Глава I. Юдифь

Петербургские гастроли Рихарда Вагнера

Глава I.
ЮДИФЬ


Александр Николаевич Серов пристально наблюдал за облаками из окна своей квартиры в доходном доме на набережной Мойки. Типичная питерская январская погода с хмурыми, графитового цвета тучами, гонимыми порывистым ветром по низкому небу, могла довести до уныния любого, но только не опытного музыкального критика, а теперь  и начинающего композитора. Навевающая тоску воздушная скачка вызывала в нём ощущение гармонии, созвучия с полными тревоги первыми тактами увертюры к его только что завершённой опере «Юдифь».

«Как бы хотелось, – мечтал Серов, вглядываясь в безотрадный пейзаж, – чтобы публика увидела «Юдифь» в Мариинском театре и признала в ней настоящую музыкальную драму, как у Рихарда Вагнера. Беда лишь в том, что вагнеровских творений наши люди совсем не знают, но это дело мы поправим очень скоро…»

Александр Николаевич обожал и боготворил Вагнера. Их взгляды на развитие оперного искусства были схожи – на этой почве два композитора встретились и крепко подружились. Уже несколько лет судьба не давала друзьям возможности увидеться вновь, пока Серов, наконец, не уговорил Рихарда выступить в Санкт-Петербурге с концертами в феврале 1863 года.

До приезда Вагнера оставалось совсем чуть-чуть, и каждый день его русский друг, завершив очередную репетицию «Юдифи», предвкушал долгожданную встречу со своим кумиром. Однако русские музыкальные чиновники до последнего пытались снизить размер запрошенного Вагнером гонорара, торгуясь с  именитым немецким маэстро, словно с приказчиком на рынке, и Серов начал опасаться, как бы гастроли Рихарда не сорвались.

«Эти ослы – руководители нашего филармонического общества – подобны облакам над Мойкой, мешающим пробиться солнечному свету. Что же сделать, как переубедить их? Придётся пустить в ход навыки полемиста, доказать этим невеждам, насколько бесценен талант Вагнера, и как страстно жаждет его прогрессивная публика. Три года назад из-за упрямства этих идиотов Рихард отказался от питерских гастролей. Если сейчас они снова будут несговорчивы, так Вагнер и вовсе никогда не приедет в Россию. История нам этого не простит!» – думал Серов.

За своими рассуждениями композитор чуть не забыл, что с минуты на минуту к нему должна прийти необычная гостья. Баронесса Елена Егоровна Стааль, фрейлина Великой княгини Елены Павловны, попросила принять её.

Александр Николаевич пребывал в недоумении: чем он может быть полезен Её Императорскому Высочеству? Участвовать в деятельности Консерватории, открытой княгиней в прошлом году, он отказался. Пусть классы её расположены в доме напротив, и преподавать там было бы исключительно удобно, но Серов имел собственный взгляд на организацию музыкального образования, отличный от видения Елены Павловны и директора Консерватории Антона Рубинштейна. По этой причине он, автор популярнейших в столице публичных лекций о музыке, именовал первую «капризным злом с проседью», а ко второму был настроен враждебно.

«Неужели Елена Павловна послала фрейлину переубедить меня? Напрасные хлопоты, – подумал Серов, – я ни за что не соглашусь преподавать у Рубинштейна. Не могут же властители музыкального мира из-за этого помешать постановке моей «Юдифи»? Ведь опера только-только получила дозволение цензуры...»

Когда в гостиную вошла темноволосая, высокая, стройная красавица лет тридцати, композитор обомлел. Он не смог оторвать от неё взгляда.  Вот она, настоящая Юдифь, почти как на картине Джорджоне! Разве что наряд её отличался от одеяний иудейской соблазнительницы: вместо прозрачной накидки – пунцового цвета бархатное платье с серебряным шитьём и красующимся на груди вензелем Елены Павловны, атрибутом фрейлины Великой княгини. Обладай баронесса певческим талантом, ей можно было смело предложить заглавную роль в опере вместо Валентины Бианки!

Поприветствовав гостью поклоном огромной головы с копной взъерошенных седых волос, обычно самоуверенный Серов пришёл в смущение от своего неряшливого вида и от скудной обстановки жилища холостяка на пятом десятке лет – квартиры, в которой он и принимал прекрасную фрейлину.

Гостья заметила смятение на его лице, игриво улыбнулась и завела разговор вежливым, чуть извиняющимся тоном:

- Ваше превосходительство Александр Николаевич! Любезно прошу простить меня за столь внезапный визит. Её Императорское Высочество справляется о вашем здравии и выражает надежду на скорую постановку «Юдифи» на Мариинской сцене, с нетерпением ожидая возможности посетить премьеру. Она уверена, что станет вашей страстной поклонницей.

- Милостивая государыня Елена Егоровна! Я искренне рад приветствовать вас в своей творческой мастерской, а моя признательность Великой княгине не знает границ. Репетиции оперы уже начались. Для меня будет большой честью, если Елена Павловна соблаговолит присутствовать на первом спектакле в мае.

- Право, не стоит благодарности, милостивый государь! – произнесла баронесса заискивающим голосом. – Это мы должны сказать спасибо и за ваш благородный труд, его результата ожидает весь Петербург, и за то, что вы согласились отложить свои дела, дабы оказать Её Императорскому Высочеству содействие в очень деликатном вопросе, в котором трудно найти во всей столице человека более сведущего.

- Прошу вас, садитесь и расскажите мне, чем скромный музыкальный критик может быть полезен Елене Павловне, ибо я пребываю в полном неведении, – Серов, пытаясь скрыть волнение, жестом предложил фрейлине сесть на диван, а сам расположился в кресле напротив.

- Любезный Александр Николаевич, мы знаем о ваших дружеских отношениях с немецким композитором Рихардом Вагнером, который в ближайшее время посетит столицу, – ответила ему фрейлина. – Великая княгиня получила несколько прошений дать мсьё Вагнеру аудиенцию. Она, конечно же, наслышана о выдающемся таланте этого композитора. Однако хотелось бы узнать, какую цель преследует Вагнер своим приездом в Россию?

- Я признателен за то, что вы обратились именно ко мне. С Вагнером мы знакомы лично почти четыре года и действительно стали очень дружны. Ни Рубинштейн, ни патронируемая Еленой Павловной дирекция Русского музыкального общества – никто не знает его лучше. Следовательно, как самый близкий композитору человек в нашем отечестве, я могу заверить Великую княгиню: мы пригласили Вагнера в Петербург с исключительно благородной целью – донести до нашей публики новое слово в искусстве, прочно укоренившееся в Европе, но у нас практически неведомое. Не сомневаюсь, что, оказавшись на Русской земле, Вагнер почтёт за честь засвидетельствовать своё почтение Её Императорскому Высочеству, которая отдаёт так много сил и времени просвещению публики.

- Вы хотите сказать, что инициатива концертов исходит не от самого композитора? Так от кого же?

Блестящие серые глаза Серова заискрились из-под насупившихся, густых бровей.

- От вашего покорного слуги…

Александр Николаевич поведал фрейлине о  том, что потратил годы, изучая и проповедуя творчество Вагнера, безуспешно хлопотал перед театральной дирекцией о постановке его опер, хотя бы «Тангейзера», неоднократно склонял Вагнера приехать в Россию с гастролями. И только совсем недавно его голос был наконец-то услышан Филармоническим обществом,  сподобившимся после долгих увещеваний пригласить маэстро в Петербург. Только они всё никак не могут согласиться на запрошенный Вагнером гонорар, не готовы платить ему больше, чем в Европе. А ведь денежный вопрос жизненно важен для композиторов, имеющих единственное средство к существованию – скромные доходы от творчества.

Серов обратился к баронессе с просьбой:

- Не в каждой стране найдётся такой венценосный покровитель талантов, каким является наша Великая княгиня! Если бы Елена Павловна соблаговолила уделить финансовому аспекту концертов Вагнера своё высочайшее внимание, её попечительство незамедлительно принесло бы плоды и Вагнеру, и Филармоническому обществу, и всем российским почитателям серьёзной музыки.

Елена Стааль представила себе, как этот невысокого роста энергичный человек, имеющий репутацию отчаянного спорщика, обивает пороги чиновничьих кабинетов, доказывая ничего не сведущим в музыке людям необходимость выступления в Петербурге иностранного композитора, имени которого они ни разу не слышали. Покачав головой в знак сочувствия Серову, фрейлина продолжила беседу.

- Любезный Александр Николаевич! Неужели вы – единственный, кто страстно ожидает гастролей мсьё Вагнера? Не может быть, чтобы настолько известный композитор не имел и других знакомых в России! Говорят, что одно время он водил дружбу с анархистом Михаилом Бакуниным. Как вы полагаете, могут ли последователи этого революционера – те, что ещё не арестованы, – искать встречи с Вагнером в Петербурге? А вдруг они попытаются создать угрозу для Великой княгини?

- Елена Егоровна, позвольте заверить вас, что допускающие такие предположения абсолютно не знают Рихарда Вагнера. Единственное, что интересует этого талантливейшего человека, – преобразование нашего представления об оперном искусстве и открытие для публики  своих музыкальных драм!

Серов вспомнил, как Вагнер рассказывал ему о Бакунине – первом русском человеке, встретившемся на его пути лет пятнадцать назад во время восстания в Дрездене. Тогда молодой композитор работал над своим трактатом «Искусство и революция» и пытался по-юношески подражать этой целеустремлённой личности. Но то было очень давно. С тех пор их пути разошлись. Ассоциировать сейчас деятельность Вагнера с жаждущими анархии сумасшедшими или же думать, что он будет тратить своё драгоценное время на встречи с ними, а тем более – для сотворения неприятностей Великой княгине… Это же полный нонсенс!

Александр Николаевич повествовал живо, увлеченно, жестикулируя правой рукой, словно взмахивал дирижёрской палочкой. Выслушав его внимательно и с неподдельным интересом, баронесса Стааль промолвила:

- Мне было важно услышать эти слова именно от вас, настоящего патриота нашего государства, знающего Вагнера лично.  Но, позвольте, если вагнеровский трактат называется «Искусство и революция», не характеризует ли это автора как революционера в душе?

- Сударыня, можно, наверное, и так его назвать, – искренне усмехнулся Серов, – но с большой натяжкой и с оговоркой о том, что сфера его так называемых «революционных интересов» ограничена исключительно музыкальным искусством. Задумайтесь: совсем скоро то, что мы именуем оперой, канет в Лету, открыв дорогу новым, поистине драматическим произведениям, представляющим собой синтез различных видов искусств. Если кто видит в этом революцию, то может и меня смело записывать в революционеры. Я к подобному заключению пришёл самостоятельно, не сговариваясь с Вагнером. Наверное, оттого мы с ним и сошлись так легко!

- Александр Николаевич, революционер для меня – человек, пытающийся разрушить установленное Богом государственное устройство. А здесь, похоже, совершенно иные соображения. Но если в музыке тоже случаются революции, то синтез искусств – это ведь не разрушение? Наоборот, в нём объединение, эволюция! Просветите меня, будьте добры, удалось ли мсьё Вагнеру создать такое истинно-драматическое произведение?

- Любезная Елена Егоровна! Для нас в России родство музыки и драмы пока ещё в новинку. Когда я писал об этом родстве в своих статьях, называя его истинным искусством, надо мной посмеивались. А Рихард Вагнер не только обосновал его теоретически, но и успешно реализовал на практике, в Европе, конечно же. Вы слышали про его новую драму «Тристан и Изольда», готовящуюся к постановке в Вене? Такой музыки оперный мир ещё не знал, в этом я вас могу заверить с полной откровенностью. Вагнер сам играл эту драму для меня на рояле! Представьте себе написанную на сюжет древней легенды о любви и смерти, бесконечно длящуюся, тревожную, блуждающую мелодию, разрешающуюся лишь с последним аккордом! Это нечто потрясающее!

Воодушевлённый Серов ещё раз попросил баронессу Стааль обратить внимание Её Императорского Высочества на исключительную важность визита Вагнера в Петербург, чтобы никакая волокита не помешала ему прибыть в условленное время, через три недели. И тогда столичная публика сможет сама оценить всю прелесть его опер-драм в исполнении автора.

- Обещаю вам, милостивая государыня, что вы придёте в истинный восторг! Вы не сможете не влюбиться в вагнеровскую музыку! А после этого, Елена Егоровна, у вас будет шанс услышать и первую русскую музыкальную драму – мою «Юдифь»…

Фрейлина одарила его самой доброй улыбкой и начала прощаться:

- Александр Николаевич, нет слов, чтобы выразить мою благодарность за бесценную помощь. Я непременно передам Великой княгине всё сказанное вами…

Почтительно поклонившись, Серов взглядом попросил её задержаться.

- Елена Егоровна, вы вселили в меня надежду на то, что гастроли Рихарда Вагнера непременно состоятся в запланированный срок, и я никогда не устану благодарить Великую княгиню за её покровительство. А сейчас позвольте напоследок сыграть для вас небольшую увертюру к моей «Юдифи» в знак признательности за ваше участие в судьбе моего друга Вагнера, а также в качестве приглашения на премьеру оперы.

Баронессе понравилось вступление к опере, исполненное композитором на домашнем рояле. Более всего её впечатлило окончание увертюры, эта музыка оказалась насквозь пропитана ощущениями радости. Закрыв глаза, Елена Егоровна представила лучи яркого солнечного света, а когда Серов закончил играть, она взглянула ему в лицо и увидела тот же самый свет в блеске его серых глаз.

Короткое общение с Александром Николаевичем, прямолинейным, открытым и честным человеком, доставило ей удовольствие. Она непременно придёт на представление в Мариинский театр и встретится с ним ещё раз. Сейчас же она должна была откланяться, чтобы успеть завершить начатое дело.

Когда дверь за фрейлиной затворилась, Серов попытался упорядочить свои мысли:

«Во-первых, постановке «Юдифи» ничто не угрожает. Это уже хорошо. Во-вторых, к согласованию финансовых аспектов выступления Вагнера в Петербурге привлечено внимание власть имущих. Ещё лучше! Баронесса упомянула об участии Рубинштейна. Хоть я его и ненавижу, – надобно, наверное, поступиться гордостью и нанести ему визит, замолвить слово за Вагнера. Это наверняка поможет увеличить столь нужный моему другу гонорар. И, наконец, верно ли я представил Рихарда этой очаровательной фрейлине, не растерялся ли перед её лучезарным взглядом, достаточно ли ясно высказался, чтобы она смогла убедить Великую княгиню в особом значении гастролей Вагнера для России? Кажется, да… Но, Господи, чем она не Юдифь? Настоящая Юдифь! А если так, кто же тогда Олоферн?»


Рецензии
Спасибо! Очень понравилось Ваше чтиво.Люблю Вагнера и Листа, тем более, дочь Листа Козима стала женой Вагнера. Это была большая любовь. Когда его не стало- она так переживала, что пролежала сутки обняв его и остригла свои волосы, положив в гроб... Много сразу вспомнилось интересного о нём. Ваш Серов мне понравился- интересный образ.В Мариинке слушала все оперы Вагнера с Валерием Гергиевым.
Благодарю,успеха и удачи-Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   24.04.2024 21:50     Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемая Ольга! Если Вам интересно, приглашаю прочитать мой рассказ «Закат в Венеции» о последних месяцах жизни Вагнера. Успехов Вам во всём и прекрасных спектаклей в Мариинке!

Власов Вячеслав   25.04.2024 17:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.