Эвредика у реки Эбро

Не тревожь тишины сада,
Напевая Орфея песнь-
Ветер,струны-слуху услада,
Лиры звуки-пленение чувств,

Им не внемлет душа,не рада.
Это знак,знамение- весть.
Ей отныне обратно не надо
От стены безмолвных небес.

То былое уже не отрада,
Это памяти злая месть-
Недоверия тень,преграда
Но ответ тому,знаю есть,

Как вино заклятия ада
Оставляет соленый вкус.
У вины из кубка Менады-
Послевкусие крови и слёз.

https://stihi.ru/2023/03/18/4266

( Автор-Таис Никольская. "Цикл стихов Нарисованные крылья")




  Древнегреческий миф о несчастной любви,дошедший до нас через столетия к сожалению не имеет точного описания трагедии  Эвредики.
В то время как Орфей музицировал в саду его возлюбленная либо собирала цветы поодаль,либо танцевала с нимфами,следовательно супруги не находились рядом.

Орфей,сын музы- в совершенстве освоил игру на лире и прекрасно пел- соответственно высоко ценил свой дар. 

Творческому человеку весьма важна для таорчества располагающая к тому атмосфера :тишина,красота природы,иными словами для вдохновения необходимо- уединение.

Что может чувствовать обычная женщина в лучах славы гения,устремлённого к своим интересам,погруженного в себя?
Иногда безусловно,ей не хватало его внимания.
Она могла собирать цветы,пока супруг поглощён музицированием,либо танцевать с нимфами- пытаясь отвлечься от печальных мыслей и вполне возможно ей хотелось избавиться от одиночества. Ничего предосудительного в её помыслах и поведении конечно же нет.
В том случае если бы и Эвридика была одарена музыкально,возможно супруги нашли общие интересы и обладай она прекрасным голосом,слухом это способствовало бы более тесному творческому сближению. Совместное времяпровождение сближает.
 Эвридика была прекрасна,но её внутренний мир далёк от искусства.
Орфей,напротив на тот момент всецело поглощён музыкой- завоёван кровной музой,не нужно забывать что
мать Орфея- Каллиопа, дочь- Гармонии,а отец Аполлон подарил ему лиру.
Вероятно что этот дар,занимавший воображение и мысли Орфея в большей степени,чем красота Эвридики стал причиной непоправимого( сам Гименей,явился дабы  благословить брак,но предсказал,что счастье будет недолгим)

О чём мечтает влюблённая женщина? Прежде всего о внимании.

Красота Эвридики привлекла взор Орфея,но музыка уже завоевала его ум и сердце на тот момент в большей мере.

Орфей успел заметить только взмах чёрных крыльев смерти,уносящих  его счастье и только тогда  понял,как ему недостает  любви,оказалось музыка просто не способна заменить утраченное.Это осознание возымело такую силу воздействия,что Орфей возжелал отправится в ад,осознав в полной мере степень потери.
Все греческие мифы как и притчи по сути- наделены метафорическими образами.

Здесь противопоставлена сила воздействия таланта на душу в соперничестве таланта и любви.

Но любовь нельзя сравнить с творческим даром,она превыше.Любовь не чарует слух,зрение она освещает душу,без любви нет смысла жизни.
Музыкант,художник,поэт не всегда находится в творческом полёте,бывают яркие периоды в жизни,но любовь требует самоотдачи ,вполне вероятно,если бы Орфей сделал выбор в пользу семейного благополучия он обрёл бы счастье и прожил с Эвридикой до конца своих дней и Эвридика не знала бы обиды,ревности и печали происходящей от ощущения одиночества в те минуты,когда любимый поглощён музыкой.
Орфей на тот момент всецело принадлежал  лире и не расставался с ней ни на минуту.
Муза отнимала время,Эвридика искала иные развлечения,поэтому оказалась одна.
Но в тоже время и любовь Орфея оказалась безгранична.

Тогда что же произошло в царстве мертвых?
Почему рискнувший умереть ради любимой Орфей оглянулся?
Он усомнился в том что жены позади него нет,думая о том,что она может не захотеть последовать за ним- вернуться в мир где у него есть лира.
В чём причина сомнения?
В его не способности стать идеальным мужем,то есть он не мог смириться со смертью жены,но стать таким каким она видела его в мечтах не мог.   

В итоге он был разорван чудовищами Менадами.
Сомнения и есть эти чудовища.
« Маловерный,зачем усомнился?»-напоминает Библия.
Зачем оглянулся назад?
Как и та окаменевшая столпом жена Лота,пожалевшая о том,что должно быть уничтожено и сгореть дотла,навсегда.

Может он почувствовал нежелание Эвридики возвращаться туда,где музыка такая же возлюбленная Орфея,а её участь вновь предоставленной самой себе собирать цветы или танцевать с нимфами?
Или же тень Эвридики сама оглянулась туда, где доселе пребывая у реки забвения,смотрела в отражения своей памяти на  упоительные образы нарисованные ей счастливыми минутами их любви,когда всё внимание любимого целиком и полностью принадлежало только ей одной ,а лира была забыта и безмолвно лежала в стороне.

Но теперь и Эвридика подобна той фракийской девушке изображённой на картине Гюстава Моро,который придумал своё продолжение этой истории,она созерцает у реки Эбро в воспоминаниях лик Орфея и его лиру.
 
Орфей,второй раз утративший супругу ,отказавшийся поклониться богу Бахусу(оттого что не стал искать утешения и забвения в винопитии),из-за чего Менады разорвали его на части и бросили в реку Эбро.

Моё стихотворение послужившее эпиграфом к циклу  «Нарисованные крылья» раскрывает тему трагичной судьбы   Эвридики уже после смерти Орфея.
Не даром чету не благословил Гименей,ибо он не благословляет не плодотворные союзы.
Нарисованные крылья-символ не осуществлённого полёта,наброска не реализованной мечты,размытого дождями слёз.



Фото- художник
Гюстав Моро
Фракийская девушка с лирой и головой Орфея 


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.