Глава 3. Девять скандинавских миров

АСГАРД

Для того, чтобы определиться, с чем связано появление Асгарда, необходимо вкратце затронуть конфликт между двумя «божественными» племенами. Асы и ваны вели между собой войну, и тогда боги-асы решили построить себе укрепленное сооружение — Асгард, что в принципе переводится как «ограждение асов» (Ас и гард). От слова гард появилось слово город, огород, городище, сад (garden), а саму Русь называли Гардарикой — страной городов. В ходе конфликта ваны постоянно нападали на земли Асов, и боги решили построить себе оборонительное сооружение.

Кто построил Асгард? К богам прибыл на жеребце Свадильфари безымянный великан из йотунов, который по его собственным словам был искусным кузнецом, и предложил асам сделку. До зимы он был готов построить превосходно укрепленное место взамен на Солнце, Луну и богиню Фрейю. По совету Локи, Путем всебожественного голосования, несмотря на сопротивление Фрейи, боги согласились на это предложение.

Теперь следует остановиться подробнее на этом могучем коне Свадильфари. Известный великан включил в сделку труд своего коня, но боги решительно возражали. Здесь на сцену вступает Локи, который подговорил богов согласиться на это. Свадильфари — еще одно мифическое животное, наделенное могучей силой. Из мифов понятно, что этот конь таскал в упряжке целые горы для строительства Асгарда. Боги не ожидали такого рвения от йотуна и его коня, и за несколько дней до окончания лета Асгард был практически готов.

Боги были в недоумении и не желали лишаться собственных светил и Фрейи, и вину решили возложить на Локи. Однако хитрый бог нашел выход из этой ситуации: он обратился в кобылицу и начал отвлекать Свадильфари. За это время инеистый великан не успевал закончить стены города и, поняв, что его обманули, начал кидать в богов огромные камни. Получив «In jure», законное право напасть на великана, Тор убил йотуна ударом молота. В конце концов боги доделали оставшееся, а Свадильфари тем временем овладел Локи, который был в образе кобылицы. От этого соития родился Слейпнир — восьминогий скакун Одина.

По итогу был построен Асгард, и боги начали жить там. Но у каждого из богов были свои чертоги. Самые знаменитые из них — Валяскьяльв и Вальгалла, которые носят название «чертога Одина».

Валяскьяльв является кеннингом для обители Всеотца и переводится как «башня колдуна». Один восседает на Хлидскьяльве — троне, с которого обозревает все миры, и оттуда видны все людские дела. Видимо, именно на Хлидскьяльве он наблюдает за битвами людей и оттуда посылает валькирий за достойными павшими воинами.

Но для широкой публики более интересна Вальгалла — небесный чертог Асгарда, куда попадают достойные павшие воины и продолжают жить в Вальгалле прежнюю героическую жизнь.

Этимология Вальхаллы проста: слово образовано из Val — мертвый, убитый и h;ll — чертог или дворец. То есть, Вальхалла — это ничто иное, как чертог мертвецов, чертог павших, или дворец убитых. Восседая на своем троне, Один наблюдает за людскими сражениями, и, выбирая себе героев для будущего Рагнарека, отправляет за ними валькирий. Те, в свою очередь, уже переносят героев в Вальхаллу.

Что представляет собой зал павших? Считать Вальхаллу «дворцом» можно только условно: судя по всему, своими формами она напоминала для скандинавов типичный для них дом гигантских размеров. Религия является способом рефлексии человека над обыденной реальностью. У викингов Вальхалла никогда не была мраморной, потому что скандинавы сами ничего не строили из мрамора. Поэтому первобытный менталитет человека проецировал свои знания на богов. Еврейский бог Яхве трансформируется в бога Саваофа (бога воинств) в ту эпоху, когда Израильское царство начало активную борьбу со своими соседями. Следовательно, следует представлять себе весь Асгард как огромную деревню, а Вальхаллу — как гигантский дом.

Викинги представляли себе, что крыша Вальгаллы состоит из гигантских позолоченных щитов, подпираемых копьями. Здесь прослеживаются явные отголоски воинственности германских народностей, в особенности скандинавов. Поэтому викинги представляли небесное жилище вместе с воинскими атрибутами — копьем и щитом. Кроме того, каждый день в Вальгалле происходят доблестные битвы эйнхериев — тех людей, которых Один принял в свой чертог. После очередной битвы павшие воскресают и садятся за один стол, чтобы пировать. Есть интересный момент: они пируют мясом кабана Сехримнира, которого забивают каждый день, а к вечеру он воскресает подобно эйнхериям. Кстати, этимология имени Сехримнира не до конца понятна: сам перевод его имени значит «морской копченый» или «водный покрытый сажей». Интересно, что в имени повара Андхримнира и котла Эльдхримнира присутствует корень «hrim», который значит сажа. Единого толкования на этот счет нет. Эйнхерии запивают мясо кабана медовым молоком козы Хейдрун, о которой упоминалось ранее. Примечательно, что и Хейдрун и Эйктюрнир ходит по крыше Вальгаллы. Данная черта характерна для типичного жителя Исландии. Крыши домов исландцев покрывались дерном и со временем становились такими покатистами, что туда могли забираться пастись козы и овцы. Как мы видим, данный миф был рожден в недрах глубинного сознания исландцев.

Вполне возможно, что мясо и мед (медовые напитки) являлись для скандинавов ритуальными блюдами, вкушением которых на пирах они поминали павших в бою воинов. Судя по всему, именно поэтому в мифах викингов запечатлелись постоянные застолья в загробной жизни. Для сравнения можно привести таинство евхаристии в христианской среде, где для церемоний важно вино и хлеб. Таким образом, викинги были подражателями эйнхериев, устраивая после походов пиры, где и женщины подражали валькириям, поднося мужчинам алкогольные напитки.

Также для скандинавской религии был характерен Блот — ритуальное вкушение мяса и меда, совершаемое в день собрания урожая и в день зимнего солнцестояния. Опять же, трудно сказать, что появилось раньше, курица или яйцо? Возможно, ритуальные пиры стали прообразом для мифа о пиршествах в Вальгалле. Или, наоборот, викинги стали уподобляться эйнхериям в их небесных чертогах, чтобы больше походить на них.

Миф о Сехримнире похож на другой миф, связанный с козлами Тора, которых громовержец употреблял в пищу. На утро козлы вновь воскресали. Чем же обусловлены данные мифы? Неизвестно, что появилось раньше — сами мифы или религиозные практики, где фигурируют кости. К примеру, из костей вырезались руны, на костях гадали колдуньи, а вельвы из скандинавской мифологии также возрождали собственную еду.

Кстати, нигде в скандинавских источниках не указано, что асы пировали вместе с эйнхериями. А касаемо Одина было сказано следующее:

Гери и Фреки

кормит воинственный

Ратей Отец;

но вкушает он сам

только вино,

доспехами блещущий.

Всеотец кормил своих волков и обходился без еды.

МИДГАРД

Вторым из девяти миров является Мидгард, что в переводе означает «срединная огороженная земля», или, проще говоря, «Средиземье». После создания людей боги поселили их в одном из миров, который соседствовал с Йотунхеймом — обителью великанов. Тогда асы решили отгородить мир людей от мира йотунов стеной, которая была возведена из ресниц великана Имира. Позже боги соединили Мидгард с Асгардом радужным мостом — Биврестом. Согласно некоторым исследователям, изначально Биврест ассоциировался не с радугой, а именно с Млечным Путем — нашей видимой на небе галактикой. На страже Бивреста стоял бог Хеймдаль. Это слово переводится с древнеисландского как «дрожащий путь», и во время Рагнарёнка он будет разрушен.

Некоторые исследователи видят параллели с другим мифическим мостом — Гьялларбру. Этот мост проложен через реку мертвых — Гьёлль и ведет в Хелхейм, царство мертвых. Этимология Бивреста связана с одним свойством Гьялларбру — мост мертвых звенит, когда по нему идет живой (сравните имя Бивреста — дрожащий путь). Однако здесь возможно дело не в различных традициях, а в обычном добавлении информации в источник. Мост впервые упоминается только у Снорри в 13 веке, в «Видениях Гюльви». С другой стороны, корень слова Гьялларбру идентичен корню в слове Гьяллархорн — рог Хеймдалля, и переводится это слово как «золотой».

Еще одной характерной особенностью Мидгарда является то, что он окружен мировым океаном, на дне которого лежит сын Локи — Йормунганд. Здесь присутствуют мифологические воззрения викингов, которые перекликаются с общими индоевропейскими представлениями о том, что обитаемая земля омывается водами мирового океана. В целом, это неудивительно, ведь скандинавы совершали многочисленные походы по морям, и морская вода имела значительное значение в их жизни.

Германо-скандинавская мифологическая модель мира частично характерна для всего первобытного человеческого мирозрения. У скандинавов основополагающим было трехчленное деление мира на рай, землю и ад — Асгард, Мидгард и Хельхейм. Но интересно, что помимо обычных трех миров есть еще шесть других, в то время как в других религиях могущественные существа принадлежали тринитарным мирам. Например, в греческой мифологии такие существа, как кентавры и нимфы, принадлежали человеческому миру, в иудео-христианской религии в раю живут ангелы со своей иерархической структурой — серафимы, херувимы, архангелы и так далее. В свою очередь, в скандинавской мифологии каждому существу характерен свой собственный мир. Ванахейм принадлежал Ванам, Йотунхейм — великанам, альвхейм — альвам и так далее. Появление шести остальных миров обязано развитию скандинавской мысли и творчества.

В целом, для Мидгарда, как и в других мифорелигиозных воззрениях, отведено особое место. Это обусловлено антропоцентричностью мифов в целом — Мидгард становится местом битвы за человеческие души между «светом и тьмой», чьи границы в скандинавской мифологии слегка размыты.

ХЕЛЬХЕЙМ

Третьим фундаментальным миром в представлении скандинавов являлся Хельхейм — преисподняя, царство мертвых. Очень интересна этимология этого слова: неизвестно, произошло ли оно от богини Хель или же наоборот, сначала появился Хельхейм, а затем из него вывели богиню мертвых. Однако большинство ученых склоняются к тому, что изначально появилось царство мертвых, само представление о том, куда отправляются мертвые, является древнейшим явлением, вероятно зародившимся в эпоху неолита. Возможно, оно возникло тогда, когда появилось представление о трехчленном делении мира: Тринитарное мировоззрение характерно для подавляющего числа этносов — небо, земля и подземный мир. Следовательно, представление о царстве мертвых зародилось тогда же, когда появилось поклонение небу или другим небесным явлениям, таким как Солнце, Луна, Гроза (присуще индоевропейцам в целом). В целом эта теория согласуется с первобытным менталитетом древних людей, для которых характерно антагонистическое противопоставление мировых явлений и их двойственный характер (огонь и вода, тепло и холод, свет и тьма, движение и покой, верх и низ).

Но что появилось первым, курица или яйцо? Существует вполне обоснованное предположение, что изначально мифологизировался «верх», то есть «свет» или светлые божества, хотя как такового деления на «плохих и хороших» богов у первобытных людей не было. В общем, люди поклонялись тому, что «дает жизнь», то есть это могло быть солнце, земля или гроза, дающая огонь. Вероятнее всего, изначально у этих явлений не было антагонистов. Тьма появилась уже позднее и это вытекало из концепции «двойственности вещей». Во всех религиях изначально появлялось светлое божество, будь то Зевс, Яхве, Нейт, Тор/Тюр, Перун, Мардук и так далее. Следует принять во внимание, что в «Бытие» Библии, одной из самых древних иудео-христианских книг, нигде не упоминается сатана. Мало того, во всем Пятикнижии нельзя найти ни дьявола, ни сатаны. Впервые образ божьего протагониста появляется в литературно-назидательном источнике об Иове, и с тех пор его образ начинает трансформироваться. Путь сатаны от обычного ангела до «владыки мертвых» занял около тысячи лет. Поэтому первобытные племена, стоящие на ступени первобытно-общинного строя, преклонялись перед хтоническими явлениями и могли их одушевлять или персонифицировать, но не придавали им какой-либо коннотации, положительной или отрицательной. Боги не были злыми или добрыми, но для того, чтобы бог не гневался, их стоило задабривать. Так работали политеистические религии, и вот их фундаментальное отличие от монотеизма.

Параллелей с другими религиями немало. Кроме того, в индоевропейских религиях представление о «владыках подземного мира» не является отрицательным, а скорее несет в себе темный контраст. Аид не был плохим, как и Плутон или Хель. Аид был просто тем, кто принимал души мертвых, и он являлся владыкой всего того, что было под землей, как и Зевс был владыкой Небес, а Нептун властвовал над морями. Не стоит объяснять, что в этом тринитарном устройстве главой был «владыка неба» — Зевс, Юпитер, Тор или Перун.

Само слово «Хель» (ср. англ. «hell») появилось от праиндоевропейского корня *kel-, *kol, что означает «хранить, скрывать, покрывать». Никакого отрицательного окраса это слово не имело. Ученые мало знают о верованиях индоевропеоидов, но, видимо, корень *kel- свидетельствует о том, что они верили в сокрытие и последующую жизнь мертвых («хранить и скрывать тела» свидетельствует о подготовке душ к загробной жизни, как и многочисленный инвентарь, найденный в могильниках). Значит, слово «Хельхейм» имело значение «сокрытая страна» или, в более узком смысле, «страна мертвых». Известно, что некоторые племена скрывали своих мертвецов даже у себя дома, хоронили под полом, чтобы духи предков оберегали их.

Несмотря на то, что слово «Хель» не имеет ничего общего с древнегреческим именем «Аида», стоит отметить их идентичный смысл. Одно из толкований имени «Аида» с др.-греч. ;;;;; — «невидимый», что по своей функциональности роднит греческого бога со скандинавским.

Судя по всему, «Хельхейм» располагается в той же географической плоскости, что и «Нифльхейм». Читателю, как бы намекает, что в «Речи Гримнира», именно «Хельхейм» расположен под третьим корнем, а не «Нифльхейм». В том числе, условно «природные» условия «Хельхейма» отдаленно напоминают «Нифльхейм»: там постоянно холодно, темно, и весь «Хель» наполнен туманом.

Вероятнее всего, «Хель» был отделен от «Нифльхейма» в первую очередь рекой Гьёлль — рекой мертвых. Важно отметить, что Гьёлль берет свое начало из источника «Хвергельмир», откуда вытекают и другие одиннадцать потоков, а также живет дракон «Нидхегг».

Через Гьёлль перекинут мост, о котором говорилось чуть выше, является антиподом Биврёста — Гьялларбру, который буквально соединяет мир недавно умерших с миром мертвых. Если в греческой мифологии реку Стикс преодолевал паромщик Харон, в уплату которому кладут мертвецу две монеты на глаза, то в германо-скандинавском представлении через реку мертвых был перекинут мост, который охранялся великаншей Модгуд. Функция Модгуд до конца не ясна: действительно ли она являлась стражницей моста? Возможно, великанша следила за тем, чтобы в Хель не попал живой человек. С другой стороны, она никак не препятствовала тому, чтобы в Хель направился ас Хермод. Также, своеобразной «сигнализацией» моста являлось то, что он начинал звенеть, если по нему шел живой человек. Поэтому функцию Модгуд определить доподлинно невозможно, судя по имеющимся у ученых данным.

Гьялларбру имеет немного аналогов в мифологическом мировоззрении других народностей. Ближе всего к скандинавскому мосту мертвых славянский Калинов мост, который был перекинут через огненную реку (отсюда и название, от слова «каленый») — Смородина (а название этой реки происходит от слова «смрад»). Смородина также, как и Стикс с Гьелль, отделяет мир мертвых и мир живых. Калинов мост охраняется Трехглавым змеем, в то время, как в скандинавской мифологии эту функцию отправляет другое мифическое существо — Гарм. Подобные мосты представлены и в Исламе (Сират), а также в Зороастризме (Чинват).

Появление мифического моста неразрывно связано с появлением «моста» как такового — изобретения, позволяющего переходить через реку. Появление Гьялларбру можно отследить лексически. На немецком языке мост именуется Brucke, и считается, что это слово близко по происхождению к немецкому слову Prugel, которое означает «деревянная палка» или «дубина» (ср. голландское — brug, английское — bridge, шведское — bro). Скорее всего, смысл слова Prugel заключается в том, что древние германцы пользовались специальным настилом из бревен и сучьев, чтобы перебираться по ним по топким местам, болотам и широким ручьям. Этимологически можно вывести, что слово Brucke появилось в эпоху единения германских племен. Или может быть раньше?

Однако слово Prugel не восходит к прагерманскому или праиндоевропейскому языку, что можно увидеть, сравнив значение слова «мост» в языках наиболее родственных народностей. Слово «мост» является общеславянским (белорусский, македонский, болгарский — мост, польский, словацкий, словенский — most, украинский — мiст) и не связано с единым корнем, также как и латинский язык (латынь, французский — pont, португальский — puente). Необходимо отметить, что в балтийской группе языков (за исключением финского, видимо финны и венгры заимствовали наименование моста у балтов), слово «мост» никак не роднится с другими обозначениями (латышский — tilts, литовский — tiltas, эстонский — sild, финский — silta, венгерский — h;d).

Соответственно, можно сделать вывод о том, что Гьялларбру, как артефакт германской мифологии, не был единым архетипичным для всей индоевропейской общности. В Европе он присущ только скандинавам и славянам. Возможно, что Гьялларбру появился в более позднюю эпоху.

Что же представлял собой Гьялларбру для скандинавов? Скорее всего, он являлся той точкой невозврата, символической границей между миром живых и миром мертвых. Кстати, в некоторых источниках упоминается, что в реке Гьелль плывут по течению щиты и копья погибших воинов. Сложно сказать, о чем это говорит, но главной причиной этого воззрения может быть излишняя воинственность скандинавов.

После того, как мертвец преодолел мост Гьялларбру, он оказывался в Ярнвиде — железном лесу. По некоторым источникам он находился не в Хельхейме. После Ярнвида, где росли покрытые железом деревья, путнику представлялось хтоническое чудовище — пес Гарм. Некоторые исследователи сближают Гарма и Цербера, видя в их самоназваниях праиндоевропейский корень *ger, что значит «рычать». Таким образом, получается, что представление о Гарме и Цербере уходит корнями в очень древние времена, хотя сейчас это установить практически невозможно.

Гарм, как и Цербер, является стражом подземного мира мертвых и обитает в пещере Гнипахеллир. Его тело полностью покрыто кровью грешников. Гарм пропускает в Хель тех, кто не совершил в земной жизни большого зла и помогал нуждающимся в помощи, тем самым выступая в роли судьи над мертвецами. Во время Рагнарека он выступит на стороне Хель и Локи, и в этой битве они погибнут оба.

К сожалению, из источников известно мало о хтоническом существе. Ученые построили много домыслов о природе Гарма и даже пытались отождествить пса с волком Фенриром, а также приписать его сыном к паре Локи и Ангрбоды, однако все это остается лишь пустыми домыслами. Вероятно, пес исполнял функцию стража и судьи: он впускал в Хель только не прегрешивших (по скандинавским меркам) и естественно, не выпускал из мертвецов наружу.

К сожалению, само описание Хельхейма в мифологии весьма скромное. Упоминается лишь холодная погода, мрак, сырость и вечные туманы. Кстати, прекрасным примером антропоморфности богов является их смертность. Знаменитый Бальдр, несмотря на свой божественный статус, попадает в Хельхейм по вине Локи и вырывается оттуда только во время Рагнарека.

В отличие от Асгарда, чем именно занимаются мертвые в Хельхейме, доподлинно неизвестно. Но, судя по погребальному инвентарю, мертвецы будут влачить существование, аналогичное жизни в материальном мире. Интересно, что перед тем, как мертвых кладут в могилы, на них надевают «башмаки Хель» — прочную обувь, либо сжигают тело вместе с повозкой и лошадью, чтобы дух усопшего быстрее добрался до врат Хельхейма.

Важно понимать, что Хельхейм отнюдь не тождественен христианскому аду. Несмотря на то, что души мертвых содержатся под надзором богини Хель, они здесь не мучаются абстрактными «чертями» и не страдают от морального угнетения. Однако стоит отметить, что такое место пребывания для скандинавов было сродни аду. По их поверьям, большинство предков, умерших с мечом и щитом в руках, пировали в чертоге Одина, где валькирии приносили им мед и предвкушали будущий Рагнарек. Все же обречение на пребывание в Хельхейме у викингов считалось позорным, что подчеркивало этико-моральный ориентир воинских сословий. Стоит упомянуть инцидент из «Саги о Греттире», где недруг Асмунда насмехается над тем, что Асмунд умер от старости.

— Незавидная выпала воину доля: он задохся, как собака, в печном дыму, но нечего о нем и жалеть: ведь он совсем выжил из ума.

Выше были рассмотрены три основных мира скандинавской мифологии: Асгард, Мидгард и Хельхейм. Троичное разделение мира было обусловлено древним менталитетом людей, и, вероятнее всего, возникло в период перехода от шаманизма к организованной религии. Однако, существует еще шесть миров, которые практически не упоминаются в мифологиях других этносов, и их следует кратко рассмотреть.

ВАНАХЕЙМ

Ванахейм — родной мир для ванов. Само божественное племя ванов долго являлось предметом исследований и споров между учеными. Для начала, следует определить, кого считать ванами. Вопрос о том, были ли ваны доиндоевропейскими богами (старыми), а асы пришли на землю вместе с прагерманцами (новые), будет рассмотрен в следующей главе. Но что точно известно, так это то, что ваны олицетворяли собой силы природы и (или) сельскохозяйственные культы.

Поэтому Ванахейм, в представлении скандинавов, живших в суровых условиях, являлся природным «раем», миром, который превосходил даже Асгард. Согласно «Старшей Эдде», Ванахейм находится к западу от Мидгарда и Асгарда. Это согласуется с другим интересным предположением известного Снорри Стурлусона, которое всплывает в «Саге об Инглингах».

С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции (Скифии) река, правильное название которой Танаис. Она называлась Танаксвиль или Ванаксвиль (Дон). Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной Ванов или Жилищем Ванов. Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, — Европой. 2… Страна в Азии к востоку от Танаксвиля называется Страной Асов или Жилищем Асов, а столица называлась Асгард. Правителем был тот, кто звался Одином.

«По восточной стороне Донской реки находятся земли ванов, а на западной стороне — земли асов». Это подтверждает, что Снорри говорил о реке Дон, а не Танаис, и что народы действительно жили по разные стороны реки.

Многие дилетанты строят различные догадки и гипотезы относительно этой информации. Некоторые приписывают прагерманцам мифических «славяно-ариев», и связывают ванов с венедами, то есть буквально со славянами. Однако, необходимо к такой информации подойти критически, как настоящий ученый.

У Снорри были различные исторические источники, которыми он мог пользоваться, поэтому не следует пренебрегать его свидетельством. Во-вторых, не стоит забывать, что в тринадцатом веке слово «Скифия» все еще использовалось, как указывают некоторые источники.

Среди дополнительных источников, подтверждающих эту информацию, можно назвать Эбсторфскую карту, созданную в середине 13 века. Она указывает, что на восточной стороне реки Дон находятся земли ванов, а на западной — земли асов.
Таким образом, необходимо оставаться критичным к информации, особенно к догадкам и гипотезам, и обращаться к проверенным источникам для получения точной и достоверной информации.

Эбсторфская карта (середина 13 века) говорит о том, что:

Скифия простирается от крайних пределов Востока до океана, а на Юге она достигает Кавказского хребта.

Херефордская карта мира (конец 13 века) по-прежнему называет земли Руси и южные кочевья Причерноморья Скифией:

Говорят, что от этих мест до самых Меотидских Болот всё считается Скифией

Так что, ничего удивительного в том, что Снорри выделил созвучное слово и транслировал его в «Свихьод» — свой вариант названия Швеции. Тот же самый прием он использовал и при описании страны Асов, расположенной к востоку от реки Танаис. Снорри увидел корень «Ас» в слове «Asia». Неудивительно, что он связал название «Асгард» с настоящим географическим местом, отталкиваясь от слова «Азия». Однако, в настоящее время эту концепцию не считается действительной.

СВАРТАЛЬВХЕЙМ

Свартальфхейм — это земля темных альвов, один из девяти миров Иггдрасиля. Однако есть одно но — о Свартальфхейме не упоминает ни один источник, кроме «Младшей Эдды», автором которой является Снорри Стурлуссон. Свартальфхейм был создан асами специально для расы цвергов, или как их еще называют, темных альвов.

Цверги (или дверги) — это мифические существа. Обычно исследователи представляют их в роли духов и карликов. Имя этой расы возникло из прагерманской формы *dwer (g) az. Соответственно, в английском это слово звучит как dwarf, а в германском — Zwerg. Большинство лингвистов полагают, что именование двергов восходит к праиндоевропейскому *dhwergwhos (низкорослый, карлик), и, соответственно, может иметь одинаковый корень с праиндоевропейским словом *dhwer, что значит «портить/наносить ущерб». Здесь заманчиво провести параллели с другими индоевропейскими мифологиями, в том числе со славянской. В польской мифологии известны краснолюды, которые, как и дверги, часто ассоциируются с кузнечным ремеслом. Однако возможно, краснолюды как раз и появились под влиянием германской мифологии.

Интереснее выбрать народности, которые редко контактировали с германцами, в частности восточных славян. Выше было сказано, что этимология слова «дверги» восходит к ПИЕ корню *dhwer, что указывает на то, что эти существа были, возможно, не опасны, но все же могли наносить ущерб или причинять беспокойство. В этой связи можно вспомнить домовых и банников восточнославянской культуры, которые являлись эдакими «трикстерами» и любили шалить и дразнить своих хозяев. Тем не менее, домовые также выполняли полезные функции: если их задобрить, они могли защищать дом, мыть посуду, чистить полы или просто не трогать хозяина. Сама вера в домовых восходит к древнейшим предкам, и, вероятно, домовые были духами хозяев домов, ближайшими родственниками.

Что объединяет домового и двергов? Дело в том, что согласно Эдде, дверги были созданы прежде, чем появился человек, и подобно йотунам, были предками людей и цивилизации, на которой затем основывалось человеческое общество. Из-за этого раса двергов была более «опытной» и «более мудрой» благодаря своему более долгому существованию, что проявляется в их внешности (длинные и седые бороды) и опыте (умелые кузнецы). Кроме того, это проявляется и в их творениях, которые были связующими звеньями между богами и мирами магии, и представлены в виде артефактов, таких как Копье Гунгнир, Мьёлльнир, и Скидбладнир. Если проводить параллели между двергами и домовым, то их объединяет общий культ поклонения предкам. Внешний вид двергов также соответствует их близости к загробной жизни, они были бледными и связанными с землей и подземельем.

В соответствии со «Старшей Эддой», дверги были созданы из крови и костей Имира. В «Пророчестве Вёльвы» рассказывается, что из костей Имира были созданы горы, а затем в 14-й строке говорится:

Еще надо карликов

Двалина войска

роду людскому

назвать до Ловара;

они появились

из камня земли,

пришли через топь

на поле песчаное.

Карлики появились из камня земли, как и свидетельства, указывающие на то, что дверги ассоциировались с горами и камнями. В то время и в наше время горы и камни были связаны с металлургией и кузнечным делом, которые также присущи двергам. Можно сделать вывод, что Свартальфахейм является подземным миром или миром, состоящим из гор и расщелин. У Свартальфахейма есть свой антипод — Альвхейм, как у Асгарда — Хель. В мифах часто идет противопоставление черных альвов и светлых, о которых мы поговорим чуть ниже.

Для скандинавской мифологии характеры «говорят» за своих хозяев имена. Имя для скандинавов обладало магическим свойством. Поэтому интересно рассмотреть общий характер расы двергов через призму их имен.

Итак, карлики:

— Мудрые (Вит — мудрый, Регин — советующий).

— Искусные мастера (Дори — сверло, Фили — напильник, Вейг — клин, Ханарр — ремесленник).

— Золотолюбивы (Фундин — найденный, Драупнир — карлик, названный как великое кольцо, которое в переводе значит «Капающий». Согласно легенде, из золота кольца Драупнира капало еще восемь золотых колец, Траин — преуспевающий).

— Также имена карликов несут в себе отрицательные качества для человека (Гинарр — обманщик, Альтьоф — всевор, отец воров, великий вор, Мьедвитнир — мерзавец, Бифур — трусливый).

— Но наряду с этим они проявляют и положительные черты, важные для людей (Текк — приятный, Андвари — осторожный, Хар — достойный, Торин — храбрый, Фрег — известный).

Также для карликов характерна мифологема, известная и в других мифологиях, касающаяся сторон света. Имена четырех двергов, названных по странам света — Нордри («северный»), Судри («южный»), Аустри («восточный»), Вестри («западный»), — они поддерживают небо по четырем углам земли.

Согласно именам карликов, мы можем говорить о них, как об искусных кузнецах, проживающих в горах или горных расщелинах. Появление этого мифа может быть связано с появлением примитивной металлургии в Скандинавии, а дверги могли быть персонифицированными духами этих мест.

Когда мы разобрались с самой расой двергов, следует поговорить и о Свартальфхейме, точнее о двух традициях: первой — исландской и второй — континентальной, или проще говоря, материковой. Выше уже упоминалось, что о Свартальфхейме нет ни слова в «Старшей Эдде», зато там упоминается Нидавеллир.

37 Стоял на севере

в Нидавеллир

чертог золотой, —

то карликов дом;

другой же стоял

на Окольнир дом,

чертог великанов,

зовется он Бримир.

По «Старшей Эдде», Нидавеллир находится в Хельхейме и является жилищем карликов. Однако, в отличие от писаний Снорри, здесь нигде не упоминается, что карлики и дверги это единый народ. Этимология слова «Нидавеллир» восходит к древнескандинавскому языку и переводится как «мрачный чертог».

В чем же различие этих двух традиций?

— Более древняя традиция, без сомнения, заключается в вере, что Нидавеллир — это одно из мест Хельхейма. Здесь, по-видимому, темные альвы и дверги являются различными расами. Дверги боятся дневного света и постоянно живут во мраке гор и куч камней.

— Вторая традиция, по-видимому исландская (возможно, норвежская), является более поздней. Дверги начинают смешиваться с альвами — природными духами. Снорри, имея на руках разночтения в различных источниках, пытается их примирить.

Под влиянием христианской традиции, где духовный мир диаметрально противоположен друг другу, Снорри разделяет альвов на светлых и темных. При этом в его текстах темные альвы начинают ассоциироваться с двергами, которые жили в подземном мире. В представлении христиан, и я напоминаю, что Снорри таковым и являлся, подземный мир являлся обителю демонов и злобных сил. Поэтому он решает примирить обе традиции и связывает двергов с альвами, нарекая их «темными». Вероятно, Снорри решает нивелировать название Нидавеллира (хотя мир остается тем же). Если Альвхейм, упомянутый в «Старшей Эдде», является обителью светлых альвов, Снорри решает сделать мир антиподом и называет его «землей темных эльфов», то есть, Свартальвхеймом. Исходя из этого, будет правильно считать, что Свартальвхейм не является отдельным миром, а всего лишь чертог в Хельхейме.

АЛЬВХЕЙМ

Теперь следует рассмотреть антипод предыдущего мира — Альвхейм, также известный как Льесальвхейм, мир светлых альвов. В отличие от мрачного подземного чертога Свартальвхейма, мир светлых альвов описывается как прекрасное солнечное место.

«Некогда Альвхейм

был Фрейром получен

от богов на зубок.»

В этом стихе подчеркивается значение Альвхейма для Фрейра, а также демонстрируется связь между альвами и богами ванами. Это критически важное замечание, Фрейр является божеством плодородия и этот ван связан с сельскохозяйственными циклами и силами природы. В свою очередь и альвы являются духами природы, что сближает между собой эту расу и Фрейра.

Однако в «Младшей Эдде» не указано, что Фрейр является правителем Альвхейма. Снорри описывает только светлых альвов и красоту Альвхейма, расположенного на Гимле. Что представляет собой Гимле, неизвестно, хотя в «Прорицании Вёльвы» не упоминается Альвхейм.

Чертог она видит

солнца чудесней,

на Гимле стоит он,

сияя золотом:

там будут жить

дружины верные,

вечное счастье

там суждено им.

«Альвхейм» — это обитель светлых альвов, упоминаемых в скандинавских мифах намного реже, чем «дверги». Этимология слова «альвы» восходит к неизвестной форме праиндоевропейского корня, который может переводиться как «белый», «светлый», «ясный». Этот корень также присутствует в словах «Эльба», «Альпы», «альбинос», «Альбион». В обеих книгах «Эдда» альвы ассоциируются со светом, что находит параллели с Фрейром.

Ивальда отпрыски

некогда стали

Скидбладнир строить

для сына Ньёрда,

светлого Фрейра,

струг самый крепкий.

В Речах Гримнира, Фрейр удостоен эпитета «светлый». Что можно отметить касательно Фрейра и Альвов?

— Фрейр был подарен Альвхеймом.

— К Фрейру применили эпитет «светлый», что не удивительно, ведь он сам был почитаем как солнечное божество. Альвы также являются светлыми духами.

— Поклонение скандинавов Фрейру было связано с культом плодородия. Этому свидетельствуют найденные статуэтки и идолы, на которых Фрейр изображен с большим фаллосом. Альвы, с другой стороны, олицетворяют духи живой природы.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Фрейр являлся божеством светлых альвов и их правителем. Следовательно, можно сделать вывод, касающийся двергов. Жизнь человека в средневековье была цикличной: посев (жизнь), сбор урожая и зима (смерть). Для древних людей жизнь была неотделима от смерти, поскольку семена падают на землю и умирают зимой, чтобы возродиться весной. Кажется вполне вероятным, что альвы олицетворяли буйную растительную природу и жизнь в целом, в то время как дверги (чей чертог находился в Хельхейме) олицетворяли смерть. Альвы могли появиться как средство рефлексии первобытного человека над неизведанными природными явлениями, такими как туман, блуждающие огни и северное сияние. Вероятно, в этих проявлениях люди видели духов (или души) своих предков.

Сложно сказать, когда альвы начали отождествлять с Фрейром. Вероятно, речь идет уже о нашей эре, когда начинается становление Фрейра как бога плодородия (об этом подробнее в главе о Фрейре). Но сама рефлексия древних германцев над необъяснимыми природными явлениями, несомненно, намного древнее богов. Однако персонификация альвов, вероятно, случилась намного позже.

Возможно, что изначально альвы и дверги представляли собой обычных духов умерших родственников и уже при становлении пантеизма являлись пережитками анимистических верований. Только потом духи природы трансформировались в светлых и лучезарных альвов, а духи подземных миров становились двергами. В этом можно убедиться, посмотрев на имена двергов в «Пророчестве Вёльвы», где они имеют общий корень с расой светлых альвов — Гендальв, Виндальв, Альв.

Миф, связывающий двергов с кузнечным ремеслом, вероятно, появляется (или по крайней мере его зачатки) после взаимодействия протогерманцев с кельтами, где первые будут обучаться у вторых обработке железа и добыче драгоценных металлов. Дверги неразрывно связаны и с тягой к золоту и серебру, поэтому я могу предположить, что этот миф возникал на границах протогерманского и кельтского миров. Это может быть и Рейнская область, где кельты добывали драгоценные металлы, и территория нынешней Чехии, где на рубеже 6—5 вв до н.э. была самая развитая металлургия в Европе, а может быть даже и во всем мире.

Теперь стоит поговорить об исландских верованиях, где альвы занимали важное место вплоть до двадцатого века, и сейчас на Исландии остаются пережитки прежних верований в виде суеверий и обычаев. Кроме того, согласно статистике за 2015 год, 37% опрошенных исландцев ответили утвердительно на вопрос «Существуют ли эльфы?».

В этом контексте стоит отметить одну из самых ранних саг, автор которой опирался на устную традицию. Речь идет о «Саге о Кормаке», которая написана неизвестным автором.

Неподалеку отсюда есть холм, где живут эльфы. Купи у Кормака быка, которого можно принести в жертву, окропи вершину холма его кровью, и пусть эльфы напитаются его плотью. Тогда ты выздоровеешь.

Жертвоприношения духам предков, возможно, существовали у всех народов, а в России до сих пор практикуется поминальный обряд, в ходе которого на могилу усопшего кладут еду и напитки. Некоторые элементы поминок, также являются частью официальных обрядов в католической версии христианства. Вероятно, практика поминания умерших проникла в христианскую и исламскую веры из языческих религий. Таким образом, альвы выступали посредниками между миром живых и мертвых, а со временем эта вера привела к созданию мифической расы, населяющей один из миров Иггдрасиля.

МУСПЕЛЬХЕЙМ

Муспельхейм — один из первоначальных миров, расположенный к югу от Мидгарда. Этимология до сих пор неизвестна, хотя в русскоязычном сегменте появилась трактовка, что Муспельхейм переводится как «огненная земля». На самом деле это не так: на древнескандинавском наречии (и производных от него языках) огонь назывался «eldr». Муспельхейм — важнейший мир германо-скандинавской мифологии. Именно из Муспеля появилась первая жизнь, или даже само бытие, и этот мир станет обителью, из которой выйдет Сурт и сожжет весь мир.

В предыдущей главе рассматривалось творение первого живого существа — Имира. Лед из Нифльхейма проходил через Мировую Бездну, и жар Муспеля топил этот лед, таким образом создав первое создание. Это был акт хаотичного творения в космогонии скандинавов. Примечательно, что Муспельхейм является эдаким «мужским началом» для космогонии, поскольку именно благодаря огню зачинается пар (вода — женское начало).

«Муспель» — первомир, и он существовал еще до создания всего сущего, что намекает на его сакральность. Ведь ни один из скандинавских богов и героев никогда не был в Муспельхейме. Известно лишь то, что владыкой Муспеля является Сурт («смуглый», «черный»), который правит огненными великанами. Здесь можно сделать интересное замечание, что Сурт тоже относится к роду великанов. В германо-скандинавской мифологии великаны представляют собой эдаких демиургов, «настоящую древнюю цивилизацию», которая играла важную роль в космогонической жизни скандинавов. Сурт, Йормунганд, Фенрир, Локи, Хель — все они являются представителями рода великанов (хотя йотунов и трудно назвать расой, ведь асы по своей сути тоже произошли от великанов), и все они принесут с собой погибель мира.

Единственное упоминание о богах и Муспеле связано с созданием небесных светил из искр Огненной Земли. В целом, Муспель является гибельным миром, явным деструктивным элементом в космогонической картине мира, и его пламя сожжет практически весь мир. Одновременно же он является порождением всего сущего, всех девяти миров Иггдрасиля, применяя на себе принцип «Уробороса» — цикличность, одно рождает другое и умерщвляет его, как змей, постоянно кусающий себя за хвост.

НИФЛЬХЕЙМ

Нифльхейм — второй первомир. Наиболее популярная этимология его названия — «темные земли» или «земли тьмы». По одной из версий, он располагается под одним из корней Иггдрасиля, именно внутри Нифльхейма находится царство Мертвых — Хель, которое отделено от «темных земель» рекой Гьелль.

В целом, скандинавы представляли себе этот мир (если это конечно не вставка Снорри, ведь Нифльхейм упоминается только в его мифотворчестве) как темное, неуютное и холодное место, где царствуют льды и вечные морозы. Местоположение Нифльхейма вполне обосновано земными географическими координатами — он находится к северу от Гиннунгагапа, а к югу от Бездны расположился Муспельхейм. Это интересное замечание говорит о том, что древние люди хорошо представляли себе географические климатические зоны, понимая, что к северу холодно, а на юге жарко.

Несмотря на вечные льды Нифльхейма, в центре этих земель бьет источник Хвергельмир, который переводится как «бурлящий кипящий источник». Согласно мифологии, именно в этом источнике живет великий змей Нидхегг, постоянно препирающийся с орлом. Хвергельмир наряду с колодцем Урд и озером Мимира является одним из источников у корней Иггдрасиля.

Чем интересен данный источник? Хвергельмир был настолько бурным, что, несмотря на то, что большая часть его воды превращалась в лед, он двигал ледяные глыбы к Муспельхейму. Когда лед начал таять, искры от огня смешались с ним, и таким образом вдохнули в воду жизнь и дали начало первому живому существу — Имиру. Рассмотрим поподробнее значение воды в скандинавской и других мифологиях мира.

Скандинавы, благодаря народному и подсознательному творчеству, верно охарактеризовали воду как начало источника жизни. Ведь даже биологией и геологией признается, что вода является главным фактором для появления жизни. Вероятно, это сложилось из суммарной совокупности различных факторов, которые первобытный менталитет преобразовал в сложные комплексные мифы. Во-первых, человек не может обойтись без воды: жажда — это физиологическое чувство, доставляющее дискомфорт живому существу. Во-вторых, наши предки, еще лазающие по деревьям, кочевали вдоль источников воды, а первые города и цивилизации выросли на берегах больших рек. Не удивительно, что воде отведена такая важная роль в религиозных представлениях человека.

1 В начале сотворил Бог небо и землю.

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.,

В Библии вода упоминается даже до актов творения. Кроме того, в Бытии присутствует трехчленное деление невидимой вселенной до физического бытия: Бездна, Вода и Земля. В большинстве религий присутствует ритуал омовения или крещения водой, а также почитается священная вода. Вода способна очищать (что было проиллюстрировано Великим Потопом в разных религиях) и является обрядом очищения человека от грехов и своеобразной инициации (крещение). Ей посвящают жертвы (ритуальные утопления и захоронения оружия врагов в воде — частые германские практики).

В этом плане скандинавское воззрение на воду ничем не отличается от остальных религиозных представлений относительно этой жидкости. Хвергельмир является источником, который даровал первую жизнь в осязаемой космогонической вселенной.

Примечателен другой факт, согласно скандинавской мифологии: с рогов оленя Эйктюрнира, который поедает крону Иггдрасиля, падает вода в источник Хвергельмир. Эта вода свята и ничем не отличается от воды из источника Мимира или источника Урд. Коза Хейдрун, объедающая листву Иггдрасиля, ежедневно доится и приносит Эйнхериям священный напиток — медвяное молоко. Можно с уверенностью сказать, что «мед поэзии», занимающий в скандинавских мифах столь важное место, является тем же священным напитком, что и сома в индуисткой религии, но о нем следует поговорить подробнее в следующих главах.

Таким образом, мы снова сталкиваемся с закольцованностью в скандинавских мифах. Источник Хвергельмира дает жизнь и питает Иггдрасиль. В этом плане Иггдрасиль (конь Одина) действительно является транспортным средством, ведь медвяные соки содержатся в листве мирового древа. Эйктюрнер, который поедает листву из древа, в свою очередь, наполняет воды Хвергельмира. Естественно, в мифах не указано, откуда появился сам источник.

ЙОТУНХЕЙМ

Этимология этого слова незамысловата, и этот мир переводится как «земля йотунов». По скандинавским легендам, Йотунхейм был построен для гиганта Бергельмира на востоке от Мидгарда. После убийства Одином и его соратниками Имира кровь этого великана затопила все в округе. Бергельмир спасся, благодаря тому, что построил лодку. Некоторые исследователи умудряются разглядеть здесь влияние библейского мифа о потопе, хотя доказать заимствование из Библии невозможно. Миф о потопе универсален для всех земледельческих культур, к которым относились и германцы. Локальные затопления плодородных участков (которые, в свою очередь, создавались именно на побережье рек) нашли отражение в мифологии разных культур и народностей.

Основное поселение (а возможно, и столица) Йотунхейма — Утгард, о котором чуть подробнее поговорим в главе о Локи, хотя некоторые исследователи выделяют Утгард как отдельный трансцендентный мир. Несмотря на то, что земля йотунов часто фигурирует в скандинавском фольклоре, все же информация о ней скудна. Известно лишь то, что от Асгарда Йотунхейм отделяется рекой Ивинг, а сами великаны живут в Железном лесу и Каменных горах. Ангрбода, жена Локи и мать Фенрира, Хель и Йормунганда, судя по всему, жила как раз в Железном лесу. Также этот лес населен ведьмами и троллями.

Так кто же такие йотуны? Это довольно сложный вопрос, несмотря на многочисленные монографии и исследования, пока он остается без ответа. Несмотря на то, что в Эддах йотуны часто приводятся в пику богам и враждуют с асами, не стоит забывать, что Один и Тор являются потомками йотунов, а Локи, несмотря на свое проживание в Асгарде, вовсе был великаном. Очень соблазнительно применить эвгемеристический принцип к великанам и охарактеризовать йотунов как какой-нибудь этнос или союз племен, сильно повлиявших на мифологию протогерманцев. Еще больше соблазнительно приравнять йотунов к условным кельтам, и почему? В праобразе Асов видится ядро протогерманской общности, где складывалась мифология. Поэтому ваны можно охарактеризовать как оседлую народность, на место которых пришли завоеватели протогерманцы, а кельты, которые в те эпохи (допустим с 8 до 5 вв до н.э.) могли стать прообразом йотунов, так как являлись в технологическом и культурном плане более развитыми, чем протогерманцы. Если анализировать германо-скандинавские мифы, то можно понять, что цивилизация йотунов предшествовала асам и ванам, но все же, без какой-либо базы доказательств и крепких примеров не стоит применять эвгемеристический принцип. О ванах и асах с исторической точки зрения поговорим чуть позже.

Известно, что многие мифы и легенды возникли как способ объяснения природных явлений, таких как гром, молнии, землетрясения и других необъяснимых явлений. Великаны, как и многие другие существа, могли возникнуть как средство символизации и объяснения этих явлений. Например, великаны могли быть представлены как существа, которые контролируют элементы природы, такие как горы, реки и океаны.

Кроме того, великаны также могли служить как символы силы, которые могут быть использованы для защиты или атаки. В древних обществах, где силовая составляющая имела важное значение, великаны могли быть представлены как могущественные и непобедимые воины, которые способны справиться с любым противником.

Наконец, великаны могли быть использованы как символы человеческих страхов и опасностей. Великаны были часто представлены как чудовищные существа, которые могут причинять вред людям, что могло отражать реальные опасности в жизни древних обществ, такие как дикие животные, стихийные бедствия или враги.

В целом, представление о великанах в мифологии может быть объяснено многими факторами, включая природу, культуру и человеческую психологию. Также стоит отметить, что в различных культурах великаны могут иметь различные атрибуты и символику, отражающие особенности конкретной культуры и истории.
Во-первых, это осмысление гигантских объектов — как естественных, так и искусственных — и приписывание их сооружения некой расе великанов, предшествовавшей людям. К искусственным постройкам можно отнести древние каменные сооружения ритуального или погребального характера эпохи неолита, такие как дольмены, менгиры и мегалиты. Естественно, примитивное индоевропейское общество, сталкиваясь с этими огромными постройками, могло думать, что они были сооружены великанами. Эту теорию можно проиллюстрировать ситуацией, случившейся в недалеком прошлом. В 1660 году священник и ученый из Нидерландов Йохан Пикардт после изучения дольменов пришел к выводу, что их построили великаны. Но даже естественные объекты, имеющие идеальные формы и похожие на человеческие приспособления, могли привить примитивному человеку преклонение перед неизвестной древней расой гигантов. К таким примерам можно отнести «Мостовую гигантов» в Ирландии, «Чертово городище» в России или «Исполинские котлы» в Финляндии. Стоит только посмотреть на эти природно-геологические чудеса, и ты сам невольно начинаешь верить в то, что они построены руками гигантов.
Во-вторых, люди могли находить захоронения древних динозавров и других крупных животных древности, например, копая могильники или создавая погребальные холмы. Молодой и неокрепший человек бронзового века, верящий в сверхъестественное и духов, мог спокойно причислить эти кости к человеческим.


Рецензии