Возможна ли синергия мифолого-религиозного и научн

Ерошенко Т.И., Ерошенко И.П.
 
ВОЗМОЖНА ЛИ СИНЕРГИЯ МИФОЛОГО-РЕЛИГИОЗНОГО И НАУЧНОГО  ЗНАНИЯ?
                (Субъективные заметки)

 "Знаете, у нас говорят: те, кто не жалеют о крушении Советского Союза, у того нет сердца, а кто жалеют - у того нет головы. Мы не жалеем об этом, мы просто констатируем факт и знаем, что смотреть нужно не назад, а вперёд. Мы не позволим прошлому хватать нас за рукава и не дать нам возможности идти вперёд. Мы понимаем, куда мы должны двигаться. Но мы должны исходить из ясного понимания, что произошло". 
                Путин В.В.
        Мы, знаем, что не вправе оба выделенных нами в заголовке типа знания подвергать перекрёстно ни богословскому, ни  конкретному научно-теоретическому анализу. Мы просто исходим из констатации фактов: мифолого-религиозное знание исторически предшествует научному; существования этих двух видов знаний имеет место практически в любом современном социуме; имеет место и существование групп людей, использующих эти знания в своей социальной практической деятельности и существование групп людей, которые недоверчивы к научным знаниям по крайней мере к некоторой их части, или они (знания)  им по тем  или иным причинам недоступны; имеет место существование людей, которые недоверчивы к мифолого-религиозному знанию.
      И обращаясь к понятию «синергия», мы понимаем под этим совместные усилия, сотрудничество социальных групп, руководствующихся мифолого-религиозными и научными знаниями: знаниями, но не заблуждениями. К сожалению, заблуждения имеют место быть и в первом, и во втором виде знаний. 
       Что касается, заблуждений в науке, то сам основной процесс добывания истины предполагает выдвижение гипотезы, которая впоследствии может оказаться ложной или истинной. В случае первого варианта выдвигается новая гипотеза или ряд гипотез и процесс поиска продолжается.  То есть в науке знанием может считаться только то, что подтверждается практикой, опытом. Мифолого-религиозное знание построено на вере, но «дела» («по делам их узнаете...»), выступают в определённом контексте подтверждением силы веры (а это и есть практика»).
     Мы также отдаём отчёт в том, что в свою очередь каждая из этих систем знаний внутренне очень сложна и отнюдь не предстаёт в виде гармоничного единства. Эта сложность отражает отношения людей в поисках необходимых им знаний, в поисках истины. Мы, полагаем, что как за мифолого-религиозным, так и за научным  знанием (истинным, а не ложным) обязательно стоит опыт. Столь распространённая в наше время тяга к искажению исторических фактов есть ни что иное как мошенническое извращение опыта, чтобы опираясь на это извращение вместо правды преподносить ложь (приём в ментальной войне).
    Предвидим, что некоторые неверующие  («атеисты») и какая-то часть верующих  (религиозные фанатики) на вопрос, поставленный в заглавии, ответят  одинаково: нет. Ведь история иллюстрирует традицию множества примеров не то, что непростых,  а остро враждебных отношений между религиозными организациями и некоторыми выдающимися представителями учёного мира. Достаточно напомнить, что в Интернете можно до сих пор обнаружить наскоки на эволюционное учение  английского учёного Дарвина, вызванные религиозными мотивами. В тоже время не случайно ещё в период существования Советского Союза из уст известного английского религиозного и общественного деятеля  Хьюлетта Джонсона вырвалось: «Истинный христианин не может быть врагом коммунизма».    
      Мы же данный в заголовке вопрос попробуем превратить в тезис: синергия мифолого-религиозного и научного знания не только возможна, но и необходима во имя спасения от весьма вероятного проявления человеческого безумия в виде самоистребления. Человечество  располагает средствами достаточными для того, что бы всё живое на Земле истребить несколько раз. И, к сожалению, вероятность такого события за последнее время, особенно после якобы «самороспуска» Советского Союза не уменьшилась, а возросла.
      Де факто, благодаря невиданному технологическому прогрессу средств передвижении,  коммуникаций, информации наша планета как бы сжалась и превратилась в единую глобальную, но во многом механическую, не органическую систему (да, мировую «деревню», но в такую в которой, однако, жители не признают в других «односельчанах» своих соседей и односельчан ( забыв о том, что общинная традиция рекомендует с соседями и односельчанами для собственного же блага стараться жить дружно.).
       Качественно единой человеческой цивилизацией, пространством реального гуманизма, территории, заселённые людьми так и не стали. Существующие социумы на планете Земля ещё не стали Человечеством . Вероятность этого становления пока сохраняется. Мы ведь и обращаемся  к этому разговору в надежде на то, что эта вероятность (стать Человечеством) всё-таки реализуется когда-то.   
      Для подтверждения нашего тезиса мы позволим себе такую вольность. Будем рассматривать и мифолого-религиозные, и научные знания, как  кладезь духовных ценностей, позволивших конструировать и личности, и социумы, и общности, и культуры, и государства, и цивилизации, существующие и существовавшие на планете Земля. 
     К сожалению, истинные духовные ценности и в прошлом, и в современном мире перемешивались и перемешиваются с ложными. Процесс поиска истинных знаний предстаёт как «отделение плевел от пшеницы». Синергия в том смысле, который мы, прежде всего, имеем в виду, только и может проявить себя в совместном поиске истины и следовании ей.
     Однако нам возразят, что различие социального положение индивидов и социальных групп (классов) не позволит выйти на одинаковое понимание истины в социальной реальности (азы научной социологии). Действительно, добиться полного совпадения понимания социальной реальности будет, наверно, сложно, но общая цель, актуализированная необходимостью сохранения на планете Земля жизни во всём её многообразии, во всей её полноте, может позволить включить процесс синергии, который объективно нацелен на сближение, на  подключение участников в единый процесс. Возможность развития такого сценария подсказывают совпадающие не абсолютно, но в сущности повеления человеку в известных мировых мифолого-религиозных учениях и научных социальных теориях.   
         В буддизме человеку  предписывается не убивать всех живых существ и не причинять им вреда. Это одно из самых главных повелений, исходящих от этого духовного учения, все остальные выступают его следствием.
    В христианстве пастырями определяется в качестве основного повеления  человеку: любовь к Богу и людям. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 7–8). Любовь к Богу проявляется через любовь. А действенно любовь на земле может проявляться только в любви к людям, в заботе о людях.
      В исламе, «Кто убьёт душу не за душу и не за преступление…» [ ], «тот [ ] подобен убийце всех людей». (см. Св. Коран, 5:32); « а кто сохранит  жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (см. Св. Коран, 5:32).
      Коммунизм или научная теория реального гуманизма, осуждая всегда «войны между народами, как варварское и зверское дело» ( Ленин В.И.), в тоже время ставит перед человечеством задачу создания такой системы общества, в которой для этого варварского и зверского дела будут отсутствовать условия, а у людей мотивы. 
       Как видим, основные мировые мифолого-религиозные и научные учения предлагают  сосредоточить своим последователям усилия на создании условий для сохранения  главного творения Всевышнего, т.е. Его образа и подобия.
   В чём смысл странной синергии? В укреплении этоса, нравственно-моральных основ, духа  человечности, реального гуманизма. Мы, советские люди, теперь знаем, почему не отстояли  Советский Союз: дело не только в слепоте и в предательстве партхозноменклатуры КПСС, но и в проявленной нами, всеми бывшими советскими гражданами массово духовной слабости. Нам, опять же массово, не удалось сохранить силу духовности основателей и строителей СССР. Да, нас массово обманули! Но и мы массово соблазнились.
Итак, или Апокалипсис (в ближайшее или отдалённое время) или курс, опирающийся на человеческий разум, воплощённый в истинах мифолого-религиозного и научного знания, на становление на планете Земля общества реального гуманизма, становление Человечества.


Рецензии