Как тур. национализм присвоил монг. сивого волка
См.ткж нашу прежнюю статью "Ав. бурияб борояб и монг. бор"
Как тур. национализм присвоил монг. сивого волка
Мы уверены, что если бы потомки монголов проживали на территории современной Турции, то никаких национально-культурных прав быть самими собой и говорить на собственном языке они бы не имели. Да, никакого другого ущемления бы не имело места-в случае их принадлежности к мусульманам-суннитам, но во всём остальном, как говорится, им бы не дали поднять головы. Школа, армия, ататюркистская пропаганда им бы из года в год вдалбливала, что они - "турки" (тюрки). Но самым забавным оказались бы традиционные турецкие националистические лозунги и призывы в духе "правильного" турецкого патриотизма, в которых узнаваемо читались монгольские слова. Их бы учили чужому патриотизму на чужом для них языке под "кричалки" из их же собственного языка.
В самой Турции, образованный контингент прекрасно знает о том, что "сивый волк" (он же - "серый волк") турецкого национализма монгольский по-происхождению. Курд по национальности известный турецкий философ, публицист,поэт Зия Гёкальп неоднакратно воспевал "сивого волка" в своих стихах и статьях, призывая турок быть "самими собой" и следовать своему собственному историческому пути. Ещё больше уделял ему внимания адыг по родному отцу и турок по матери-Нихаль Атсыз. У последнего написана на эту тему целая трилогия. Турецкий национализм, таким образом, "выжал" из монг. "сивого волка" всё возможное.
Турецкие фанаты этого изначально монг. символа- при попытке у них разузнать как монгольский мифологический сюжет о пещере Зргене-коон вдруг оказался подхвачен турками, пускаются в туманные рассуждения о Хунну, дескать, это "их предки" и "Эргенекон", "Бортечине" - их наследие. Но дело в том, что 1.Хунну вовсе не предки современных турок- отуреченных византийцев; 2. Символикой Hsiong-nu хуннов, судя по их экспонатам в музее Улан-Батора яал. "горный козёл".
3. Правящая династия древних тюрков (тюркютов) явл. монг. по происхождению.
Как в аварском, так и чеченском языках прослеживается весь семантический ряд- пещера-дорога/странствовать-темнота/пушной зверь-подземная река мёртвых, над ней луч,сияние и т.п. И всё это совпадает с данными монгольских языков. У них то же самое. В тюркских языках ничего подобного однако нет. Нет у них ни должного названия "пещеры", ни "темноты (шерсти)", ни "путь,дорога/странствовать". Ровным счётом ничего из того, чтобы сблизить мировосприятие их предков с данными монгольского этиологического мифа о первопредке- "сивом волке". Для совершенно незнакомых с этой темой могу уточнить, что образ "волка" в "пещере" может "прятаться" и в образе "паука", а также оказаться табуирован словом "собака, друг". Это - первопредок с которым тебе суждено встретиться после смерти, далее твоя душа/самость - "БИЕ" на плоту (в ав. яз. он реконструируется как связанный с сосной, в чеч. есть намёк на необработанную шкуру и дуб ) поплывёт на север в мир предков. Если твоя смерть была сопряжена с пролитием на землю крови (ав. БИ "кровь"), то возрождения не будет,потому что для воскресения тебя в телесном виде необходимо "бие". Ав. бихьин "мужчина,самец" то же самое, что монг. бие-хуьн, т.е "человек с бие". В языке пушту отголоском этого же или подобного мифа явл. nukuna "предки"(ср. ав. некIо "в старину, в древности").
Нас особо впечатляет, что все действия мифа "Эргенекон" разворачиваются именно в горах (монголам присущ культ гор, парамонголы-вухуане почитали "Красную гору"), откуда двое-попадают затем в пещеру. И само словосочетание "Эргене-коон" переводится с монг. как КРУТОЙ СКЛОН. Этот же самый северный (теневой) лесистый склон упрямо маячит в аварском и чеченском языках в связи с этимологией термина ХЬОН.
Приведём цитату из нашей прежней статьи:
"Ав. бури-яб (диал. борояб, бурия, бораб) "бурый, темнокоричневый": Монг. БОР "сивый, смуглый, коричневый".
Эта лексема была представлена и в сяньбийском. Диалектные аварские формы более правильно передают звучание в монгольском, чем литературное "бури-яб". В ав. "-яб" типичеый показатель среднего рода, естественно, в монгольских языках ничего подобного нет.
Совпадение как фонетически, так и семантически - безупречное. Внешние связи: в германских языках - brown, braun и т.п. "коричневый". В тюркских языках boz "серый"".
Если попытаться полностью реконструировать миф о пещере "Эргенекон", то мы проделаем путь от северного (теневого) склона горы далее через пещеру и подземную реку мёртвых ...выйдем как "преображённые, заново рождённые". И эта мистерия таинства жизни и смерти указывает в конечном счёте на "нирунов"- этническую группу, считавшуюся среди монголов их "становым хребтом", "прародителями царствующего дома". В монгольской историографической традиции, авары, ушедшие в Европу всегда обозначались как "НИРУН МОНГЪОЛЪ АВАРЧУУД" ("нирун монгол-авары"). Для них они до сих пор-"нируны", т.е. монгольский "становой хребет", их "цвет",избранники "Дегэрэ Тэнгри" ("верховного священного неба"). Это одна из причин, по которой мы предположили в предыдущих статьях, что доисламская разновидность нахско-дагестанского христианства (перемешанного с язычеством) должна была нести какое-то националистическое содержание. В ней вполне могла быть акцентировано выражена роль хонов, условно парамонгольского этнического элемента на Кавказе. Вот почему горско-аварские правители так долго отказывались принимать ислам- потому что в прежней идеологической системе всё было "заточено" под их амбиции. В Византии "хионы" упоминаются как одна из иудео-христанских сект, которой до сих пор не находят устраивающего всех объяснения.
Свидетельство о публикации №223031900362