Родом из детства

               
                Моим родителям, бабушкам и дедушкам посвящаю
 
    Каждый взрослый был когда-то ребенком, темноволосым и кудрявым, светловолосым с длинной или короткой челкой, голубоглазым или кареглазым, или иной внешности, таким как помнит себя с улыбкой или грустью. Детство  бывает разным, веселым и беззаботным, грустным и трудным, и где-то глубоко в душе остается его частица с самыми яркими и незабываемыми эмоциями и ощущениями.
   Понимаем  мы это или нет, но детство оставляет неизгладимый след в нашей памяти и на некоторые жизненные ситуации во взрослом возрасте,  люди реагируют по-детски. Внутренний ребенок живет во взрослом человеке и способен удивляться всему новому,  ощущать радость в каждом моменте, особенно, если увидел муравья или бабочку. Если под грузом проблем, суеты, работы человек чувствует себя как загнанная лошадь, то это означает, что внутренний ребенок плачет и требует внимания. Если этого внимания не было в детские годы по разным причинам: родители не оказывали желаемого количества или вообще отсутствовали, то взрослый человек может и обязан сам позаботиться о внутреннем ребенке и подарить ему радость, осуществив детские мечты: купить игрушку, посетить зоопарк, поехать на море, стать пожарником и т.д.

   Почему я пишу о своем детстве? Я  не умею сочинять музыку, чтобы посвятить ее моим родителям, а этим рассказом  я могу и хочу поблагодарить жизнь за то, что было два дома, в которых меня, безусловно, любили и принимали:  родительский и бабушки с дедушкой.
  Мое первое и очень яркое детское воспоминание очень раннее: мне около 11 месяцев и мама еще кормит меня грудью. В те времена декретный отпуск был короткий, всего три месяца, мама на работе, но скоро должна прийти. Бабушка Люба держит меня на руках, я обнимаю ее за шею и громко плачу и зову маму Аню, потому что хочу есть. Бабушка ходит со мной по комнате и приговаривает: «Зараз, зараз мама прийдэ и накормыть Наталочку! Не плач, дытынка!»  И вот приходит мама, берет меня на руки, говорит ласковые слова, кормит, и я засыпаю счастливая. Когда я,  став взрослее, рассказала маме и бабушке об этом случае, то они не могли поверить, что такое возможно помнить, и подтвердили правдивость ситуации.
   Я помню в родительском доме, в коридоре несколько лет лежал круглый коврик,  кем-то подаренный маме и сплетенный из ярких лоскутков – обрезков из ткани, который очень мне нравился. Наверное, и жизнь состоит из таких ярких и темных лоскутков - эпизодов, из которых можно сплести коврик, если приложить  умение и время или забыть, вычеркнув из памяти.

   Мои детские воспоминания всплывают иногда как яркие картинки, каждая сама по себе и  мне трудно сложить их последовательно, да и нужно ли это?
   Самые светлые образы связаны с бабушкой и дедушкой с папиной стороны. Сейчас, находясь во Франции,  я часто мысленно возвращаюсь в детство, потому что мои  родовые корни там,  в родном Дзержинске, на Донбассе, где  сейчас идет война, а мне без привычной среды обитания, надо приживаться в «чужой почве», общаться с людьми другого менталитета и говорящими на чужом языке. Я снова себя чувствую «белой вороной», как это бывало часто в моей жизни. В какой-то степени я повторяю судьбу бабушки, которая вынужденно покинула свою родную Полтавщину, село, расположенное в двадцати километрах от знаменитой Диканьки. Теперь я понимаю ее жгучее желание вернуться к своим истокам, присоединиться к родовому дереву, чтобы чувствовать себя его ветвью, и теперь мне известно, что такое ностальгия по родным местам. По словам бабушки, меня назвали Натальей в честь ее матери. Удивительно, что сохранилось свидетельство о  бабушкином рождении, повторно выданное в 1950 году на русском языке и моя прабабушка записана как Наталка Марковна. Может поэтому дедушка Дмитрий иногда называл меня Наталка – полтавка.
   Моя бабушка Ефросинья умерла, когда маме было два года, и она ее не помнила, а дедушка Павел женился во второй раз и о мачехе мама мне ничего не рассказывала. 
 Бабушка Любовь  и дедушка  Дмитрий  попали на Донбасс, потому что бежали от раскулачивания.  Почему попали на Донбасс?  По словам бабушки: «Донбасс – это  ближе, чем Сибирь».

  И что самое интересное, что бабушка разговаривала исключительно на украинском языке, а дедушка  в основном на русском, лишь в глубокой старости стал говорить на «суржике».  Повзрослев, я удивлялась этому и со смехом слушала их разговоры, а особенно смешно было, когда они ссорились. Золотые времена детства, когда я находилась у бабушки с дедушкой и чувствовала их любовь и внимание. Они меня воспринимали серьезно, учили тому, что знали сами, спасали в трудных детских ситуациях, например, когда я на палец одела кольцо от шторы, а снять не получилось. Я  тянула за  тесно сидящее колечко, палец покраснел, было неприятно, а дедушка  смочил мой  палец водой с мылом, и кольцо легко слетело с руки.
   Дедушка воевал сначала на белофинской войне, затем через несколько месяцев был призван на вторую мировую или как раньше говорили – Великую Отечественную. В результате получил ранение в голову и ногу,  за ухом было углубление - след от пули, затяжной кашель, который обострялся в осенне-зимний период, и в этом «букете болезней» была и сильная подагра. По многочисленным рассказам о войне, я знаю, что она закончилась для дедушки в 1945 году  на озере Балатон. Он был писарем - коптинариусом, потому что был образованным человеком, тогда многие взрослые солдаты не умели писать и читать. Сейчас трудно в это поверить, но это реалии того времени. Самое ужасное  из дедушкиных воспоминаний – это  пребывание в сырых, холодных окопах, и в меньших по размеру сапогах,  которые пришлось носить несколько месяцев из-за отсутствия другой обуви.
 
     Из жизненных воспоминаний и рассказов дедушки и бабушки,  я поняла, что война – это страшное событие и очень трудно жить в этот период, поэтому нужно ценить мирную жизнь. Мама со страхом и горечью вспоминала голод в войну, когда вынужденно ели только свеклу, и вид этого овоща вызывал у нее ассоциации с этим периодом жизни. Вторая мировая война коснулась всех, живших в то время.
  Вся история человечества состоит из огромного количества войн, которые бывают столетние и меньшего срока, межгосударственные, религиозные, гражданские,  доисторические, локальные, мировые. Я не понимаю, почему за тысячелетия психология практически не изменилась:  жажда денег, крови и власти  правит человечеством и неумение решать конфликты с помощью переговоров?! Когда же люди на нашей планете начнут жить мирно, уважая границы и личность каждого человека?! Я не знаю ответа на этот вопрос.
 
  Оставшись с двумя детьми - девятилетним сыном и двухмесячной дочерью после призыва мужа на фронт, бабушка решила вернуться в Полтавскую область, к родственникам, все же в селе легче выжить, чем в городе.
    В начале июля 1941 года она вместе  с детьми и знакомыми, сложив самые необходимые вещи, ехали на телеге, запряженной лошадью. Уже под вечер, дорогу начали бомбить с немецких самолетов. Испугавшись грохота снарядов, лошадь  быстро понеслась по дороге. Бабушка и все сидевшие в телеге, успели соскочить, а в телеге осталась лежать папина сестра, двухмесячная Анна. Телега перевернулась, лошадь понеслась дальше,  у бабушки «сердце оборвалось». Общими усилиями телегу подняли и обрадовались.  Видимо, моя тетя родилась «в рубашке», потому что на дороге была ложбина и в ней лежала Анна, целая и невредимая. Только сейчас я осознаю тот ужас, который пережила моя бабушка, а тогда молодая женщина – мать. Этот случай для меня наглядно показывает, что наши ангелы-хранители  берегут нас в самых непредвиденных обстоятельствах. Бабушка говорила, что вера в Бога всегда помогала ей  пережить войну  и  в любых трудных ситуациях спасали молитвы.

    Дмитрий Захарович для того времени имел высокое образование, он окончил техникум. Жаль, что я не знаю, где конкретно он учился, не спросила, когда он был жив, а документы не сохранились. Я думаю, что учился на бухгалтера в Полтаве, а бабушка окончила ЛИКБЕЗ* – она так и говорила: «Я ж безграмотна». Дедушка знал много поговорок и присказок, на русском и украинском  языках, я запомнила одну из них: «Если пьешь томатный сок – будешь строен и высок!»  Дмитрий Захарович работал по профессии,  его любимая профессиональная присказка, причем на украинском языке: «Дебет с кредитом танцюють, сальдо пляшить гопака, а баланс кричит «Рятуйтэ», в мэнэ  сумма не така!».
    Дедушка иногда приносил домой исписанные листы бумаги, которые я старательно складывала на своей полке, иногда разрисовывала красным карандашом и ставила подписи. Это были «мои документы», которые никому не разрешалось трогать, и которые я регулярно  просматривала, затем складывала в две старые папки.
      От дедушки я узнала, что документы следует держать в порядке, а когда их было столько, что не помещались в эти папки, то излишки отправлялись на растопку печи. Ах, печь, которая топится углем – это   тепло родительского дома и бабушкиного,  как же приятно прислониться с ней, какие вкусные семечки, высушенные на «припечке»! Никакие покупные  в пачках семечки не имеют того незабываемого вкуса. Бабушка говорила, что в деревне парень, ухаживающий за девушкой, обязательно в качестве угощения приносил семечки, и потом щелкали их сидя на лавочке. Обсуждать было особо нечего, новостей было гораздо меньше, чем сейчас, кто был  «побогаче», тот приносил и конфеты.

    С бабушкой можно было говорить на любые темы и получить понятное пояснение, Хотя по ее словам, она была практически безграмотной, но умела вести счет деньгам и  их зарабатывать. Бабушка занималась выращиванием цветов и продавала их на рынке, а также была хорошей швеей. Она очень гордилась тем, что не «работала на государство,  а для себя и своей семьи». У нее была хорошая предпринимательская жилка, в современных условиях она была бы крутым бизнесменом. Вот у меня нет этого дара, я всю жизнь работала на государство, благо, что наступает пенсионный возраст и можно жить в свое удовольствие, хотя не всегда получается, потому что пенсионное пособие довольно незначительно.

    Выращивать цветы – дело нелегкое. На небольшом участке возле бабушкиного дома росли георгины, розы, гладиолусы, лилии, флоксы, астры и другие цветы. Корни георгин  и гладиолусов осенью выкапывали и хранили в специально отапливаемом печью - буржуйкой помещении. Бабушка составляла букеты своим, особенным способом. Я ей немного помогала в этом, подавая нужный цветок. Эти букеты обычно были в основном из георгин, а в центре был небольшой гладиолус или зеленая веточка сентябринки. Таких букетов я потом никогда не встречала, да и обертка им была не нужна, демократично и симпатично. Конечно же, крупные гладиолусы и розы заворачивались в прозрачный целлофан, и их красота была видна. Сейчас букеты практически однотипные: различные цветы на одном уровне высоты и завернуты в цветную бумагу, часто непрозрачную и ленточка для красоты.

  У бабушки было свое мнение по многим вопросам. Например, женская красота имела три вида: «Чепурненька дивчина, гарненька и така як ты, Наталочка – красавица!»  Ах, бабушка, бабушка! Почему я всегда сомневалась в своей красоте? Потому что фильмы, телевизор навязывали нам какая форма носа, бровей или губ на данный момент времени модная и красивая. Каким только образом не менялась модная форма бровей, даже до ниточки толщина доходила, сколько девушек выщипывали «лишние» волосинки, а потом они не отрастали. По-моему, важно принять себя как исключительного человека, созданного Всевышним в единственном экземпляре,  со своей формой лица и  тела, усовершенствуя себя питанием, образом мышления, спортивной зарядкой. Некоторые  наши украинские женщины в погоне за красотой добавляют силикон, считая, что он делает их красивее и счастливее. Французские женщины в  своем большинстве  «не парятся» о своем внешнем виде, считая, что и так достаточно красивые  и живут спокойнее. Это миф, что они  все более ухожены, красивее и одеты лучше, чем украинские женщины. Все индивидуально и зависит от внутреннего состояния личности. Мужчин тут больше, потому что  французы ценят мирную жизнь, стараются не вступать  в  конфликты, давно не ведут войны на своей территории.
    Французы берегут свою историю и в городах очень много старинных зданий, часто не отреставрированных. В некоторых местах можно смело снимать фильм о трех мушкетерах, не заморачиваясь декорациями.
 
    Во Франции, очень много антикварных магазинов, где продают старинную деревянную мебель, резную и очень красивую. В домах, где мне удалось побывать, хозяева используют эту старую мебель, не стремясь заменить  современной. Увидев в антикварном магазине круглый стол, я вспомнила, что в детстве у бабушки был похожий. Стол был из светлого дерева, на четырех ножках,  ниже крышки соединенных перекладинами, на которых был еще один  деревянный круг, диаметром приблизительно 50 сантиметров.
    Я очень любила сидеть под столом на этом круге, играть с куклами, а также плести косички из бахромы скатерти, спускавшейся почти до пола. Под столом был мой маленький домик, в котором было уютно и безопасно, можно было слушать разговоры взрослых и никому не мешать.

    Бабушка мне шила платья и юбочки, я до сих пор помню  некоторые из них. Когда в гости к нам приехала мамина родная сестра Вера с дочерью – моей ровесницей, то бабушка пошила нам одинакового фасона платья с оборочкой внизу: с ромбиками - насыщенного розового цвета и  мелким горошком, у меня горошек был синего цвета, а у  Тани – зеленый. Мы одевали эти платья на прогулку, и все взрослые восхищались нашим внешним сходством и красотой.
   Как - то зимой приехал в гости дедушка Павел с Таней, повез нас катать на санках по городу и заблудился. Нас долго искали,  а  нашел мой папа на соседней улице, когда уже совсем стемнело.
   Когда меня решили отдать в детский сад, то я там стойко «продержалась» три дня. Я помню, что мне не хотелось играть с незнакомыми детьми и бегать с мячом по площадке. Я играла в песочнице одна, мне никто не был нужен. Через три дня родителям  воспитатели сказали, что я не «садиковский» ребенок, потому что я практически ничего не ела и не ходила в туалет. Я помню, что один раз испробовав еду, мне  ее вкус не понравился, поэтому я  потом и не ела. Меня опять вернули к бабушке. И папа каждый день отводил меня к бабушке, а вечером забирал обратно. Особенно мне нравилось, когда он усаживал меня на плечи и я, обхватив его шею, гордо смотрела свысока на окружающий мир.  Город активно строился, и одна дорога проходила через парк, где были вырыты траншеи, которые папа преодолевал небольшим прыжком, и меня подбрасывало немного вверх. Это были незабываемые ощущения. Нет лучше места, чем у папы  Володи на плечах, ведь там тепло, надежно, безопасно. Летом по дороге обратно, я каталась на любимом аттракционе – лошадках.  Моя дочь, которая родилась до того, как распался Советский Союз, успела тоже покататься на этом аттракционе. Потом все аттракционы, в том  числе и   колесом обозрения, разобрали и остались только воспоминания. Я думаю, что это  стало началом упадка родного Дзержинска.
   Я помню, что любила обнимать папу за коленку и смотреть вверх, он казался мне необыкновенно высоким и красивым. Об этом я вспомнила, когда увидела полуторагодовалую малышку, которая обнимала отца за коленку.

   С бабушкой я ходила за покупками, иногда  ходила с ней  в церковь, а потом из церкви выходили по одному, чтобы  не увидели и в школе не знали. В советское время не поощрялась вера в Бога, даже лекции читали, что Бога нет. Особенно преследовалось празднование Рождества и Пасхи. В Рождественский сочельник я родителями приходили в гости к бабушке, и накрывался праздничный стол. Помню, что я больше всего любила пить компот  из сухофруктов – «узвар», как называла его бабушка. Бабушка старалась соблюдать посты, каждое утро молилась перед иконами в доме. Перед Пасхой, в четверг бабушка пекла пасхальные куличи, которые она называла «пасками», до сих пор помню этот аромат свежей печеной сдобы. Затем красили яйца красной краской и луковой шелухой.   
   В страстную пятницу  в семье запрещалось смотреть телевизор, веселиться, даже говорили шепотом. Вечером в субботу мы приходили ночевать к бабушке, они с дедушкой шли на всю ночь на церковное богослужение. Я не любила  праздник Пасху, потому что, придя из церкви рано утром, бабушка  объявляла подъем, говорила: «Христос - Воскрес!», и   мы садились за праздничный стол. Есть что-либо в такую рань и воскресенье мне было не очень приятно.  После трапезы бабушка укладывалась спать и шуметь запрещено, ложиться снова в постель странно, и мы уходили домой. Повзрослев, я изменила свое мнение, праздник Пасхи стал одним из самых любимых.
 
   Умение  бабушки шить красивые платья, приносило доход в семью и радость женщинам, которые их носили. Мне также принесло большую радость в 10-летем возрасте. Тогда, в 1972 году широко и пышно отмечалось 50-летие образования СССР. В то время с состав большой страны входило 15 республик и поэтому все фестивали и другие мероприятия проходили под лозунгом:  «15 республик -15 сестер!»
    К ноябрьской демонстрации трудящихся в том году готовились особенно тщательно. Я точно не помню  всей школе или только нашему классу было дано задание -  представить  все республики национальными костюмами. По жребию или по другому принципу, мне досталась республика Азербайджан. Интернета тогда не было, поэтому дали картинку национального женского костюма и дерзайте. Тогда был основной советский принцип: «Если надо, значит выполняй! Прежде думай о Родине, а потом о себе!»
   Я принесла картинку домой, и бабушка  начала пошив заданного костюма. Почему-то в памяти не сохранился общий вид этого наряда. Помню, что больше всего времени было затрачено на пошив головного убора, который был зеленого цвета с желтыми вкраплениями и с двумя пришитыми по бокам кружевными белыми полосами. К тому же, мне прицепили  темно-русую косу, сделанную из бабушкиных волос. У меня волосы всегда были тонкими и соответственно, о такой косе  можно было только мечтать.   По замыслу организаторов для зрелищности демонстрации   «пятнадцати сестер», было предоставлено 15 мотоциклов с колясками и прикрепленными флагами каждой республики.  Помню когда я, стоя в коляске мотоцикла бирюзового  цвета и в красивом костюме, в головном уборе и  с толстой косой на правом плече,  ощущала себя азербайджанской принцессой, которой любовалось много народа, присутствующего на этом торжестве. Это незабываемо!

   Подруг у меня было три, одна, с которой играли у бабушки Марина, Людмила, старше меня на один год, а третья  изредка приезжала в гости к соседям моих родителей, где жила ее бабушка. По утрам в  воскресенье, мы собирались небольшой детской группой, куда входили и знакомые из соседних улиц, и шли в шахтный  клуб на просмотр детских фильмов или мультиков. После киносеанса мы шли покупать «вкусняшки». Родители нам давали  от 20 до 40 копеек, потому что билет в кино стоил 10 копеек, 10 копеек стоил большой стакан семечек, 19 копеек стоил пломбир, 15 копеек  - сливочное мороженое.  Я до сих пор помню вкус советского пломбира, который так нежно таял во рту и иногда при таянии оставлял «медали» на платье.
 
    Мы играли в куклы, школу, больницу, прятки, иногда ели сосульки, которые казались необыкновенно вкусными. Конечно же, родители запрещали, есть грязные и холодные сосульки, да кого эти запреты останавливали?
      Помню случай, когда мы играли в куклы и решили игрушечным утюгом погладить куклам платья и поставили  его на горячую печь в летней кухне. Когда пришел младший брат Людмилы, она попросила его посмотреть и попробовать: нагрелся ли утюг, и через минуту  услышали громкий плач, потому что брат прислонил язык к нагретому утюгу. Вот тогда нам от всех четырех родителей досталось, потому что мы обидели маленького мальчика!
    Когда я закончила второй класс на «отлично», мама подарила мне большую куклу с белыми, короткими волосами и голубыми глазами, которые закрывались, если положить ее в горизонтальное положение. Куклу звали Маша, так было написано на этикетке, она была в красивом розовом платье и  могла ходить, если  взять и вести   за руку. Моей радости не было предела, я очень берегла эту куклу, и она много лет стояла на окне. Моя дочь не очень любила играть с этой куклой. Однажды  в гости пришла девочка, которой эта кукла очень понравилась, ей я подарила Машу и  отправила жить в другой дом.

   Мама, которую все называли Анна Павловна, после окончания Одесского пищевого техникума, была направлена на работу на местный хлебозавод, где проработала в ОТИЗ* до самой пенсии. Как же ароматен был серый хлеб за 16 копеек, его даже в Москву везли как сувенир вместе с огурцами «по-дзержински», посоленных по особому рецепту. В советские времена большое внимание уделялось соблюдению стандартов на производстве.  Детская обувь была только из натуральной кожи, пусть не очень красивая, зато удобная для ног и очень прочная. Многое в Советском Союзе было хорошее, но никогда не бывает все идеально. Главное, была мирная жизнь, спокойствие и вера в светлое будущее. Вера в завтрашний день – это очень важная составляющая счастливой жизни. Хоть жили без роскоши, зато дружно с соседями и ключ от входной двери клали под коврик возле нее.
   Иногда я приходила к маме на работу, чтобы сообщить что-то важное для меня. Мобильных телефонов тогда не было, а стационарные тоже были не в каждой квартире. Я помню этот волшебный аромат ванили и сахарной пудры от предприятия, который разносился ветром на  большом расстоянии. И в родительском доме в шкафах  лежал завернутый в марлю ванильный порошок,  который у меня вызывает радостные ассоциации как аромат счастья. Встречая вечером маму с работы, я первым делом смотрела в ее сумочку, надеясь найти там пирожное, конфету, шоколадку или что-то еще вкусное. Как же давно это было, а мне кажется, что вчера.

    Как и все девочки в далекое советское время, мы прыгали в «резичночку», на скакалке, крутили обруч, делали торты из песка, украшая их цветами, показывали родителям концерты, на которых пели и рассказывали стихи. Родители нам аплодировали и улыбались, а мы очень старались и считали себя настоящими артистами. К концерту мы  украшали себя: одевали венки, сплетенные из цветов или из вьющейся травы вьюнок, повязывали косынки, иногда  на голову одевали накидки для подушек, чтобы быть похожими на принцесс. Сейчас смешно вспоминать и представить такую красоту.
    Косметика, особенно декоративная, тогда была в дефиците, в свободной продаже были только косметические карандаши.  Тушь для ресниц, помаду, тени, крем для лица надо было «достать» по блату. Я помню до сих пор весь набор маминой  косметики, который я регулярно рассматривала и переставляла, любуясь каждым элементом:  карандаш для бровей, тюбик помады, крем для лица, пузырек духов «Белая сирень», коробочка с пудрой.  Я помню, что в продаже были только розовый и белый лаки для ногтей. Но мы, девочки знали, что добавив в пузырек синей пасты из пишущего стержня ручки, можно получить разные оттенки цвета: от сиреневого до фиолетового. Если добавить красной пасты в лак для ногтей, то получатся разные оттенки красного, а если добавить кусочки разбитой грампластинки, то получаются оттенки   морковно - коричневые. Много экспериментов  я тогда провела, добиваясь желаемого цвета. Современным девчонкам это неведомо и можно не экспериментировать, в продаже огромное количество косметики.

 Я мечтала, что когда вырасту, то у меня будет  много - много разной косметики. Да, мечта сбылась, косметики достаточно, поэтому я складываю ее в большую коробку. Наверное, все дети мечтают вырасти, чтобы получить свободу выбора: не есть манную кашу, не спать в обед, носить каблуки и платье как у мамы и т.д. А когда человек вырастает, то часто хочет вернуться в детство. Мы, дети того поколения, мечтали дожить до 2000 года, когда наступит удивительная жизнь, полная счастья и роботов, ведь цель была у всей огромной страны – коммунизм.  В какой-то степени это сбылось: есть кухонные комбайны, стиральные машинки-автоматы, мобильные телефоны, всемирная паутина интернета,вот только коммунизма не случилось, и сущность человека  изменилась мало, еще осталось у многих людей отсутствие толерантности к чужому мнению, злоба  и зависть, алчность и лживость, трусость и жестокость.  Никому не дано знать будущее, можно только строить предположения.

  Помню, что когда мне задавали вопрос: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?», я сначала затруднялась ответить, а потом решила, что почтальоном. Потому что, мы с бабушкой часто выходили встречать почтальона, чтобы получить письмо или газету. Потом я решила, что буду гидом - переводчиком, буду ездить по разным странам, изучу английский язык.  Изучение английского мне давалось с большим трудом,  школьные годы и годы обучения в институте не помогли. Я любила школьный предмет «Историю», даже  в 8 классе участвовала и  победила на городской олимпиаде, поэтому некоторое время хотела быть историком. Еще хотела быть диктором на телевидении. Как хорошо, что этого не случилось! История и телевидение меня разочаровали своей лживостью. Ведь любой случай можно рассказать по-разному, так сказать под разным соусом.
 
   Бабушке мой  реальный выбор профессии не понравился. Она считала, что женщина должна быть модисткой или доктором, чтобы шить для семьи одежду или  лечить в случае болезни.  Бабушка говорила: «Що  тэ нове платтячко! Раз надила, два надила, а третий раз вжэ не хочеться». И это действительно так, потому что женщина хочет постоянно разнообразия гардероба и образов. 
    Мой выбор политехнического института и специализации инженер-механик бабушка не понимала. Часто говорила, когда я приезжала к ней в гости на каникулах: «Наталочка, яка ж ты худа! До чого тебе тэ клятэ вчення довело! Ким же ты будеш працювати? Ой, матинко ридна!»
   По мнению бабушки, женщина должна быть «в теле». Про себя она говорила: «Я молодою була дуже красива: пишне тіло, рум’янець на всю щоку, товста коса, як надіну вишиванку та намисто, як пройдуся селом, так усі задивлялися!» В переводе на русский язык: «Я в молодости была очень красивой: пышнотелой, с  большим румянцем на щеках, с толстой косой, если одевала вышитую рубашку и бусы, проходила селом, то все любовались».
   
    Я всегда тосковала, если уезжала надолго от родного дома. Чем старше я становилась, тем реже я проведывала бабушку и дедушку, особенно редко это было, когда уехала учиться в другую область, а затем работать по распределению за тысячу километров. Я помню их радость, когда я приходила в гости, помогала убирать в доме, рассказывала о своих успехах, про неудачи я не говорила. Зачем говорить о неудачах, важно считать, что поступаешь всегда наилучшим образом для себя  и для окружающих.  Я очень долго думала, что возможно выбрала не ту профессию или работу, но потом я убедилась в правильности своего решения, изучив нумерологию.
  Ничто не вечно под луной,  всего за пять лет ушли в мир иной  Люба и Митя, погиб на шахте отец, а мама прожила еще полтора года и «сгорела» от горя. Я верю, что они всегда мне помогают, когда - то придет и мой черед идти на небеса. Главное помнить кто ты и для чего пришел в этот мир, ценить каждый прожитый день, быть хозяином своей жизни, самому делать ее  счастливой, чтобы не жалеть о бесцельно потерянном времени.
                19.03.2023
*ЛИКБЕЗ – ликвидация безграмотности; массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР.
ОТИЗ - отдел труда и зарплаты


Рецензии
Наташа, светлой печали, добрые воспоминания!
Без них нельзя, они необходимы душе...
Трогательно!
С уважением, С.Т.!

Пожалуйста, послушайте мою песню "Письмо маме"
Ссылка в Ютубе: pismo mame 1 - you tube
Там на фото пожилая женщина в платке.

Тёплый Сергей   20.03.2023 18:14     Заявить о нарушении
Благодарю, Сергей за теплый отзыв! Незабываемое время детства и ощущение счастья!Родители всегда с нами, даже если они в других измерениях.

Натала Гусева   20.03.2023 18:16   Заявить о нарушении
Прослушала песню, мне понравилась.

Натала Гусева   20.03.2023 18:20   Заявить о нарушении