорока  лет. Работал охранником. По ночам пил крепкий чай. Почти чефир. Сердце посадил.
Ну, и рядом с Борей жил наш общий друг народный целитель Валентин Семененко. Тебе о нем рассказывать не надо.
-Да я с ним больше в походы ходил, чем с тобой. И в квартире на его занятиях с узким кругом учеников был много раз.
-Он ушел, как ты знаешь двенадцать лет назад. Уже почти двенадцать с половиной.
-Такого человека, наверное, больше и во всей России не было.
-Да, гипнотизер, Йог, Учитель. Вот только ушел крайне глупо.
-Считаю, Сергеич, что и твоя вина в этом есть. Надо было уговорить любым путем уехать с тобой в путешествие на Камчатку. Он бы не стал голодать эти 50 суток. Остался бы  жив.
-Да, ты прав, Саша. Можно было бы уговорить.  Деньги на путешествие ему бы Мельников дал. Они были в хороших отношениях. Был я тогда весь в суете. Надо было буквально с ним поехать к Мельникову. Да и билеты мы  купили на самолет за полгода. Были ли вообще на самолет билеты? Да, погиб он глупейшим образом. Но ведь, Саша, от кармы уйти нельзя. Не в Находке, так на Камчатке бы погиб. Я чудом там остался жив. Были и встречи с медведями. Если бы не Юра Калинин, то медведь бы меня завалил. И на скале я мог погибнуть, когда выбирался из ущелья от водопада Снежного. Я как-то подсчитывал, сколько я реально раз мог погибнуть в походах. Более сотни раз. Это реально, Саша.
Этой зимой ушло несколько моих знакомых. Среди них доктор географических наук Юрий Наумов. Он был очень сильным человеком. Бегал. Плавал. Пропагандировал среди молодежи здоровый образ жизни. Это как примерно Валентин Семененко. В свой поэтический сборник вставил мои фотографии. Это приятно. Умер от пневмонии. Моложе меня на пять лет был. Большой человек ушел. Главный эколог Приморья. Опубликовал множество работ по геологии Приморского края. Он еще был кандидатом геологических наук.  Ушел краевед Николай Михайлович. Мы с ним путешествовали в Казахстане и Киргизии. Прекрасный был человек. Писал регулярно статьи в газеты городские о походах. Ушел большой художник Вадим Быков. Уровня Российского, если не выше. Часто с ним на выставках беседовали. Ушла женщина художник. С ней я только здоровался, когда встречались на открытиях выставок. Но больше всего меня потрясла смерть друга Николая Николаевича Матафонова. Он жил в Партизанске. О смерти его родственники не сообщили. Он показал нам с Григорием несколько своих огородов, где он копал корень женьшеня. Но, конечно, многое не показал. Унес, как и Геннадий Иванович тайну в могилу. Также унесли тайну своих плантаций ДерсуУзала и Арсеньев. И Николаю  Николаевичу в тайге я читал Учение Живой Этики.
-Слушал?
-Еще как! Он был коммунистом. А все коммунисты- материалисты. Я думал, что все будет отрицать. Они же не верят ни в Бога, ни в черта, как говорится. Но не спорил. Не отрицал. Думал. Я ему подарил все свои книги.
Прилягу. Поясница заболела.
-Да, Сергеич, уходит наше поколение. Кто раньше, кто позже. Но уходят. Понимаю, уходить придется. Мне сейчас больше всего хочется читать и читать Учение. Глубже его познать. Чем больше читаю, тем больше радуюсь. Унести бы эти Знания, Сергеич, Туда.- Саша при этом показал рукой вверх.
-Ты, Саша, точно унесешь. Ты вырвался из материального плена. Я –нет. Я продолжаю думать о книгах, пленках, снимках на дисках, фотоальбомах, которых у меня около пятидесяти. Это лучшие фотографии лучших мест Приморья, Камчатки, Алтая, Якутии, Саян, Монголии, Киргизии, Тибета, которые останутся после меня. Ни жене, ни дочери все это и на дух не нужно. Вот это беда, так беда.
-Передашь в музей.
-Я передавал уже в музей архив Семененко. Сам знаешь, что от него осталось. Ничего! Как подумаю, что все это будет на помойке, так ужас наступает. Жаль, нет сына. Он бы сохранил.
-У тебя, что родственников больше нет?
-Внучкам тоже ничего этого не нужно. Старшей дочери, разве передать…
-Братья, сестры, племенники…
-Далеко. Да и не поддерживают они со мной отношения.  Брат младший не написал за всю жизнь ни одного письма. Его сыну, которому около сорока лет, тоже на дух не нужны мои книги и снимки. Спился. И вообще, из девяти братьев и сестер в нашей семье осталось трое. Я –старший. Они живут далеко отсюда. Так что Саша, мне Там покоя не будет.
-Кого тебе больше всего жаль из ушедших товарищей?
-Ну, ты даешь, Саша! Всех жалко. Пустота вокруг образуется после каждого ухода друга или хорошего знакомого. К каждому из них заходил в гости. Пили чай. Разговаривали. Со многими из ушедших ходил в походы. Конечно, больше всего меня потрясли: уход Валентина Семененко и гибель в  тайге Юрия Калинина. Семененко порой мне за вечер мог позвонить раз десять. Вот насколько мы  были близкие по духу. Тем более, что оба они спасли мне жизнь. Им я обязан сейчас своей жизнью.
-А мне Семененко перевернул сознание. И покатился я в пропасть потому, что рядом не было Семененко. Ты перестал заходить.
-Потому что ты все чаще уже сидел за бутылкой вина. Навязывал мне выпить с тобой.
-Было дело…Потому что приходили ко мне те, кто хотел выпить. Хорошо, что еще Вовка с Олесей меня не забывали. Да, я больше по вечерам у них пропадал, чтобы  не встречаться с алкашами. Они не пили. Потом как-то и с ними разругался. В походы совершенно перестал ходить. Жизнь потеряла смысл. Стал смотреть фильмы про ужасы. Потом с Вовкой начали играть в танки. Соревноваться. Все это по ночам. Его Олеся оттащила от этих игр. Я продолжал играть. Ну, и доигрался. Все бросил. Ушел из комнаты общежития с одним рюкзаком. Самая лучшая общага в городе. Кто теперь мне даст такую комнату?
-«И это пройдет»,- как говорил Соломон.
-Сергеич, мне интересно, у тебя были враги, предатели?
-Враг- это враг. Предатель всегда был когда-то другом. Предать может только друг. Чем ближе друг, тем горьче предательство его. Да, иногда, когда друг совершает свое предательство, он может стать врагом. И такое было. Были Саша и враги и предатели.
-Кто они, интересно?
-Вот это, Саша, я никогда и никому не скажу. Чтобы не цементировать предательство
-Ты простил их?
-Я к ним спокоен. Слово «прощение» здесь как-то неуместно У меня нет к ним никаких чувств. Но жизнь нет-нет, да напоминает. Неделю назад писал письмо сестре. Описываю одно событие, которое произвело сильнейшее душевное волнение, которое произошло в декабре прошлого года.  Оно связано с предательством. Думая об этом предательстве, пишу слово «предательство». В это мгновение звонок: звонит человек, который меня предал и предательство которого и послужило сильнейшему душевному волнению /можно сказать-шоку/.
-Да, ты что!- изумился Саша, подпрыгнув со спальника.
-Да. Я был поражен. Это конкретный пример работы мысли на расстоянии.
-Невероятно!- продолжал удивляться Саша.- Как, интересно, чувствует себя предатель, когда вспоминает о тебе?
-Наверное, до конца жизни ему будет неуютно. Всегда при этом вспоминается один эпизод. Это было пятьдесят лет назад. Мой друг Анатолий Иванович Балабайпригласил меня съездить с его коллективом в тайгу за шишками. Пригласил он и нашего друга Виктора Львовича Фельдмана. Поехали на большой проходимой машине. Народу было много: мужчины, женщины, дети. Приехали. Разбрелись по склону сопки, где рос кедрач. Часа через три люди стали возвращаться к машине с набитыми шишкой мешками. Перекусили. Стали собираться отъезжать. Я говорю старшему: Не пришли еще мои товарищи-Балабай и Фельдман. Стали сигналить; кричать. Не отзывались. Ждали около часа. Стало смеркаться. Их все не было. Старший под давлением женщин, объявил посадку и отъезд. Все, конечно, упрекали моих друзей, мягко говоря, в неблагоразумии. Я тоже поехал. Оставаться было глупо. Они могли вообще выйти на другую дорогу, как предполагали многие мужики. Возможно, где уже и шагают по другой дороге. Кроме того, понедельник-рабочий день. Люди по повесткам вызваны. Одним словом, я уехал вместе со всей этой компанией. Конечно, было чувство, похожее на предательство…На следующий день, в понедельник, узнал, что они заблудились в тайге; вернулись к месту, где стояла наша машина, ночью; затем долго шли до трассы. Добрались в город на  попутной машине. Оба потом стали меня упрекать в том, что я их предал. Мне надо было остаться, и ждать их. Так они оба решили. Может быть, они и правы. Не знаю до сих пор.Но какое-то чувство вины у меня осталось.
-Брось, Сергеич. Они сами в первую очередь виноваты. Они противопоставили себя коллективу. Зачем надо было уходить куда-то далеко от коллектива? Это была полностью их вина. Твоей вины в этой ситуации нет вообще. Надо было думать, прежде всего, о коллективе. Их обида на тебя и на коллектив- полная глупость. Что же, женщины, дети должны были ждать их всю ночь?! Сами виноваты. Выбрось это из головы. Нет в этой ситуации твоей вины. Ну, а если бы они, действительно, вышли на другую дорогу и вышли на трассу, а затем уехали в город? Ты бы один остался в тайге. Как бы ты там ночь провел, а затем и выбирался из тайги?
-Но они-то посчитали, что я их предал. Уехал. Они твердо решили, что я должен был их ждать в тайге на том месте, где стояла машина.
-Глупость! Никто их не должен был ждать. Наверное, обговаривалось и время отъезда.
-Конечно, обговаривалось. Ждали их более часа.
-Не бери в голову. Это близко не предательство. Каждый здравомыслящий на твоем месте так и поступил бы. Упрекать тебя в предательстве в этом эпизоде- полное невежество, глупость. Кстати, Семененко мне тоже не назвал, кто его предавал и в чем выразилось это предательство. Да, и я не хочу рассказывать о своих предателях. Что-то нехорошее в этом. Забыть не могу, но и рассказывать об этом не хочу. Но, то, что произошло,- когда ты писал слово «предатель» и он тебе позвонил в этот момент, это доказывает работу мысли на расстоянии. Это поразительно! Похоже на чудо. Но чудес не бывает. Это мы знаем из Учения. Значит, это работа мысли на расстоянии.
-Вовка при каждой встрече рассказывает мне о разных подобных  «чудесах», которые с ним случаются. Их десятки. Все они удивительны и с точки зрения людей, не знающих Учение Живой Этики,-это- чудеса.
Помолчали…
-Что-то Саша ты не вспоминаешь о войне с Западом?
-Смотрю каждый день новости и слушаю политиков о войне. Дело явно движется к ядерной войне. Все уже об этом говорят. Фашисты-бандеровцы уже применяют химическое оружие. Хотят взорвать атомную станцию. Меня возмущает то, что наши не уничтожают натовскую технику у границы с Польшей. Не бьют по мостам и станциям. Техника эта свободно доставляется эшелонами к фронту. Уже и военные генералы возмущаются, что это не делается. Они этой техникой уничтожают каждый день десятки домов в городах и поселках, гибнут люди, а мы все еще в либерализм-демократизм играем. Ведь, все, кто воюет с этими фашистами, наверняка об этом говорят и возмущаются. Давно бы война этап закончилась, если бы уничтожили станции и мосты. Какое-то предательство происходит. Как говорит мой «хозяин» -«договорняк».
-Он прав, Саша.
-Да…полусонно пробормотал Саша. И через мгновение уснул. И я не заметил, как уснул. Проснулся от шума пленки. Посмотрел на часы- два часа ночи. Выглянул из палатки. Снег уже не падал.Но начался ветер. Стало резко холодать. Вот тебе и «Сказка»!?  Он к утру весь снег посшибает с веток. Ну, хотя бы до утра снег шел. Я бы успел утром отснять самые красивые места. Одного «зайца» уже не поймал. Вновь залез в спальник. А Саша храпел себе…
Вновь проснулся около семи часов. Проснулся от хлопанья пленки. Ветер ее буквально рвал. Эх, надо было ночью ее снять. Разорвет ее ветер на клочки. Саша проснулся.
-Как там, Сергеич, на улице?
-Что, не слышишь?
-Да слышу. Один «заяц» накрылся.
-Ты лежи. Я сбегаю на скалу Бахирева.
-Сбегай, сбегай. Я полежу. Да, воды в роднике набери на чай. Кашу варить не будем. Чай попьем и бежим отсюда. Холодно. Будешь выходить, палатку прикрой.
Косу, соединяющую землю- материк со скалой Бахирева переходил едва ли не на  колеях. Такой был силы ветер, что устоять стоя было невозможно. К оригинальному кекуру, который стоит с восточной стороны скалы Бахирева, подкрадывался по –пластунски. Но, увы…Даже уток бакланов на нем не было. И на воде у скал уток не было. Вот и второй «заяц» убежал. Так сейчас скажет Саша.
В роднике, набрав воды, пришел к хижине. Саша еще спал. Когда стал доставать котелки, проснулся.
-Поймал второго «зайца»?
-Нет уток. Никто не привязал их там.
-Не переживай. У нас еще будет время сходить сюда. Не мандаринок, так бакланов отснимешь.
-Да, я их тут снимал на этом кекуре сотню раз.
-Ну, а вдруг да мандаринки опять прилетят. Весна только началась. Кстати, сегодня, кажется последний день зимы по- старому. Вот она и показала людям!
Взяв посуду и перекус, спустились на пляж. Здесь есть между скалами укромное место, где нет ветра. Быстро разожгли костер. Через десять минут уже пили чай. Еще через десять минут, собрав вещи, покинули хижину.

Фото-путешественник, член Российского Союза писателей Владимир Маратканов


Рецензии