Ревнитель русского просвещения

«Типографщик, издатель, книгопродавец,
 журналист, историк литературы,
школьный попечитель, филантроп,
Новиков на всех этих поприщах
оставался одним и тем же –
сеятелем просвещения».
Василий Ключевский.

Русский  просветитель, писатель-публицист, основоположник отечественной журналистики и педагогики, выдающийся книгоиздатель XVIII века, общественный деятель.
• По словам поэта и философа А. Н. Радищева, он являлся «радетелем российского просвещения».
• А по выражению историка  Н. М. Карамзина - «первым русским просветителем».
• Братья-масоны называли его «Апостолом добра».
• Князь А. А. Прозоровский, который курировал его следственное дело как московский генерал-губернатор, написал о нём в письме: «лукав до бесконечности, бессовестен и смел, и дерзок».
• В. Г. Белинский называл его необыкновенным и великим человеком, и, оценивая вклад его в развитие культуры и образования в России, писал:
«Этот человек, столь мало у нас известный и оценённый (по причине почти совершенного отсутствия публичности), имел сильное влияние на движение русской литературы и, следовательно, русской образованности... Благородная натура этого человека постоянно одушевлялась высокою гражданскою страстью — развивать свет образования в своем Отечестве».
Он выступал с критикой недостаточной «просвещённости»  Екатерины II в своих сатирических журналах «Трутень», «Живописец», «Кошелёк».
Он выступал против крепостного права.
Как общественный деятель открывал типографии, библиотеки, школы, книжные лавки и магазины, издавал книги.
Он был гений коммерции и заработал на своем гении огромные деньги. По тем временам – 4 миллиона золотом. И почти всё раздал на благотворительность!
Уже став богатейшим человеком, он по-прежнему надевал по утрам свой синий передник и лично становился за прилавок продавать книги. На вырученные деньги он покупал нищим хлеб и одежду, предоставлял им кров и бесконечно помогал духовной, моральной поддержкой, одаривая книгами и журналами.
 Как говорил Леонид Александрович Мацих, «к нему, по-видимому, не применимы обычные человеческие мерки, это был человек неземного калибра».
А ещё он принадлежал к масонскому обществу.
Был арестован и заключён под стражу за политическую деятельность.
Имя этому дальнозоркому, чуткому, честному человека - Николай Иванович Новиков.

***

Николай Новиков родился 27 апреля (8 мая) 1744 года, в Подмосковье, в имении Тихвинское-Авдотьино.

Отец -  Иван Васильевич Новиков – дворянин, флотский капитан, прошедший выучку Петра I.
Здесь же, в Авдотьино, прошло детство маленького Николая.
Здесь началось его домашнее обучение – у деревенского дьячка.
В 11 лет Коля поступил в дворянскую гимназию при Московском университете.
 Но учился неровно: в 1758 году его фамилия – среди лучших учеников, а через 2 года Николай был отчислен за многочисленные прогулы и неуспеваемость -  «за леность и нехождение в классы».
Вернувшись в родное имение, подросток прожил с родителями два года.

***

А затем отец принимает решение отправить сына на службу в Измайловский полк.
 В начале 1762 года он служил рядовым в составе Измайловского гвардейского полка.
 А летом того же года стал участником дворцового переворота, в результате которого взошла на престол Екатерина II.
Николай Иванович в этот день стоял часовым у разводного моста перед измайловскими казармами, и сразу был произведён в унтер-офицеры.
Но молодого офицера военное поприще не прельщало: он почувствовал тягу к занятиям словесностью.
Новикову ближе наука и книги.
Именно в это время Николай Иванович начинает свою писательскую деятельность.
В 1766 году он издал 2 переводные французские повести и сонет.
В 1768 году  в Академической типографии Николай Иванович напечатал «Реестр российским книгам, продаваемым в Большой Морской, в Кнутсоновом доме».
Параллельно с этим Новиков занимался ведением протоколов в Комиссии депутатов для сочинения проекта «Нового Уложения» (свода законов), которому Екатерина II придавала большое значение.
Во время службы в этой комиссии он познакомился с реалиями русской жизни. А также стал лично известен Екатерине, регулярно докладывая ей о работе комиссии.
Императрицей было отмечена способность молодого человека, его организаторский талант. Поэтому даже после перевода на другое место службы - в Мурманский полк, он остаётся работать в этой комиссии.
 
***

В 1769 году он прекращает свою деятельность в составлении законов «Новых уложений», так как работа над новыми сводами была закончена.
 И тогда же, воспользовавшись правом, которое давалось Манифестом о вольности дворянства, Новиков вышел в отставку в чине поручика.

Николай Иванович начинает работать переводчиком.
В этом же году Новиков получает разрешение у Екатерины II на создание журнала «Трутень».
 Но вот редакционную политику в издании он ведёт в разрез с пожеланиями императрицы и всего высшего общества.
Екатерина II предпочитала видеть в подобных изданиях «обличие пороков, но не людей». Приветствовалось наличие юмора и сатиры.
 Но Новиков критиковал и обличал в своих статьях конкретных представителей власти, достаточно открыто бичевал взяточничество, крепостное право, а также смело выступал против очень влиятельных людей.
Даже сам эпиграф в «Трутне» был взят из басни Сумарокова: «Они работают, а вы их труд ядите».
Собственно, эта строчка и задала тон всему изданию.
Это был своеобразный вызов, в котором Николай Иванович обличал существующий порядок. Он чернил дворянство своими статьями.
Его героями становятся вымышленные персонажи, жадные и грубые помещики Змеян и Безрассуд, а вот народ представлял Правдолюб, который вступил в полемику с самим автором этих изданий. Читатели, безусловно, понимали, что в России нет ни справедливости, ни правды, ни порядка.
Антикрепостническая, антидворянская идея лежит в основе всех статей, очерков и рассказов журнала Н. И. Новикова.
• Именно об этой сильной стороне Новикова-сатирика писал Н. А. Добролюбов:
 «Новиков, как известно, был первый и, может быть, единственный из русских журналистов, умевший взяться за сатиру смелую и благородную, поражавшую порок, сильный и господствующий... Он затрагивал такие вопросы и интересы, которые только ещё в настоящее время находят своё разрешение и о которых поэтому во времена Новикова нельзя было ещё говорить всего, что нужно. При всём том жизнь и сила составляют отличительные достоинства «Трутня» и «Живописца».
Ещё одной злободневной темой стало увлечение русским дворянством французскими и немецкими обычаями, которые они внедряли в свою повседневную жизнь.
Николай Иванович был ярым заступником за сохранение свой собственной национальной культуры.
 И конечно его главной темой была борьба за отмену крепостного права.
 В своих статьях он подробно рассказывал с помощью достоверных фактов о печальных картинах  жизни простого крестьянина.
 Он обличал помещиков в произволе и безнаказанности.
Конечно,  такие выпады в сторону власти не могли остаться безнаказанными.
По приказу Екатерины II, в 1770 году журнал был закрыт.
Но Николай Иванович решает продолжить свою просветительскую деятельность.
Закрытие «Трутня» научило прогрессивного автора быть осторожней.
Позднее он становится редактором сразу нескольких оппозиционных изданий — это «Пустомеля», «Живописец», «Кошелёк».
Новиков немного усмиряет свой пыл, его статьи теперь немного сдержаннее, но по-прежнему несущие неприглядную правду.
«Пустомеля» просуществовал недолго. Как и «Трутень» он был закрыт по приказу императрицы.
Но «Живописец» продержался намного дольше. За это время было напечатано множество статей с обличением пороков правящих верхов и врагов просвещения, насмешками над дворянскими нравами, изображением крестьянской нужды.
В публикациях этих изданий Новиков всё так же обличает помещиков и дворянство, но открытых призывов к неповиновению он не пишет. Его политические взгляды можно назвать как дворянский либерализм.
Николай Иванович своей просветительской работой задал тон принципиально нового этапа в развитии российской журналистики.
Его сатирические статьи стали абсолютно новыми, свежими приёмами в отражении реальной жизни.
Они отличались смелостью взглядов и бескомпромиссным изложением фактов, его словесные портреты отличались реалистичностью с лёгким налётом юмора.
В 1774 году Новиков решает уйти в отставку, и посвятить всё своё время работе в литературной сфере.
И всего через три года он основывает журнал «Утренний свет».  В нём задаёт принципиально новое направление философской журналисте в России.
 Он отходит от сатиры, теперь он просветитель, сменяет свой агрессивный обличительный тон на нравоучительный.
Как просветитель XVIII столетия он верил в силу просвещения и в положительную деятельность «просвещённого» монарха, полагая, что главным и единственным путем к уничтожению крепостничества и сословных привилегий является воспитание.
Объясняя существующий крепостнический режим моральными причинами, Новиков соответственно определял и свою задачу писателя и просветителя: начать воспитание новых поколений русских людей, которые, будучи просвещёнными, покончат немедленно с преступным «владением себе подобными» людьми и утвердят новые, истинно разумные отношения между существующими в России сословиями. Главным в этих отношениях должно быть равенство.
 Новиков беспрестанно повторял: «Крестьяне такие же люди, как и дворяне».
В «Отрывке путешествия» откровенно сказано: «Крестьяне — подобные вам человеки».
Эта идея равенства, по Новикову, должна была составлять основу нового, созданного путем просвещения и воспитания общественного строя.
Философские произведения, напечатанные в журналах Новикова «Утренний свет» (1777—1780) и «Московское издание» (1781), объединяются одной темой — обоснование такой нравственности, которая определяла бы общественно-активную и патриотическую деятельность человека.
Вместо реакционного принижения человека церковью Новиков провозглашает идею величия человека.
Человек — «истинное средоточие сей сотворенной земли и всех вещей».
Проповеди неравенства и сословности Новиков противопоставляет идею равенства.
 Равенство людей мотивируется их природой, их высоким положением (в мире живых существ, их возможностью «мир себе представлять, об оном размышлять и рассуждать».
Новиков никогда не говорит о «чине и должности», разделяющих людей.
 Свое «природное» величие человек ещё должен осуществить, проявить и утвердить в своей жизни. Действительное достоинство человека зависит не от бога, а от самого человека, и прежде всего от его общественно-полезной деятельности, которая одна лишь может способствовать созданию «истинного человека».
Новиков высказывает мечту просветителей о торжестве истинно человеческих отношений в России, когда уничтожится сословность, исчезнет рабство, когда все люди, поняв смысл «науки о человеке», станут осуществлять свое истинное величие в деятельности на благо родины и всех сограждан.
Новиков ставит своей задачей воспитывать в человеке чувство достоинства, патриотизм, ненависть к унижающим его сословным привилегиям, желание общественно-полезной деятельности.
• Главную свою миссию и идею, мысль, (которая тогда казалась безумной, нелепой, глупой и еретической) он сформулировал таким образом:
«Простые люди тоже будут читать».
А ведь тогда – в 18-м веке, как и сотни лет до этого, книги выпускались только для аристократии. Все они были в дорогих теснённых переплётах из хорошей кожи, с использованием настоящего золота, с гравюрами, которые оформляли лучшие художники Голландии, Франции и Англии.
 Иными словами, книга стоила очень больших денег, и позволить себе составить библиотеку могли только вельможи.
 Вот на таком, казалось бы, неблагополучном старте Николай Иванович задался целью внести книгу в каждый дом!
Одержимость и непоколебимая вера в себя помогали Н. Новикову следовать за своей мечтой и добиваться её исполнения.
 Вскоре он стал выпускать книги по одной копейке в бумажных обложках с дешёвыми иллюстрациями.
 1779 год ознаменовался для Николая Ивановича переездом в Москву.
И он сразу же приступает к издательству газеты «Московские ведомости».
Новиков создаёт её по европейским канонам, в ней содержится новостная информация и аналитические статьи.
Журналистом он был превосходным, поэтому и новое издание сразу же стало набирать обороты.
Новиков сумел сделать газету интересной широкому кругу читателей, приучил общество следить за новостями и объявлениями.
 Тираж газеты вырос с 600 до 4000 подписчиков.

Организовал выход журнала «Московское ежемесячное издание», а «Ведомости» заимели приложение из его статей.
Новиков стал инициатором выпуска 1-го в России женского журнала под названием «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета».
В активе Новикова и создание 1-о в России детского журнала – «Детское чтение для сердца и разума», издававшегося в 1785–1789 гг. Одним из его авторов был юный Николай Карамзин.
 Николай Иванович начал издавать и специальный журнал «Экономический магазин». Его по заказу Новикова в течение 9-ти лет редактировал выдающийся учёный-агроном Андрей Болотов.
В московский период, длившийся 10 лет, Новиков выпустил в свет более 1000 изданий, что составляет около 10% от общего объема печатной продукции, вышедшей в России с момента смерти Петра I до конца XVIII столетия, то есть за три четверти века. Впечатляет!
Круг изданий огромен и вмещал в себя очень разные произведения – от работ знаменитых «отцов церкви» Августина Блаженного, Фомы Кемпийского до комедий Бомарше и Мольера, от Эразма Роттердамского, Вольтера, Монтескье и Руссо до популярных тогда романов Ричардсона.
Новиков познакомил русского читателя с Гулливером и Робинзоном Крузо, романами Сервантеса и аббата Прево.
• Ключевский, характеризуя его издательскую деятельность, сказал:
 «К книге Новиков относился, мало сказать, с любовью, а с какою-то верой в ее чудодейственную просветительную силу. Истина, зародившаяся в одной голове, так веровал он, посредством книги родит столько же подобных правомыслящих голов, сколько у этой книги читателей».
Издательская деятельность Николая Ивановича Новикова была поистине невероятной. Он печатал 30% книг, выходивших в то время в России.
Новиков открыл книжные магазины в 16-ти городах и стал 1-м в России профессиональным книготорговцем.
 Кроме того, он устраивал и бесплатные библиотеки.
Просветительская деятельность Новикова в те годы была совершенно новаторской. Просвещение читателей шло, прежде всего, через светскую литературу.
На посту редактора и издателя Николай Новиков сделал для русского просвещения гораздо больше, чем иные плодовитые литераторы. Фактически именно Новиков привил сперва Москве, а затем и всей стране любовь к чтению, создавая журналы, основывая типографии, открывая книжные лавки, выпуская книги по всем отраслям знаний. Всё это в совокупности привело к многократному увеличению тиражей и объёма продаж изданий на русском языке.


***

В 1775 году Новиков вступил в петербургскую ложу «Астрея», став масоном, как и многие деятели европейского Просвещения. Его привлекала идея нравственного совершенствования человека.
В Москве Николай Иванович занял высокие посты сразу в нескольких масонских организациях.
Основал при университете учительскую и переводческую семинарию.
 Содействовал открытию больницы для типографских рабочих и аптеки для бедных.
Он стал вдохновителем «Дружеского общества», деятельность которого направлено было исключительно на просветительскую работу и издание советующей литературы.
Это общество совместно Типографическим обществом выпускало огромное количество литературы содержащие масонские идеи.
Екатерина II очень подозрительно относилась к этому движению.
Она впоследствии даёт распоряжение об обысках в книжных лавках Николая Ивановича. По её распоряжению митрополит Платон проводит разговор с Новиковым с целью испытать его в Законе Божьем и вместе с тем изучить продаваемую литературу на содержание. Платон не усмотрел в суждениях Новикова ничего противозаконного, и признал его верным православной церкви.  Но это, однако не помешало ему предписать к уничтожению 460 его сочинений.
Гонения на масонов продолжились. И в 1791 году типография была уничтожена.
В 1792 году было запрещено к продаже большее количество книг, но многие из них по-прежнему незаконно продавались.
Терпение Екатерины II закончилось.
В это же время и произошёл арест самого Новикова.
 Начались обыски, допросы, полный запрет на типографию.
 Екатерина II не скрывала, что Новикова, по её мнению, следовало бы подвергнуть казни. Но проявила милость и велела лишь «запереть его на пятнадцать лет в Шлиссельбургскую крепость».
Вот так наказала императрица Новикова за его вольнодумство…
В крепости опальный издатель провёл четыре с половиной года (вплоть до 1796 года) в камере, которую ранее занимал свергнутый император Иоанн Антонович.
***

Во время правления Павла I Новиков был освобождён из заточения.
 Но заниматься издательской деятельностью ему было запрещено.
Запрет на всю политическую деятельность принёс Николаю Ивановичу забвение, его стали постепенно забывать.
Освобождение принесло ему и печальное известие о том, что за время его нахождения в тюрьме, всё его имущество было продано с аукциона.
Он просит помощи у друзей, рассылает письма в различные инстанции о возврате хотя бы части своего имущества. Его просьбу удовлетворили.
 Новикову вернули усадьбу Авдотьино, но к сожалению, она находилась в удручающем состоянии.
Свои последние сбережения и силы Николай Иванович потратит на ремонт.
 К сожалению, ему приходится воспользоваться и заёмными средствами, которые в дальнейшем станут его головной болью. Платить проценты становится очень затруднительно. В его жизни появляется страх о том, что и это его имущество будет продано с молотка.

***

Слишком насыщенная политическая и литературная жизнь Николая Ивановича не оставляла ему времени на устройство своей личной жизни.
 Со своей избранницей он познакомился в доме Николая Трубецкого, своего давнего приятеля и собрата по масонской ложе. Ей была племянница Трубецкого Александра Егоровна Римская-Корсакова.
Они заключили скоропалительно брак, не имея тёплых отношений.
 Их совместную жизнь нельзя назвать счастливой, но всё же у пары родилось трое детей.
В 1791 году его супруга умерла, и он остался один воспитывать своих наследников.
Все его дети были подвержены эпилепсии, которая проявилась у них при чрезвычайном событии. во время обыска в их доме, при котором всё было перевёрнуто вверх дном и закончилось арестом их отца.

***

В последние годы он:
• занимался садоводством,
• разбил в Авдотьино фруктовый сад,
• много времени проводил в парке.
Друзья присылали ему саженцы и черенки вишен, груш, яблонь.
В конце XVIII века, благодаря стараниям Новикова,  Авдотьино представляло собой благоустроенную усадьбу с деревянным двухэтажным барским домом, каменными службами, с кирпичным флигелем и скотным двором.
 При усадьбе находился громадный фруктовый сад с оранжереями и парк, занимавший около двенадцати десятин. Особенно хороша была липовая аллея, идущая от входа в церковь.
Гуманист и просветитель Новиков боролся с разобщённостью крестьян, сознательно проводя в жизнь идею об их сближении. Это выражалось как в организации крестьянской взаимопомощи на случай стихийных бедствий, так и в постройке для них домов, которые сам он называл «домами связи».
На свои средства Николай Иванович построил в Авдотьино одноэтажные каменные дома для крестьян, каждый из которых был рассчитан на четыре семьи. Построены они из белокаменного плитняка и кирпича, а каждая комната освещалась двумя небольшими окнами, вместо волосковых окон в избах были небольшие настоящие окна. Планировка предусматривала удобство и изолированность каждой семьи. По продольному фасаду дома имеются четыре входа, ведущие через сени в отдельные комнаты, по размерам не уступающие обычной крестьянской избе.
 Сам он жил скромно в двухэтажном деревянном доме, который окружал фруктовый сад, оранжереи и парк.
Высшим проявлением благотворительной деятельности московского кружка была ПОМОЩЬ голодающим, организованная им в 1787 году.
 В тот год… московский кружок в обширных размерах начал производить раздачу хлеба нуждающемуся населению.
Главным организатором и инициатором в этом деле был Новиков.
• Вот, что об этом рассказывал сам Новиков:
«Я роздал весь свой хлеб, сколько его было, своим крестьянам, уделяя из оного часть соседским крестьянам же, пришедшим по знакомству просить; но как сего очень было мало, то и употребил я бывшие тогда у меня занятые с братом на наши нужды деньги, всего помнится до 3.000 p., с тем, чтобы куплено было наполовину ярового хлеба для семян на следующую весну, а на половину ржи для прокормения; по удовольствовании же своих крестьян, оставшийся хлеб велел по малому числу раздавать приходящим бедным просителям. Сделав такое распоряжение, возвратился я в Москву. Быв в первый раз еще в жизни моей поражен ужасною картиною голода, был я чрезвычайно сильно этим тронут; натурально, что и рассказывал я случившимся у меня приятелям, в числе коих был и г. Походяшин (известный богач-заводчик), о моей поездке в живых выражениях... Г. Походяшин передавал всего 50.000 руб., на которые я закупил хлеба и роздал просившим взаймы до следовавшей осени, с тем, чтобы деньгами или хлебом заплатили… Посредством сего хлеба вся та окольность в тот несчастный год прокормилась и весною все поля обсеяны были яровым хлебом».
• Об этом факте в своей «Записке» сообщал Н. М. Карамзин:
«Новиков во время неурожая роздал много хлеба бедным земледельцам. Удивлялись его богатству, не зная, что деньги на покупку хлеба давал Новикову г. Походяшин, масон, который имел тысяч шестьдесят дохода и по любви к благодеяниям в сей год разорился».

В 1817 году Николаю Ивановичу с огромным трудом удаётся собрать нужную сумму для погашения долга. Его финансовое состояние было просто плачевно. Сильные переживания сказались на его здоровье.
 У него случился инсульт, который впоследствии и стал причиной его смерти.

Новиков умер 31 июля (12 августа) 1818 года в возрасте 74 лет …

***

Для «осьмнадцатого столетия» Николай Иванович Новиков — фигура воистину легендарная и в то же время титаническая.
 Он издавал популярные сатирические журналы «Живописец», «Трутень», «Кошелек».
Был основателем специальной исторической науки  — археографии, занимающийся собиранием, описанием и изданием памятников российской словесности.
Новиков предпринял издание многотомной «Древней российской вивлиофики», сборника «Повествователь древностей российских» и ряда других книг, благодаря которым русские люди в последней четверти XVIII века познакомились с малоизвестными архивными документами и трудами историков прежних времен.
Он составил и издал «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772;год) — первую литературно-биографическую энциклопедию.
 Издавал также научные и философские журналы, газету «Московские ведомости» и литературно-публицистическое к ней «Прибавление…».
 Прививал охоту к чтению такими серийными изданиями, как «Городская и деревенская библиотека», «Модное ежемесячное издание», «Экономический магазин».
 Николай Иванович Новиков был основателем «Типографической компании» — одного из первых в России акционерных общество.
 В 1779;году арендовал и модернизировал типографию Московского университета.
Именно Новиков впервые познакомил соотечественников с переведенными на русский язык произведениями Дефо, Свифта, Мольера, Бомарше, трудами ученых-естествоиспытателей и философов-мистиков Западной Европы.
 Наконец, он решил выпускать 1-й в России журнал, адресованный подрастающему поколению, — «Детское чтение для сердца и разума». Редактировать этот журнал Новиков пригласил молодого Николая Карамзина, тем самым дав «путёвку в жизнь» будущему прославленному историографу.
Перечисление только этих заслуг было бы вполне достаточно, чтобы имя Новикова навеки осталось на скрижалях истории отечественной словесности.
Но просветитель совершил гораздо большее.
 Развив колоссальную книгоиздательскую деятельность, он создал разветвлённую книготорговую сеть во многих губерниях Российской империи.
Стал первым, кто открыл в Москве аптеки для малоимущих, а также общедоступную библиотеку-читальню.
Основал учебные заведения для детей разночинцев.
 Спасал крестьян в голодные, неурожайные 1786 — 1787;годы.
Претерпев гонения, лишения, 4-х летнее заключение в Шлиссельбургской крепости, Новиков остался верен себе и своему делу.
После смерти Екатерины II, выйдя на свободу, уже во времена правления Павла I и Александра I, долгие годы в Павловские и Александровские времена он стал идеологом русских масонов и розенкрейцеров.
Уединившись в своей подмосковной усадьбе Авдотьино на берегу реки Северки, Николай Иванович вёл обширную переписку.
 Вместе с собратом по духу С. И. Гамалеей создавал уникальную пятидесятитомную «Герметическую библиотеку».
 Спасал замерзающих, отступающих французских солдат и офицеров зимой 1812;года, отставших от обозов.
 А в 1815;году наставлял архитектора Александра Витберга, когда тот начал работать над проектом Храма Христа Спасителя.
• Историк и философ И. Киреевский писал, что Николай Новиков именно:
«…Тот, кому просвещение наше обязано столь быстрыми успехами, кто продвинул на полвека образованность нашего народа, кто всю жизнь употребил во благо Отечества и уже видел плоды своего влияния на всех концах русского царства… Дело, им совершённое, осталось: оно живёт, оно приносит плоды и ищет благодарности потомства».

К сожалению, судьба к Николаю Ивановичу Новикову была колоссально несправедлива. К невероятному огорчению о его вкладе в просвещение знает ничтожное число людей!


Рецензии