Карачаевцы являются самыми красивыми жителями

Карачаевцы являются одними из самых красивых жителей Кавказа

Эдмонд Спенсер | ПУТЕШЕСТВИЯ В ЧЕРКЕСИЮ

«Глава XXVI

Очерк племен Карачай - Происхождение их названия -
Русская хитрость - Успешная стратегия - Древний город Маджар.
Происхождение его названия Руины – Безразличие российского правительства к остаткам древности.
Бессмысленное разрушение Маджара.
 - Мнения уважающих его русских путешественников - Карачай - Их религия
Характер - Обычаи - Манеры.
Поскольку племена Карачай являются одними из самых интересных и замечательных из тех, кто населяет Кавказ, возможно, некоторые особенности, касающиеся их, могут быть приемлемы для моих читателей, подробнее, тем более, что их история не очень широко известна, и, как некоторые авторы средневековья, а также другие, более современные,
пытались доказать, что венгры янге происходят от одного общего происхождения.

 Племена Карачаев являются одними из самых красивых жителей Кавказа, больше напоминающих черкесов своими прекрасными формами, светлой кожей, полными темными глазами и правильными чертами лица, чем любое племя,претендующее на это происхождение.

На самом деле, они называются другими татарскими племенами,Кара-Черкесы (черные черкесы); однако это название произошло не от их происхождения, а от страны, которую они населяют, которая частично лежит на берегах Кара-су, или Кара-чай (Черная река) эти люди, как и многие другие кавказские племена, заимствуют или дают свое название какой-нибудь реке в их окрестностях.
М. Клапрот дал более обстоятельный отчет об их манерах и обычаях, чем кто-либо другой.
От него мы узнаем, что они населяют Минги-тау, страну, лежащую у подножия Эльборуса,  округ на севере, орошаемый верховьями Кубана, Кара-чая, Теберды и другими незначительными ручьями.
По словам Клапрота и других путешественников, посетивших северовосточную границу Кавказа, похоже, что этот народ когда-то был многочисленным, могущественным и независимым.
Их князья, которые были как интеллектуалами, так и высокоцивилизованными, жили в Маджаре, городе, не менее известном своими масштабами, чем великолепием своей архитектуры, и который, как мы должны предположить, судя по рассказам азиатских историков, находился в зените своего процветания примерно в начале второго века Хиджры. Альбафеда упоминает об этом в своей географии, написанной в 1321 году, под названием Куммаджар, соединение Кума и Маджера, этот древний город был расположен на левом берегу реки Кума, Удон Птолемея.
Со времени постепенного уменьшения вод Эвксинского и Каспийского морей, а также всех рек, которые впадают в них, Кума, которая в свое время была река некоторого значения, и разряжалась сама в Каспийское море, в настоящее время настолько уменьшилось в объеме, что полностью поглотилось кучами подвижного песка и болотистыми озерами  в Прикаспийской степи, ранее называвшейся Кумистан, из-за того, что она была орошена этой рекой.
Название Маджар на некоторых татарских языках означает каменное здание; и Кирк-Маджар, под которым этот город был известен соседним народам.
На  как татарском, буквально означает место многих зданий, и, судя по рассказам Гюльденштадта, посетившего его в 1773 году, не может быть сомнений в том, что когда-то это был настоящий город, и даже тогда в нем находилось более тридцати зданий в сносной сохранности. Гмелин, один из первых русских путешественников по Кавказу, был так восхищен руинами и зданиями, которые он тогда увидел, что он называет это "остатки великолепного скифского города".
Но из-за небрежности, проявленной Российским правительством  в отношении их сохранения или решимости уничтожить все следы антигосударственности в своих владениях - практика, о которой я уже упоминал ранее, путешествуя по Крыму и в других местах, - этот город с его очень интересными останками полностью исчез с лица земли. Даже немец фон Клапрот, хотя и был русским агентом и, следовательно, осторожничал в своих выражениях, став свидетелем этого бессмысленного разрушения объекта, столь интересного для антиквара и ценного для историка, будучи единственными руинами города на Кавказе, не мог удержаться от выражения своего возмущения.
От рассказа проницательного Клапрота, который посетил Маджар во время более либерального правления мягкого Александра; этот умный путешественник, без сомнения, подтверждает тот факт, что Маджар был великим татарским городом, и населенный богатым и цивилизованным народом, - факты, подтвержденные попавшими в его руки монетами, отчеканенными во времена правления татарских монархов,которые там проживали, вместе с различными сведениями, почерпнутыми из прочтения надписей и других источников.
К этому я могу добавить подробности, которые я получил относительно этого интересного умного немецкого офицера на службе России, который некоторое время жил со своим полком в Екатеринограде, в непосредственной близости от руин.
Клапрот, описывая потомков древние жители Маджара, Карачаи, говорят, что они не только похожи на черкесов по своей форме и чертам лица, но во многих своих обычаях и манерах.
Однако они не так сильно пристрастились к практике грабежа соседних племен, как этот народ, и слово "воровство" редко можно услышать среди них.
 Они также более трудолюбивы, существуя главным образом за счет сельского хозяйства, и прибыли, получаемой от продажи их изделий, состоящих из ткани (чепкен), войлока (кийиз) для палаток и ковровых покрытий, мантий (ямаче), пороха и различных других предметов, имеющих высокую ценность на Кавказе.

"Религиозные догматы карачаевцев, ранее мало чем отличался от таковых у других татарских племен в их окрестностях. Они поклонялись великому
духу под именем Тангри (Тейри), а также пророку Илие, которого они называли Неби Илия и верили, что он часто появлялся на вершинах высоких гор и которому они обычно приносили в жертву ягнят, молоко, масло, сыр и другие плоды изобилия, которыми небо благословило их.

Однако сейчас они являются строгими магометанами, так как были склонены
к исламизму знаменитым турецким миссионером, Исаак Эфенди, в 1782 году.
Карачаи обладают высоким характером для моральности; их дети получают образование с большой заботой, и строгое соблюдение принципов добродетели.
Когда сын непослушен своим родителям и не исправляет свое поведение после неоднократного объявления,  будучи наказанным, он вынужден стоять у дверей мечети, выставленный на обозрение всех жителей деревни.
Когда его снова торжественно призывают раскаяться в содеянном зле, изменить свой образ жизни и таким образом избежать вины за то, что он с печалью опустил седые волосы своих родителей в могилу.

Если этот упрек окажется безрезультатным, его снабдят несколькими необходимыми вещами, и он - вынужденный покинуть отцовскую крышу, дверь которой теперь закрыта для него навсегда, и он и его потомки остаются чужими для семьи.

"Обман и предательство», столь часто являющиеся проклятием цивилизованной жизни, для них почти неизвестны; и если какой-либо туземец оскорбит в этом отношении или незнакомец, который пришел к ним под маской дружбы, будет обнаружен как шпион, все племя бросится к оружию, и преступник искупит свою ложь своей жизнью.

Многие из их обычаев уникальны: человек, нарушивший заключенное им соглашение, лишается десяти овец или их стоимости в пользу-жители деревни или хутора, в котором он проживает.
То Церемониал, обычно соблюдаемый при принесении клятвы, состоит в том, чтобы человек положил руку на Коран и призвал Всевышнего подтвердить истинность его заявления, которое всегда соблюдается нерушимо; и они так же религиозно подчиняются предписаниям пророка не пропускать ежедневные молитвы
или ежегодные посты, предписанные религией магометанина.

"По характеру они вспыльчивы, возбуждаясь до гнева даже по самой пустяковой причине; но если они импульсивны и вспыльчивы, то в то же время кажущиеся умиротворенными и откровенно признающими-это ошибка; и их манеры не менее достойны похвалы, ибо они вежливы и мягки, превосходя в этом отношении любое другое племя на Кавказе. Своим правителям, князьям, они оказывают самое безоговорочное уважение и повиновение и настолько милосердны к своим более бедным собратьям, что ни один член, чей род заслуживает уважения, не может быть назван нуждающимся, поскольку он обеспечен всеми необходимыми предметами
жизни за общий счет племени.
Почва страны плодородна, производит изобилие кукурузы, но, будучи холодной и горной, не дает вина, для которого у них есть отличный заменитель, ssra (пиво), лучшее на Кавказе, и чем-то напоминает английского портера.

Как и все кавказцы, да и вообще большинство восточных людей, они очень неравнодушны к курению.
Табак, который они выращивают сами, и после хранения достаточного количества для собственного употребления, передают оставшуюся часть своим соседям, которые из-за своего особого качества и вкуса пользуются
большим спросом.

"Их дома, построенные из ели, по внешнему виду представляют собой простые хижины, состоящие из двух комнат, а часто только из одной; но чистота, видимая во всех маленьких особняках, и камин в середине комнаты, в окружении ярких медных кухонных принадлежностей, они создают атмосферу уюта».

"Одежда женщин, когда они выходят на улицу, состоит из шерстяной ткани, отделанной мехом, а летом обычно из белого хлопка. Головным убором молодых девушек является шапочка из серебристой ткани, надетая на их длинные заплетенные косы, которые, как и у черкесок, часто спускаются
до талии; в то время как у замужних женщин, из тех, кто более продвинут в жизни, это белая муслиновая шаль.
"Одежда мужчин во многих отношениях похожа на одежду черкесов; их оружие также похоже, за исключением того, что Карачаи никогда не выходят
из дома без охотничьего копья, вследствие того, что страна кишит медведями
огромного размера и силы, в то время как волки и дикие кошки все еще более многочисленны, и пантеры встречаются нередко. Короче говоря, дичи
любого вида в изобилии, и их охотничьи вылазки часто оказываются прибыльными, так как они продают свои меха евреям и армянским торговцам, а часто и русским на Владикавказе, к большому преимуществу.

Был ли древний город Маджар первоначально населенный предками мадяров, из Венгрии, от которой, как говорят, они получили свое название, - это вопрос, который долгое время оспаривался писателями. Не претендуя на то, чтобы высказать свое мнение, эта гипотеза отнюдь не столь вероятна, поскольку история предоставляет, достаточные доказательства того, что венгры имеют восточное происхождение, и мы знаем, что они говорят на диалекте арабского языка, как турки, татары и другие восточные народы…»

  В 1829 году венгерский исследователь Ж.-Ш.де Бессе – Янош Карош Бешше, совершил поездку на Кавказ и принял участие в экспедиции генерала Емануэля при восхождении на гору Эльборус.

    В своих исследованиях Бессе «собрал богатую информацию и пришел к твердому убеждению, что местность у Кумы была местопребыванием его соплеменников не только в прошлом, но их потомки обитали в горах и в его время». Эти слова принадлежат исследователю А.В. Шумкину: «Маджары в фольклоре народов Северного Кавказа и письменных источниках» из книги  Российской Академии наук, Института Российской Истории «История народов России в исследованиях и документах», Выпуск 4, Москва, 2010.
     Действительно, об этих событиях есть интересные сведения, и
 у венгерского исследователя Ласло Бендефи в книге «Венгры. Кавказская Родина. Гьретья», Будапешт, 1942.
Л. Бендефи пишет:
 «В этой экспедиции Янош Бессе тоже участвовал; именно так он, среди прочих, попал на руины Маджар.
Он немедленно сообщил о своем опыте в Академию в письме.
Пять писем, опубликованных Майклом Редмарти в "Научном сборнике" (1829. год. Сентябрь 1830 года. Февраль и август. номер) появился.  Отчет маджара. Цитирую следующее: 663
,, Карачаевцы и татары (балкарцы-Х.Т.) утверждают, что участвовали в захвате Азовского моря, когда они жили на севере маджар на Кумской  равнине  с поселениями до Дербенда на берегу Каспийского моря.
Они были маджарами.”. . . ,, вокруг Кавказа. . . двадцать
различных родов доказывают древнее жилище маджар.
,,A karacs;jok ;s a tat;rok azt ;ll;tj;k, hogy az Azovi-tengert;l
fogv;st. ;szak fel; a Kuma v;zpartj;n fekv; Magyart
v;rost;l fogv;st, eg;sz Derbendig a Caspium Tenger partj;n
Magyarok voltak az urak.” . . . ,,a Kawkaz t;j;k;n . . . h;sz
k;l;nf;le nemzets;g bizony;tja a Magyarok ..."

Автор онлайн-перевода – Хадис Тетуев, историк, 2023г.


Рецензии