Мой Тёзка!

Эссе про великого фигуриста Алексея Ягудина и его "Русский вызов"

Всё-таки призма Времени очень сложная вещица!
Почему я с такой нежностью вспоминаю май 1969-го года?
Мне было шестнадцать лет!  Шестнадцать!
Семнадцать мне исполнится только 16-го декабря.
А пока мне шестнадцать!
И я попадаю в тройку сильнейших стайеров Свердловска!
Мой любимый стадион «Динамо».
На нём я ставлю свой личный рекорд непрерывного бега по дорожке: 125 кругов!
Это ровно пятьдесят километров!
Спокойно ритмично не форсируя легко махом круг за кругом мимо практически пустых трибун, на которых загорают редкие посетители стадиона в это время дня!
Почти три часа (два часа сорок семь минут если точно) спокойного размеренного бега по три с половиной минуты километр.
Мне и самому было интересно: выдержу я или сойду с дистанции не добежав?
Всё-таки одно дело бежать вдоль шоссе от центра города до Арамиля двадцать пять километров и обратно,  и совсем другое наматывать однообразные круги по стадиону  где ничего нового не предвидится.
Потом я иду в душ и затем медленно, в развалочку, бреду по набережной городского пруда домой по улице Горького имевшего подлинную фамилию Пешков. Вот я и топаю пешком.
Уже через пятьдесят лет я наконец пойму, что это был грандиозный тренинг перед открытием Мерцающих шахмат. Так долго делать одуряюще монотонную работу без специальной подготовки нельзя! Заставлять себя вновь и вновь внимательно вглядываться в одни и те же с виду картинки без такого багажа невозможно!
Есть великий анекдот, рассказывающий, как именно я открыл Мерцающие шахматы. Второй случай мне представится вряд ли, и потому изложу его здесь.


Анекдот про солёный огурчик

Американцы создали прибор, который показывает на экране мысли человека, который выпил спиртное. Первым дали выпить виски американцу. Включили прибор и на экране возникли автомобильные гонки и одна из гоночных машин врезалась в ограждение и загорелась.
Вторым взяли англичанина и он выпил эль. Включили прибор и на экране появились кони, лес, гончие собаки и сам хозяин мыслей верхом на коне с прекрасным ружьём. В общем он на охоте!
Третьим пригласили француза. Он выпил шампанское и на экране возникла сцена: он в ресторане! На одном колене у него сидит блондинка, на другом брюнетка! В общем веселятся!
Четвёртым пригласили русского студента. Дали выпить стопочку водки. Включили экран. А на экране ничего! Ему дали выпить еще стопочку водки. На экране возникла крошечная точка!
Налили третью стопочку и точка увеличилась чуток. И так ему всё наливали и наливали и точка росла. Росла, росла и наконец превратилась в маленький солёненький огурчик!

Вот именно так я всё рисовал и рисовал возникающие позиции а в мозгу еле-еле, медленно-медленно росла маленькая неясная мыслишка и за три месяца она превратилась в понимание того, что я играю в новую невиданную потрясающую игру!
А ведь состояние было полуобморочным, потому что никак мне не удавалось разгромить чёрных быстро! Да и вообще творилось нечто непонятное. И не бегай я марафон в шестнадцать лет, я бы в свои двадцать восемь запросто сошёл бы с дистанции. Бросил бы это абсолютно безнадёжное занятие!

А всё-таки любопытно! В феврале 1981 года до рождения Татьяны Тотьмяниной оставалось еще добрых десять месяцев! Ведь она появилась на свет 2 ноября 1981 года. То есть она на десять месяцев младше моих мерцающих шахмат! А вот Алексею Ягудину уже шёл одиннадцатый месяц!
То есть мерцающие появились где то посередине между рождениями Ягудина и Тотьмяниной!
Как раз к годовщине дня рождения Алексея Ягудина возможно Ирина Роднина пригласила меня в ЦК ВЛКСМ на десять дней, чтобы я смог получше продвинуть информацию о новой игре в столице и стране в целом! Может быть сама Ирина лично и не принимала такого решения но мне казалось, что она к этому причастна! По крайней мере я тешил себя мыслью что член ЦК ВЛКСМ Ирина Роднина точно в курсе, что в СССР открыта интеллектуальная игра, а с нею и миллионы аналогичных игр, и что в этой области мы опередили всю планету на несколько десятилетий! Что в мире нет даже приближений к такому мощному прорыву в интеллектуальном противоборстве.
Так или иначе, но в Москву я явился. Был поселен в гостинице ЦК ВЛКСМ (кажется «Орлёнок») на Воробьёвых горах, и добросовестно приступил к посещениям всех наиболее важных пунктов ао намеченному мною плану. Госкомитет по изобретениям и открытиям, Центральный шахматный клуб (В.Батуринский), «Проблемы мира и социализма» (Линдер И.), «Квант» (Е.Я.Гик), «Наука и жизнь» (Кипнис), «64» (Рошаль), «Шахматы в СССР» (Ю.Л. Авербах), редакции всех центральных газет  («Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Труд», «Советская Россия», «Учительская газета»), персонально Вайнштейн Б.С. и ряд других изданий публиковавших материалы о шахматах. Беседы с журналистами в Москве сформировали моё первичное представление о том, как необходимо говорить с редакциями. И итогом всех походов стала публикация в «Речнике Севера» в Архангельске в конце марта того же 1981 года. Едва Алексею исполнился годик и публикация намертво защищающая приоритет СССР и России увидела свет!
Вот я смотрю в дымку времён. С мая 1969 года прошло 54 года!
Пятьдесят четыре года назад я вошёл в тройку сильнейших стайеров Свердловска и установил личный рекорд бега по дорожке стадиона «Динамо» - 125 кругов по 400 м каждый! Этим я обеспечил успешное открытие мерцающих шахмат – то есть самый важный и крупный прорыв в интеллектуальной сфере в двадцатом веке. Между 1969 и 1981 годами ровно двенадцать лет!
Между 1981 и сегодняшним днём сорок два года!
Моему тёзке 16 лет исполнилось в 1996-ом году.
Мне тогда было 43 года!
Точно столько, сколько ему сейчас!
В 1996 году начался мой самый удивительный период в жизни.
Как раз в 1996 году мне довелось принимать экзамены у родного брата одного из самых уважаемых жителей России! Начался третий период Эксперимента в Урае и ему я посвящал всё своё время и силы. И ещё. Именно в 1996-ом году я стал абсолютно прозрачен! Абсолютно беззащитен и полностью открыт внешнему  миру. Я перестал беречь свои права и секреты.
«А правда и приятна и легка!»
Вот моя вера! Вот на чём я стою. Вот что мне дороже моей собственной жизни.
Режьте меня! Рубите меня! Сжигайте меня! Я не откажусь! Ни от своего прошлого, ни от своих убеждений. Все мои страдания – ничтожный миг в вечности. И никому они не интересны. Свою миссию на Земле я уже выполнил одним усилием воли в 1981 году. Выше уже просто не бывает. Достаточно с каждого одного такого достижения и мир расцветёт!
Удивительное состояние абсолютной открытости миру.
Состояние странной потусторонней по сути суеты.
Всё достигнуто и все сделано, а я всё ещё живой!
Тогда и началась история моего самого тайного венчания в Исаакиевском соборе.
Венчания ни с кем и в никогда.
Сказка о девочке в Белом.
Сказка Миллениума отражённого в венецианских зеркалах.
1996-ой год!!!
И вот, через двадцать семь лет мой тёзка вышел на лёд "Русского вызова" и в одном коротком прокате выразил все чувства, которые овладели мною тогда – в 1996-ом году и не отпускали меня уже до самого поселения на Крещатике в 2002-ом!
Фантастика! Сорока трёх летний Алексей Ягудин точно и полно описал сорока трёх летнего меня двадцатисемилетней давности! И этот образ собирания солнечного зайчика рожденный гениальным Олегом Поповым трижды мастерски обыгранный в этом фантастическом прокате!

"А весною я в несчастья не верю!... А весной линяют разные звери. Не линяет только Солнечный зайчик" (Роберт Рождественский)

Эта запредельная энергетика молодого ещё по сути мужского начала!
Боже правый! Как он это исполнил! Цискаридзе, которого я обожаю, аплодировал Алексею стоя!
Ради одного этого проката можно было затевать весь этот удивительный сборник уникальных показательных выступлений!
Алексей вернул меня этим прокатом в мой 1969-ый год!
В мою высшую точку 1981-го года!
В моё обращение в прозрачность 1996-го!
Редчайший по силе прокат, ставящий Алексея Ягудина в моих глазах на одну ступень с Белоусовой и Протопоповым, с Пахомовой и Горшковым, с величайшими Мастерами фигурного катания в мире.
А про его прыжок я скромно умолчу. Описать его уже выше моих слабеньких сил.


Рецензии