Z атакует Сингапур

Во время одного из посещений Австралийского национального морского музея в Сиднее мне на глаза попался неприметный экспонат - маленькое суденышко «Крейт» (“Krait”). Оказалось, что с ним связана интереснейшая страница военной истории «зеленого континента».
7 декабря 1941 года вспыхнула война на Тихом океане. Японская императорская армия стремительно продвигалась на юг. 15 февраля 1942 года пала дальневосточная твердыня Британской империи - Сингапур. В феврале - марте 1942 года, сломив сопротивление дислоцировавшихся там американо-британо-голландско-австралийских сил, японская армия оккупировала Нидерландскую Ост-Индию. Опасность вторжения нависла над Австралией.
8 августа 1943 года из порта Кэрнс (австралийский штат Квинсленд) вышло небольшое деревянное судно «Крейт» с четырнадцатью бойцами отряда специального назначения Z Special Unit под командованием 28-летнего майора британской армии и бывшего агента MI6 Айвена Лайона (Ivan Lyon) на борту. В состав отряда входили 11 австралийцев (из них 10 моряков австралийского ВМФ) и 4 британца.
«Крейт» (название крайне ядовитой змеи из Юго-Восточной Азии) являлось бывшим судном «Кофуку-Мару», принадлежавшим действовавшей в Сингапуре японской компании Kotaro Fugisawa, которая использовала его для приема рыбы у местных рыбаков и снабжения их пресной водой и продовольствием. Построенное в Японии в 1934 году, оно имело следующие характеристики:

Водоизмещение - 35,27 т
Длина наибольшая - 21,33 м
Ширина - 3,35 м
Осадка - 1,50 м
Скорость - 6,5 узлов
Дальность плавания - 8500 миль
Судно было оснащено главным дизельным двигателем и вспомогательным парусным вооружением.

После начала войны «Кофуку-Мару» было захвачено Союзниками и использовалось для эвакуации 1500 беженцев с острова Суматра, а затем ушло через Цейлон в Индию. Здесь оно приглянулось Управлению специальных операций (Special Operations Executive (SOE), которое планировало проведение диверсий на оккупированных японцами территориях. В конце 1942 года переименованное в «Крейт» судно на борту лайнера P&O “Ballarat” доставили в Сидней, а оттуда в Кэрнс, где его отремонтировали, заменили главный двигатель, на палубе установили дополнительные танки для пресной воды и топлива, для защиты от воздушных атак палубу покрыли четырехдюймовым слоем цементной «брони» весом около двух тонн.
Еще с сентября в секретном тренировочном лагере Camp Z, расположенном к северу от Сиднея, велась подготовка группы диверсантов для проведения «Операции Джейвик» (Operation Jaywick). Для атаки японских судов в порту Сингапура предполагалось использововать уже успешно примененный британским спецназом на средиземноморском театре метод - проникновение на объект диверсии с помощью разборных каноэ.
20 июня 1943 года пять каноэ с десятью диверсантами успешно «атаковали» суда в австралийском порту Таунсвиль, подтвердив высокое качество своей подготовки. Эта учебная операция получила название «Операция Скорпион» (Operation Scorpion).
Первым этапом похода «Крейта» стал переход из Кэрнса в Эксмут (Западная Австралия) протяженностью 2200 миль. К счастью экипажа, там базировалась плавмастерская американского ВМФ, которая смогла отремонтировать сломавшийся в пути гребной вал «Крейта».
8 сентября судно покинуло австралийский берег и направилось на север в сторону оккупированных японцами островов Ост-Индии. На борту находилось 7 складных двухместных каноэ типа Cockle Mk 1, прозванных “folboats”, 45 магнитных мин, 70 кг взрывчатки, 200 ручных гранат, стрелковое оружие (пулеметы, автоматы и револьверы), средства радиосвязи. На случай пленения каждый участник рейда был снабжен капсулой с цианистым калием.
Особое внимание уделялось маскировке - «Крайт» пытались выдать за местного «рыбачка». Он нес японский флаг, экипаж оделся в саронги, покрасил тела и волосы, даже все предметы обихода, вплоть до спичек, не должны были выдавать истинное происхождение судна.
Утром 9 сентября «Крейт» форсировал пролив Ломбок, вошел в Яванское море и направился в сторону Сингапура. 16 сентября судно достигло архипелага Риау, расположенного к югу от Сингапура. После двух суток поиска был найден укромный островок Пулау Панджанг (Pulau Panjang), расположенный в восьми морских милях от Сингапура.
Здесь высадили шесть диверсантов с тремя каноэ, запасом магнитных мин, воды и продовольствия. После этого «Крейт» ушел к южному побережью острова Борнео (более известному сейчас под названием Калимантан).
24 сентября, когда по наблюдению коммандос на рейде Сингапура скопилось большое количество японских судов водоизмещением до 65 тысяч тонн (для их идентификации использовалась мощная оптическая труба и «Справочник по японским торговым судам»), была предпринята первая попытка атаки. Из-за сильного приливного течения ее пришлось отменить.
Диверсанты выбрали более выгодную стартовую позицию и вечером 26 сентября предприняли вторую попытку. Три группы (три каноэ, шесть человек), с девятью магнитными минами у каждой, атаковала в суда в различных районах огромного порта. Операцию затрудняло сильное течение и то обстоятельство, что затемненные суда на фоне близлежащих холмов были трудноразличимыми.
Хотя одному из каноэ пришлось дважды преодолевать боновые заграждения, а японский буксир прошел всего лишь в полутора десятков метров от него, каждой из групп удалось незамеченными выполнить свою задачу - магнитные мины были прикреплены к корпусам семи японских судов (три из них - танкеры) общим тоннажом около 37 000 тонн.
Майор Лайон вспоминал:(перевод автора статьи)
«На полпути к цели Хьюстон (напарник майора - прим. автора) обратил мое внимание на человека, который внимательно следил за нами из иллюминатора в десяти футах выше. Он продолжал глазеть на нас до того момента, пока мы не прошли это судно, затем его голова исчезла из иллюминатора, в каюте зажегся свет. Никаких дальнейших действий не последовало и мы проследовали к (острову) Донгас, который находился в 12 милях от нас.»
Между 05:15 и 05:50 двадцать седьмого сентября прогремели семь взрывов, продемонстрировав, что сработали все мины. Были потоплены “Kizan Maru” (5007 т) и “Hakusan Maru” (2197 т), остальные суда получили повреждения различной тяжести.
Японцы посчитали диверсию делом рук местных жителей под руководством европейцев. Последовала волна арестов, жестоких пыток и казней любимым японцами методом - обезглавливанием ударом меча. Эта акция получила название «Резня двойной десятки» (Double Tenth Massacre), так как произошла 10.10.1943 г.
После диверсии коммандосам предстояло преодолеть на веслах полсотни миль (и это по прямой!) до точки рандеву с «Крейтом» у острова Пулау Помпонг (Pulau Pompong). Двигались в основном по ночам, а днем скрывались в густой растительности островов архипелага Риау.
Рано утром 2 октября «Крейт» подобрал экипаж первого каноэ, остальных участников рейда нашли и взяли на борт только около 21:00 следующих суток.
Вечером 11 октября «Крейт» вошел в пролив Ломбок. Около полуночи быд замечен быстро приближающийся японский патрульный корабль, который ... подойдя на сотню метров и даже не осветив «Крейт» прожектором, отвернул в сторону и проследовал своим курсом.
19 октября 1943 года «Крейт» без потерь  вернулся в Эксмут после 48 дневного похода и пройденных 4000 миль.
Годом позже И. Лайон, произведенный в подполковники, организовал «Операцию Римау» (Operation Rimau) - очередной рейд в Сингапур с использованием более совершенного снаряжения. На этот раз группу из 22 коммандос, включая 6 участников «Операции Джейвик», доставили в район операции на подводной лодке. Диверсанты были обнаружены противником, часть из них погибла в бою, стальные попали в плен и были казнены по приговору военного трибунала 7 июля 1945 года.
При этом трибунал ссылался на то обстоятельство, что «будучи одеты в невоенную форму, храбрые австралийцы добровольно лишили себя права считаться военнопленными в соответствии с законами и обычаями ведения войны.»
До конца Второй мировой войны «Крейт» использовался для разведывательных миссий в районе островов Малайского архипелага, а затем был продан частной компании на Борнео.
В 1964 году, благодаря проведенной общественной кампании, судно вернули в Австралию и передали Королевскому добровольному береговому патрулю (Royal Volunteer Coastal Patrol). В середине 80-х годов его приобрел Австралийский военный мемориал (Канберра), который передал его в бессрочную аренду Австралийскому национальному морскому музею.
В 2017 году на собранные добровольные пожертвования начались работы по ремонту и восстановлению «Крейта» с целью придания ему облика 1943 года.


Рецензии