Тест на неблагоприятный детский опыт

"Детство - фундамент жизни. Без безмятежного, наполненного детства последующая жизнь будет ущербной"

Януш Корчак

"Если сто человек пьют из одного колодца и у 98 из них начинается диарея, можно, конечно, выписать каждому антибиотики и на этом остановиться; но можно задаться вопросом:"Что за дрянь плавает в этом колодце?"

"Я знала, что жизнь этого нового человека из неблагополучного района, согласно статистике, будет в среднем на 12 лет короче жизни того, кто родился в благополучном районе. Не потому, что их сердца были устроены по другому и не потому, что их почки функционировали иначе, но потому, что в будущем в их телах произойдут определенные изменения - некие события изменят траекторию развития их здоровья на всю оставшуюся жизнь. В начале пути все были совершенно одинаковыми, прекрасными сосудами, полными жизненных сил, - и моё сердце разрывалось от осознания того, что когда-нибудь это изменится".

"Большинство людей и не подозревают, насколько негативный детский опыт связан с инсультами, сердечно-сосудистыми или онкологическими заболеваниями.
Столкновение с травматическим опытом в детстве может оказывать серьезное влияние на эмоциональное и психологическое состояние.
Известно, какие формы принимают последствия такого опыта для тех, кому не повезло (или кто "слаб", как говорят некоторые): это алкогольная или наркотическая зависимость, повторяющиеся случаи насилия, лишение свободы и психические проблемы."

"Несмотря на тяжёлое детство, многие люди хорошо учатся, поступают в университеты, заводят семьи. Делают то,что должны. Превозмогают сложности и строят успешную жизнь - а потом вдруг заболевают. У них случается удар. Обнаруживается рак лёгких, заболевания сердца. Развивается депрессия. Самое интересное, что многим из них не были свойственны вредные привычки вроде употребления алкоголя, переедания или курения, так что они понятия не имеют, откуда могли взяться такие болезни. И уж точно не связывают их с прошлым, ведь они оставили прошлое далеко позади".

***

"Непревзойденный доктор Тайрон Хайес изучал влияние гормонов стресса на головастиков, находящихся на ранних стадиях развития."

"Все, кто хочет предотвратить зависимость молодых людей от вредных стимуляторов выработки дофамина - таких как сигареты и алкоголь - должны понимать, как опыт неблагополучного детства меняет дофаминовые процессы в мозге".

"Во многих семьях токсичный стресс передается детям из поколения в поколение более неотвратимо, чем известные генетические заболевания".

"Развитие реакции крысенышей на стресс напрямую определялось тем, много или мало их вылизывали матери. У тех крысят, кого матери вылизывали много и охотно, при взаимодействии с исследователями и в других стрессовых ситуациях уровень гормонов стресса был ниже. Чем больше крысы уделяли внимания крысенышам, тем ниже оказывался у тех уровень гормонов стресса".

"Поведение матерей на ранних этапах жизни потомства влияло на стрессовый ответ следующего поколения на протяжении всей жизни"

"Обильное вылизывание со стороны матерей приводило к выделению у потомства большого количества серотонина. Серотонин является естественным антидепрессантом нашего организма. Он поднимает настроение и действует на крысят как "Прозак". Благодаря серотонину малыш не просто чувствует себя лучше: в его теле активируется химический процесс, который влияет на транскрипцию части ДНК, которая управляет стрессовым ответом. Вылизывание и груминг меняют эпигенетические маркеры ДНК крысят, тем самым меняя их стрессовый ответ на всю оставшуюся жизнь".

"Метилирование ДНК соответствовало паттернам приёмных, а не биологических матерей"

"Опыт тяжёлого детства влияет на ДНК и меняет многое на эпигенетическом уровне"

"Чтобы переносимый стрессовый опыт не превратился в токсический, необходимо присутствие взрослого, который возьмёт на себя роль буфера, смягчающего воздействие стрессора. Буфер важен для предотвращения эпигенетических изменений, которые приводят к формированию нездоровой реакции на стресс и связанных с ней серьезных проблем со здоровьем".

"Многие люди, столкнувшись с неблагополучным детским опытом и его последствиями на протяжении жизни, не понимают, что с ними происходит и почему. Ни один врач не говорил им, что их проблемы могут быть связаны с системой стрессового ответа, и уж тем более никто не говорил, что с этим можно сделать"

"Детям необходимо находить смысл того, что произошло с ними. Когда понятного объяснения найти не удается, они его просто придумывают. Свойственный детям эгоцентризм в сочетании с травматическими переживаниями зачастую приводит малышей к мысли: "Это случилось из-за меня".

"Травмированные родители вряд ли могли выступить в роли защитного буфера для своих детей "

"Мне вдруг открылось, что травма, свойственная сообществам вроде Бэйвью, не просто передаётся от родителей к ребенку и кодируется в эпигеноме - она передаётся от человека к человеку, внедряясь в "ДНК общества ". Это осознание помогло мне изменить отношение к препятствиям, которые приходилось преодолевать: научиться воспринимать их как симптом поражения общества травматическим опытом, а не как признак грядущей неудачи. Нужно искать опору в том, что знаешь.
Мы приносим пользу обществу ".

"Чтобы предотвратить нейротоксичный эффект ФКУ на ребёнка, нужно всего лишь исключить из его рациона продукты, содержащие фенилаланин.
Если вы когда-нибудь вчитывались в текст, написанный мелким шрифтом на банке диетической газировки, то возможно задавались вопросом: почему там написано: "В продукте содержится фенилаланин...
Со временем токсичные производные фенилаланина накапливаются в организме, медленно отравляя развивающийся мозг и нервную систему ребенка, что вызывает припадки"

"Со временем скрининговый тест новорожденных был расширен, и современных малышей проверяют на наличие 29 расстройств, которые в долгосрочной перспективе могут привести к неврологическим повреждениям. Тест Гатри используется более чем в 70 странах. Он помог бесчисленному количеству детей реализовать свой потенциал, данный им Богом. Мы не должны ждать, пока неврологические симптомы наших детей станут видны невооружённым глазом, тем более если для предотвращения печального исхода требуется предпринять простые меры".

"Все научные данные о развитии нервной, эндокринной и иммунной систем говорят: чем раньше вмешаться, тем будет лучше, намного лучше. Это вовсе не значит, что дети более старшего возраста и взрослые с неблагополучным детским опытом не смогут получить пользу от медицинского вмешательства; однако, чем позже мы начинаем, тем более интенсивной и дорогой должна быть терапия - и тем ниже шансы на то, что она окажется эффективной. Связано это с тем, что раннее вмешательство открывает нам большее количество инструментов воздействия".

"Этап внутриутробного развития и раннее детство - особые периоды, которые называют "критическими и сензитивными", потому что именно в это время открываются "окна" возможностей, которых позже у нас уже не будет. Критическим периодом развития называют время, когда наличие или отсутствие соприкосновения с определенным опытом приводит к необратимым изменениям".

"Сензитивными называют периоды развития, когда мозг особенно чувствителен к определённым стимулам из окружающей среды. В отличие от критических периодов,
по завершении сензитивного периода "окно" возможности не закрывается полностью, однако становится намного меньше. Развитие языка - отличный пример того, как сензитивный период влияет на формирование нейронных сетей. Всем известно, что выучить новый язык намного проще в детстве, чем во взрослом возрасте ".

"Критические и сензитивные периоды - это этапы максимальной нейропластичности ( способности мозга создавать новые нейронные связи и перестраиваться в ответ на определенные стимулы). Рост и изменение нейронов и синапсов могут быть обусловлены травмой, тренировками, уровнем гормонов, эмоциями, обучением и даже простыми размышлениями. Наш мозг постоянно меняется под воздействием нашего опыта, и в целом это полезно".

"Синаптическая пластичность сохраняется на протяжении жизни ( поэтому и старую собаку в действительности можно научить новым фокусам), а вот клеточная пластичность наиболее активно проявляется в течение первых лет жизни человека. Порядка 90 процентов всех её проявлений осуществляется до 6-летнего возраста, а остальные 10 процентов растягиваются до 25 лет...
Дети рождаются с избытком мозговых клеток, и в их мозгу тоже проходит процесс "удаления излишков".
Нервные клетки в тех цепях, которые вы не используете, "обрезаются"; а цепи, используемые часто, растут и укрепляются.
Наш жизненный опыт , как позитивный, так и негативный, определяет, какие нервные цепи нужно активировать и продолжить укреплять.
В этом отношении ранний детский опыт в буквальном смысле слова формирует мозг. Столкновение с негативными событиями в раннем возрасте активирует нервные цепи, связанные с настороженностью, слабым контролем импульсов, повышенным страхом и торможением исполнительных функций мозга...
Самый эффективный способ "перепрошивки мозга" - это применение раннего вмешательства, помогающего предотвратить формирование дисфункционального стрессового ответа и укрепить практики, которые могли бы послужить защитным буфером, (например детско- родительская терапия).
Таким образом, можно дать мозгу прекрасную возможность развиваться в новых, здоровых направлениях".

"Окситоцин - мощное химическое вещество, участвующее в формировании привязанности, в большом количестве выделяется в организме матери во время родов и в течение некоторого времени после них. Все гормоны стимулируют синаптическую пластичность , на биохимическом уровне повышая способность к обучению и адаптации к окружающей среде...
Повысить синаптическую пластичность мозга можно самостоятельно с помощью некоторых действий - таких, как сон, физические упражнения, полноценное питание и медитация. Для достижения изменений во взрослом возрасте требуется больше терпения и последовательной практики, и результаты не будут столь радикальными, как у маленьких детей.
В раннем возрасте дети сильнее всего подвержены влиянию негативного опыта, но в тоже время они обладают и наибольшей способностью к исцелению, если специалистам удастся вмешаться достаточно рано. Использовать биологические механизмы себе на пользу никогда не поздно".

***

"Факторы, способные повысить риск токсичного стресса:
насилие в сообществе; бездомность; дискриминация; патронатное воспитание; буллинг; повторяющиеся медицинские процедуры или угрожающее жизни заболевание; смерть опекуна; потеря опекуна из-за депортации или миграции: вербальное или физическое насилие со стороны любимого человека; попадание в колонию для несовершеннолетних...
Негативный детский опыт увеличивает вероятность развития порока сердца в два раза и риск развития депрессии - в четыре с половиной раза...
Стрессовые факторы, связанные с домашней жизнью, оказывают большее влияние на здоровье человека, чем те, что связаны с жизнью общественной.
Дети, растущие в проблемных сообществах, но при этом получающие качественную поддержку и имеющие здорового опекуна, с большей вероятностью будут испытывать не токсичный, а переносимый стресс ".

"Просто поразительно , какую жизнестойкость проявляют дети, когда у них есть качественный буфер!"

"Пациентам с токсичным стрессом мы рекомендуем шесть действий: наладить сон, организовать физическую активность, продумать питание, практиковать осознанность, заботиться о психическом здоровье и устанавливать здоровые отношения. Оценить свои действия по этим шести направлениям и обратиться к врачу - хороший план для начала".

"Снижение потребления пива может привести к активизации в интимной сфере"

"Люди ждут, пока кто-то изобретет сверхтаблетку от всех бед.
Они забывают, что у нас есть уникальная способность исцелять себя и друг друга. Исследователи описывают токсичный стресс у детей как долгосрочные изменения в мозге и теле, которые происходят в отсутствии опекуна, выступающего в роли смягчающего фактора. Мы способны испортить друг другу здоровье, снова и снова активируя систему стрессового ответа, - но в то же время мы можем способствовать исцелению себя и других на биологическом уровне".

"Выделяется окситоцин не только во время родов, но и когда мы занимаемся сексом, обнимаемся, прижимаемся друг к другу и вообще находимся в здоровых отношениях. И это становится буфером для стрессового ответа, потому что тормозит работу гипотоламо-гипофизарно-надпочечниковой оси, той самой, которая обеспечивает стрессовый ответ в мозге и теле. Мы в буквальном смысле можем влиять на биологические процессы друг друга. Нам не нужно ждать, пока изобретут таблетку. В нашем распоряжении уже сейчас есть мощные инструменты, с помощью которых можно прервать цикл передачи негативного детского опыта из поколения в поколение".

"В кругах людей с высоким уровнем дохода подобные вещи замалчивались, потому что люди боялись испортить себе репутацию...
От нас ожидают совершенства. Мы должны контролировать ситуацию.
Молчат все, потому что открытость может стоить карьеры.
Однако же, замалчивая проблему, мы способствуем её сохранению."

"Токсичный стресс процветает в атмосфере скрытности и стыда как на уровне отдельных людей, так и на уровне общества в целом. Невозможно исцелить то, что мы отказываемся даже видеть...
Мы можем разглядеть в друг друге людей, в которых разный опыт запустил одинаковую по своей природе физиологическую реакцию.
Мы можем перестать обвинять и стыдить, но взяться за лечение последствий негативного детского опыта, как мы лечили бы любое другое заболевание.
Мы столкнулись с кризисом общественного здоровья, таким же всеобъемлющим, как грипп или вирус Зика...
Я изучила все колодцы во всех городах и поняла, что они не просто оказались намного более глубокими, чем мне представлялось ранее,- но и, что ещё важнее, все соединялись в единую сеть".

***

"Расстройство личности - это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства, случившиеся на разных этапах жизни".

Расстройство - это нормальная реакция на ненормальную жизнь.

"Подход многих школ к обучению определялся пониманием того, что среди составляющих учебного успеха нужно выделять и такие навыки, как жизнестойкость и смелость - а не только знания по математике и естественнонаучным дисциплинам. Нейробиология развития предполагает, что, прежде чем ребенок сможет стать смелым и жизнестойким, прежде чем он сможет усвоить математические знания, ему необходимо выстроить фундамент из здоровых привязанностей, умений справляться со стрессом и навыков саморегуляции.
Если всё идёт, как надо, такая привязанность формируется с рождения - и становится основой дальнейшего обучения доверию к другим людям и близости с ними. Однако для детей, которые растут в бедных семьях, придавленных стрессом финансовой и иной нестабильности, сформировать здоровую привязанность и получить опыт стабильной заботы может быть намного сложнее. В результате семьи сталкиваются с непреодолимыми трудностями, стремясь обеспечить стабильность и передать детям ощущение безопасности".

"Негативный детский опыт является проблемой не только здравоохранения, но и корнем образовательного кризиса ".

"Нет никаких НАС против НИХ.
На самом деле у всех людей есть ОБЩИЙ враг - и это неблагоприятный детский опыт.
"Прилив поднимает ВСЕ лодки"

"Влияние травматичного детского опыта всегда носит хронический и долгосрочный характер, сложных периодов не избежать"

"Некоторые события провоцируют слишком высокий уровень стресса для и без того чувствительной системы стрессового ответа. Несмотря на достигнутый прогресс, его всё ещё очень просто сбить с ног. Ему придется очень старательно держать себя в руках, понимая биологическую природу происходящего с ним, и учиться управлять своими ресурсами. Мы не можем стереть прошлые травмы или создать защитный колпак, который ограждал бы его от бед на протяжении всей последующей жизни, но мы можем использовать все имеющиеся знания о его биологических процессах, для того, чтобы снизить влияние токсичного стресса, который навсегда останется частью его мира... Мне очень хотелось бы изъять последствия токсичного стресса из его ДНК навсегда, навсегда стереть след несчастий, избавиться от риска развития астмы, рака, заболеваний сердца, свести к нулю вероятность суицида".

***

"Революцией станет творческое применение имеющихся знаний для нивелирования последствий вреда по мере его причинения.
Постигнув сам механизм, мы можем изобрести бесчисленное количество способов улучшения состояния человека.
Именно так можно высечь искру революции.
Сначала меняешь точку зрения, потом призму, через которую смотришь,- и когда тебе, наконец, откроется мир, ничто уже не будет прежним".

"Стоит понять, что наш мозг и тело "запрограммированы " определённым образом реагировать на определенные ситуации - и тогда можно будет занять проактивную позицию.
Тогда вы сможете распознавать триггеры и узнаете, как поддержать себя и людей, которых вы любите.
Травматические события неизбежны, но мы можем использовать накопленные знания, чтобы эффективнее помогать себе и окружающим, лучше защищать своих детей ".

"Влияние негативного опыта на вас не свидетельствует о недостатках вашего характера.
Играть в игру "пристыди ближнего своего" не надо.
Она не помогает."

"Материнский срыв вредит далеко не только матери.
 
Критически важны две вещи:
убедиться в том, что дети получают необходимый им буфер поддержки и заботы;
и обеспечить необходимой поддержкой и заботой саму маму.
Необходимо создать детям стабильную безопасную среду.
Иногда невозможно одному воевать на два фронта.
Есть такая поговорка:" Для того, чтобы вырастить ребенка, нужна целая деревня". Это означает, что мамочке не обойтись без сторонней помощи".

"Когда судьба поставила меня на колени, у меня было на кого опереться, чтобы встать снова".
"Я на своей шкуре прочувствовала, что значит потерять способность стать тем родителем, которым ты хочешь стать ".

***

"Тест на НДО (неблагоприятный детский опыт):

до вашего 18 дня рождения:

Ваш родитель или другой взрослый в доме часто ругал вас, подавлял вас, унижал вас, оскорблял вас?
Вел себя так, что вы боялись, не причинит ли он вам физическую боль?

Родитель или другой взрослый в доме часто толкал вас, хватал вас, давал вам пощёчину или бросал что-то в вас? Когда-либо бил вас так, что у вас оставались следы или раны?

Взрослый человек, старше вас по крайней мере на пять лет, трогал или ласкал вас , или заставлял вас прикасаться к его телу с сексуальными намерениями?
Пытался заняться с вами оральным, анальным или вагинальным сексом?

Ощущали ли вы часто, что никто в вашей семье не любил вас, не считал вас важным и особенным?
Члены вашей семьи не заботились друг о друге, не были близки или не поддерживали друг друга?

Ощущали ли вы часто, что вам не хватало еды, ваша одежда слишком грязная, вас некому защитить?
Ваши родители были слишком пьяны или под наркотиками, и были не в состоянии позаботиться о вас или отвести вас к врачу, когда это было необходимо?

Жили ваши родители раздельно когда либо или были разведены?

Вашу мать или мачеху часто толкали, хватали, били по лицу, что-то в неё бросали? Иногда или часто били её, в том числе, ногами, кулаками или чем то тяжёлым?
Когда либо били на протяжении нескольких минут, угрожали ножом или огнестрельным оружием?

Жили ли вы с кем-то, кто злоупотреблял алкоголем или наркотиками, приобретенными на улице?

Находились ли проживающие с вами совместно лица в депрессии, страдали от психических заболеваний или пытались покончить жизнь самоубийством?

Отбывали ли проживающие с вами совместно лица наказание в тюрьме?

Теперь посчитайте сумму баллов напротив положительных ответов.
Это и будет ваш балл по шкале НДО. "


Надин Бёрк Харрис "Колодец детских невзгод"


Рецензии