Я. Как сделать карьеру модели в России

КНИГА.Я и Мир Высокой моды.


                ЕЛЕНА ВАГНЕР-ФЕДОСЕЕВА для журнала TOP-MODEL

                Как сделать карьеру модели в России

 "Профессия модели все более и более волнует воображение  юных
российских красавиц. Небывалый "модельный бум" прокатился по России
в 1988-1990гг.  в связи с проведением первых конкурсов красоты,
когда победа или участие давала красоткам шанс приобщиться к
тор-модельной элите и сделать карьеру манекенщицы и модели. Затем
последовал массовый "отлов" красавиц. Модельные Агентства и фотостудии
"росли как после дождя".  Привлекательная девушка могла получить предложение   фотографа  или  агента  прямо  на  улице..." (отрывок)


ПРЕДИСЛОВИЕ.
( черновик, систематизация)

В мире высокой моды мой статус, роль и степень вовлеченности в процесс постоянно менялась от созерцателя, модели, непосредственного участия в процессе создания модной одежды ( для себя лично и для своих близких)до фэшн-журналиста, руководителя Гильдии фэшн-журналистики Медиасоюза России, Руководителя собственного театра моды "ВИП" Финансовой академии при Правительстве РФ, основателя, педагога-репетитора, режиссера-постановщика фэшн-показов и наконец, мемуариста-историка российского фэшн-движения в России и в Европе. Иногда мне кажется, что мои мемуары будут бесконечны, если позволит время, поскольку в процессе воспоминаний всплывают многие и многие нюансы, факты и впечатления моей жизни в мире Высокой моды. Конечно, возможно, эти мемуары нужны в первую очередь мне, как констатация каких-то определенных вех моей личной жизни. Но... думаю, что историческая сцена длиною в почти 60 лет от момента осознания мною этой красивой, волнительной, но весьма непростой сферы жизнедеятельности общества до факта  довольно критической оценки всех подводных камней модного бизнеса.
Примечательно то, что о сфере науки, в которой я провела основную и значительную , наиболее успешную, на мой взгляд, часть моей личной жизни я пока писать не могу. Уж очень много тайн и "закулисных" нюансов Большой науки я пока храню в моей памяти и не решаюсь "вывалить" это "закулисье" в открытый доступ.
Хотя, даже наши студенты-финансисты не стесняются в инете описывать все "не приличные"  и не приятные особенности для многих "участников научной игры" факты жизни в Большой Науке.

Но... всему свое время!

Вернемся в 2013-ый и 1997 год... варианты текстов не окончательные и подлежат корректировке... Мск, 19 03 2023.

Итак, десятью годами ранее мой взгляд на карьеру модели был такой...
( оговорюсь, что некоторые события моего модельного прошлого я буду вспоминать несколько раз, возможно, по ситуации...)

Память компьютера бережно хранит тексты, которые, в принципе, для меня уже потеряли актуальность. Вот ведь странно, что-то или кто-то волнует твоё воображение, ты думаешь, размышляешь над какой-то проблематикой…и вдруг…или не вдруг происходит нечто…или не происходит и в один прекрасный момент времени ты просто просыпаешься другим…и понимаешь, что нужно «менять пластинку», делать следующий шаг в жизни, потому что наступает некая пустота… с ней жить невозможно…необходима эволюция, развитие и некоторые обстоятельства начинают не то, чтобы мешать, но , мягко говоря, не способствуют нашему дальнейшему развитию…и ты делаешь шаг…шаг навстречу Судьбе…а для этого надо перевернуть следующую страницу романа под названием «Жизнь и Судьба» …твоя собственная жизнь и судьба…

Шаг…как много значит один-единственный шаг…я помню первый свой профессиональный «шаг» на подиум… Моему сыну было месяцев пять…Естественно, я вела домашний образ жизни… Конечно, относительно домашний, поскольку я посещала занятия по философии, политэкономии и английскому языку для сдачи кандидатского минимума… Директриса нашей аспирантуры чуть ( по её собственному выражению) «не упала со стула», когда я принесла ей заявление примерно такого содержания: « Прошу разрешить мне в порядке исключения сдать два кандидатских экзамена в одну сессию по причине того, что у меня есть маленький ребенок ( три месяца)».

Она долго удивлялась и сказала, что запомнит меня на всю жизнь, поскольку, обычно молодые мамочки, если таковые и «заруливали» в подобные учебно-научные заведения, обычно просили освободить их от сдачи каких-либо экзаменов… Но со мной всё было по-другому…


Субботние и воскресные дни мы с мужем, используя бабушек и дедушек как бесплатную рабочую силу для обслуживания весьма активного во всех отношениях младенца, стремились «культурно» освежиться и посещали различные концерты, спектакли, показы мод… Однажды во время какого-то культмероприятия в фойе меня во время антракта поймала Ванда Бжезовская, экстравагантная обрусевшая полька и буквально за рукав затащила на подиум… Ах, эта проблема с манекенщицами, их всегда не хватает…Я пыталась увильнуть, ссылаясь на то, что у меня маленький ребенок, я беспокоюсь о его самочувствии и мне срочно нужно домой… Но она услужливо предоставила мне директорский телефон, чтобы я позвонила домой и узнала, что с сыном всё в порядке… Мы с Вандой понравились друг другу с полувзгляда…

 Так всегда бывает с людьми, которым предстоит пройти вместе какой-то путь… Муж неожиданно поддержал идею моего выхода на подиум и мне пришлось согласиться… Первая модель, показанная мной – было свадебное платье…какое-то чудесное, всё в блестках свадебное платье… Ванде настолько понравилась моя пластика движений, что она не удержалась ( а Ванда была девушкой весьма откровенной и непосредственной), что тут же объявила залу о моем дебюте и заявила, что как никто другой почувствовала образ и выбрала правильную манеру подачи столь  сложного туалета… Вот так… я появилась на подиуме впервые в качестве невесты… это была моя "алхимическая свадьба" с модельным бизнесом…

Надо сказать, что на подиуме, учитывая примерки и репетиции, которые в Доме моделей оплачивались по определенной таксе, я всегда зарабатывала больше, чем в НИИ, где я занимала должность младшего научного сотрудника МНС), а командировки в другие города, вообще, приносили немалый доход… гораздо бОльший, чем вся научная работа вместе взятая… Конечно, такая «гремучая смесь» , как МНС и модель очень плохо вписывалась в традиционные представления о том, каким должен быть советский ученый ( вспоминаем кф «Весна» с Любовью Орловой)…

Но вернемся к понятию «первый шаг»…. Первый шаг из-за кулис на подиум – самый важный и самый страшный… поскольку мандраж, испытываемый перед выходом, иногда слишком велик, чтобы двигаться вообще… и первый шаг – это как прыгнуть в холодную воду… а потом… потом уже не страшно… ты плывешь в музыкальной стихии в потоке Красоты и Совершенства и получаешь от этого несказанное удовольствие… хотя… Хотя много позже, на Мадридской неделе высокой моды мой профессионализм неожиданно меня подвел и на середине подиума я вдруг поймала себя на мысли, что волнуюсь, и мне сложно было справиться с мимикой лица… как ни странно, именно с мимикой лица…


Поддержка зала в такие минуты весьма важна… ты чисто интуитивно выхватываешь наиболее благожелательное лицо и начинаешь работать именно на него… а остальные, в принципе, не важны… просто не важны… ты обретаешь поддержку в энергиях… Мне вспоминается одна пожилая дама… Я вышла на подиум в романтичном розовом шелковом платье в стиле ретро с шикарной вышивкой ришелье на груди, с бантом, завязанном на бедрах и девочковой ленточкой в волосах… я волновалась, но мой взгляд выхватил образ этой дамы из толпы зрителей… её руки были умильно сложены на груди и её лицо выражало необычайное любование, помноженное на восхищение… Это незабываемое впечатление… одно из самых ярко-нежных… Конечно, запоминается неравнодушие…  И взаимная симпатия, не говоря уже о более серьезных чувствах, несомненно, одно из самых волнительных событий в жизни, искренность чувств – это ценно и  запоминается надолго…

NOW нет желания углубляться в модельный период жизни, возможно, я к нему ещё вернусь, но поездки с Домом моделей на Север, в такие города, как Нижневартовск, Сургут, Нефтеюганск в разгар зимы – это незабываемый экстрим… Сорокоградусный мороз, когда невозможно даже дышать… это круто… переодеваться в холодных гримерках, стоять на сквозняках… Кажется в Сургуте была сцена Дома нефтяников… Огромная сцена и, желая профессионального показа, работники Дома соорудили из каких-то продолговатых столов «искусственный подиум», прикрыли его ковровыми дорожками… Во время репетиции никто не удосужился проверить прочность конструкции…и во время показа, столы начали расползаться в разные стороны… Естественно, «хрупкие сооружения» в виде долговязых тонюсеньких манекенщиц стали «клониться» на бок… Большого труда стоило сохранить равновесие и не рухнуть с самодельного подиума прямо в объятия шокированной публики…

О, Боже… а если вспомнить уличные выступления на различные «народные» праздники, переодевания в автобусах, просматриваемых со всех сторон… я чувствовала себя плебейкой и по-возможности старалась "отвертеться" от подобных выступлений, несмотря на обещанные гонорары… А выступления на стадионах? О, Боже… одного раза мне было «вполне» достаточно, чтобы никогда более не соглашаться на подобные провокации своего Эго со стороны работников Дома моделей. Ревущая толпа на трибунах, заглушала звуки музыки… Каблуки цеплялись за выпуклости асфальта, ноги отказывались слушаться, а голова кружилась от рева толпы, разгоряченной футбольным действом…

А дни города? О, это особая тема для размышлений… Искусственный подиум или деревянные помосты, облагороженные ковровыми дорожками… Однажды мне предстояло открывать действо в роли Родины-Матери… Мне почему-то сразу вспоминается Волгоград ( Сталинград) и священный трепет, который охватил меня, совсем девочку, когда мы вошли в золотой зал славы… Олицетворяя нечто монументальное по замыслу главного художника-модельера, я призвала всё своё воображение, чтобы создать образ, достойный поклонения и любования… необычайная торжественность в каждом движении, повороте головы… публика замирала от магии движений, музыки и «картинки»… Красно-багровое платье из тончайшего бархата, золотые лучи, расходящиеся в разные сторона от линии декольте, рукав «летучая мышь» и золотая «чалма» с элементами жемчужного декора…. Муж стоял около подиума и снимал это действо… «Надо искать записи» - заявил он мне только что усталым голосом… это было д а в н о …

Но именно в тот день я очень ярко испытала чувство стыда…  У нас был весьма симпатичный манекенщик Андрей… нам предстояло вместе выходить на подиум. Переодевались все вместе, используя кронштейны с одеждой, чтобы слегка зафиксировать территорию М и Ж… И вот сняв очередное платье и поджидая одевальщиц я перехватила пристальный взгляд Андрея, устремленный… впрочем, это не важно куда он смотрел… важно КАК он смотрел… я схватила что-то, что было рядом в попытке прикрыть тело, на что он мне как-то очень дружелюбно сказал… "О, не суетись…я уже чего только не насмотрелся…» А я подумала: « Если исчезает ТАЙНА и появляется пресыщение, жить становится как-то очень скучно…»

Яркое Новогоднее действо, которое было запланировано Домом Моделей, предполагало театральное действо… С нами работал режиссер и хореограф, было достаточно много репетиций… и почти двухнедельное ежедневное театральное действо… Это была, конечно, нагрузочка… Нас снимало ТВ, естественно, всё представление посмотрели все мои научные коллеги… Реакция у всех была различная… Мои врагини начали ещё больше завидовать, мои поклонники стали ещё больше обожать.. равнодушных, пожалуй, не было… Моя maman была в шоке и не переставала меня увещевать, что мне - маме трехлетнего сына и научному сотруднику ведущего НИИ вот как-то «не комильфо» прыгать по сцене в чужих шмотках… Maman в выражениях не стеснялась, пытаясь вызвать у меня элементы здравомыслия… Но разве в подобных случаях, когда человек занимается тем, что ему нравится, что-либо  или кто-либо способен его остановить?

А мне нравилось «сочетать несочетаемое»… У нас была сценка, которая называлась «Свидание»… Надо было обыграть красивые элегантные плащи с пелеринами бледно желтого цвета ( один из них позже оказался в моем гардеробе)… Естественно, на сцене «шел дождь»… Мы с моей «коллегой» по подиуму Наташей «опаздывали»… «мальчики» ждали…надо было органично разыграть «невинную» девочковую непосредственность, уладить «негодование» кавалеров…и, по замыслу режиссера, всё должно было закончиться благополучным примирением и страстным поцелуем под зонтиком…

Мой постоянный партнер не смог участвовать на нескольких модных шоу по причине занятости на основной работе и в качестве временного партнера мне «дали» местного мачо, сердцееда и красавца Игоря, который «по-совместительству» руководил ВИА ( вокально-инструментальным ансамблем)…

Оооо… надо ли говорить, как я волновалась? Думаю, нет… можно только догадываться… Игорь импровизировал «по ходу» действа, менял манеру, сценарий и стиль поведения…мне пришлось к нему подстраиваться…реагировать оперативно на предлагаемый пассаж, а его воображению, похоже, пределов не было…и он таки «подставил» меня публике…

В момент страстного примирительного поцелуя, когда я уже потянулась к нему, чтобы поцеловать, по сценарию он должен был прикрыть нас от любопытной толпы зонтиком, чтобы сохранить интригу… Но Игорь вдруг неожиданно резко отстранился, прижал палец к своим губам и взглядом показал на публику в зале… зонтик он и не собирался задействовать в «качестве прикрытия»…я была вынуждена недоуменно оглянуться, у меня непроизвольно получилась удивленная гримаса, я «выдала» своё явное «разочарование»…спонтанно пожала плечиками и обиженно «надула губки»… публика была в восторге и отреагировала заливистым смехом, который, как ни странно, доставил нам обоим, мне и Игорю, необычайное удовольствие…

Бурные овации в зале…восхищение за кулисами…и тайное смущение, которое испытала я…его сложно объяснить словами…что-то произошло в тот момент на сцене…между мной и Игорем…что-то, что дало мне основание запомнить этот сюжет и положить его в копилочку своей памяти… чтобы сохранить… для себя…

Как много всего связано с модельными тусовками…мой сын практически вырос у подиума…бесконечные примерки, на которых можно упасть в обморок от нудности подгонки по фигуре, уколы булавками, многочисленные репетиции, показы… И не мудрено, что обладая яркими внешними данными и фактурой, мой сын всё же с моей же подачи прикоснулся к прелестям модельной жизни – к/з «Россия», «Бурда моден», Колонный Зал Дома Союзов, участие в теле-шоу, в том числе вместе с Киркоровым, Пугачевой, Розенбаумом, Горбачевым и др…

Мой собственный театр моды VIP, который я сделала ради него в ФА при Правительстве РФ, Канны, фестивали российского искусства, проходы по зеленой дорожке ММКФ к «Пушкинскому» во время церемонии открытия и закрытия кинофестиваля, ревущая толпа…я на шпильках вся в черном, мой сын рядом со мной – высокий, красивый – в белом элегантном костюме…красивая пара опять же… красивая…

Подъезд сквозь многочисленные кордоны к «Пушкинскому» на  белой «Волге» с министерскими номерами… мои надежды…мечты…планы сделать его…а впрочем, не важно…он сам выбрал свой путь…сам… Боже, не стоит испытывать иллюзии, что мы можем повлиять на жизнь наших детей…они всё равно будут жить так, как подскажет им их сердце…не стоит испытывать иллюзии… любые иллюзии..

Но всё же к Янцеву привела его за ручку я… Не столько для того, чтобы сделать из него модель, сколько для того, чтобы вселить в него уверенность… хм…у меня получилось…девочки стали штурмовать его сердце и тело… И победила Дюймовочка Наташа… И до сих пор «побеждает»…

А все были уверены, что этот великолепный мачо, как сказала Елена Васильевна – профорг нашей академии, «завалит» стадо овец… А наш «мачо» воспитывает двух милых детей, ремонтирует собственную квартиру собственноручно, катает по Европе на машине свою семью… и что-то… впрочем… не важно…

Итак, мой диалог, интервью это не назовешь, с Янцевым Валерием Викторовичем, педагогом моего сына, художественным руководителем школы демонстраторов  одежды учебного центра "Салон Burda Moden"  о том, как сделать карьеру…модели…в России…

кому интересно, конечно…

11 05 97

                ЕЛЕНА ВАГНЕР-ФЕДОСЕЕВА для журнала TOP-MODEL

                Как сделать карьеру модели в России

      Профессия модели все более и более волнует воображение  юных
 российских красавиц. Небывалый "модельный бум" прокатился по Рос-
 сии в 1988-1990гг.  в связи с проведением первых конкурсов красо-
 ты,  когда победа или участие давала красоткам шанс приобщиться к
 тор-модельной элите и сделать карьеру манекенщицы и модели. Затем
 последовал массовый "отлов" красавиц. Модельные Агентства и фотос-
 тудии "росли как после дождя".  Привлекательная девушка могла по-
 лучить предложение   фотографа  или  агента  прямо  на  улице.
      В 1992-1996гг.  положение на российском модельном  рынке  не
 только  стабилизировалось,  но  и произошло,  выражаясь рыночными
 терминами,  насыщение, а затем и превышение предложения над спро-
 сом.  Красавицы не находя достойного применения своим прелестям у
 себя на родине в поисках работы и высоких гонораров ринулись  по-
 корять самые престижные подиумы мира.  Благо, что красота русских
 женщин,  их относительная непритязательность и покладистый харак-
 тер издавна  известны всему миру и не требуют дополнительной рек-
 ламы.
      И тем  не  менее желающих попробовать себя в качестве модели
 растет с каждым днем,  причем не только среди девушек, но и среди
 молодых мужчин.  Бизнес  есть бизнес и наиболее реальный шанс для
 новичков пробиться в ставшую в известном смысле  элитарной  из-за
 жесткой конкуренции модельную среду, возникает в случае окончания
 школы или студии демонстраторов моделей одежды, которые существу-
 ют практически при каждом модельном агентстве и приносят  неплохой
 доход. Благотворительности в России сейчас практически не сущест-
 вует, вся учеба - удовольствие платное,  а в престижных  отраслях
 деятельности, особенно. Обучение и успешное окончание школы моде-
 лей, конечно,  тоже не гарантирует стопроцентного  устройства  на
 работу в  мире  моды и рекламного бизнеса,  но предоставляют шанс
 наиболее выгодно представить свои достоинства. Таким образом, мо-
 дельные школы  и студии при Агентствах приносят неплохой доход,  а
 обучение престижной сейчас в России профессии модели превращает-
 ся в выгодный бизнес. Рынок, так рынок. В России ничего не делают
 наполовину. Можно, конечно, использовать и другой путь: заплатить
 вступительный  взнос  или сделать пробные фотосъемки у студийного
 фотографа, тем самым заявить о себе и пополнить банк  данных  по-
 тенциальных  моделей.  Но практика показывает,  что и этот маневр
 желаемых результатов не приносит.  Фотографии никому не известной
 модели  могут  находиться  без движения несколько лет.  Рекламный
 бизнес только набирает силу.
      Московские модельные  агентства,  которых насчитывается более
 двадцати, и существующие при них студии и школы подготовки  моде-
 лей отличаются  друг  от  друга по степени серьезности,  качеству
 подготовки, добросовестности, надежности, и естественно, перспек-
 тивам действительно сделать карьеру в модельном бизнесе.  Некото-
 рые из них  под крышей модельных агентств занимаются поставкой кра-
 сивого женского  "товара",  а именно так воспринимают коммерсанты
 девушек, за границу ( хорошо,  если повезет и красавица  попадает
 во владение к законному, да еще и обеспеченному супругу, но быва-
 ет и гораздо хуже).
      На этом фоне модельное агентство и школа демонстраторов,  су-
 ществующие под крышей российского филиала  довольно  известной  в
 мире любителей моды фирмы Бурда Моден , отличаются особой респек-
 табельностью. Школа моделей, появилась практически одновременно с
 совместным предприятием Burda Моden, созданным при благожелатель-
 ном содействии первой леди России того времени - Раисы Максимовны
 Горбачевой на заре Великой Перестройки. Но в нынешнем виде Агенс-
 тво моделей и школа демонстраторов одежды  существуют  с  августа
 1995 года.  Есть и свой Театр Моды с блестящим названием "Алмаз".
 Практически еженедельно на российском телевидении выходит фирмен-
 ная программа о моде,  где принимают участие выпускники и ученики
 школы моделей.  Формально на эту организацию работают три челове-
 ка:  директор  театра Н.Емельянова,она же и замдиректора учебного
 центра "Салон Бурда Моден",художественный руководитель,  он же  и
 педагог, он же и режиссер-постановщик В.Янцев, педагог по пласти-
 ке движений,  мастер спорта по гимнастике,  она же  и  секретарь,
 И.Лобова.
      Из стен "модельной мастерской" Burda,  расположенной в вели-
 колепном особняке в центре Москвы на Пушечной улице рядом с Боль-
 шим Театром и пятизвездным отелем "Савой",  выпорхнули в свет из-
 вестные  ныне  манекенщицы  и модели,  которыми по праву гордятся
 здешние педагоги:  Виктория Дронова, ставшая Мисс Европы, порабо-
 тавшая  в  качестве модели и манекенщицы в Париже,  ведущая музы-
 кальных и рекламных программ российского телевидения, Ирина Глуш-
 кова - ведущая модель Дома Моды Валентина Юдашкина,  работавшая в
 Париже и на Неделе Высокой Моды в Москве,  Наташа Приходько, Ксе-
 ния Трусова,  Наташа Иванова, манекенщики Алексей Зимин, Саша Пе-
 вун и многие другие известные личности.  C фирменной маркой Burda
 связан и выход "в свет" первой русской красавицы Маши Калининой.

      Интервью с художественным руководителем школы демонстраторов
 одежды учебного центра "Салон Burda Moden" Янцевым Валерием  Вик-
 торовичем .

     ЕВФ - Отношение к школам профессиональной подготовки моделей  за
 границей неоднозначное. В США, например, такие школы ценят и счи-
 тают, что от них много пользы. В Великобритании - наоборот: боль-
 шинство агентов утверждают,  что посещать подобную школу - значит
 терять время и деньги.  Если у человека есть данные,  чтобы стать
 моделью,  агент научит его всему,  что для этого требуется. И мо-
 дель в процессе непосредственного опыта  и  практики  приобретает
 необходимые  качества,  совершенствует  свое мастерство под руко-
 водством опытного агента.  Насколько групповая подготовка и учеб-
 ный  тренинг помогают потенциальной модели приобрести необходимые
 для профессиональной работы качества ?

    ВВЯ - Возможно,  индивидуальный подход в подготовке модели и хо-
рош, но если модель ничего не умеет,  ни о какой серьезной работе
речи быть не может.  Формально она проходит ту же школу,  которая
только выглядит иначе.  Важна не методика,  а конечный результат.
Я считаю правильным,  что сначала мы даем школу: учим потенциаль-
ных  моделей не только чисто техническим приемам поведения на по-
диуме, выпонению поворотов, даем теоретические знания о профессии
модели, но учим еще и таким весьма специфичным вещам, как стиль и
манера подачи себя на подиуме и приемам работы с одеждой и аксес-
суарами. Модель из школы выходит полностью подготовленной. Скорее
всего ей не хватает психологического опыта.  Нужно  выступать  на
показах,  чтобы почувствовать себя психологически комфортно. Пер-
вый выход на подиум для неопытного человека - это всегда психоло-
гический барьер, через который нужно перешагнуть.

      ЕВФ - Вы сказали,  что методика не так важна,  как результат. Но
 насколько я наслышана , у Вас лично есть довольно специфические ме-
 тодические приемы типа "классика",  "кобра", "рояль", "кошка" или
 "кот",  "фантазия", "авангард", "пластика". Что это, приемы вхож-
 дения в образ или способы, помогающие раскрепоститься ?

     ВВЯ - Я наверное неудачно выразился.  Методика, естественно, иг-
рает роль.  Но главное,  конечно,  результат.  Мой принципиальный
подход заключается в том,  что к профессии модели нужно подводить
плавно  и  готовить модель всесторонне.  Нельзя ограничиться тем,
чтобы научить будущих моделей походке,  набору движений. Если они
не  владеют  приемами работы с одеждой,  этому все равно придется
учиться,  но уже в процессе профессиональной работы,  что  всегда
сложнее. У нас в школе во время занятий мы обучаем юношей и деву-
шек не только правильно и красиво двигаться,  но и выполнять свои
профессиональные  функции.  Наличие  особенностей в моей методике
продиктовано наблюдениями за работой манекенщиц на подиуме. Я за-
метил, что руки наиболее "больное место" моделей, а именно - неу-
мение владеть ими.  Поэтому особое внимание в процессе занятий мы
обращаем не только на походку,  но и на то, насколько пластично и
свободно ученики работают руками.  Модель должна, не концентрируя
особого внимания, абсолютно свободно двигать руками, держать сво-
бодно кисть,  выполнять сложные элементы на подиуме: расстегивать
и красиво снимать одежду. Для этого нужна тренировка.
   
Разные стили  в  походке - элемент подготовки к будущей про-
фессии.  Наиболее часто применяется походка,  которую  я  называю
"танцующая  кобра".  "Классика"  -  это походка,  которая идет от
обычной, стандартной. С нее мы и начинаем учить девушек нормально
ходить на каблуках, поскольку сейчас многие женщины, если посмот-
реть на улицах, на каблуках ходить просто не умеют.

      ЕВФ - А еще каким видам походки вы обучаете ?
      ВВЯ  - Походка "авангард". В любом виде искусства существует неч-
то классическое,  приемлемое во все времена и нечто, выходящее за
рамки общепринятого в данный момент - это называется  "авангард".
Да ? Походка "авангард" не совсем укладывается в рамки нормально-
го движения. Поэтому, она как бы и "авангард".

      ЕВФ - Из последних телерепортажей из Парижа,  Лондона, Нью-Йорка
 можно заметить,  что  западные  манекенщицы  очень  естественно и
 просто ведут себя на подиуме.  В России показ коллекции более по-
 хож на театрализованное представление.  Манекенщицы создают образ
 экспрессивный, во многом не соответствующий поведению  женщины  в
 реальной жизни.    Что это - особенности русского характера? Стрем-
 ление  развлечь  публику  в  зале,  но в данном случае существует
 опасность " перетягивание одеяла "  на себя в стремлении более  пока-
 зать себя,  а не работу дизайнера - автора коллекции модной одеж-
 ды, что собственно и составляет смысл и главную цель показа.  Чем
 это объясняется ?

     ВВЯ - Показ моделей одежды в России - это  шоу,  развлечение.  А
развлекать можно разными способами. На мой взгляд, театрализован-
ный показ  это когда в самих костюмах есть определенное действие,
которое более или менее понятно зрителю.  Многое у нас происходят
еще и от бедности.  Западные кутюрье,  как правило,  представляют
коллекцию из 70-80 моделей одежды:  много разных тканей,  цветов,
фасонов,  силуэтов...  Им достаточно того, что манекенщицы просто
проходят по подиуму,  а игра фасонов,  стилей,  красок, моделей -
это уже целое шоу.  Некоторые российские кутюрье делают  двадцать
вещей и это называется коллекцией.  Хотя по двадцати вещам невоз-
можно создать впечатление о предлагаемом стиле для данного  сезо-
на. А  двадцать  вещей надо показать...На двадцати моделях одежды
пытаются построить тридцатиминутный показ,  вводятся  театрализо-
ванные элементы. На мой взгляд, исключение составляет С.Зайцев. У
него много театрального действия, но все это органично. У В.Юдаш-
кина действие проще.  Можно предположить, вопрос очень тонкий, не
хочу никого обидеть,  у В.Юдашкина, видимо, показ более приближен
к европейскому стилю.

      ЕВФ - По существу, из ваших слов можно заключить, что если дейс-
 твие не является одним из действующих элементов шоу, то театрали-
 зованный  показ представляет собой один из способов "вытягивания"
 слабой по колориту и разнообразию коллекции.  А какова Ваша  кон-
 цепция поведения манекенщицы на подиуме ?

      ВВЯ  - На подиуме можно абсолютно все,  лишь бы это  работало  на
идею дизайнера,  чтобы  в  лучшем виде представить модель одежды.
Это может быть достигнуто разными способами: классическое дефиле,
танцы... Но на подиуме не должно быть "холостых выстрелов".

      ЕВФ - Что это значит ?

      ВВЯ - Не  должно быть действий,  затрудняющих восприятие модели.
Во время занятий мы изучаем много разных  элементов,  но  они  не
должны быть самоцелью.  Любое действие на подиуме должно работать
на одежду.

      ЕВФ - Вы упоминали о стиле подачи одежды,  а это на мой  взгляд,
 зависит от манеры поведения,  которая присуща манекенщице или ма-
 некенщику в жизни и закладывается изначально еще в детстве. Это в
 свою очередь зависит от среды обитания, семейных традиций, от то-
 го, в какой обстановке человек воспитывался. Стиль и манера пода-
 чи одежды  на подиуме во многом определяется индивидуальными осо-
 бенностями самой  модели.  Если  девушка  воспитывалась в рабочей
 среде,  а ей необходимо показать дорогой вечерний туалет, который
 предполагает навыки поведения и манеры,  характерные для светской
 среды,  на мой взгляд,  невозможно за короткий срок - месяц, дру-
 гой,  выработать тонкость и изысканность манер, жестов, движений,
 необходимые для подачи такого материала.  Или наоборот,  юноше  -
 интеллектуалу предлагается для показа одежда, которая предполага-
 ет разухабистый,  непринужденно-развязный стиль поведения. Вы по-
 могаете  своим  ученикам  выявить и подчеркнуть свою индивидуаль-
 ность и таким образом определить так  называемую  "специализацию"
 модели ?

    ВВЯ  - Специального акцента на этом я не делаю.  Чтобы помочь че-
ловеку выразить индивидуальность,  его нужно хорошо знать. Я хочу
помочь ученикам раскрепоститься.  Если мои ученики чувствуют себя
на подиуме свободно,  уверенно,  легко, непринужденно, могут быть
самими собой,  не зажиматься в рамки общепринятых стандартов, ко-
торые существуют в модельной среде - главная цель достигнута.  Во
время занятий мы проводим эксперименты по работе в образе на поди-
уме, по созданию определенного типажа. На помощь приходят одежда,
приемы работы и снятие ограничений - на подиуме можно делать все,
что угодно. Это эксперимент на самовыражение.

      ЕВФ - Можно все, что не запрещено ?

      ВВЯ  - Можно все, что логично.

      ЕВФ - Не маловато ли двух месяцев для того, чтобы помочь челове-
 ку раскрепоститься и научить его профессионально работать  в  ка-
 честве демонстратора ?

    ВВЯ  - Если  уровень восприятия у человека ниже "средней планки",
то процесс учебы может затянуться бог знает на сколько.  Люди  со
средним  и высоким уровнем восприятия за два месяца нормально,  а
некоторые даже очень хорошо усваивают программу подготовки. Нужно
учитывать еще и финансовые возможности обучающихся .

      ЕВФ - У многих модельных агентств существует  своя  политика  или
 сложившаяся традиция работы с моделями,  характер взаимоотношений
 между агентством и моделями, агентством и заказчиками. А как у Вас?

     ВВЯ - Агентство не только партнер по бизнесу,  но еще и  друг.  К
нашим ученикам  и  моделям мы всегда хорошо относимся невзирая на
то, работают ли они у нас,  или уходят в другое Агентство. Они про-
должают приходить к нам.

      ЕВФ - Как Вы работаете с заказчиком ?  Вы сами решаете за  него,
 исходя из знания своих моделей,  или даете заказчику  возможность
 самому сориентироваться и выбрать то, что ему нужно ?

      ВВЯ- В модельном бизнесе существуют определенные стандарты, веяния времени сиюминутные или долгосрочные.  Но у каждого заказчика,  фотографа,  кутюрье,  режиссера свои вкусы,  свои взгляды на
красоту, модель,  одежду,  рекламу, жизнь. Бывает, по просьбе заказчика мы устраиваем большие кастинги,  приглашаем девушек определенного типажа,  возраста,  цвета волос.  Иногда мы сами решаем
кто будет работать с заказчиком поскольку у него нет особых пожеланий и он доверяет нашему  вкусу.

       ЕВФ  - С какими заказчиками Вы работаете ? Для какой работы приглашают Ваших моделей ?

      ВВЯ - Мы успели поработать во всем  спектре  рекламных  услуг  и
рекламного  бизнеса,  которые  существуют в России: показы моделей
одежды,  продвижение товаров и услуг, работа на выставках, фото и
видеосъемки рекламных роликов и клипов.

      ЕВФ - Есть  ли  "подводные  камни" во взаимоотношениях Агентства и
 модели, модели и заказчика ?

      ВВЯ  - Мы стараемся работать только с надежными людьми чтобы  ни-
когда не было жалоб, "проколов" и эксцессов. Сложность во взаимоотношениях модели и Агентства возникает когда у моделей начинается "звездная  болезнь",  которая выражается в длительных опозданиях, неожиданных переменах планов, некоторой недобросовестности.

      ЕВФ - Существует ли в модельном бизнесе этика  профессионального
 поведения, поскольку традиционно мнение, что манекенщица это ветренная, легкомысленная женщина ?

     ВВЯ - Во-первых,  я не люблю моделей с таким складом характера и
уважаю тех,  которые пробиваются в модельном бизнесе за счет  таланта,  целеустремленности, любви к профессии. Если модель кто-то
"проталкивает" или это делается при помощи интимных  отношений  с
нужными людьми,  говоря открытым текстом,  эти приемы уважения не
вызывают. Что  касается  этики вообще,  то модельный бизнес - это
работа и этические отношения такие же как в любой фирме,  как от-
ношения между партнерами по работе.

     ЕВФ - Идет ли у Вас целенаправленный поиск талантов ?
Или Вы работаете с тем  " материалом " , который сам «приходит в руки» ?

     ВВЯ - У  нас школа смешанного типа.  Мы готовим профессиональных
моделей и занимаемся с теми девушками и юношами,  которые модельных данных не имеют,  но по каким либо причинам хотят пройти процесс обучения:  исправить  осанку,  поставить походку,  научиться
держаться, преодолеть психологические комплексы, связанные с рос-
том или общением со сверстниками. Особого целенаправленного поиска талантов в школе не происходит.  Но в процессе обучения  видно
кто  на что способен.  Сложность заключается в целеустремленности
самого ученика. Бывают очень талантливые ученики, но в силу склада  характера без чьей-либо помощи даже и не пытающиеся пробиться
в модельном бизнесе. Я всегда говорю своим ученикам: "манекенщицу
и  манекенщика  ноги кормят".  Если человек не пытается пробиться
сам, как его не толкай и не вытягивай, ничего не получится.

      ЕВФ - Сейчас "гурманам" от искусства уже мало физической
привлекательности и внешней красоты женщин на подиуме,
они ищут  оптимального сочетания внешней красоты с интеллектом и красотой души,
которые неминуемо выражаются в жестах,  движениях,  взгляде глаз,
чтобы гармония  наряда  и замысел художника не нарушался вульгарностью или пустотой "куклы Барби". Хотя некоторые утверждают, что  женщин красивых и умных не бывает.

    ВВЯ - На мой взгляд,  утверждение о том, что красивых и одновременно умных женщин не бывает - сказки.  Бывает и очень много. Мне
приятно работать с моделями,  которые не только обладают внешними
данными и природными способностями,  но еще и умны.  И если у них
есть еще и целеустремленность,  из них,  как правило,  получаются
очень хорошие модели.

      ЕВФ - Поговорим о моделях-мужчинах. Какова возможность для само-
 реализации, в частности, на российском рынке для мужчины-манекен-
щика ?

    ВВЯ  - Примерно такая же,  как и у девушек-манекенщиц. Манекенщиц
больше и работы для них больше.  Работы для манекенщиков мало, но
и юношей манекенщиков меньше.  Шансы у них равны. Возможность са-
мореализации для мужских моделей зависит от разных  факторов.  На
мой взгляд,  нужно говорить не столько о перспективах, сколько об
особенностях этой профессии.  Юноши и девушки, вступая на модель-
ную стезю,  должны  помнить,  что профессия модели недолговечна и
всю жизнь ею заниматься невозможно. В багаже должна быть какая-то
другая  профессия,  учеба,  работа,  которая  осталась  бы на всю
жизнь. Работа манекенщицы, манекенщика - это праздник в юные, мо-
лодые годы. Молодость - это богатство.

      ЕВФ - Вы затронули интересную тему.  В России существовала хоро-
 шая традиция  показа одежды не только для молодых и молодыми,  но
 достаточно были известны так называемые возрастные модели,  кото-
 рые демонстрировали  одежду  для  женщин более старшей возрастной
 группы. Согласитесь, высокая мода довольно дорогой вид искусства.
 Конечно, иметь  у себя в квартире произведения Ван-Гога или Сеза-
 на, равно как и платья от Кардена,  Лапидуса,  Ив Сен Лорана  или
 В.Юдашкина не всем по карману,  особенно в молодом возрасте, если,
 конечно, Вы не получили наследства от заграничной бабушки,  бога-
 того  родственника или друга.  Как правило,  определенную роскошь
 женщина может позволить себе в более старшем возрасте,  когда на-
 коплен определенный жизненный багаж,  в том числе и материальный.
 Но вот беда,  художников, дизайнеров сейчас мало вдохновляют жен-
 щины " бальзаковского " возраста,  да и на показах модной одежды по
 подиуму дефилируют молоденькие,  тоненькие как тростинки манекен-
 щицы, даже когда по замыслу модельера туалет предназначен для да-
 мы.  И молоденькая манекенщица вынуждена играть совершенно не из-
 вестную для себя роль роковой,  умудренной опытом женщины.  В ре-
 зультате получается карикатура, пародия. Как Вы полагаете, почему
 в России незаслуженно забыто амплуа возрастной модели ?

     ВВЯ  - Найти объяснение этому сложно. Наверное, отчасти это объяс-
няется психологическими особенностями восприятия одежды,  которое
в моде  связано не только с тем как одежда выглядит,  но и с тем,
на ком она одета.  На мой взгляд, существует определенная женская
психология - стремление всегда быть или казаться  более  молодой,
чем  есть на самом деле.  И может быть я не прав,  но мне кажется
женщине психологически сложнее надеть модель,  которую она увиде-
ла на сорокалетней манекенщице, чем на двадцатилетней.

      ЕВФ - Возможно,  доля истины в этом есть. Получается, что в Рос-
 сии модельный бизнес - удел молодых и даже очень  молодых.  Но  я
 знаю, что  среди  ваших бывших учениц есть одна замечательная мо-
 дель, которая пришла к Вам в школу будучи уже замужем,  имея  ре-
 бенка и,  мягко говоря, в не совсем нежном возрасте . Тем не менее
 ей удалось сделать блестящую карьеру в качестве модели и манекен-
 щицы. Не могли бы Вы рассказать о ней?

     ВВЯ - Ирина Глушкова ведущая модель Дома Моды В.Юдашкина. На нее шьют костюмы,  делают примерки. Она участвует практически во всех
шоу Дома Юдашкина.  Ира пришла в нашу школу в 1993 году, когда ей
было 25 лет.  Она была замужем,  окончила институт, у нее уже был
четырехлетний  сын .  Ее карьера начиналась медленно,  но затем в
геометрической прогрессии пошла вверх.  Сначала она участвовала в
небольших показах,  в частности, в школе "Русской Модели" Кулако-
ва,  в Ле Монти.  Но, видимо, чувствовала, что это не для нее, не
спешила к кому-то "приписаться".  В конце концов, она пришла в Дом
Моды В.Юдашкина,  понравилась, ее пригласили работать. Она дважды
работала на неделе Высокой Моды в Париже,  трижды на неделе Высо-
кой Моды в Москве, снималась в рекламе, участвовала в большом ко-
личестве показов.

      ЕВФ - Скажите несколько слов о Вашем последнем,  восьмом по сче-
 ту, выпуске.
    ВВЯ  - Мне понравилось, что мои ученики во время выпускного вече-
ра, который всегда и экзамен,  были живыми.  Выход на  зрителя  в
первый раз - это психологический шок. Большинство выпускников его
преодолели.  Что касается профессионального уровня,  то у данного
выпуска  он даже несколько выше,  чем у некоторых других.  Но это
"ровный" выпуск,  здесь нет явных "звезд".  Если я ошибаюсь, буду
рад.

      ЕВФ - Я ощущаю некоторую недосказанность в нашей беседе...

    ВВЯ  - Эта недосказанность выражается в следующем.  То, чем я за-
нимаюсь можно  назвать моим образом жизни.  Для меня работа это и
хобби, и  удовольствие.  Главное,  чего  я хочу добиться от своих
учеников, чтобы они вышли из нашей школы  другими  людьми,  более
уверенными  в себе,  более раскованными,  более красивыми,  более
жизнерадостными,  более приспособленными к жизни .  Одним  словом
ДРУГИМИ.  Когда мне это удается, я чувствую себя счастливым чело-
веком.  Моя работа - это мой образ жизни и я  полностью  посвящаю
себя ей.

      ЕВФ - "Жить  для  того,  чтобы работать" ?
     ВВЯ - Не совсем так. Всех людей можно разделить на две категории:
одни живут для того, чтобы радоваться жизни, другие - мучиться.

Я отношусь к первой категории.  И одна из наибольших радостей - это
моя работа и я хочу, чтобы она приносила радость и  другим,  чтобы
они выходили из нашей школы, принадлежа к первой категории людей:

     Когда на подиум блистая
     Выходишь совершенством грации,
     Зал на мгновенье замирает
     И вдруг, взрывается овацией.

     В лучах цветных реальность тонет
     Под звуки музыкальной пьесы.
     И дефиле твое напоминает
     Всем выход сказочной принцессы.

     Незримой аурой витает
     Волнение публики под властью
     Той, что  взгляды покоряет,
     Той, что на свете всех прекрасней,
апрель 1997 г.
.
               


© Copyright: Елена Вагнер Федосеева, 2013

пс. на фото: модель Юля, мой сын Денис ( кажется в 10-м классе школы), и Елена Вагнер Федосеева.


Рецензии