Аппельсин или апельсин?

           Дело было в классе шестом в далёком 2006 году. Я - маленькая кареглазая девчонка с двумя косичками, постоянно сидевшая на первой парте. Изначально сидела так из-за любви к учёбе и желания быть ближе к учителям, так как по своей природной любознательности и излишней болтливости обожала задавать различные вопросы. Ну, а потом, в более старших классах на первой парте пришлось сидеть уже по причине ухудшающегося зрения, так как из-за своего упрямства и боязни насмешек одноклассников и других детей носить очки отказывалась до последнего.


            Очередной учебный день, урок русского языка. Учительница объясняет нам новую тему «Слитное и дефисное написание сложных слов с пол-, полу-».

        Смотрю я на тему, написанную на доске и такая радость меня обуяла, что и словами передать невозможно. Оглядев класс вижу, что пока нет особого интереса у ребят к новой теме, а у меня аж руки чешутся: я знаю это правило и могу всем рассказать.
 

         Девочка я была начитанная, так как в моём детстве не было ни компьютеров, ни интернета, и ничто не отвлекало меня от моего самого любимого занятия – чтения. А уж как я любила читать! Ох, как любила! В нашей квартире родителями была собрана большая библиотека и к своим четырнадцати годам я прочитала практически всю собранную в ней литературу.
 
 
     До сих пор помню, как в классе четвертом на каникулах я прочитала половину первого тома романа Льва Николаевича Толстова «Война и мир», а мама, застав меня за столь не детским чтивом, в ужасе забрала книгу и дала мне какие-то детские книжки, кажется – сказки.


      Помню я также как мама в мои одиннадцать лет торжественно подарила мне роман Шарля Де Костера «Легенда об Уленшпигеле». Мне интересно чем мамуля тогда руководствовалась, потому, что я до сих пор отчетливо помню весь свой детский ужас, который я ощущала во время прочтения этой «весёлой» книжки. Я только один раз в жизни перечитала эту книгу уже в более старшем возрасте, и пока нет особого желания её читать. Если вам нравится всё, что связано с инквизицией, средневековьем и борьбе церкви с ересью и ведьмами, тогда эта книга для вас. В свои двадцать восемь лет я помню все перечисленные виды истязаний и казней, которые упоминались в этой книге. Жалею, что не спросила маму зачем мне подарили именно эту книгу. Мне кажется, что я легче бы перенесла прочтение сказок братьев Гримм в оригинале.
Всё, что я помню об этой книжке – она была очень толстой и тяжёлой, в зелёной обложке с красочными иллюстрациями. Так, что, если я до момента прочтения не знала, как выглядят некоторые виды казней – благодаря картинкам, к своему ужасу моя копилка знаний пополнилась основательно. Потом эта книга куда-то подевалась и больше я её не видела. Может быть, я сама дала кому-то почитать и мне не вернули, или мама забрала её, не знаю.
 
         Так вот, по сравнению с «Легендой об Уленшпигеле» роман «Война и мир» был доброй сказкой.
 

         Так как я была довольно начитанным ребёнком, у меня выработался такой интересный эффект, как интуитивное понимание правил орфографии и пунктуации. Учёными доказано, что читающий человек запоминает и текст, и правила написания, и в дальнейшем начинает писать и говорить правильно, без ошибок. А память у меня была неидеальная, что служило для меня большим препятствием на пути к получению отличных отметок.

       Зачастую я понимала, как нужно написать, чтобы было правильно, но не могла объяснить это, опираясь на правило, так как зачастую, я его банально не знала. Просто интуитивно понимала, что от меня требуется.


        И, вот, учительница смотрит на класс и спрашивает знает ли кто-то из нас это правило русского языка и сможет ли его объяснить или показать примеры написания слов. В классе тишина, никто не изъявляет желания похвастать знаниями.

И я тяну руку.

           Учительница вызывает меня к доске, и я начинаю смело записывать примеры, приходящие мне на ум с дальнейшим комментированием процесса:
1. Пишу через дефис «пол-листа» потому, что второе слово начинается с согласной «л».
2. Пишу через дефис «пол-Аляски» потому, что второе слово является именем собственным.
3. Пишу раздельно во всех случаях, если корень «пол-» стоит перед сочетанием, например, пол красного яблока.
4. Пишу слитно, если корень «пол» начинается с согласной – «полкило».
5. Пишу слитно слова с «полу» - «полуживой».


      Всё идёт гладко, смотрю на учительницу и вижу, что она мной довольна. Расслабляюсь и собираюсь закончить упражнение. И осталось мне объяснить только одно правило.
Я начинаю говорить: «Пишу через дефис «пол-апельсина» потому, что второе слово начинается с гласной.»

        И мне так нравится этот пример, я такая довольная, что придумала его. И само слово апельсин кажется таким вкусным, манящим. И всё бы ничего, но в этот момент я с ужасом понимаю, что не помню, как правильно пишется слово «апельсин».

    
            В моей голове вихрем проносятся мысли: Что делать? Как писать? Сколько в слове букв «п»? Аппельсин или апельсин? Блин, меня сейчас засмеют. И спросить нет возможности. Хоть бы кто подсказал. Конец пятёрке.

        Стою я перед доской, застыв с кусочком мела, мараю свои пальцы и понимаю, что мне стыдно признаться в том, что я не помню написание слова.

          Вы можете себе представить моё смятение: правило я знаю, а как слово пишется – нет?


            Учительница смотрит на меня выжидающе. И мне приходится ей признаться, что я придумала пример со словом «апельсин», но не помню сколько букв «п» нужно написать. Сказать, что учительница была удивлена – ничего не сказать.
   
      Да, как оказалось, в слове «апельсин» всё-таки одна буква «п», а пятерку мне не поставили именно из-за этой глупой ошибки. Обидненько.

Автор #МарияКузина #ПисательМарияКузина


Рецензии