Начало
Начало 70-х. Крупнейший в Сибири ВУЗ. Один из факультетов, готовит самолетостроителей. На факультете имеются большие площади в «свежем» корпусе. Одно помещение это зал летательных конструкций, где в центре «приземлился» учебно-тренировочный истребитель МиГ15 УТИ спарка. У стены застыл здоровенный истребитель-бомбардировщик Су-7, без правого крыла, левая плоскость и фюзеляж частично без обшивки - отпрепарированы, что бы студенты могли видеть узлы и агрегаты самолета. Возле другой стены расположился истребитель-перехватчик МиГ-19, тоже, частично отпрепарированный, без правого крыла. И по мелочи, различные самолетные узлы и агрегаты, сопла двигателей, фрагменты шасси, части крыльев.
Зал пользовался огромной популярностью не только у студентов нашего факультета, но и у всех, кто знал, что в этом зале находятся, аж три настоящих реактивных самолета, пусть даже, слегка устаревших. Я сам, когда впервые попал в этот зал, час не мог оторваться от самолетов, особенно от УТИ, кабина которого была полностью комплектна.
За стеной находилось помещение таких же размеров, примерно 25 х 25 х 12 метров, но практически пустое. Имелся силовой пол - забетонированные рельсы, две кран-балки. Возле одной стены были построены вторым этажом антресоли, как инженерные помещения, под ними слесарные верстаки. Вот и все. Помещение имело громкое название – «Лаборатория статических испытаний» или в просторечье – «Статзал». Название было, а работать зал не работал, и вызывал раздражение у нашего административного лидера, декана факультета самолетостроения, Бориса Кирилловича С, которого сокращенно, за глаза, называли БК. Декан обладал неуемной энергией и предпринимательской жилкой, что в те далекие времена могло кончиться печально. Но БК был не из пугливых, и решил запустить статзал в работу.
Небольшое отступление
А для чего нужны эти самые статические испытания?
Каждый летательный аппарат (ЛА), будь то самолет или вертолет, после проектирования и изготовления опытных образцов, должен испытывался на сопротивление нагрузкам, которые возникают в полете. При статических испытаниях имитируются усилия, которые передаются на узлы и агрегаты ЛА. Постепенно увеличивая нагрузки, в конце концов, аппарат ломают. Если разрушение произошло при нагрузке менее 100%, от тех, что возникают в полете, значит, конструкция аппарата прослаблена. Если более 100% - конструкция перетяжелена, и при эксплуатации ЛА будет возить в воздухе лишний вес, что тоже плохо. По результатам статиспытаний проводится доработка конструкции ЛА, и только потом его выпускают в воздух, разрешают летать.
Но вот ЛА испытали, довели «до ума», он пошел в серию, выпускается в утвержденных количествах на авиазаводе. После выпуска определенного числа ЛА, требуется провести статические испытания серийного образца. По результатам статиспытаний определяется, насколько, высока культура производства на заводе, и удовлетворяют ли серийные образцы требованиям прочности.
Если первичные испытания на статику проводились силами авиационных ОКБ или передавались научным «монстрам» от авиации ЦАГИ или СибНИА (Научно-исследовательский институт авиации, г.Новосибирск), то с испытаниями серийных ЛА были проблемы. Два гиганта от авианауки, в те времена, были перегружены работами, и не всегда могли испытывать серийные самолеты или вертолеты.
Узнав про такую ситуацию, БК понял, что это и есть ниша законного и полнокровного существования факультетского статзала. Была организована так называемая «Отраслевая лаборатория прочностных испытаний», руководителем которой, разумеется, стал наш декан.
Лабораторию создали, по крайней мере, на бумаге. Однако, статзал требовалось оборудовать, найти кадры. С материальной частью были большие проблемы. В условиях плановой экономики оснастить статзал можно было лет через 5 – 6, то есть никогда. Но энергия и изворотливость БК позволила сделать это за 1,5 – 2 года.
Кадровая проблема решалась еще проще. На тяжелую, грязную, не всегда интересную работу, БК загонял отчисленных за неуспеваемость студентов, обещая им восстановление на факультете в ответ на добросовестный труд в статзале. Кто-то возвращался из армии, подавая документы для зачисления на вечернее отделение, приходили отчисленные из военных училищ. Всех их, предприимчивый БК отправлял на адаптацию в свою отраслевую лабораторию.
Сам я оказался в статзале, попав в академотпуск из-за травмы, и отработал там около 10 месяцев. Школу получил хорошую, поняв, как надо и, как не надо работать. Кроме того, за эти месяцы общался со многими интересными, часто непростыми людьми, хорошими и не очень, и очень нехорошими. Наблюдал со стороны, и сам попадал в разные непростые, иногда смешные ситуации, о которых собираюсь рассказать в этом разделе.
Итак…
Свидетельство о публикации №223031901437