Эвредика у реки Эбро

«Не тревожь тишины сада,
Напевая Орфея песнь,
Ветер,тронет(слуху услада),
Струн эоловой арфы тень

Им не внемлет душа,не рада.
Это знак,знамения весть.
Ей отныне обратно не надо
От безмолвия небес,здесь

То былое уже не отрада,
Это памяти злая месть-
Недоверия тень,преграда
Но ответ тому,знаю есть,

Как вино заклятия ада
Оставляет оттенки грёз
У вины из кубка Менады-
Послевкусие крови и слёз.»



© Copyright: Таис Никольская, 2023
Свидетельство о публикации №123031804266




https://stihi.ru/2023/03/18/4266

( Автор-Таис Никольская. «Цикл стихов Нарисованные крылья»)




  Древнегреческий миф о несчастной любви,дошедший до нас через столетия к сожалению не имеет точного описания трагедии  Эвридики.
В то время как Орфей музицировал в саду его возлюбленная либо собирала цветы поодаль,либо танцевала с нимфами,следовательно супруги не находились рядом.

Орфей,сын музы- в совершенстве освоил игру на лире и прекрасно пел- соответственно высоко ценил свой дар. 

Творческому человеку весьма важна для творчества располагающая к тому атмосфера :тишина,красота природы,иными словами для вдохновения необходимо- уединение.

Что может чувствовать обычная женщина в лучах славы гения,устремлённого к своим интересам,погруженного в себя?
Иногда безусловно,ей не хватало его внимания.
Она могла собирать цветы,пока супруг поглощён музицированием,либо танцевать с нимфами- пытаясь отвлечься от печальных мыслей и вполне возможно ей хотелось избавиться от одиночества. Ничего предосудительного в её помыслах и поведении конечно же нет.
В том случае если бы и Эвридика была одарена музыкально,возможно супруги нашли общие интересы и обладай она прекрасным голосом,слухом это способствовало бы более тесному творческому единению. Совместное времяпровождение сближает.
 Эвридика была прекрасна,но её внутренний мир далёк от искусства.
Орфей,напротив на тот момент всецело поглощён музыкой- завоёван кровной музой,не нужно забывать что
мать Орфея- Каллиопа, дочь- Гармонии,а отец Аполлон подарил ему лиру.
Вероятно что этот дар,занимавший воображение и мысли Орфея в большей степени,чем красота Эвридики стал причиной непоправимого( сам Гименей,явился дабы  благословить брак,но предсказал,что счастье будет недолгим)

О чём мечтает влюблённая женщина? Прежде всего о внимании.

Красота Эвридики привлекла взор Орфея,но музыка уже завоевала его ум и сердце на тот момент в большей мере.

Орфей успел заметить только взмах чёрных крыльев смерти,уносящих  его счастье и только тогда  понял,как ему недостает  любви,оказалось музыка просто не способна заменить утраченное.Это осознание возымело такую силу воздействия,что Орфей возжелал отправится в ад,осознав в полной мере степень потери.
Все греческие мифы как и притчи по сути- наделены метафорическими образами.

Здесь противопоставлена сила воздействия таланта на душу в соперничестве таланта и любви.

Но любовь нельзя сравнить с творческим даром,она превыше.Любовь не чарует слух,зрение она освещает душу,без любви нет смысла жизни.
Музыкант,художник,поэт не всегда находится в творческом полёте,бывают яркие периоды в жизни,но любовь требует самоотдачи ,вполне вероятно,если бы Орфей сделал выбор в пользу семейного благополучия он обрёл бы счастье и прожил с Эвридикой до конца своих дней и она не знала бы обиды,ревности и печали происходящей от ощущения одиночества в те минуты,когда любимый поглощён музыкой.
Орфей на тот момент всецело принадлежал лире и не расставался с ней ни на минуту.
Муза отнимала время,Эвридика искала иные развлечения,поэтому оказалась одна.
Но в тоже время и любовь Орфея оказалась безгранична.

Тогда что же произошло в царстве мертвых?
Почему рискнувший умереть ради любимой Орфей оглянулся?
Он усомнился в том что жены позади него нет,думая о том,что она может не захотеть последовать за ним- вернуться в мир где у него есть лира.
В чём причина сомнения?
В его не способности стать идеальным мужем,то есть он не мог смириться со смертью жены,но стать таким каким она видела его в мечтах не мог.   

В итоге он был разорван чудовищами Менадами.
Сомнения и есть эти чудовища.
« Маловерный,зачем усомнился?»-напоминает Библия.
Зачем оглянулся назад?
Как и та окаменевшая столпом жена Лота,пожалевшая о том,что должно быть уничтожено и сгореть дотла,навсегда.

Может он почувствовал нежелание Эвридики возвращаться туда,где музыка такая же возлюбленная Орфея,а её участь вновь предоставленной самой себе собирать цветы или танцевать с нимфами?
Или же тень Эвридики сама оглянулась туда, где доселе пребывая у реки забвения,смотрела в отражения своей памяти на  упоительные образы нарисованные ей счастливыми минутами их любви,когда всё внимание любимого целиком и полностью принадлежало только ей одной ,а лира была забыта и безмолвно лежала в стороне.

Но теперь и Эвридика подобна той фракийской девушке изображённой на картине Гюстава Моро,который придумал своё продолжение этой истории,она созерцает у реки Эбро в воспоминаниях лик Орфея и его лиру.
 
Орфей,второй раз утративший супругу ,отказавшийся поклониться богу Бахусу(оттого что не стал искать утешения и забвения в винопитии),из-за чего Менады разорвали его на части и бросили в реку Эбро.

Моё стихотворение послужившее эпиграфом к циклу  «Нарисованные крылья» раскрывает тему трагичной судьбы   Эвридики уже после смерти Орфея.
Не даром чету не благословил Гименей,ибо он не благословляет не плодотворные союзы.
Нарисованные крылья-символ не осуществлённого полёта,наброска не реализованной мечты,размытого дождями слёз.



Фото- художник
Гюстав Моро
Фракийская девушка с лирой и головой Орфея 


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.