Что есть любовь?

А действительно, что мы понимаем под этим словом? Миллионы людей задавались этим вопросом, и получали миллионы ответов. Уверен, ответов разных. Говорят, ученые даже нашли ген любви, которым всё и объясняется. Может быть, так и есть, но, опять-таки, что понимать под этим «всё». Очень не хочется сводить это великое чувство к простой биологии, которая и обусловлена тем самым геном. То есть, к простому взаимному влечению полов, к страсти, к влюбленности. Чаще всего именно их и называют любовью, в полной уверенности в своей правоте. Но страсть и влюбленность скоротечны, рано или поздно проходят (чаще всего очень быстро), и тогда говорят «любовь ушла». Любой мало-мальски грамотный биолог легко объяснит, почему Природа не позволяет двум особям разного пола долго быть вместе, и почему после короткого взаимного влечения им необходимо поменять партнеров. Все просто, этим обеспечивается большее генетическое разнообразие потомства, и тем самым, больше шансов на сохранение вида. Наверняка, такое поведение заложено в генетическую программу большинства животных, вряд ли кто с этим будет спорить. Но мы-то не животные! Мы – люди! Даже те из нас, кому «не повезло» родиться представителем какой-либо высшей расы и кому всю жизнь придется носить клеймо «твари», данное ему «высшими» «цивилизованными» народами, равнодушно бомбящими детей и женщин низшего «тваревого» происхождения, даже те – люди! Какой бы нации мы не принадлежали, мы – люди, и довольно часто, вполне разумные. А раз разумные, раз есть душа, то и чувства должны быть иные, нежели у животных. Хотя и у братьев наших меньших есть то, чему не грех бы поучиться многим из нас, хотя бы той же самой собачьей верности.

Так что же такое любовь? Быстро преходящие страсть и влюбленность, или нечто другое? Заранее скажу, нет у меня обстоятельного ответа. Может быть, пока нет, не знаю. Но знаю, что любовь, это когда в мире не существует ничего и никого, кроме НЕЁ. Когда ты смотришь на других женщин, а видишь только ЕЁ. Когда двадцать четыре часа в сутки ты разговариваешь только с НЕЙ, даже если ОНА от тебя за десять тысяч километров. Когда после неосторожно сказанного ЕЮ слова по телефону ночь становится бессонной, насквозь прокуренной пыткой. Когда тысячу раз в сутки, будь то день или ночь, проверяешь мобильник, не звонила ли ОНА, может быть, не слышал звонка или сигнала об sms-сообщении, хотя телефон всегда в нагрудном кармане, и этот кусок напичканной электроникой пластмассы превращается то в лучшего друга, то в ненавистнейшего врага. Когда только одна мысль о НЕЙ согревает в самый сильный колымский мороз, а в размолвку не можешь согреться даже в безветренный и изнурительно жаркий день. Когда после долгого молчания получаешь простенькую открыточку, посланную ЕЮ из-за тридевяти земель, в которой всего-то два-три предложения и не больше теплых слов, но какой вселенский праздник наступает по ее получении, праздник на всей Земле! Когда чуть свет, ничего не видя и не слыша, бежишь к компьютеру в ожидании письма от НЕЕ, хотя после получения предыдущего прошло всего несколько часов. Когда ЕЁ «я» полностью подменяет твоё «я», когда забываешь о себе настолько, что порой не ощущаешь себя как живое существо, когда все твои мысли, чувства, поступки, желания, дела, наконец, вся твоя жизнь принадлежат только ЕЙ. Когда неделями, месяцами ждешь от НЕЕ, не важно, чего, письма ли, звонка, электронки, хотя твердо знаешь, что уже ничего не придет, что все уже рухнуло и никогда не возвратится, но все равно ждешь, надеясь на чудо или вообще неизвестно на что. Скажут, что все это бывает и у страстно влюбленных. Конечно, бывает, и должно быть! Но и быстро проходит вместе с влюбленностью. Не хочу утверждать, что любовь вечна и именно этим отличается от влюбленности и страсти. Чтобы это утверждать, надо прожить вечность. Но, Кончита (прошу прощения, если написал с ошибкой) ждала Рязанова тридцать пять лет! Не сомневаюсь, эта была страстная влюбленность, но, также не сомневаюсь, что это была и настоящая ЛЮБОВЬ. Твердо знаю, что тридцать пять лет не испугают любовь, если она настоящая.

А, вообще, любовь, если она настоящая, умеет ждать. Умеет не замечать обид, даже унижений и оскорблений. Выше она всех этих мелочных и глупых страстей.
Слепая любовь, скажут опять. Наверное, слепая. Но разве это плохо? Именно такая любовь и является настоящей. А совсем не та, когда в ответ на предложение, она начинает размышлять, а зачем ей, собственно, нужно выходить замуж. Как только самой себе задается такой вопрос, и начинаются такие размышления, лучше сразу отказать, чтобы потом не мучить любящего, но не любимого.

Стоит ли повторять сентенции, многократно сказанные многими поколениями, вроде «любовь – это жертва», «любовь – это труд», «любовь – это мука» и так далее? Нет, они не потеряли своей истинности, просто от частого употребления и привыкания к ним, многие, если не большинство из нас просто не осознают всей истинности, всей глубины, всей правды, всей боли, которые заключены в них. Понять же их смысл в полной мере может только тот, кто любил по-настоящему, а это бывает достаточно редко. Можно было бы сказать еще проще, что «любовь – это жизнь для любимого человека и ради него». Но смысл и этого, такого ясного и всеобъемлющего определения, вряд ли будет понятен в полной мере тому, кто никогда не любил по-настоящему.

Сумел ли объяснить свое понимание этого великого чувства? Смогут ли читающие эти строки услышать и понять все сказанное? Не знаю. Для этого надо любить, а иначе все написанное выше – всего лишь пустая болтовня. А потому, забудьте обо всем, что сказано и написано. Забудьте, потому что Любовь – она или есть, или ее нет. И если она есть – то Любите, берегите Любовь и будьте счастливы. А если ее нет – то дай вам бог полюбить того, кто тоже будет Любить вас, и вы оба будете счастливы. И не дай бог Любить без взаимности – большей муки на Земле не существует. И даже, если это случилось, все равно – Любите! Потому что только одна Любовь имеет смысл на нашей грешной земле, только ради нее одной, какой бы малой она не казалось, стоит жить. А все остальное, какое бы важное и главное значение ни придавал тому человек, все остальное, по большому счету, ничтожно и бесконечно мало по сравнению с Любовью.

8–12 октября 2008


Рецензии