Актёры, ушедшие рано Олег Даль Часть 11
ЧЕЛОВЕК ХОЗЯИН СВОЕГО РАЗУМА
ПОЭТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ
*********************
Олег Даль достаточно долго шёл к такому направлению деятельности,как
чтение литературных произведений.Своеобразные тренинги он проводил в домашних
условиях,записывая на магнитофон собственные чтения стихов и прозаических
фрагментов;с помощью репетиций Олег определял насколько точны найденные
интонации,ритм,выбирал варианты,в которых передан авторский подтекст,искал
способы эмоционального воздействия на слушателя.Литературовед Ираклий
Андронников,услышал в телеспектакле "Страницы журнала Печорина",исполнение
Олегом Далем лермонтовских стихов "И скучно и грустно,и некому руку подать".
Заметил,что артист владеет секретом Яхонтова - секретом медленного чтения".
Владимир Яхонтов в свою очередь говорил о себе: "Я не чтец,я актёр,играющий
стихи".
В 1979 году режиссёр Владимир Трофимов пригласил Олега Даля в МИхайловское для
участия в работе над телефильмом"..На стихи А.С.Пушкина там актёру было
предложено исполнить два романса и прочитать девять стихов А.С.Пушкина.По
приходе в Пушкинские Горы Олег попросил не подключать его в течении недели
непосредственно к съёмочному процессу;по словам актёра,ему необходимо было
надышаться,проникнуться атмосферой пушкинских мест.Когда начались съёмки Олег
Даль предложил режиссёру несколько вариантов чтения каждого из произведений:
Как органист виртуозно владеет своим инструментом,он переворачивал интонации,
растягивал и сжимал паузы,и гремевший со школьной скамьи баррикадным лозунгом
строки:"Да здравствуют музы,да здравствует разум!"- вдруг произносит шепотом,
и с оглядкой открывая в стихе новый,затаённый смысл.После выхода фильма
литературовед Виктор Шкловский отметил в рецензии,что на экране во время
чтения стихов Олег Даль без всякого режиссёрского нажима казался Пушкиным.
Из Михайловского Олег отправил Шкловскому открытку,в которой содержится
своеобразное обращение артиста к поэту:"У тебя - один Дантес.../ У меня
дантесов много".
Стихи А.С.Пушкина звучали в исполнении Олега Даля также в телепередаче "Наш
Пушкин"(1969 режиссёр Олег Ефремов)и "Два приезда в Михайловское"(1975 год,
режиссёр Н.Шевченко).В число других литературных произведений,прочитанных
Олегом для телевидения,- новелла "Трубка коммунара" Ильи Эдинбурга(1977 год,
режиссёр А.Радченко,три сказки Андерсена(1977 год режиссёр не установлен),
рассказ "Кочерга" Михаила Зощенко для передачи "Русская речь"(режиссёр не
установлен).
СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА. ЛИЧНОСТЬ
************************************
Критики,определившие и роль и место Олега Даля в кино и театре 1960 - 1970
годов,отмечали,что в искусстве и жизни он остался "вечным мальчиком с
недетским потухшим взором и " дурашливым шутом с глазами,полными слёз.Артист
отклонял сценарии,казавшиеся ему неинтересными,никогда,никогда не снимался в
двух картинах одновременно,и в своей почти болезненной мании совершенства(
определение Эдварда Радзинского)порой упускал роли,которые могли бы по новому
раскрыть его потенциал.
В числе упущенных возможностей Олега - несыгранная роль Жени Лукашина из
рязанской "Иронии судьбы",Хлестакова из ленты Гайдая "Инкогнито из
Петербурга",бортинженера Игоря Скворцова из " Экипажа".Михаил Козаков
предложил Олегу Далю создать образ Марина Мирою в фильме "Безымянная звезда" и
артист отнёсся к идее серьёзно:в его архиве сохранилось адресованное режиссёру
многостраничное письмо с дальнейшим разбором сценария.Однако во время
переговоров о поводу концепции будущей картины Олег Даль и Михаил Козаков
разошлись во взглядах,и Олег отказался от участия в фильме:учителя Мирою в
"Безымянной звезде" сыграл Игорь Костолевский.
Диапазон творческих возможностей Олега Даля по словам киноведа Юлии
Белозубкиной был обширен - он к примеру органично чувствовал себя в образах
сказочных героев.Как вспоминали современники актёра,за его неприкаянностью и
одиночеством порой обнаруживалось детское восприятие жизни.Так,писатель Виктор
Конецкий,живший в Ленинграде в одном доме,как Олег Даль,сидя на трёхколёсном
велосипеде,спорил с соседским мальчишкой.Надежда Кошеварова,работавшая с
актёром в трёх картинах запомнила реакцию Олега на гибель лошади во время
съёмок:Даль плакал,как ребёнок".Весьма естественным Олег Даль был в комических
ролях;правда эта часть его актёрского дарования мало использовались
режиссёрами.Фактически актёр проявил себя лишь в двух комических образах - это
сэр Эндрю Эгьюйчик из спектакля "Двенадцатая ночь" на сцене "Современника" и
живущий в эпоху нэпа и незадачливый любовник Анатолий Барыгин Амурский из
кинофильма Гайдая "Не может быть".Даль играя Барыгина Амурского использовал
самые разные краски:распевая песню про шутника Купидона актёр демонстрировал
"шикарное изящество своего героя,а чуть позже изображал его,как "перепуганного
шкодника",попавшего в пикантную ситуацию.
Тем не менее,как считает Белозубкина основным предназначением Олега Даля было
создание образа "героя нашего времени" - речь идёт не только о Печорине из
телеспектакля Эфроса,но и о целой галерее "лишних людей" второй половины века,
страдающих от душевной опустошённости и внутреннего надлома.Актёр играл
Виктора Зилова из "Отпуска в сентябре" с пониманием,что сам болен той же
безысходной,ничем не вытесняемой тоской и так же не знал,чего собственно ещё -
то надо.Олегу, как и его разочарованным персонажам было знакомо не проходящее
чувство неудовлетворённостью жизнью".По словам критика Ольги Шакиной,фраза,
произносимая Зиловым перед пустой дверью применительно к биографии Олега Даля
оказалась пророческой.
"Боже мой.Боже мой.Ну,нельзя же всё принимать всё близко к сердцу."
Главным жанром горьких 70 - х,пришедших на смену воздушным 60 - м была
трагикомедия.В этом зазоре - между комиком и трагиком - и существовал один из
главных артистов брежневского застоя:созидатель актёрских миров и разрушитель
собственного организма,человек с которым страшно было здороваться - и который
мог исповедаться тебе через пару минут и рюмок после знакомства.Смесь
жирафёнка с пантерой,как называл его Анатолий Эфрос.Человек - раздвоение.
Ольга Шакина
После смерти Олега Даля вышел ряд воспоминаний,подготовленных его коллегами и
раскрывающими разные грани личности артиста.Так режиссёр Александр Зархи,в
фильме в котором дебютировал Олег,рассказывал,что его мечта поработать в кино
по собственному сценарию осталась нереализованной во многом из - за неумения
актёра "приспосабливаться к существующим нормам жития".Даль писал стихи и
прозу,однако не делал попыток напечатать свои произведения,найти редактора,
который мог бы подготовить материал к публикации:Написал - написал.Бросил,
оставил."За неприкаянностью Олега Даля по словам Зархи,стало нежелательно идти
на компромисс и неумение быть "пробивным".Почти те же самые качества Олега
выделил Владимир Мотыль,который после фильма "Женя,Женечка и катюша",работал с
Далем в ещё одной картине - "Звезда пленительного счастья".
Как утверждал режиссёр Владимир Мотыль,Олег не пытался после съёмок
поддерживать повседневные отношения с режиссёрами и "приятельствовать про
запас" с влиятельными людьми ради получения новой роли:В Дале напрочь
отсутствовал практицизм,стремление к саморекламе,к месту в президиуме,к
официальным почестям и титулам,ко всему,что составляет великую долю забот
суетной жизни его <...> коллег."
По мнению Александра Збруева,Олег Даль ни на сцене,ни в кино так и не сыграл
свою "эпохальную роль".Одна из причин заключается в том,что Олег был "сам себе
режиссёр",не умевший подавлять собственное творческое "я",и подчиняться
требованиям постановщика.При этом рядом с актёром не оказалось "своего
режиссёра",готового затрачивать душевные усилия для полного раскрытия его
творческого потенциала." Олег Даль - это актёр не массовой культуры.Это
неудобоваримый талант.Такой человек всегда впереди.Его надо догнать,понять" -
писал Александр Збруев.
Режиссёр Леонид Агранович,который в 1973 году пригласил Олега на небольшую
роль в фильме "Человек,который сомневается" вспоминал,что в качестве
натурального объекта создатели картины использовали Ярославскую тюрьму.Олег
Даль по прибытии в Ярославль попросил,чтобы его на сутки посадили в одну
камеру с узниками.,молодому актёру это было необходимо,для вхождения в образ.
На следующий день,выйдя на "свободу",актёр увидел во дворе тюрьмы колонну
заключенных.Пока оператор готовил мизансцену для съёмок Олег Даль начал
общаться с незнакомыми людьми.По словам Аграновича,поведение артиста было
совершенно естественным,потому что в тот момент он был "уже в роли"<....>,
слился с пейзажем,с этим контингентом.
Алексей Симонов,предложивший Олегу главную роль в ленте "Обыкновенная
Арктика",рассказал,что Олег Даль оставался профессионалом в самых сложных
производственных условиях:съёмки фильма о стройке 1930 - х годов проходили на
берегу Белого моря,на льду Финского залива,в Аледерме.Единственный конфликт
возник,когда самолёт,на котором Олег летел в киноэкспедицию,застрял на
половине пути,и директор фильма не предпринял никаких действий,чтобы доставить
артиста в заполярный посёлок;артисту пришлось самостоятельно искать попутный
рейс.
О прибытии Олега Даля в Аледерму Симонов вспоминал так:По лётному полю,нелепо
выбрасывая длинные,худые ноги,от только что,приземлившегося военного вертолёта
бежит Олег Даль,пытаясь наподдать,увернувшемуся от него директору картины.По
словам Симонова,требовательность Олега к коллегам не была избыточной,но он
настаивал на уважении к актёрской профессии:" Мало кого на моей памяти так
боялись директора картин."
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
************ ************
19.03.2023
Свидетельство о публикации №223031801893