Актёры, ушедшие рано Олег Даль Часть 11

                ЧАСТЬ ОДИННАДЦАТАЯ

                ЧЕЛОВЕК ХОЗЯИН СВОЕГО РАЗУМА

        ПОЭТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ
        *********************
        Олег Даль достаточно долго шёл к такому направлению деятельности,как
  чтение литературных произведений.Своеобразные тренинги он проводил в домашних
  условиях,записывая на магнитофон собственные чтения стихов и прозаических
  фрагментов;с помощью репетиций Олег определял насколько точны найденные
  интонации,ритм,выбирал варианты,в которых передан авторский подтекст,искал
  способы эмоционального воздействия на слушателя.Литературовед Ираклий
  Андронников,услышал в телеспектакле "Страницы журнала Печорина",исполнение
  Олегом Далем лермонтовских стихов "И скучно и грустно,и некому руку подать".
  Заметил,что артист владеет секретом Яхонтова - секретом медленного чтения".
  Владимир Яхонтов в свою очередь говорил о себе: "Я не чтец,я актёр,играющий
  стихи".
  В 1979 году режиссёр Владимир Трофимов пригласил Олега Даля в МИхайловское для
  участия в работе над телефильмом"..На стихи А.С.Пушкина там актёру было
  предложено исполнить два романса и прочитать девять стихов А.С.Пушкина.По
  приходе в Пушкинские Горы Олег попросил не подключать его в течении недели 
  непосредственно к съёмочному процессу;по словам актёра,ему необходимо было
  надышаться,проникнуться атмосферой пушкинских мест.Когда начались съёмки Олег
  Даль предложил режиссёру несколько вариантов чтения каждого из произведений:
  Как органист виртуозно владеет своим инструментом,он переворачивал интонации,
  растягивал и сжимал паузы,и гремевший со школьной скамьи баррикадным лозунгом
  строки:"Да здравствуют музы,да здравствует разум!"- вдруг произносит шепотом,
  и с оглядкой открывая в стихе новый,затаённый смысл.После выхода фильма
  литературовед Виктор Шкловский отметил в рецензии,что на экране во время
  чтения стихов Олег Даль без всякого режиссёрского нажима казался Пушкиным.
  Из Михайловского Олег отправил Шкловскому открытку,в которой содержится 
  своеобразное обращение артиста к поэту:"У тебя - один Дантес.../ У меня
  дантесов много".
  Стихи А.С.Пушкина звучали в исполнении Олега Даля также в телепередаче "Наш
  Пушкин"(1969 режиссёр Олег Ефремов)и "Два приезда в Михайловское"(1975 год,
  режиссёр Н.Шевченко).В число других литературных произведений,прочитанных
  Олегом для телевидения,- новелла "Трубка коммунара" Ильи Эдинбурга(1977 год,
  режиссёр А.Радченко,три сказки Андерсена(1977 год режиссёр не установлен),
  рассказ "Кочерга" Михаила Зощенко для передачи "Русская речь"(режиссёр не
  установлен).

  СВОЕОБРАЗИЕ  ТВОРЧЕСТВА. ЛИЧНОСТЬ
  ************************************
  Критики,определившие и роль и место Олега Даля в кино и театре 1960 - 1970
  годов,отмечали,что в искусстве и жизни он остался "вечным мальчиком с
  недетским потухшим взором и " дурашливым шутом с глазами,полными слёз.Артист
  отклонял сценарии,казавшиеся ему неинтересными,никогда,никогда не снимался в
  двух картинах одновременно,и в своей почти болезненной мании совершенства(
  определение Эдварда Радзинского)порой упускал роли,которые могли бы по новому
  раскрыть его потенциал.
  В числе упущенных возможностей Олега - несыгранная роль Жени Лукашина из
  рязанской "Иронии судьбы",Хлестакова из ленты Гайдая "Инкогнито из
  Петербурга",бортинженера Игоря Скворцова из " Экипажа".Михаил Козаков
  предложил Олегу Далю создать образ Марина Мирою в фильме "Безымянная звезда" и
  артист отнёсся к идее серьёзно:в его архиве сохранилось адресованное режиссёру
  многостраничное письмо с дальнейшим разбором сценария.Однако во время
  переговоров о поводу концепции будущей картины Олег Даль и Михаил Козаков
  разошлись во взглядах,и Олег отказался от участия в фильме:учителя Мирою в
  "Безымянной звезде" сыграл Игорь Костолевский.

  Диапазон творческих возможностей Олега Даля по словам киноведа Юлии
  Белозубкиной был обширен - он к примеру органично чувствовал себя в образах
  сказочных героев.Как вспоминали современники актёра,за его неприкаянностью и
  одиночеством порой обнаруживалось детское восприятие жизни.Так,писатель Виктор
  Конецкий,живший в Ленинграде в одном доме,как Олег Даль,сидя на трёхколёсном
  велосипеде,спорил с соседским мальчишкой.Надежда Кошеварова,работавшая с
  актёром в трёх картинах запомнила реакцию Олега на гибель лошади во время
  съёмок:Даль плакал,как ребёнок".Весьма естественным Олег Даль был в комических
  ролях;правда эта часть его актёрского дарования мало использовались
  режиссёрами.Фактически актёр проявил себя лишь в двух комических образах - это
  сэр Эндрю Эгьюйчик из спектакля "Двенадцатая ночь" на сцене "Современника" и
  живущий в эпоху нэпа и незадачливый любовник Анатолий Барыгин Амурский из
  кинофильма Гайдая "Не может быть".Даль играя Барыгина Амурского использовал
  самые разные краски:распевая песню про шутника Купидона актёр демонстрировал
  "шикарное изящество своего героя,а чуть позже изображал его,как "перепуганного
  шкодника",попавшего в пикантную ситуацию.

  Тем не менее,как считает Белозубкина основным предназначением Олега Даля было
  создание образа "героя нашего времени" - речь идёт не только о Печорине из
  телеспектакля Эфроса,но и о целой галерее "лишних людей" второй половины века,
  страдающих от душевной опустошённости и внутреннего надлома.Актёр играл
  Виктора Зилова из "Отпуска в сентябре" с пониманием,что сам болен той же
  безысходной,ничем не вытесняемой тоской и так же не знал,чего собственно ещё -
  то надо.Олегу, как и его разочарованным персонажам было знакомо не проходящее
  чувство неудовлетворённостью жизнью".По словам критика Ольги Шакиной,фраза,
  произносимая Зиловым перед пустой дверью применительно к биографии Олега Даля
  оказалась пророческой.

  "Боже мой.Боже мой.Ну,нельзя же всё принимать всё близко к сердцу."
 
  Главным жанром горьких 70 - х,пришедших на смену воздушным 60 - м была
  трагикомедия.В этом зазоре - между комиком и трагиком - и существовал один из
  главных артистов брежневского застоя:созидатель актёрских миров и разрушитель
  собственного организма,человек с которым страшно было здороваться - и который
  мог исповедаться тебе через пару минут и рюмок после знакомства.Смесь
  жирафёнка с пантерой,как называл его Анатолий Эфрос.Человек - раздвоение.
               
                Ольга Шакина

  После смерти Олега Даля вышел ряд воспоминаний,подготовленных его коллегами и
  раскрывающими разные грани личности артиста.Так режиссёр Александр Зархи,в
  фильме в котором дебютировал Олег,рассказывал,что его мечта поработать в кино
  по собственному сценарию осталась нереализованной во многом из - за неумения
  актёра "приспосабливаться к существующим нормам жития".Даль писал стихи и
  прозу,однако не делал попыток напечатать свои произведения,найти редактора,
  который мог бы подготовить материал к публикации:Написал - написал.Бросил,
  оставил."За неприкаянностью Олега Даля по словам Зархи,стало нежелательно идти
  на компромисс и неумение быть "пробивным".Почти те же самые качества Олега
  выделил Владимир Мотыль,который после фильма "Женя,Женечка и катюша",работал с
  Далем в ещё одной картине - "Звезда пленительного счастья".

  Как утверждал режиссёр Владимир Мотыль,Олег не пытался после съёмок
  поддерживать повседневные отношения с режиссёрами и "приятельствовать про
  запас" с влиятельными людьми ради получения новой роли:В Дале напрочь
  отсутствовал практицизм,стремление к саморекламе,к месту в президиуме,к
  официальным почестям и титулам,ко всему,что составляет великую долю забот
  суетной жизни его <...> коллег."

  По мнению Александра Збруева,Олег Даль ни на сцене,ни в кино так и не сыграл
  свою "эпохальную роль".Одна из причин заключается в том,что Олег был "сам себе
  режиссёр",не умевший подавлять собственное творческое "я",и подчиняться
  требованиям постановщика.При этом рядом с актёром не оказалось "своего
  режиссёра",готового затрачивать душевные усилия для полного раскрытия его
  творческого потенциала." Олег Даль - это актёр не массовой культуры.Это
  неудобоваримый талант.Такой человек всегда впереди.Его надо догнать,понять" -
  писал Александр Збруев.

  Режиссёр Леонид Агранович,который в 1973 году пригласил Олега на небольшую
  роль в фильме "Человек,который сомневается" вспоминал,что в качестве
  натурального объекта создатели картины использовали Ярославскую тюрьму.Олег
  Даль по прибытии в Ярославль попросил,чтобы его на сутки посадили в одну
  камеру с узниками.,молодому актёру это было необходимо,для вхождения в образ.
  На следующий день,выйдя на "свободу",актёр увидел во дворе тюрьмы колонну
  заключенных.Пока оператор готовил мизансцену для съёмок Олег Даль начал
  общаться с незнакомыми людьми.По словам Аграновича,поведение артиста было
  совершенно естественным,потому что в тот момент он был "уже в роли"<....>,
  слился с пейзажем,с этим контингентом.

  Алексей Симонов,предложивший Олегу главную роль в ленте "Обыкновенная
  Арктика",рассказал,что Олег Даль оставался профессионалом в самых сложных
  производственных условиях:съёмки фильма о стройке 1930 - х годов проходили на
  берегу Белого моря,на льду Финского залива,в Аледерме.Единственный конфликт
  возник,когда самолёт,на котором Олег летел в киноэкспедицию,застрял на
  половине пути,и директор фильма не предпринял никаких действий,чтобы доставить
  артиста в заполярный посёлок;артисту пришлось самостоятельно искать попутный
  рейс.
  О прибытии Олега Даля в Аледерму Симонов вспоминал так:По лётному полю,нелепо
  выбрасывая длинные,худые ноги,от только что,приземлившегося военного вертолёта
  бежит Олег Даль,пытаясь наподдать,увернувшемуся от него директору картины.По
  словам Симонова,требовательность Олега к коллегам не была избыточной,но он
  настаивал на уважении к актёрской профессии:" Мало кого на моей памяти так
  боялись директора картин."

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ

                ************  ************

                19.03.2023


Рецензии