Не попробуешь - не узнаешь

У меня ничего не получается, — отшвырнув кисти в сторону, заплакала Алиса.
- Совсем ничего не получается? — спросил кот, философски глядя на лист альбома, где явственно вырисовывались морские волны.
- Зачем ты спрашиваешь? Неужели сам не видишь, что это просто мазня? — заплакала Алиса, отвернувшись к окну.

В комнате стояла тишина, нарушаемая лишь тиканьем часов, да тихим всхлипыванием девочки, чьи худенькие плечи вздрагивали от безмерного горя. Кот понимающе молчал, дав обиде спокойно выйти через слёзы. И только тогда, когда всхлипыванья стали реже, а плечи Алисы перестали вздрагивать, он запрыгнул на подоконник.

Кот уютно устроился среди цветов герани, чей запах он терпеть не мог, но, ради Алисы, обожавшей свои цветы, готов был смириться.
- Понимаешь, я хочу научиться рисовать так, чтобы мои картины передавали не только красоту, но и чувства, — говорила Алиса, вытирая мокрые от слёз глаза.
- Понимаю, — мурлыкал кот, щуря глаза и кивая головой.

А за неделю до этого бабушка, которая любила любоваться картинами художников, повела Алису на выставку картин  Айвазовского. И вот, стоя у одного полотна в течение десяти минут, она шёпотом произнесла:
- Так передать душу моря может только великий художник.
И Алиса тоже не могла оторвать глаз от его картин. Они притягивали. Они не отпускали. Они заставляли сердце биться с удвоенной силой. В них было столько величия, столько эмоций, что не хотелось ничего говорить. Хотелось просто стоять и смотреть, стараясь разглядеть душу художника, спрятанную в маленькой капле краски на холсте.

А когда они шли домой и молчали, то Алиса спросила бабушку:
- А я смогу так рисовать, как этот художник?
- Рисовать как кто-то не надо. Надо рисовать так, как умеешь только ты, — ответила бабушка и, грустно улыбнувшись, рассказала историю.

- Жил-был мальчик.
И он очень хотел стать знаменитым. Ему было всё-равно в какой области он будет знаменит, лишь бы люди им восхищались и говорили какой он великий.
А с мальчиком дружила девочка, которая думала, что он самый умный, и самый великий, и самый лучший человек на свете. Она готова была исполнить любое его желание, лишь бы его улыбка была обращена в её сторону.
И он пользовался её добротой. Приносил ей сложные задачи по физике, которые она решала за него, чтобы в его тетради были одни пятёрки. Ведь пятёрки тоже делали его великим и знаменитым.
А у мальчика был талант художника. Он мог перерисовать любую картину так, что не отличишь от оригинала. Девочка восхищалась его талантом и говорила, что ему обязательно надо поступать в художественную академию. Но мальчик в ответ смеялся и говорил, что на академии тратят время только дураки.
И мальчик стал великим в определённых кругах. К нему приносили редкие картины знаменитых художников. Он делал с них копии и получал за это большие деньги.
Девочке это не нравилось. Она понимала, что когда-нибудь будет беда.
И беда не заставила себя ждать. Мальчик сделал копию какой-то редкой картины, цена которой была так велика, что даже произносить эту цифру было страшно. Ему пообещали заплатить очень большие деньги. Но утром его бездыханное тело обнаружили на берегу реки.

Бабушка замолчала и отвернулась, чтобы украдкой вытереть две слезинки, катящиеся по сухим щекам.
- Не нужно быть великим, подражая кому-то. Нужно быть великим потому, что ты есть, — сказала бабушка, улыбаясь Алисе.
А потом они зашли в магазин и она купила внучке альбом, кисти, и краски.
- Рисуй так, как можешь рисовать только ты, — сказала она Алисе.

И вот, девочка вспомнила выставку картин Айвазовского. И вспомнила прошлогоднюю поездку на море. Вспомнила свои чувства, когда они с бабушкой стояли на набережной и смотрели на штормовое море. Вспомнила и хотела это нарисовать. Но у неё были только эмоции и чувства, но совсем не было опыта в передаче этих чувств. Да и кисть в руках ещё совсем не слушалась. И краски сопротивлялись. И альбомный лист норовил убежать.
И только кот, который всё это понимал, щурился и философски мурлыкал:
- Не попробуешь не узнаешь. А на ошибках учатся все, даже те, которые думают, что никогда не ошибаются.

И Алиса подошла к столу, на котором лежал альбом, подняла кисти с пола. Набрав на одну из них краски она сделала мазок. Потом ещё один, и ещё, и ещё.

А за окном пели птицы, и светило солнце, и звенела первая капель.
- Тшшш, — сердился кот на расшумевшихся птиц, — не мешайте Алисе становиться великой.


Рецензии