3. Совсем взрослые. Сами с усами. - 24

Начало здесь:http://proza.ru/2023/03/19/516

3.24. ПРИБЛИЖЕНИЕ ДОЛГОЖДАННОЙ ОСЕНИ

Потом, несколько лет спустя, закругляя шестую или седьмую восьмимесячную навигацию на Дону, я пойму, что такое усталость навигационная и как может надоесть «до чёртиков» любимая работа. Экипаж, который по весне ты сам набираешь под себя, с которым ты работаешь и питаешься с одного стола, совершаешь совместные ночные рейды на колхозные поля за овощами, который в полном составе понимает тебя с полуслова, всё-таки, надоедает к осени со своими семейными проблемами. И от всего этого очень хочется поскорее прийти в затон, закрыть суда земкаравана, распрощавшись со всеми на период отпуска и отгулов. Потом, только потом. А пока…

Отдохнув в семейном кругу с любимыми близкими людьми, узнав их проблемы и попробовав им помочь, я отправился в обратный путь, на земснаряд. Мне предстояло ещё несколько месяцев практики отработать в должности рядового состава, ведь, весной я вернусь на работу в должности командного состава, «инженера человеческих душ», как сказал однажды один преподаватель и его слова я помню по сей день…

Самолётное шасси мягко коснулось бетонной полосы Волгоградского аэропорта, вернув моё бренное тело и угнетённое состояние раздумий и мыслей из прохладного августа Горького в жаркий, ещё очень жаркий, август Волгограда. Яркий зелёный ландшафт берегов верхней Волги в окрестностях «третьей столицы страны советов» сменился пожелтевшими и пожухлыми от солнечных лучей бледно-жёлтыми видами степей и лугов нижней части великой русской реки. Знойный шквальный ветер встретил прилетевших сюда пассажиров своей неугомонной энергией сбить с ног всё, что попадается на пути. Вечные разнохарактерные и разнополюсные ветра данной географической местности, беда всех времён года…

- Как съездил? – Юрка снял наушники и непринуждённой улыбкой встретил меня, вошедшего в каюту, уставшего от дороги и жары, слегка опустошённого расставанием с любимой девушкой и мамой.
- Да нормально, - как-то без энтузиазма проговорил за меня мой внутренний голос, нормально, - и упал без сил на кровать.
- Ты чего такой?
- Знаешь, как трудно и совсем неохота из тёплого и уютного дома, от близких и любимых людей возвращаться на железку с шумом и треском.
- Знаю, - вздохнул Юрок, - когда служил на Балтике, так рвался домой на побывку, аж жуть. А когда дали отпуск, не хотел ехать, переживал. А приехал, переступил порог маминой квартиры, где пахло пирогами и домашней пищей, приуныл, понимая, что такая лафа всего на десять суток. Потом долго от отпуска отходил, из рук всё вываливалось, ничего делать не хотел… Было и у меня, не унывай, жизнь впереди такая, навигационная…

- Ага, нахрен эти отпуски дают, себя дразнить только.
- А зачем тогда пошёл на речника учиться? Это же постоянно в навигации.
- Да я как-то и не задумывался над этим раньше. Просто однажды фотку увидел в мамином альбоме. Там в курсантской форме её младший брат Вовка, мне и понравилась форма. Я маму попросил свозить в училище, а там и поступил без экзаменов на путейское отделение. Хотя, и не знал, что такое земснаряд, да после восьмого класса только на морских радистов брали и на путейцев. На радистов по слуху не прошёл, там, в основном, с музыкальным образование парни проходили. Вот так и стал путейцем. Разве знаешь всё о своём будущем в пятнадцать лет?
- Понятно, - ещё раз вздохнул напарник по каюте и вернул наушники на место, видимо, слушал новенькие записи…

Наутро из отгулов приехала смена командира и мы пошли вниз до калмыцких степей, в  район города Цаган-Аман, единственный населённый пункт степной Республики, выходящий на берег Волги. Там по плану предстояла разработка длинного переката…
- Чем ниже спускаемся по Волге, тем степи желтее и бледнее. Лето кошмарное, всё сгорело, - мы стоим с поварихой Ленкой на борту и разговариваем о моей поездке, землячка же, ей интересно, как я съездил.
- Да, я третий год здесь на юге работаю, такого лета не видела. А ты чего такой смурной? Дома случилось что? – и она, словно старшая сестрёнка, ершит мне чуб на голове.
- Нет, дома всё хорошо, да вот уезжать не хотелось, там так хорошо и уютно с ними.
- А что ты хотел, речник такое дело, крепись.
- Да я ничего, видимо ещё не привык к такому званию. Пройдёт, наверное, привыкну со временем.
- Привыкнешь, обязательно, - она погладила мне руку и ушла на камбуз готовить ужин.
А я остался наблюдать за мелькающими волжскими видами. Вниз земкараван неплохо бежит, только успевает поворачивать да хвост из понтонов за собой тянуть. Небольшие рощицы ракит и тополей вдоль берега сменяются заливными лугами и степями, со скошенной и уложенной в стога травой. Чайки резвятся в вышине неба, наблюдая за движением земснаряда и пытаясь что-нибудь увидеть в поднимающейся за кормой волне. Да только им там ничего не светит, на коротком буксире висят три нитки понтонов и успеть что-либо выхватить невозможно, можно под понтоны угодить. Они и курлыкают в отчаянье, что от нас им нет проку…

- А там населённый пункт далеко от берега? – задаю вопрос Алексею Николаевичу Лебедеву, сменному механику, стоящему возле рубки и рассматривающему в бинокль окрестности.
- Цаган-Аман единственный посёлок Калмыкии, выходящий к берегу Волги. Возле него и перекат наш, дней на десять-двенадцать работы. А почему спрашиваешь?
- Так, новые места. Выйти на берег, посмотреть, чем люди живут, чем дышат.
- А, понятно, любознательность распирает.
- Ага…

Спустя пару дней Ленка собралась за продуктами на берег, попросив в помощь троих курсантов. Пошёл с ней и я, посмотреть, действительно, чем живёт калмыцкий народ в таких выжженных степях, чем промышляет и чем торгует.
Мотозавозня мягко ткнулась в крутой берег, мы повыскакивали без трапа на землю и пошли в сторону посёлка, весело шутя и разговаривая. Бесшабашность и задор, свобода жизни и самостоятельность, чего ещё надо молодому поколению страны. Незамужняя повариха снова в окружении курсантов, чувствует себя с нами, как рыба в воде. Слегка краснеет и шутит, не отвечая на колкости об одиночестве и желании некоторых особей мужского пола приласкать и погреть. За разговорами мы и поднялись на крутой берег, оказавшись на пыльной поселковой грунтовке, откуда дома расходятся в разные стороны.
- Ребята, спрашиваем у местных жителей, где рынок и хлебный магазин. Нам нужны овощи, хлеб и мука.
- Хорошо, Ленок, бу сделано, - Санёк Новик вскинул руку под несуществующий козырёк.
- К пустой голове руку не прикладывают, - пошутила повариха, рассмеявшись.
- Она полна приятных эротических мыслей, дорогой повар, - парировал с улыбкой моторист.
- А вот и рынок, - как-то само собой вышли мы на главную площадь населённого пункта.
- Лен, а вот и магазины всякие, – махнул рукой в сторону вывески «Сельмаг» Юрок Прокофьев.
- Начнём обозрение посёлка с него, - Лена смело повернула в магазин, парни за ней.
- Ребята, смотрите! – закричал я, увидев на пустом рынке спящего пожилого мужчину в тюбетейке, над головой которого на прилавке лежал огромнейший полосатый темно-зелёный арбуз, - ничего себе, арбуз, я отродясь таких размеров не видел!
Моему восторгу нет предела. В наших краях арбуз редкость, а такой диковины я и вовсе никогда не видел. Мои ноги смело двинули в сторону прилавка со спящим продавцом, просто поинтересоваться ценой на такого красавца. Продавец как будто слышал мои слова или просто от крика восторга проснулся, раскрыл узкие глазки уставшего местного аборигена, улыбнулся в щербатый, почти беззубый, рот и очень культурно спросил:
- Купить хотите, молодой человек? Берите, уступлю.
- И почём же такая силища? – пытаясь поднять арбуз, спросил его.
- По копейке за килограмм отдам. Последний, большой, сочный, берите, не пожалеете. Домой нести тяжело, а мои все в поле, помочь некому.
Я обалдел от такой низкой цены и, не поверив его словам, переспросил:
- За сколько-сколько продаёте? Я не ослышался? По одной копейке за килограмм?
- Вы не ослышались, молодой человек, арбуз выращен на моей семейной плантации в калмыцких степях. В нонешнем году сухо, солнца много, урожай хороший, вот и отдаю по копейке за кило.
- А можно его надрезать, попробовать, как это всегда делают на рынке?
- Не советую, лопнет, слишком спелый, - и, видимо, поняв, что мы с реки, продолжил, - на теплоход придёте и порежете. Только тарелку большую подставьте, сока много будет.
У меня от приятного удивления отвисла челюсть, а мальчишки подбежали на наш разговор и начали по очереди поднимать арбузище с прилавка.
- Килограмм двадцать будет, - со знанием дела сказал Лёшка.
- Не, Лёха, килов тридцать, - начал спорить Юрка, улыбаясь своей наивной детской улыбкой.
Мы с продавцом смотрим на этот юношеский спор и тоже улыбаемся. «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало». Он-то наверняка знает вес своего последнего плода, а мне всё равно, сколько он весит, я его уже покупаю. За такие деньги попробовать настоящий калмыцкий арбуз совсем не жалко. Ведь, по-любому, и на пятьдесят копеек не потянет.
- Сколько весит арбуз, дедушка? – спрашиваю, устав слушать спорщиков. – Я его покупаю.
- Двадцать пять кило, двадцать пять копеек. Берите, не пожалеете. Будете меня вспоминать добрым словом, когда разрежете. Чистый степной витамин.
Я достал мелочь из кармана и отсчитал продавцу три десянтика. Хотел быстро поднять плод, да не тут-то было, тяжеловат арбуз. Да и диаметр большой, неудобно обхватывать. Так делать нечего, купил, бери и неси.
По дороге на земснаряд Юрок и Лёшка помогают мне попеременке нести вкуснятину. Есть-то все будем.
Санёк несёт всю поклажу, что купил повар, это ему за ехидства эротическое испытание такое на мужскую прочность. И только Лена шагает и размахивает сумочкой дамской с колпитными деньгами. Истинная леди. А то!..

Дней пять всей командой мы лакомимся сочным красным с мелкими чёрными зёрнами плодом. Едим и добрым словом вспоминаем дедушку калмыка, уставшего продавать плоды семейного труда. Спасибо труженикам плантаций, вкусный арбуз. Не обманул дед, как только тронули зелёный плод столовым ножом, с характерным хрустом спелости треснул он на две половины и на стол полился красный арбузный сок…
Я потом долго всем дома рассказывал, какие цены на арбузы в низовьях Волги и какой урожай собрали в прошедшем году с калмыцких плантаций, не забывая давнюю детскую грустную историю про «белые арбузы»…

Продолжение здесь:http://proza.ru/2023/04/14/1377


Рецензии
Так получилось, что нечаянно начала читать трех моряков. И всем рада,и у всех учусь. Так параллельно и читаю, и не разочаровалась.
Ваши воспоминания подкупают искренностью и убежденностью, а также знакомят с неведомой мне ранее профессией,описанной с любовью. Удачи и успехов.

Валентина Воронина   22.05.2023 10:23     Заявить о нарушении
Спасибо вам за визит и тёплый отзыв, новый посетитель моей прозы... Приятного прочтения всего произведения... А ещё вопрос, кого из моряков вы ещё читаете, подскажете? Я тоже хочу почитать...

Станислав Климов   22.05.2023 12:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.