Тёть Дуся мордовка
Жили они совсем рядом с бабушкой. Заканчивался наш двор и сразу начинался их. А огороды тянулись от двора и в сторону поля. Ходили друг к другу, как к себе домой. Убранство в доме и быт у них были чисто узбекские. И еду готовили они узбекскую. Мы с сестрой долго считали их своими родственниками. Очень удивились, когда узнали, что они нам совсем чужие. Бабушка говорила, что те, кто вместе пережили военные годы, тем более, потеряли близких на той войне, навсегда остаются родными. Как у других – не знаю. У нас было так.
Очень вкусную кукурузу подружки готовили. Мы им помогали, подбрасывали гуза-паю (сухие стебли хлопчатника) в очаг. Они называли его – «учаг». Гуза-пая – самое распространённое и самое доступное топливо в узбекских домах. Но, правда, тепло даёт только во время топки. Потом всё быстро остывает. В некоторых домах люди делали сандал. Это очаг округлой формы, расположенный посреди комнаты. Вокруг этого сандала ложились спать, ногами к очагу. Хорошо помню необычайно суровую зиму 1968-69 гг.в Узбекистане, когда морозы достигали 38-39 градусов. В ту зиму много народу пострадало. Особенно дети. Сползали ногами прямо в очаг, сильно обжигали ноги, даже погибали.
Подружки наши жарили кукурузу в казане, потом чуть-чуть сбрызгивали её сладкой водой, и делали большие, круглые шары. Вкуснее этого лакомства я не ела. Что-то ещё делали из узбекской кухни. Всё было вкусным. Потом Нюська, затем и Розка куда-то подевались. Мы же не всё время жили у бабушки, а только летом. Оказывается, подружек наших выдали замуж, в какой-то другой кишлак-колхоз. И мы больше никогда с ними не виделись. Иногда тёть Дуся немного рассказывала о них. У обеих появилось по целой куче детей.
Тёть Дуся всегда была самой желанной гостьей у бабушки. Да и у нас тоже. Она даже в Тихий Дон к нам приезжала, погостить два-три дня, а то и неделю. Мы с сестрой всегда были рады видеть её, когда она появлялась у нас. И после бабушкиной кончины тоже иногда гостила у нас. Пока сама ещё была на ногах.
Помню, мы спрашивали у бабушки, почему тёть Дусю называют мордовкой, что это такое – мордовка? Бабушка отвечала, что это народ такой. Они – русские, русские, но – мордва. Сейчас вот вспоминаю всё и, кажется, начала понимать, в чём же разница между русскими и мордвой. Ещё со школьных лет знаю, что народ этот делится на две группы - мокшане и эрзя. Кто-то из них – православные, кто-то – мусульмане. Не стану углубляться, хотя в Интернете достаточно о них рассказано. Приведу лишь свои личные наблюдения. Я отличаю мордву от русских по типу лица. Описать этот тип не смогу. Да и зачем? Просто скажу, что люди красивые. Вторая жена нашего дяди – мордовка. Красивая женщина. В Тамбовской области довольно часто встречаются женщины с таким типом лица. Да и в моём родном совхозе «Малек» встречались люди с такими лицами.
В Тамбовской области есть Мордовский район с райцентром Мордово. Я, конечно, бывала там в командировке, обследовала поля. Оказалось, что в своё время Мордовские земли простирались аж до южной части Тамбовской области. Потом всё слилось в единое целое – нашу Великую Россию. В нашей области осталась память о тех далёких временах в названии целого района и его райцентра. И в том, что такие красивые люди, в основном, женщины, встречаются на Тамбовщине значительно чаще, чем в других местах страны. А языка их я никогда даже не слышала, ничего не могу сказать о нём.
Кстати, один из певцов группы «Садко» - мордвин. Догадайтесь, который из них? Попробуйте определить его по типу лица.
Свидетельство о публикации №223031800970