Идеи и скрытые символы Весны Боттичелли

ЧАСТЬ 3

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАГАДКИ ЗНАМЕНИТОГО ШЕДЕВРА БОТТИЧЕЛЛИ «PRIMAVERA» И КЛЮЧИ К НИМ

Всем привет, друзья! Сегодня поговорим о художественных загадках знаменитого шедевра Боттичелли.

Пытаясь расшифровать картину «Primavera», исследователи предложили несколько толкований.


1. ФИЛОСОФСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, ОСНОВАННАЯ НА НЕОПЛАТОНИЗМЕ

Самая достоверная интерпретация — философская, основанная на неоплатонизме (с которым Боттичелли был знаком).

Согласно их представлениям, Любовь — это путь от земной природы чувства к божественной. В Любви есть всё: как радость, восторг, полнота жизни, её преображение,  так и печаль знания,  тоска и страдание. Боттичелли через композицию произведения воплотил диалектику чувства.

Центральный и основной персонаж картины, восхитительная Венера — не воплощение низменной страсти, а благородная богиня цветения и всяческого благоволения на земле. Венера олицетворяет Гуманность,  Культуру и Образование. В данном контексте, художник воплощает идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой красоты, ведущих от земного к сверхземному.

Картину следует читают справа налево.

По этой версии, высшая любовь, изображенная в центре, — это любовь к Богу. Ниже ее (справа и слева) — еще два варианта любви: правая часть картины — аллегория плотской любви, а левая — аллегория любви к ближнему.

Движение Венеры направлено от плотской любви и земной страсти, олицетворяемой Флорой и Зефиром, посредством разума, воплощённого в грациях, ведет к возвышенной созерцательности — к любви небесной, которую символизирует Меркурий — проводник к разуму. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве (традиционный  мотив — плод, сорванный с древа познания). Не случайно, Зефир устремлён вниз, а Меркурий — ввысь. 

Интересно, что «Весну» связывали с морализирующим гороскопом, составленным философом Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо. Глава «Платоновской академии»  рекомендовал юноше в самосовершенствовании в качестве путеводителя избрать планету Venus-Humanitas (человечность), которая наделена всеми нравственными достоинствами и указывает путь к высшим сферам.


2. СВАДЕБНОЕ ТОРЖЕСТВО

Если «Весна» (кстати, и «Рождение Венеры») была свадебным подарком Лоренцо своему кузену, то перед нами — свадебное торжество, тогда  Меркурий — жених, а Флора — невеста.

Кроме того, образы Венеры, богини любви, и Купидона, танцующих Граций и  цветущие апельсиновые деревья — это символы свадьбы и деторождения.
Не случайно, все женщины выглядят беременными, а мужские персонажи обрамляют картину, представляя аллегорию самой жизни.


3. ПОЭТИЧЕСКАЯ ОСНОВА «ПРИМАВЕРЫ»

Интересен еще один вариант прочтения «Весны» — картина имеет поэтическую основу. Художник вдохновлялся поэмой «Турнир» придворного поэта Полициано, прославляющего  Джулиано Медичи и его возлюбленную Симонетту Веспуччи.

Кроме неё использовал тексты античных произведений — фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и поэмы Овидия «Фасты». Так в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир, заимствованные у Лукреция, а Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация) подсмотрены у Овидия.


ИЗ ПОЭМЫ ЛУКРЕЦИЯ «О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ»:

…Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатыи;
Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками все наполняет и запахом сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочныи; кове;р, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом…


ИЗ ПОЭМЫ ОВИДИЯ «ФАСТЫ»:

…Флорои; зовусь, а была я Хлоридои;…
Как-то веснои; на глаза я Зефиру попалась; ушла я,
Он полетел за мнои;: был он сильнее меня…
Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругои;,
И на свои; брачныи; союз я никогда не ропщу.
Вечнои; я нежусь веснои;, весна — это лучшее время:
В зелени все дерева, вся зеленеет земля.
Сад плодовитыи; цветет на полях, мне в приданое данных…
Сад мои; украсил супруг прекрасным цветочным убором,
Так мне сказав: «Навсегда будь ты богинеи; цветов!»
Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду,
Я никогда не могла: нет и числа их числу…
Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая,
Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои…


Античная литература — важный ключ к пониманию «Весны». Принимая во внимание древние тексты, вполне можно предположить, что картина создавалась как иллюстрация к фрагментам поэм Лукреция «О природе вещей» и Овидия «Фасты».

В образе Меркурия художник изобразил Джулиано Медичи, а в образе Венеры — Симонетту Веспуччи, в которой, по мнению Боттичелли, воплотился идеал красоты.
Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли уехал в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская.

По возвращении во Флоренцию, в 1482 году, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. На тот момент ни Прекрасной Симонетты, ни Джулиано, с которым художника связывала давняя дружба, уже не было в живых. Симонетта скоропостижно умерла от туберкулеза в возрасте 23 лет, а Джулиано через 2 года, 26 апреля 1478, был злодейски убит в результате заговора Пацци. Эти события отразились как на Лоренцо: он стал печален и уже не думал больше о жизни, как о вечном празднике, так и на настроении самой картины, в которую художник внес ноту грусти. Но красота Симонетты  навсегда запечатлилась в памяти Боттичелли и послужила ему при написании Граций и других женских образов картины.


4. ПЕЧАЛЬНОЕ ВОСПОМИНАНИЕ О ДЖУЛИАНО И СИМОНЕТТЕ

Возвышенной любви Симонетты и Джулиано, смерть которых так потрясла Сандро Боттичелли, художник  решил посвятить всю свою жизнь.

В результате этих настроений выдвигается еще одна версия  прочтения «Весны», которая лишена радости и счастья и весьма оправдана содержанием картины и жизненными событиями -  и Джулиано, и Симонетта умерли весной…
Кроме того, по документам «Весна» (и «Рождение Венеры») чиcлилась за другим Медичи, Лоренцо иль Пополано.

Если это печальное воспоминание, то «Весна» сразу приобретает мрачный оттенок и трагичное звучание. Может быть, поэтому ни один из персонажей не касается ногами земли и  не отбрасывает тени. Тогда Зефир, может, вовсе и не Зефир, он больше не похож на легкий тёплый ветер, приносящий Весну. Скорее, он — дыхание смерти, забирающей прекрасную Симонетту и молодого Джулиано.

В таком прочтении «Примавера – это отражение горечи утраты. Кстати, сам Сандро был также влюблен в Симонетту, о которой помнил всю свою жизнь; так никогда и не женившись, он завещал похоронить себя в церкви Оньиссанти, вблизи любимой, – здесь, в семейной капелле Веспуччи, и была похоронена Симонетта.


5. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗЕМНОМУ РАЮ

Возможно и такая версия , что изображение на картине передает три этапа путешествия по земному Раю: вхождение в Мир, путешествие по Саду и исход на Небеса.


6. КАЛЕНДАРЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАБОТ И ВРЕМЁН ГОДА

Нельзя исключать и еще одно толкование «Весны» Боттичелли. Это иллюстрация календаря сельскохозяйственных работ (на фото вверху) и времен года (в описании ниже), которые в те далекие времена были довольно распространены. Если внимательно посмотреть на апельсиновые деревья, то увидим, что они начинают зацветать только над головой Флоры, которая представляет апрель.

МАРТ

Будем читать полотно (как и выше) справа налево. Считается, что Весна начинается с первого дуновения Зефира. Значит, МАРТ (первый весенний месяц) символизирует первая группа персонажей — Зефир, Хлорида и Флора. Флора в замужестве гораздо могущественнее и отвечает теперь не только за цветы, но ответственна  за всю растительность на Земле…

АПРЕЛЬ

АПРЕЛЬ — это Венера, Амур и три Грации. Почему Богиня Венера относится именно в группу «апрель»? Потому что она отвечает не только за любовь, но и за плодородие и процветание, она повернута к трио и смотрит на танцующих девушек. Ну и стоит учитывать, что древние римляне именно в апреле отмечали праздник в честь Богини Любви. Амур — сын Венеры, всегда рядом с ней. И сейчас, весной, он особенно активен и игрив, он резвится, стреляя своими стрелами налево и направо, даже не глядя, в кого собирается попасть. Поэтому Любовь и слепа, не выбирает направление, ведь у Амура завязаны глаза. По всей вероятности, Амур попадёт в одну из Граций — Ефросину, которая уже загляделась на Меркурия, стоящего слева.

Именно в апреле земля начинает просыпаться и согреваться после зимнего холода… Поэтому Три Грации — это тоже апрель, они, благодаря своей юности, олицетворяют начало жизни, красивое и нежное, и, сопровождая Венеру, помогают распространять ее заветы на всех людей.

МАЙ

Последний месяц Весны — самый теплый, похожий на Лето,  — это МАЙ. Он представлен только одной фигурой, но какой! Это Меркурий, разгоняющий своим жезлом тучи, умный, сильный и смелый, настоящий помощник Весне! Сандро изобразил Меркурия повернутым спиной к остальным весенним божествам, что не случайно и символизирует его разворот уже к лету.

Рядом с Весной он находится благодаря своей матери, Плеяде Майе, которая отвечала за плодоносность земли. Майа  — старшая и самая красивая из 10 плеяд-сестёр. Древние римляне поклонялись ей и накануне лета, 1 мая, приносили Плеяде жертвы. В ее честь они и назвали так третий весенний месяц — «Май».

КОМПОЗИЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ ИДЕИ ЗАРОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ

Интересно, что Боттичелли нарисовал на картине Меркурия, сына Майи, а не её саму. Видимо, это отвечало его задаче — изобразить мужчин в начале и в конце этого весеннего ряда, которые словно обрамляют эту сцену и задача которых — защищать Любовь и дать начало новой жизни. Вот и получается, что Весна — это зарождение любви и жизни. (Обратим внимание, что на картине почти все женщины беременны: заложить весной плодородие — очень важно). Грации  — это девичья дружба, Венера — забота и опека; ну а Меркурий — философское раздумье. В этом и заключается мифологическая символика каждого образа этого чудесного шедевра.

Боттичелли, изображая Красоту, Молодость и Любовь, которые можно обозначить лишь одним словом - Весна, мог изобразить одну-единственную красавицу и назвать её нежно  -  «Весна»… Но он возвышенно и душевно воспел ее целым рядом образов, проникнутых красотой и грацией, посвятив Весне настоящую оду – сложную, многогранную, необычайно красивую, невероятную и восхитительную, волшебно неповторимую… В картине нет ничего лишнего, равно как и без какой-то детали она потеряла бы свой глубокий  философский смысл… Все герои шедевра гармонично  вписались в этот сюжет и дополняют тему прихода весны… там, где они ступают, распускаются  цветы – символы красоты, нежности и жизни, а значит, плодородие в картине  - на каждом шагу…

Может быть поэтому «Весна» так нравится нам и окутывает сердце надеждой на обновление и счастье….


7. ПРОЦВЕТАНИЕ ГОРОДА — ФЛОРЕНЦИИ

Возможно и то, что «Весна» символизирует процветание самого города — Флоренции. Под властью Лоренцо Великолепного здесь царит любовь и гармония, под его покровительством развивается искусство  — живопись и поэзия. На эту версию указывает изображение ириса у ног Флоры (слева от ноги). Этот цветок — геральдический символ, нанесенный на герб города. В таком аспекте картина  приобретает особый смысл, потому что как раз в это время был заключен мир между Римом и Неаполем под содействием Лоренцо де’ Медичи. Тогда и фигуры «Весны» читаются по-другому: в образе Меркурия аллегорически изображен сам властитель города, миротворец и переговорщик, отгоняющий тучи от Флоренции. Не будем забывать и о символичности апельсинового дерева в саду — символа Лоренцо Великолепного.
 
Подводя итоги сказанному, нельзя не признать, что все версии, раскрывающие символы этого живописного полотна и все грани содержания, догадок и предположений, удивительным образом не отрицают друг друга, а дополняют — объясняя нам смысл этой поэтической загадки… поворачивая этот бриллиант новой стороной, блеск которой наталкивает на размышления...


НАЗВАНИЕ «ВЕСНЫ»

Глядя на картину «Весна», последовательно рассматривая персонажей и размышляя над смысловыми версиями этого полотна, невольно задаешься вопросом: а почему все-таки «Весна»? Ведь такое название делает главным персонажем картины именно Весну… Но в центре изображена Венера!

Сандро даёт нам еще одну подсказку, что главным персонажем всё-таки следует считать Флору. Она единственная обращена лицом к зрителю. Ступая вперед и разбрасывая цветы, Весна продвигается к авансцене и вопросительно-испытующе смотрит на зрителя. Именно она приносит тепло и расцвет, именно с ее появлением отступают мрак и холод… Только с ней мы идем навстречу горячему восходящему солнцу. В волшебной приветливости Весны — правда жизни, очарование природы и бытия… В ее открытости и светлом взгляде — приглашение к счастью и призыв, влекущий к мечте… А всё происходящее вокруг — лишь ее окружение…


"Весна", как многие шедевры, имея флёр таинственности и недосказанности, производит благотворное впечатление и излучает гармонию и надежду… Любовь, теплота и  дыхание весны — это то, что ощущаешь рядом с этим полотном… Потому что «Весна» — это гимн Природе и Человеку…



PS: Друзья, СПАСИБО ВСЕМ, кто прочитал статьи и познакомился с мировым шедевром 15 века эпохи Возрождения — "Весной"! Уверенна, что вы очаровались этим восхитительным произведением живописи, получили огромный заряд энергии, впечатлились и вдохновились этой красотой и теперь, и в сочетании с весенним настроением, готовы покорять литературный Олимп.

На этой странице опубликована последняя, третья, статья. Всем приятного чтения, Весны, Счастья и Любви)!

Не забудьте перейти на страницы Дзена этих статей, там опубликованы фото картины и ее фрагментов, на которых можно рассмотреть все детали. Ссылку на Дзен вы найдется на моей главной странице, публикации находятся  в рубрике "Графика и живопись". Так же их можно найти и в ленте на главной страница канала «Фан-клуб"МаксМоро"».

Всех обняла.

Купалинка


Рецензии