А надо ли играть по их правилам?

Неоконченный спор с Юрием Авербахом


«Борьба идей всегда была для меня самым важным моментом в шахматах — ведь именно в творческом споре рождается истина» Юрий Львович Авербах

7 мая 2022 года ушёл из жизни мой оппонент Юрий Львович Авербах.

Впервые мы пересеклись весной 1978 года, когда я в качестве руководителя Архангельского областного шахматного клуба приехал в Москву решать вопрос о приглашении сильного гроссмейстера на церемонию торжественного открытия возглавляемого мною учреждения.
Визит в ЦШК и редакцию журнала «Шахматы в СССР» был отнюдь не первым. Впервые я прорвался на Гоголевский бульвар, 14 ещё в конце января 1972 года, когда я ездил в Москву на свидание с Ниной. Тогда я посетил ЦШК, в котором играл по переписке сразу два турнира, и конечно полюбопытствовал, что и как тут устроено. Просто из «общих соображений». Тогда я жил и учился в Свердловске и у меня даже в самых розовых мечтах не рисовалось картин моего печального будущего. Но то был мгновенный визит вежливости и уважения.
В 1978 году я решал ряд конкретных вопросов связанных со становлением и укреплением областного шахматного центра и потому визит был жёстко деловым. На Веснина,9, если я верно помню, я впервые встретился лично с одной из величайших шахматисток планеты и России Верой Николаевной Тихомировой. Женщиной невероятной, грандиозной, фантастической. С нею мы коротко обсудили мою проблему и она вывела меня на Евгения Андреевича Васюкова! Именно он и приехал затем к нам на открытие АШШК в Архангельск!
История многолетней дружбы с Евгением Андреевичем достойна отдельного повествования и развития, а сегодня я только абрисно описываю обстановку в которой начался наш неоконченный спор с Юрием Львовичем Авербахом. Последняя наша личная встреча прошла прямо перед входом в ЦШК с Гоголевского бульвара. Под тем самым знаменитым «шахматным» балконом.
Как и всегда он начал с того, что произнёс как заклинание «Мы всё ещё не готовы к встрече с Вами!» Поясню. В марте 1981 года он именно так встретил меня в редакции «Шахматы в СССР».
В чём был «прикол»?
А заключался он в том, что против моих аргументов вся шахматная элита страны не имела, что возразить по существу. По той простой причине, что возражать тут было просто нечем и нечего.
Попытаюсь пояснить.
Есть отрицание и отрицание. Есть голое безумное отрицание: нет и всё! Без аргументов!
А есть плодотворное отрицание, когда говорят «нет» потому что вот так включает в себя отрицаемое как маленький частный случай.
Я ведь нигде и никогда не говорил: давайте заменим шахматы другой игрой.
В конце концов вместо меня это сказали компьютеры.
Но пока все остальные бросали шахматы и панически убегали в другие, по сути идиотские игры, я предложил совершенно иной путь: смотрите на той же самой доске, с теми же самыми фигурами, по тем же самым правилам мы можем играть в совершенно волшебную фантастическую прекрасную игру, в которой компьютеры нам не соперники!
По сути было показано, что человечество стояло четыреста лет на пороге одной из самых чудесных игр во Вселенной и не делало решающего шага к ней из-за одного-единственного «очевидного» возражения. И всё что я сделал, это показал как то, что казалось аргументом, становится указателем правильного направления движения! Я не отрицал шахматы. Я просто превратил их в "маленький частный случай" гораздо более мощной и совершенной игры! Я по сути сделал решающее обобщение на шахматы. Показал, что «пятый постулат» в них может быть заменён успешно на «пятый постулат Лобачевского, Больяйи и Гаусса». Что через одну точку можно провести сотни прямых параллельных данной, образно говоря!
В шахматных сборниках и учебниках можно порой натолкнуться на такой комментарий: «если бы было можно сделать несколько ходов подряд разными фигурами одного цвета, то белые здесь могли бы сыграть так». Увы! Комментатор даже не догадывался, что именно в этот момент он стоял на пороге самого грандиозного открытия в своей жизни. Мерцающие шахматы, это как раз та самая игра, в которой партнеры играют именно сериями ходов, то есть за один ход делают перемещения несколькими своими фигурами одновременно.
У человека впервые видящего такую игру поначалу крыша немножко едет!
С ума сойти!
Мы с сыном демонстрировали эту игру на Старом Арбате прямо под окнами Булата Окуджавы. К сожалению сам я узнал о таком «соседстве» много позже, о чём бесконечно сожалел!
Вокруг нас собирались работавшие тут же художники. Многие – любители шахматной игры. И если поначалу они восклицали: «Не может быть!» то затем, спустя минут двадцать начинали философские беседы о парадоксальности бытия и о том, что это очень и очень интересно.
Что мог возразить здесь по существу Юрий Львович? Что белые сразу разгромят чёрных? Я предлагал и ему и всей сборной державы сеанс одновременной игры, в котором я буду играть исключительно чёрными! Понятно, что шансов выиграть у меня у наших великих специалистов по существу не было! И причины к тому заключались в первую очередь во внутренних механизмах мышления шахматных профи. Полифигурная игра (игра многими фигурами сразу) очень сильно отличается от монофигурной игры в принципе.
И вот здесь надо четко прояснить причину, по которой в Советском Союзе я был обречен на «непонимание». К чему стремилась Коммунистическая партия Советского Союза? К построению Коммунизма в одной отдельно взятой стране и только уже потом к построению коммунизма во всём мире.
Понятно, что передовое учение могло быть только одно и оно было единственно правильным.
Партия была у нас одна. Поскольку пришла к этому естественным путём. И она строила  коммунизм опираясь на единицу. Однопартийная система требовала односменной школы.
Однопартийная система настаивала на едином расписании. Однопартийная система требовала единства на всех уровнях и ей вполне отвечало единоначалие.
И не подумайте что я не вижу плюсов в таком подходе. Но сейчас нам важно оттенить вот какой момент: идее однопартийной системы вполне отвечала игра, в которой одна фигура, взятая одной рукой, делала ровно одно перемещение на доске.
То есть одна фигура за один ход перемещалась на одно новое поле!
То есть монопартийная система опиралась на монофигурную игру.
Шахматы были по сути «идеальной» игрой для коммунистической иделогемы!
В картах можно было бросить на стол сразу три карты!
Партия карточные игры не принимала!
В шашках можно за один ход срубить несколько шашек и такая полифигурная формы игры уже не вызывала бурного восторга.
Поэтому партийный аппаратчик и идеолог Авербах не мог душой принять полифигурную игру, которая по самой своей сути противоречила так счастливо проведенному принципу «одна фигура, одно поле, один ход».
Именно поэтому реальных аргументов против он привести и не мог.
А потому не мог и вступать в дискуссию.
Он понимал, что препятствует распространению потрясающей новой формы игры игр.
Но тезис: «на наш век и обычных шахмат хватит» казался ему вполне достаточным.
Между тем в этом неявном многолетнем споре была заложена мина отложенного но огромного воздействия.
В шахматах имеющий преимущество обязан атаковать под угрозой потери этого преимущества. Уж кто-кто, но Юрий Львович это понимал очень глубоко!
СССР в области полифигурных игр опередил и Китай, и Индию, и Японию, и Великобританию, и США, и Францию, и Германию на десятки лет! Именно преимущество в построении практик передовых игр обеспечивало нам интеллектуальное превосходство в тысячах и десятках тысяч новых разработок, в построении принципиально новых прогрессивных методологий, в совершенствовании ультра современных парадигм, и вот именно это нежелание Авербаха публиковать информацию о такой игре служило тормозом, в то время как наши конкуренты не стояли на месте. Юрий Львович нас  покинул.
Гарри Кимович Каспаров обнажил своё истинное лицо и потому его отказ поддержать Мерцающие шахматы и вполне органичен и вполне предсказуем.
Шахматные ортодоксы просто боятся за свои гонорары. Нищие духом!
Прорыв в области полифигурных игр даёт нам реальную возможность на принципиально новые формы управленческих игр, организационно деятельностных игр, и не случайно против распространения мерцающих шахмат активно выступают некоторые псевдометодологи. Есть уровни идей и идеологем, с которыми фальшивомонетчики от интеллектуальных игр, и псевдопсихологи не в состоянии конкурировать. Родить свою идею на самом деле это для многих «спыцыалыстоф» непосильная задача. Потому что это только кажется, что «легко», а на самом деле речь идёт о воистину космических перегрузках.
Приведённая вначале цитата Юрия Львовича Авербаха – это его самообман.
Слово «идея» имеет море значений. Есть «идеи» и есть «идейки».
Он десятки лет верно служил партии и народу.
Он никогда не отказывал мне во встрече.
Просто никогда не вступал в идеологическую полемику.
Понятно что он был один из самых информированных шахматистов страны.
Однажды Борис Самойлович мне пояснил так: «Аппаратчик высочайшего уровня конечно не согласится, но мальчик, который из моих рук получил значок мастера спорта, может быть однажды и рискнёт…» Не рискнул! Аппаратное взяло верх. Жаль!
Так что нам осталась на память его партия с Котовым, где Котов пожертвовал интуитивно ферзя, несколько томов шахматных окончаний, строго выдержанные подшивки «Шахматы в СССР» и восхищение долгожительством старого шахматиста. Да что там старого! Старейшего!!
А спор наш так и не окончен… И Они по-прежнему не готовы ко встрече со мной.
Не готовы!
Я уже им и фору предлагал всем десяти по пешке, и право выступки в сеансе.
Не готовы!
Якобы «шахматная» якобы «элита».
Им надо чтобы я играл по их «правилам», а кто сказал, что эти «правила» на самом деле «правильные»?


Рецензии