История одной фотографии Софии Ротару

Дома нашёл фотографии Софии Ротару, которые в Нальчике 25 мая 1978 года сделал на её концерте мой дядя Алексей Шахмурзаев и решил рассказать историю этих снимков.

Трудно сказать, что больше увлекало Алексея Шахмурзаева, то ли театр, в котором он служил с 17 лет, то ли фотография. И тем и другим он занимался самозабвенно. О театральной его деятельности судить не могу, так как последние десять лет не посещал его спектаклей в Балкарском национальном театре, но звание Заслуженного артиста КБР говорит о признании его таланта. Фотография, как жанр искусства, сопровождала Алексея с самого его детства, когда ему в Азии подарили трофейный немецкий фотоаппарат «Лейка».

Фотографировал он всё, что считал интересным. На плёнку и бумагу тратил, кажись, всю свою театральную зарплату. Но это его вовсе не смущало. Он получал удовольствие, когда получался хороший снимок. А успешность его, как фотохудожника, была признана на семи персональных выставках в музее ИЗО на проспекте Ленина в центре города Нальчика. Наверное, такого количества персональных выставок из местных фотографов не делал никто. Рекорд пока не побит. Скоро уже три года, как дядя покинул сей бренный мир, но фотографии его продолжают свою жизнь.

Далёким советским майским днём с концертом в нашу четырежды орденоносную Кабардино-Балкарию приехала София Ротару, звезда первой величины Советского Союза. Обычно большие концерты проходили в Зелёном театре, и Алексей всегда был там. Как его пропускали без билета не знаю. Не спрашивал никогда. Видимо, его знали все билетёрши и сотрудники милиции. Поэтому он беспрепятственно проходил на все значимые мероприятия республики. Лично нам приходилось перелазить через забор, а если дежурил мой брат капитан милиции Муталип Кучмезов, то пропускал он.

Бывало и такое, что не все артисты позволяли работать посторонним фотографам на своих концертах. Вот и здесь уже во время концерта к Алексею подошёл сопровождающий Софию Ротару администратор  и сказал, что если Алексей хочет фотографировать Ротару, то он должен будет показать ей все фотографии, которые он будет публично потом использовать. Алексей с радостью согласился, так как это сулило ему личное знакомство со звездой.

После концерта Алексей по-быстрому, у себя в лаборатории, на улице имени адмирала Головко проявил плёнки и напечатал фотографии той же ночью. На следующий день пошёл опять в Зеленый театр, к окончанию концерта. Администратор встретил его и провёл в гримёрную Софии. Певица зашла достаточно уставшая, но увидев Алексея заулыбалась и сказала: «Здравствуйте! Чем порадуйте меня? Получились фотографии»? Алексей, несколько смущенный таким радушным приемом, скромно ответил, что это должна оценить сама поп-дива. Она попросила администратора принести гостю чаю, а сама уселась на стул и стала с любопытством рассматривать фотографии. С самых первых снимков, которые София начала внимательно изучать, усталость как бы покинула её лицо, по крайней мере, так показалось тогда счастливому Алексею. И где-то на третьем снимке она взглянула на фотографа и спросила: «Как вас звать»? «Алексей» - ответил Шахмурзаев. Ротару, держа в руке одну фотографию, попросила продать или подарить её. Алексей был на седьмом небе, что София Ротару лично просит его подарить фотографию. Он, конечно же, подарил снимок, а позже эта фотография, сделанная им на концерте, стала обложкой новой виниловой пластинки Софии Михайловны.

Одну из своих фотографий поп-дива подписала Алексею на память. Она же после выхода пластинки не поленилась найти телефон Алексея и лично ещё раз поблагодарила его. Об этом знала вся республика. На проспекте Ленина 18, с нами на одной лестничной площадке жил первый балкарский филолог-профессор Аппаев Аскер Макарыч. Этот дом на Ленина, где жил великий балкарский поэт Кайсын Кулиев с женой и тремя сыновьями, другие известные люди. Аскер Макарыч был редким библиофилом. Человек был колоритный, с юмором, носил одежду 62 советского размера. Жил один. Был до выселения балкарцев в Азию женат на дочери Дмитрия Гулиа, основоположника абхазской литературы, ее патриарха, народного поэта Абхазии, просветителя, ученного, лингвиста. Но на выселения супруга ехать отказалась и с их сыном вернулась к отцу в Абхазию. Наша семья тесно общалась с Аппаевым.

В один из дней он в очередной раз зашёл к нам в гости. Они сидели с моим отцом в зале, а мама готовила им чай. Аскер Макарыч очень любил чаепитие с конфетами, хотя был диабетиком.  Во время чаепития профессор вспомнил про эту фотографию и в шутливой манере сказал моему отцу: «Юра, чесслово, если бы Алёша не сделал бы такую красивую фотографию Софии Ротару, никто бы её и не знал в Советском Союзе»!


Рецензии